Отечественные артиллерийские и ракетные корабли малого водоизмещения

Леонид Карякин, 2010 г.
Авторская версия статьи, опубликованной в журнале «Арсенал. Военно-промышленное обозрение» №6 / 2010

В новой России

 

Разразившийся в нашей стране после распада СССР в 1991 году невиданный экономический кризис прервал все кораблестроительные программы. В начале 1990-х годов боевые корабли, доставшиеся Российскому ВМФ, практически не проходили ремонтов и простаивали у стенок заводов или списывались и продавались за рубеж по цене металлолома. Однако постепенно ситуация начала выправляться и стране потребовались новые корабли для охраны государственных границ и боевой службы в море.

В первую очередь было решено достраивать и вводить в строй то, что еще сохранилось на судостроительных заводах: несколько ракетных катеров проекта 12411 закладки 1989-91 гг. и почти готовый МРК скегового типа пр.1239, а также «пограничники» пр.10410. Кроме того, производство РКА типа «Молния» и ПСКР типа «Светлячок» и разработка их новых модификаций были продолжены и позднее. Так, с 1999 года в Рыбинске началась постройка двух экспортных катеров проекта 12421, вооруженных ракетами «Москит-Э», а с 2005 года на заводах «Вымпел» и Средне-Невском строятся пять ракетных катеров пр.12418, оснащенные 16-ю ПКР «Уран». Все эти РКА предназначались как для отечественного ВМФ, так и для иностранных заказчиков. Что касается ПСКР пр.10410, то они из-за своей удачной конструкции продолжали строиться без изменений до настоящего времени, лишь на некоторых кораблях менялся состав вооружения (отсутствовали торпедные аппараты или артустановки АК-176 и АК-630 заменялись на две облегченные АК-306). С учетом советской постройки серия достигла 30 единиц и еще три корпуса сейчас достраиваются. После 2000 года начали строиться также корабли по модифицированному проекту 10412, предназначенные специально для экспорта. Они имеют уменьшенное до 365 тонн водоизмещение и сниженную до 30 узлов скорость. Сейчас в Санкт-Петербурге и во Владивостоке построены 3 таких корабля и еще 4 строятся.

Амурские пограничники также не были забыты. Для них на Хабаровском заводе была начата постройка серии речных артиллерийских катеров проекта 12130 (шифр «Огонек»). Водоизмещение 91/98 тонн, двухвальная дизельная ГЭУ мощностью 2200 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение состоит из двух 30-мм автоматов АК-306, пулеметов «Утес-М» и ПКМБ и ПЗРК «Игла-М». Этот перспективный корабль проектировался в Зеленодольском ПКБ еще с конца 1980-х годов и во время развала СССР стало не до него, но после 1991 г. к проекту вновь вернулись. В 1998 г. в состав Амурской флотилии вошел головной ПСКР-200, затем были заложены еще три катера, два из которых сейчас уже введены в строй. Рассматривается возможность создания экспортного варианта пр.12130-Э.

 

Таблица 10

Основные тактико-технические характеристики российского речного артиллерийского катера

Проект (шифр)

12130 (Огонек)

Годы постройки

1998-2010

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

91

98

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

33,4

4,2

0,81

Тип ГЭУ

двухвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

2 х 1100

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

25,2

10

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

270 (20)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

17 (2)

Вооружение

30-мм АК-306 – 2х6 (на одном только одна АК-306)

ПЗРК «Игла-М»

12,7-мм «Утес-М» – 1х2 (на двух)

7,62-мм – 1х1

 

РЛС «Лиман»

 

В течение 1990-х годов из состава ВМФ России было выведено немало кораблей, а некоторые из тех, что были построены еще в СССР, но еще продолжали оставаться в строю – уже превысили сроки службы. Чтобы хоть как-то восполнить убыль ракетных катеров пр.205У, 206-МР, 1241 и МРК пр.1234 было решено создать ракетный катер четвертого поколения, который бы вобрал в себя все лучшее и учитывал современные требования к боевым кораблям. Дополнительно было принято решение о создании сначала экспортной версии для инозаказчиков, и только после этого начать серийное производство для собственного флота.

Проектирование перспективного ракетного катера, получившего номер проекта 12300 (шифр «Скорпион»), было поручено ЦМКБ «Алмаз». При его разработке конструкторами были учтены и использованы все новейшие отечественные и зарубежные разработки в области снижения физических полей, гидродинамики, энергетики и вооружений. В результате получился современный корабль стандартным водоизмещением 465 тонн с характерными очертаниями для западных кораблей, выполненных по технологии «Стелс». По водоизмещению и основным размерениям он был близок к ракетным катерам типа «Молния», а по составу вооружения – к малым ракетным кораблям типа «Овод».

Вооружение проекта 12300 состоит из четырех фиксированных пусковых установок для ПКР «Яхонт» (экспортный вариант ПКР «Оникс») с дальностью стрельбы до300 км, при этом целеуказание ракетному оружию выдает собственная РЛС «Монумент» с возможностью загоризонтного обнаружения морских целей. Таким образом, в отличие от РКА предыдущих проектов, дальность нанесения удара увеличилась вдвое. Дополняют вооружение мощная 100-мм универсальная артустановка А-190Э (из-за нее разработчик классифицировал свой катер как «ракетно-артиллерийский») с системой управления «Пума» («Ласка») и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан» («Кортик»).

Для обнаружения воздушных и надводных целей служит трехкоординатная РЛС «Позитив-М1», для навигации – РЛС «Буран». Кроме того, имеется противодиверсионная ГАС «Анапа» и четыре пусковых установки ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый». Впервые на кораблях такого класса установлена боевая информационно-управляющая система «Сигма», в которую интегрированы все корабельные боевые системы. Она не только позволяет эффективно использовать боевые возможности РКА, но и осуществлять обмен данными между катерами и кораблями в группе, использовать ракетное и артиллерийское вооружение по береговым целям.

Катер пр.12300 оснащен комбинированной дизель-газотурбинной ГЭУ высокой экономичности мощностью 25000 л.с. При этом для плавания с экономической скоростью используются два гребных винта, а при развитии скорости полного хода (38 узлов) включается водомет с приводом от газовой турбины. Высокая мореходность обеспечивается оптимизированными обводами корпуса и центральной корабельной системой гиростабилизации «Ладога», снижающей качку с помощью интерцепторов.

5 июня 2001 года на заводе в Рыбинске был заложен первый и пока единственный ракетный катер пр.12300, для которого предполагалось найти инозаказчика, чтобы начать серийную постройку. Однако, хотя ввод РКА в строй намечался еще в2005 г., до сих пор он находится на заводе в недостроенном состоянии. По-видимому, покупатель так и не был найден, так что дальнейшая судьба корабля остается под вопросом, хотя изначально предполагалось разработать модификацию проекта с другим составом вооружения 12303 (с ПКР «Уран») и пограничный вариант 12301-П.

 

Таблица 11

Основные тактико-технические характеристики российского ракетного катера 4-го поколения

Проект (шифр)

12300 (Скорпион)

Годы постройки

2005*

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

470

более 500

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

56,7

10,3

2,7

Тип ГЭУ

двухвальная,

дизель-газотурбинная

Мощность, л.с.

1 х 15000

2 х 5000

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

38

12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

2000 (12)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

37 (.)

Вооружение

ПУ ПКР «Яхонт» – 2х2

ЗРАК «Каштан-1» – 1 (2х4 ПУ ЗУР и 2х6 30-мм АУ)

100-мм А-190Э – 1х1

 

БИУС «Сигма»

РЛС «Позитив»

РЛС «Буран»

РЛК ЦУ «Монумент»

РЛС УАО «Пума»

КВП ПК-10 – 4х10

ГАС «Анапа» (противодиверсионная)

* планировался к сдаче

ЗРАК – зенитный ракетно-артиллерийский комплекс

БИУС – боевая информационно-управляющая система

 


 

Корабли XXI века

 

С наступлением нового тысячелетия в нашей стране принимаются решения о создании кораблей XXI века. В августе 2002 года, в соответствии с государственной программой оптимизации корабельного состава, Правительством Российской Федерации была принята первая в истории современной России кораблестроительная программа, в которую, помимо кораблей других классов, была включена постройка серий малых ракетных и малых артиллерийских кораблей нового поколения.

Тактико-техническое задание на разработку малого артиллерийского корабля, получившего номер проекта 21630 (шифр «Буян»), было выдано предприятию (ФГУП) Зеленодольское ПКБ, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля осуществлял 1 ЦНИИ МО. Согласно заданию он представлял собой корабль типа «река-море» и предназначался специально для усиления надводных сил Каспийской флотилии как в ближней морской зоне, так и в речных участках, а также для охраны и защиты двухсотмильной экономической зоны государства. Ввиду этого проектирование велось с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги с возможностью прохождения на малых глубинах этого театра (в северной части Каспия, в территориальных водах России, глубина не превышает 4 м), а одними из главных требований были высокая мореходность и дальность плавания, обеспечивающая возможность переходов по всей протяжённости Волги и Каспийского моря.

При разработке проекта 21630 были применены передовые достижения в области военного кораблестроения. Архитектурный облик нового корабля создавался в соответствии с современными требованиями по снижению радиолокационной заметности, поэтому в конструкции его надстройки широко использовались наклонные плоские поверхности, предусматривались фальшборты, значительное сокращалось количество выступающих дельных вещей, применялись скрытые в плоскостях надстройки и палубы двери и люки. Одновременно были снижены и уровни других физических полей. Одним из важных факторов являлось то, что при этом повсеместно использовалось комплектующее оборудование и вооружение российского производства и на отечественной элементной базе.

В окончательном виде корабль приобрел современный вид с плавными «зализанными» формами и прямолинейными плоскостями, характерными для большинства зарубежных кораблей. Его полное водоизмещение составило 600 тонн, основные размерения  62 х 9,6 х 2,5 метров.

Для своего класса корабль оснастили достаточно мощным артиллерийским вооружением, которое включает:

• носовую 100-мм универсальную артиллерийскую установку А-190 с системой управления «Ласка» (максимальная скорострельность 80 выстр./мин, дальность стрельбы 21,3 км, досягаемость по высоте –15 км);

• два расположенных побортно 30-мм шестиствольных автомата АК-306 (зона поражения 4 км, темп стрельбы 1000 выстр./мин)

• кормовую 40-ствольную 122-мм систему залпового огня «Град-М» для поражения береговых площадных целей (дальность стрельбы от 2 до20 км, время залпа 10 секунд).

Зенитное ракетное вооружение представлено одной тумбовой пусковой установкой 3М-47 «Гибка» («Комар») для четырёх ЗУР 9М342 «Игла-1М» в стандартных контейнерах ПЗРК, расположенной в корме. Эта установка, разработанная в ОАО «Ратеп», позволяет поражать малоскоростные воздушные цели, такие как низколетящие самолёты и вертолёты, на дальности до 6 км и высотах до 3,5 км. Обеспечивается одновременный обстрел только одной цели одиночным пуском или залпом. Управление пусковой установкой осуществляется дистанционно, перезаряжание — вручную. Целеуказание осуществляется от внешней обзорной РЛС корабля, а автономное наведение – с помощью низкоуровневой телевизионной камеры.

Дополнительно на корабле имеются две тумбовые пулемётные установки калибра14,5 ммдля поражения точечных береговых, морских и воздушных целей, расположенные на крыльях мостика. Вообще, корабль отличается от отечественных и зарубежных аналогов высокой насыщенностью современным вооружением и боевыми системами.

Для освещения надводной обстановки и выдачи целеуказания корабль оснащен трехкоординатной РЛС общего обнаружения «Позитив» и навигационной РЛС МР-231. Кроме того, на проекте 21630 предусмотрены гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсантов и гранатомёт для их уничтожения. Современный навигационный комплекс и средства гидрометеообеспечения позволяют кораблю решать поставленные боевые задачи и обеспечивать навигационную безопасность плавания. Средства связи позволяют обеспечить связь с береговыми и корабельными командными пунктами и взаимодействующими силами, включая летательные аппараты. Для постановки помех в инфракрасном, оптическом и радиолокационном диапазоне корабль оснащён комплексами выстреливаемых помех типа ПК-10, безотказно зарекомендовавшими себя на флоте в течение многих лет.

Двухвальная главная энергетическая установка суммарной мощностью 16000 л.с. выполнена дизельной. Два двигателя М507А производства петербургского ОАО «Звезда» работают каждый на свой вал. Корабль оснащён уникальными водомётными движителями производства ОАО «Алмаз», что в сочетании с малой осадкой позволяет ему перемещаться практически по любым, даже самым небольшим водоемам.

Головной корабль пр.21630, получивший название «Астрахань», был заложен 30 января 2004 года в Санкт-Петербурге на судоверфи ОАО «Алмаз», а 1 сентября 2006 г. вошёл в строй. Следом были заложены еще два корабля – «Каспийск» и «Махачкала» (позднее переименован в «Волгодонск»), а всего планируется построить не менее 7 малых артиллерийских кораблей серии «Буян».

Для иностранных заказчиков был разработан экспортный проект 21632 (шифр «Торнадо») в различных вариантах исполнения. В частности, велись переговоры с Казахстаном, о поставке туда шести таких кораблей, вооруженных ПКР «Уран».

Тем временем в Зеленодольском ПКБ было завершено проектирование малого ракетного корабля пр.21631 (шифр «Буян-М»), который, по заявлению проектантов, представлял собой ракетную версию малого артиллерийского корабля пр.21630. Основное назначение – охрана и защита морской экономической зоны страны. Фактически же, получился многоцелевой корабль типа «река-море» по своим характеристикам близкий к классу корветов, так как он имеет водоизмещение 949 тонн (то есть в полтора раза больше чем у МАК), а основные размерения составляют 74,1 х 11 х 2,6 м (длина больше на 12 м, ширина – почти на полтора). Это говорит от том, что проект ракетного корабля был все-таки значительно доработан по сравнению артиллерийским вариантом.

По своей конструкции новый МРК близок своему артиллерийскому «собрату», но принципиально отличается от него вооружением, в состав которого был включен противокорабельный ракетный комплекс 3Р-14УКСК с установкой вертикального пуска  производства концерна «Моринформсистема-Агат». Пусковая установка на 8 ракет «Калибр» (ОКБ «Новатор») или «Оникс» (НПО Машиностроения) расположена в средней части надстройки корабля. Ракетный комплекс примечателен тем, что обеспечивает автоматизированное управление, боевое применение и повседневное обслуживание ракет нескольких типов. При этом они могут быть использованы в любой комбинации, благодаря чему корабль может решать довольно широкий круг задач. Для использования ПКР на полную дальность в состав ракетного комплекса включена система приема целеуказания от внешних источников.

Теперь о самих ракетах, входящих в состав комплекса.

Ракеты семейства «Калибр», известные многим под экспортным названием «Club-N» 3М-54ТЭ и 3М-54ТЭ1, предназначены для поражения надводных кораблей противника всех классов, как с одиночного носителя, так и в составе группы, в условиях сильного радиоэлектронного и огневого противодействия. Максимальная дальность стрельбы ракетой 3М-54ТЭ составляет 220 км, а 3М-54ТЭ1 – 275 км. Существует также ракета модификации 3М-14Э, предназначенная для нанесения ударов по берегу. Ее целями являются штабы, системы ПВО, аэродромы, сосредоточенная боевая техника и живая сила, а также другие важные объекты противника на удалении до 275 км.

Противокорабельные крылатые ракеты «Оникс» (экспортная модификация «Яхонт») были разработаны для поражения одиночных кораблей и корабельных соединений в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия на дальности до 300 км. Отличительной особенностью этих ракет является возможность выбора типа траекторий («низкая», «высокая-низкая», «высокая»), что в сочетании с малой заметностью и высокой сверхзвуковой скоростью на всех участках полета затрудняет их обнаружение и уничтожение, а также позволяет выбирать наиболее выгодный способ атаки.

