Отечественные артиллерийские и ракетные корабли малого водоизмещения

Леонид Карякин, 2010 г.
Авторская версия статьи, опубликованной в журнале «Арсенал. Военно-промышленное обозрение» №6 / 2010

Новое поколение

 

К началу 1960-х годов строительство ракетных катеров в СССР велось огромными темпами. Однако непрерывное совершенствование противокорабельных ракет и моральное устаревание РКА первого поколения привело к тому, что к середине 1960-х гг. руководство ВМФ потребовало начать разработку ракетного катера нового поколения с усиленным вооружением за счет установки новых ПКР «Малахит», зенитного ракетного комплекса (ЗРК) самообороны и артустановки увеличенного калибра. В 1965 году ТТЗ на проектирование нового РКА, получившего номер проекта 1234 (шифр «Овод») было выдано в ЦКБ-5.

Размещение на катере шести ПКР больших габаритов, нового радиолокационного комплекса (РЛК) выдачи целеуказания «Титанит», ЗРК самообороны «Оса-М» и спаренной 57-мм артустановки АК-725 с РЛС управления «Барс» привело к резкому возрастанию водоизмещения – до 600 тонн! По результатам рассмотрения проекта Главком ВМФ принял решение о переводе пр.1234 из класса РКА в специальный класс малых ракетных кораблей (МРК). Это дало проекту «зеленый свет», так как, безусловно, даже при самом сильном воображении его нельзя считать катером (на западе эти корабли всегда относили к классу корветов). Полное водоизмещение составило в конечном счете 700 тонн, трехвальная дизельная установка имела мощность 30000 л.с., скорость полного хода до 35 узлов. Следует отметить, что впервые для кораблей такого класса было предусмотрено размещение средств РЭБ, а для стрельбы ПКР на максимальную дальность имелась система внешнего целеуказания от кораблей и самолётов. Кроме того, в составе РЛК «Титанит» предусматривался пассивный канал для обнаружения и определения пеленга надводной цели по излучению ее РЛС (пеленг определялся при взаимодействии двух кораблей). Головной МРК «Буря» (Nanuchka class) был построен в 1970 году в Ленинграде, а всего до 1981 года ввели в строй 18 таких кораблей (в том числе два в Хабаровске).

К 1974 году был разработан и запущен в серию усовершенствованный МРК проекта 12341 с усиленным артиллерийским вооружением: взамен АК-725 были установлены 76,2-мм артустановка АК-176 и 30-мм скорострельный автомат АК-630 с общим управлением от РЛС «Вымпел». Его водоизмещение увеличилось до 730 тонн, ГЭУ осталась прежней. Головной корабль «Бурун» вошёл в строй в 1977 г., а всего до 1991 г. на двух заводах было построено 18 единиц (13 в Ленинграде и 5 в Хабаровске). Параллельно в Рыбинске велось строительство экспортной модификации – проекта 1234-Э, отличавшейся главным комплексом: 4 ПКР типа П-20 вместо 6 ПКР «Малахит», так как последние за рубеж не поставлялись. Всего по этому проекту было построено 10 кораблей: 3 для Алжира, 3 для Индии и 4 для Ливии (один ливийский МРК был потоплен в 1986 г. во время боевого столкновения с 6-м флотом США). В дополнение ко всему один корабль «Накат» был построен по опытному пр.12347 для испытаний перспективных ПКР «Оникс» (приняты на вооружение после 2000 г.). В конечном итоге проект 1234 поставил точку в линии развития водоизмещающих одноцелевых ударных кораблей, поэтому в дальнейшем в нашей стране разрабатывались МРК только на динамических принципах поддержания.

С одним из кораблей этой серии связана печально известная трагедия: в 1987 году МРК «Муссон» погиб в Японском море во время проведения учений после прямого попадания учебной ПКР, при этом погибли 39 из 76 человек, находившихся на борту.

В период 1991-2000 гг. большое количество МРК были списаны, но в настоящее время в составе ВМФ России еще остаются 13 малых ракетных кораблей пр.1234, 12341 и 12347, которые активно несут службу на всех четырех флотах.

 

Таблица 6

Основные тактико-технические характеристики советских малых ракетных кораблей

Проект (шифр)

1234 (Овод)

12341

1234-Э

Западное обозначение

Nanuchka class

Nanuchka-III class

Nanuchka-II class

Годы постройки

1970-1981

1974-1991

1980-…

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

610

700

 

640

730

 

590

660

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

59,3

11,8

3,02

 

59,3

11,8

3,08

 

59,3

11,8

3

Тип ГЭУ

трехвальная,

дизельная

трехвальная,

дизельная

трехвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

3 х 10000

3 х 10000

3 х 10000

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

35

12

 

35

12

 

35

12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

4000 (12)

4000 (12)

4000 (12)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

60 (9)

65 (10)

42 (7)

Вооружение

ПУ ПКР «Малахит» – 2х3

ЗРК «Оса-М» – 1х2 (20 ракет)

57-мм АК-725 – 1х2

ПУ ПКР «Малахит» – 2х3

ЗРК «Оса-М» – 1х2 (20 ракет)

76,2-мм АК-176 – 1х1

30-мм АК-630 – 1х6

ПУ ПКР П-20/22 – 2х2

ЗРК «Оса-М» – 1х2 (20 ракет)

57-мм АК-725 – 1х2

 

РЛК ЦУ «Титанит»

РЛС УАО «Барс»

РЭБ «Залив»

КВП ПК-16 – 2х16

КВП ПК-10 – 4х10 (не на всех)

РЛК ЦУ «Титанит»

РЭБ «Вымпел-Р2»

РЛС УАО «Вымпел»

КВП ПК-16 – 2х16

КВП ПК-10 – 4х10 (не на всех)

РЛК ЦУ «Титанит»

РЛС «Дон-2»

РЛС УАО «Барс»

РЭБ «Залив»

КВП ПК-16 – 2х16

РЛК ЦУ – радиолокационный комплекс целеуказания ракетному оружию

КВП – комплекс выстреливаемых помех

 

Что касается пограничников, то к 1980-м годам состоявшие на вооружении морчастей погранвойск ПСКР пр.205-П уже нуждались в замене на более современные. Поэтому в 1982 году в ПКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ, согласно которому был спроектирован новый ПСКР проекта 10410 (шифр «Светлячок»). По своей концепции он являлся дальнейшим развитием пр.205-П, но с использованием новых технических решений. Вооружение отличалось меньшим количеством 400-мм торпедных аппаратов (2 вместо 4), а вот артиллерийское вооружение было значительно мощнее и состояло из 76,2-мм артустановки АК-176 и 30-мм шестиствольного автомата АК-630 с общей РЛС управления «Вымпел». Для усиления ПВО штатно размещались несколько ПЗРК «Стрела-3» (или тумбовая установка для их запуска). Для поиска подводных лодок была установлена новая опускаемая гидроакустическая станция «Уж». Водоизмещение по сравнению с пр.205-П возросло и составило 375 тонн, а скорость полного хода снизилась до 32 узлов.

Постройка этих кораблей (которые фактически являлись артиллерийскими катерами) производилось на трех заводах во Владивостоке, Ленинграде и Ярославле. Головной ПСКР-900 (Svetlyak class – снова на западе почти угадали настоящий шифр корабля) вступил в строй 1988 году, а всего до периода развала СССР удалось построить 12 единиц. Но корабль оказался настолько удачным, что его постройка была продолжена и позже, уже в новой России.

 

Таблица 7

Основные тактико-технические характеристики советских пограничного сторожевого корабля (артиллерийского катера)

Проект (шифр)

10410 (Светлячок)

Западное обозначение

Svetlyak class

Годы постройки

1988-2010

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

335

375

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

49,5

9,2

2,14

Тип ГЭУ

трехвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

3 х 5400

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

32

12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

1500 (12)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

28 (4)

Вооружение

76,2-мм АК-176 – 1х1

30-мм АК-630 – 1х6

(на некоторых 2х6 АК-306 вместо АК-176 и АК-630)

ПЗРК «Стрела-3»/«Игла-1» – 1х2* (16 ракет)

400-мм ТА – 2 х 1

Противодиверсионный гранатомт МРГ-1 – 2х7 (не на всех)

2 бомбосбрасывателя

 

РЛС «Миус»

РЛС «Вайгач-У»

ОГАС «Уж» (не на всех)

ГАС МГ-747 (противодиверсионная)

РЭБ «Слябинг»

КВП ПК-16 – 2х16 (нач. с1991 г.)

РЛС УАО «Вымпел»

* Тумбовая пусковая установка

 


 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru