Новое поколение
К началу 1960-х годов строительство ракетных катеров в СССР велось огромными темпами. Однако непрерывное совершенствование противокорабельных ракет и моральное устаревание РКА первого поколения привело к тому, что к середине 1960-х гг. руководство ВМФ потребовало начать разработку ракетного катера нового поколения с усиленным вооружением за счет установки новых ПКР «Малахит», зенитного ракетного комплекса (ЗРК) самообороны и артустановки увеличенного калибра. В 1965 году ТТЗ на проектирование нового РКА, получившего номер проекта 1234 (шифр «Овод») было выдано в ЦКБ-5.
Размещение на катере шести ПКР больших габаритов, нового радиолокационного комплекса (РЛК) выдачи целеуказания «Титанит», ЗРК самообороны «Оса-М» и спаренной 57-мм артустановки АК-725 с РЛС управления «Барс» привело к резкому возрастанию водоизмещения – до 600 тонн! По результатам рассмотрения проекта Главком ВМФ принял решение о переводе пр.1234 из класса РКА в специальный класс малых ракетных кораблей (МРК). Это дало проекту «зеленый свет», так как, безусловно, даже при самом сильном воображении его нельзя считать катером (на западе эти корабли всегда относили к классу корветов). Полное водоизмещение составило в конечном счете 700 тонн, трехвальная дизельная установка имела мощность 30000 л.с., скорость полного хода до 35 узлов. Следует отметить, что впервые для кораблей такого класса было предусмотрено размещение средств РЭБ, а для стрельбы ПКР на максимальную дальность имелась система внешнего целеуказания от кораблей и самолётов. Кроме того, в составе РЛК «Титанит» предусматривался пассивный канал для обнаружения и определения пеленга надводной цели по излучению ее РЛС (пеленг определялся при взаимодействии двух кораблей). Головной МРК «Буря» (Nanuchka class) был построен в 1970 году в Ленинграде, а всего до 1981 года ввели в строй 18 таких кораблей (в том числе два в Хабаровске).
К 1974 году был разработан и запущен в серию усовершенствованный МРК проекта 12341 с усиленным артиллерийским вооружением: взамен АК-725 были установлены 76,2-мм артустановка АК-176 и 30-мм скорострельный автомат АК-630 с общим управлением от РЛС «Вымпел». Его водоизмещение увеличилось до 730 тонн, ГЭУ осталась прежней. Головной корабль «Бурун» вошёл в строй в 1977 г., а всего до 1991 г. на двух заводах было построено 18 единиц (13 в Ленинграде и 5 в Хабаровске). Параллельно в Рыбинске велось строительство экспортной модификации – проекта 1234-Э, отличавшейся главным комплексом: 4 ПКР типа П-20 вместо 6 ПКР «Малахит», так как последние за рубеж не поставлялись. Всего по этому проекту было построено 10 кораблей: 3 для Алжира, 3 для Индии и 4 для Ливии (один ливийский МРК был потоплен в 1986 г. во время боевого столкновения с 6-м флотом США). В дополнение ко всему один корабль «Накат» был построен по опытному пр.12347 для испытаний перспективных ПКР «Оникс» (приняты на вооружение после 2000 г.). В конечном итоге проект 1234 поставил точку в линии развития водоизмещающих одноцелевых ударных кораблей, поэтому в дальнейшем в нашей стране разрабатывались МРК только на динамических принципах поддержания.
С одним из кораблей этой серии связана печально известная трагедия: в 1987 году МРК «Муссон» погиб в Японском море во время проведения учений после прямого попадания учебной ПКР, при этом погибли 39 из 76 человек, находившихся на борту.
В период 1991-2000 гг. большое количество МРК были списаны, но в настоящее время в составе ВМФ России еще остаются 13 малых ракетных кораблей пр.1234, 12341 и 12347, которые активно несут службу на всех четырех флотах.
Таблица 6
Основные тактико-технические характеристики советских малых ракетных кораблей
Проект (шифр) |
1234 (Овод) |
12341 |
1234-Э |
Западное обозначение |
Nanuchka class |
Nanuchka-III class |
Nanuchka-II class |
Годы постройки |
1970-1981 |
1974-1991 |
1980-… |
Водоизмещение, т: – стандартное – полное |
610 700 |
640 730 |
590 660 |
Размерения, м: – длина – ширина – осадка |
59,3 11,8 3,02 |
59,3 11,8 3,08 |
59,3 11,8 3 |
Тип ГЭУ |
трехвальная, дизельная |
трехвальная, дизельная |
трехвальная, дизельная |
Мощность, л.с. |
3 х 10000 |
3 х 10000 |
3 х 10000 |
Скорость, уз.: – полного хода – экономическая |
35 12 |
35 12 |
35 12 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз.) |
4000 (12) |
4000 (12) |
4000 (12) |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры) |
60 (9) |
65 (10) |
42 (7) |
Вооружение |
ПУ ПКР «Малахит» – 2х3 ЗРК «Оса-М» – 1х2 (20 ракет) 57-мм АК-725 – 1х2 |
ПУ ПКР «Малахит» – 2х3 ЗРК «Оса-М» – 1х2 (20 ракет) 76,2-мм АК-176 – 1х1 30-мм АК-630 – 1х6 |
ПУ ПКР П-20/22 – 2х2 ЗРК «Оса-М» – 1х2 (20 ракет) 57-мм АК-725 – 1х2 |
|
РЛК ЦУ «Титанит» РЛС УАО «Барс» РЭБ «Залив» КВП ПК-16 – 2х16 КВП ПК-10 – 4х10 (не на всех) |
РЛК ЦУ «Титанит» РЭБ «Вымпел-Р2» РЛС УАО «Вымпел» КВП ПК-16 – 2х16 КВП ПК-10 – 4х10 (не на всех) |
РЛК ЦУ «Титанит» РЛС «Дон-2» РЛС УАО «Барс» РЭБ «Залив» КВП ПК-16 – 2х16 |
РЛК ЦУ – радиолокационный комплекс целеуказания ракетному оружию
КВП – комплекс выстреливаемых помех
Что касается пограничников, то к 1980-м годам состоявшие на вооружении морчастей погранвойск ПСКР пр.205-П уже нуждались в замене на более современные. Поэтому в 1982 году в ПКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ, согласно которому был спроектирован новый ПСКР проекта 10410 (шифр «Светлячок»). По своей концепции он являлся дальнейшим развитием пр.205-П, но с использованием новых технических решений. Вооружение отличалось меньшим количеством 400-мм торпедных аппаратов (2 вместо 4), а вот артиллерийское вооружение было значительно мощнее и состояло из 76,2-мм артустановки АК-176 и 30-мм шестиствольного автомата АК-630 с общей РЛС управления «Вымпел». Для усиления ПВО штатно размещались несколько ПЗРК «Стрела-3» (или тумбовая установка для их запуска). Для поиска подводных лодок была установлена новая опускаемая гидроакустическая станция «Уж». Водоизмещение по сравнению с пр.205-П возросло и составило 375 тонн, а скорость полного хода снизилась до 32 узлов.
Постройка этих кораблей (которые фактически являлись артиллерийскими катерами) производилось на трех заводах во Владивостоке, Ленинграде и Ярославле. Головной ПСКР-900 (Svetlyak class – снова на западе почти угадали настоящий шифр корабля) вступил в строй 1988 году, а всего до периода развала СССР удалось построить 12 единиц. Но корабль оказался настолько удачным, что его постройка была продолжена и позже, уже в новой России.
Таблица 7
Основные тактико-технические характеристики советских пограничного сторожевого корабля (артиллерийского катера)
Проект (шифр) |
10410 (Светлячок) |
Западное обозначение |
Svetlyak class |
Годы постройки |
1988-2010 |
Водоизмещение, т: – стандартное – полное |
335 375 |
Размерения, м: – длина – ширина – осадка |
49,5 9,2 2,14 |
Тип ГЭУ |
трехвальная, дизельная |
Мощность, л.с. |
3 х 5400 |
Скорость, уз.: – полного хода – экономическая |
32 12 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз.) |
1500 (12) |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры) |
28 (4) |
Вооружение |
76,2-мм АК-176 – 1х1 30-мм АК-630 – 1х6 (на некоторых 2х6 АК-306 вместо АК-176 и АК-630) ПЗРК «Стрела-3»/«Игла-1» – 1х2* (16 ракет) 400-мм ТА – 2 х 1 Противодиверсионный гранатомт МРГ-1 – 2х7 (не на всех) 2 бомбосбрасывателя |
|
РЛС «Миус» РЛС «Вайгач-У» ОГАС «Уж» (не на всех) ГАС МГ-747 (противодиверсионная) РЭБ «Слябинг» КВП ПК-16 – 2х16 (нач. с1991 г.) РЛС УАО «Вымпел» |
* Тумбовая пусковая установка