Артиллерийское вооружение состоит из 100-мм универсальной артустановки А-190 (в носу) и 30-мм зенитного артиллерийского комплекса АК-630М1-2 «Дуэт» (в корме). Последний является развитием разработанного еще в СССР комплекса «Рой» и представляет собой артиллерийскую систему высокой огневой производительности, состоящую из двух шестиствольных 30-мм пушек. Он предназначен для уничтожения противокорабельных ракет и средств воздушного нападения в ближней зоне, а также поражения малоразмерных морских надводных целей, живой силы и огневых точек на берегу.

Зенитное вооружение состоит из двух тумбовых установок «Гибка», аналогичных той, что стоит на пр.21630. Очевидно, такая слабая ПВО обусловлена тем, что в настоящее время у нас не имеется в серийном производстве других корабельных малогабаритных ЗРК самообороны.

Дополнительно на корабле имеются также два 12,7-мм и три 7,62-мм пулемета.

Корабль оснащен трехкоординатной РЛС общего обнаружения «Позитив», предназначенной для освещения надводной обстановки и выдачи целеуказания вооружению. Имеются также современные средства навигации, связи и, вероятнее всего, противодиверсионная гидроакустическая станция. Не исключено, что в дополнение к комплексу выстреливаемых помех «Смелый» корабль получит полноценную станцию радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет. Известно, что на артиллерийских кораблях типа «Буян» и экспортных типа «Торнадо» кроме установок ПК-10 «Смелый» ничего подобного нет. Однако для корабля Военно-Морского флота этого явно недостаточно. Возможно пр.21631 будет оснащен комплексом РЭБ типа ТК-25, который уже устанавливается на серийно строящиеся корветы пр.20380. Он обеспечивает автоматизированную разведку и идентификацию излучений авиационных и корабельных РЛС в условиях сложной электромагнитной обстановки, автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех, а также автоматизированное решение задач радиоэлектронного противодействия совместно с огневыми средствами ПВО и ПРО корабля.

Двухвальная главная энергетическая установка МРК (как и водометные движители), вероятнее всего полностью идентична пр.21630 и состоит из двух дизелей суммарной мощностью 16000 л.с. Заявленная скорость полного хода составляет 25 узлов.

Постройку нового корабля решили вести в Зеленодольске. Головной МРК, получивший название «Град Свияжск», был в торжественной обстановке заложен на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького 27 августа 2010 года. После вступления в строй по своему вооружению и боевым возможностям МРК «Град Свияжск» станет самым мощным кораблем Каспийской флотилии. К настоящему времени известно, что министр обороны РФ утвердил контракт на строительство серии из пяти единиц. Сообщалось, что второй корпус будет заложен в ближайшее время в Санкт-Петербурге на верфи ОАО «Алмаз», а после ввода в строй он пополнит состав Черноморского флота России.

Таким образом, в нашей стране было начато серийное производство нового поколения малых ракетных и артиллерийских кораблей, которые, в конечном счете, заменят корабли и катера старых проектов, которые создавались еще в СССР.

 

Таблица 12

Основные тактико-технические характеристики перспективных российских малых ракетных и артиллерийских кораблей

Проект (шифр)

21630 (Буян)

21631 (Буян-М)

Годы постройки

2006-2010

2010*

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

.

600

 

.

949

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

62

9,6

2,5

 

74,1

11

2,6

Тип ГЭУ

двухвальная,

дизельная

двухвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

2 х 8000

2 х 8000

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

26…28

.

 

25

.

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

1500 (.)

.

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

.

.

Вооружение

100-мм А-190 – 1х1

30-мм АК-306 – 2х6

122-мм РСЗО «Град-М» – 1х40

ЗРК «Гибка» – 1х2

14,5-мм КПВ – 2х1

ПУ 3Р-14УКСК – 1х8 (для ПКР «Калибр» или «Оникс»)

100-мм А-190 – 1х1

30-мм «Дуэт» – 1х12

ЗРК «Гибка» – 2х2

 

РЛС «Позитив»

РЛС МР-231

РЛС УАО «Вымпел»

КВП ПК-10 – 4х10

РЛС «Позитив»

РЛС МР-231

РЭБ ТК-25

РЛС УАО «Ласка»

КВП ПК-10 – 4х10

ГАС противодиверсионная

* год закладки


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru