Эра ракетного оружия
С конца 1950-х годов мировое военное кораблестроение получило новый толчок к развитию – на вооружении флотов появились управляемые крылатые ракеты (по старой классификации – реактивные снаряды). Фактически это была техническая революция. В то время многим (как у нас, так и за рубежом) казалось, что оснащение кораблей ракетным оружием поставило окончательную точку в развитии морской артиллерии крупного калибра, а также надводной и подводной конструктивной защиты. Все вновь проектируемые в СССР корабли уже не имели ни крупнокалиберной артиллерии, ни бронирования.
В связи с этим к 1958 году у нас расформировали Амурскую и Дунайскую речные флотилии (на базе последней была создана Бригада речных кораблей в составе Черноморского флота) и все находящиеся в строю БКА либо передали пограничникам, либо сдали на слом. Правда при этом отдельные «долгожители» проектов 1125 и 1124 продолжали нести службу вплоть до начала 1970-х годов.
Считается, что несомненное первенство в проектировании и постройке нового класса малых боевых кораблей – ракетных катеров – было у СССР. При этом их появление оказалось тесно связано с насыщением флотов всех стран радиолокационными средствами обнаружения, что ставило под сомнение возможность эффективных атак торпедных катеров (ТКА) – одного из основных ударных средств в прибрежной зоне. Для этого требовалась возможность поражать противника с дистанций, превышающих дальности их обнаружения корабельными радиолокационными станциями (РЛС), а это могло быть обеспечено лишь за счет использования с катеров корабельных крылатых ракет.
Разработка первого отечественного ракетного катера проекта 183-Р велась в ЦКБ-5 (ныне ЦМКБ «Алмаз») на базе ТКА пр.183. При этом из-за новизны разработки и отсутствия аналогов за рубежом конструкторам пришлось выполнить массу опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, в том числе и связанных с безопасностью личного состава при выполнении пуска ракет. Первоначально в 1957 году в Ленинграде были построены два опытных катера пр.183-Э. 16 октября того же года на Черном море был произведен первый пуск специально созданной для использования с катеров противокорабельной ракеты (ПКР) П-15.
Официально первый ракетный катер пр.183-Р (на западе получил обозначение Komar class) был принят на вооружение в 1960 году. Он оснащался двумя пусковыми установками ПКР ангарного типа и 25-мм спаренным автоматом 2М-3М, водоизмещение составляло 66,5 тонн. Всего в СССР на заводах в Ленинграде и во Владивостоке с декабря 1959 г. до конца 1965 года было построено 58 РКА (не считая первых двух опытных) и еще 54 было переоборудовано из ТКА. Позднее часть из них была передана во флоты стран Варшавского договора и некоторым странам Африки и Азии, а в Китае и КНДР было развернуто их серийное производство по лицензии.
Таким образом, в нашей стране появился новый подкласс – ракетный катер, который по определению был малым боевым кораблем, основным вооружением которого являются ракеты и предназначенный для поражения надводных кораблей противника в прибрежных районах моря.
С ракетными катерами пр.183-Р связан и первый в мире опыт боевого применения противокорабельных ракет. Во время арабо-израильской войны 1 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 1710 тонн был поражен четырьмя ракетами П-15, запущенными с египетских ракетных катеров пр.183-Р советской постройки. Из 202 членов экипажа «Эйлата» 47 было убито и 91 ранено. Для военно-морских специалистов многих стран это событие стало полностью неожиданным. Однако стоит отметить, что Израиль сумел быстро отреагировать, создав в 1967-68 гг. ракетные катера типа «Саар» (французской постройки) с малогабаритными ПКР «Габриэль» и, таким образом, стал второй страной, которая обзавелась собственными ракетными катерами. В дальнейшем в боях с арабами израильские катера показали большую эффективность.
Тем временем в СССР был начат разработкой специальный РКА проекта 205 (шифр «Цунами») с более мощным по составу ракетным вооружением (4 ПКР П-15), повышенной мореходностью и качественно улучшенными характеристиками. Проектирование велось в том же ЦКБ-5, накопившем богатый опыт при разработке РКА пр.183-Р. Технический проект катера был закончен в 1957 году, одновременно с этим велась доработка ракетного комплекса П-15, позволившая в дальнейшем увеличить дальность стрельбы с 40 до 80 км. Водоизмещение РКА составило 172/209 тонн, скорость полного хода 38,5 узлов, мощность трехвальной дизельной ГЭУ 12000 л.с. Впервые в отечественном кораблестроении были установлены дистанционно управляемые 30-мм автоматы АК-230. Головной РКА Р-36 проекта 205 (Osa class) был построен в Ленинграде в 1960 году (спустя год после принятия на вооружение первого РКА пр.183-Р), всего же до 1973 года по этому проекту построили 160 катеров и еще два опытных.
Затем проект был значительно доработан под ракету П-15У, которая имела увеличенную дальность и складывающееся крыло, благодаря чему запускалась из компактного цилиндрического контейнера. Проект получил номер 205-У, а всего в 1965-73 гг. по нему построили 32 катера. Водоизмещение выросло до 192/235 тонн, более мощная 15000-сильная ГЭУ позволяла развивать скорость до 42 узлов. Далее строительство велось на экспорт по проекту 205-ЭР до 1984 года. Эти катера отличались экспортным исполнением основных систем и вооружений и имели увеличенное до 243 тонн водоизмещение. Всего было построено 87 единиц.
Катера проектов 205 и 205-У активно несли службу на всех четырех флотах ВМФ СССР. В 1990-94 годах большая их часть была списана, и лишь несколько «дожили» до 2000 года, после чего также были выведены из состава флота. В разные годы РКА поставлялись на экспорт в следующие страны: Алжир: — 3 единицы, Ангола – 4, Бенин – 2, Болгария - 6, Вьетнам – 4, ГДР – 15, Египет – 17, Индия – 16, Ирак – 13, Китай — 7 единиц (также китайцы наладили собственное производство), КНДР – 16, Куба – 26, Ливия – 12, Польша – 14, Румыния – 6, Северный Йемен — 2 (поставлены в 1982, возвращены в 1985), Сирия — 16 (один был потоплен в 1973 израильтянами), Сомали – 2, Финляндия – 4, Эфиопия – 4, Югославия – 10, Южный Йемен – 8. И еще после распада СССР 1 РКА достался Азербайджану и 3 – Латвии.
Однако рассказ о ракетном катере пр.205 будет неполным, если не упомянуть о пограничном сторожевом корабле (ПСКР), созданном на его базе и ставшим не менее массовым представителем артиллерийских катеров.
Еще с довоенных лет в нашей стране сложилась практика создания пограничных катеров на базе кораблей флота (обычно малых и больших охотников за подводными лодками и сторожевых). Поэтому не было ничего необычного, когда ЦКБ-5 получило в 1963 году ТТЗ на разработку ПСКР проекта 205-П (шифр «Тарантул») с максимальным использованием корпуса, двигателей и агрегатов от пр.205. По большому счету «пограничник» отличался от РКА составом вооружения и более развитой надстройкой. Вместо пусковых установок ПКР на нем были установлены четыре однотрубных 400-мм торпедных аппарата (ТА) для стрельбы противолодочными торпедами и два бомбосбрасывателя, а также добавлена опускаемая гидроакустическая станция (ГАС) «Шексна». Головной ПСКР-600 вошел в строй в 1967 году (получил на западе обозначение Stenka class). Всего в период 1967–1989 гг. для морчастей погранохраны КГБ СССР было построено 130 кораблей этого проекта на заводах в Ленинграде и Владивостоке, при этом около двадцати из них были переданы ВМФ, где они уже числились как артиллерийские катера.
В дополнение к этому в 1984-85 годах в Ленинграде была построена экспортная серия из 7 артиллерийских катеров проекта 02059, на которых отсутствовали торпедные аппараты, бомбосбрасыватели и ГАС. Эти корабли поставлялись на Кубу (3) и в Камбоджу (4). Кроме того, в опытном порядке был разработан и построен артиллерийский катер АК-225 проекта 205-ПЭ, вооруженный 57-мм и 30-мм артустановками. В 1991 г. он был списан.
Таблица 3
Основные тактико-технические характеристики советских ракетных катеров
Проект (шифр) |
183-Р |
205 (Цунами) |
205-У |
Западное обозначение |
Komar class |
Osa class |
Osa-II class |
Годы постройки |
1959-1965 |
1960-1973 |
1965-1973 |
Водоизмещение, т: – стандартное – полное |
66,5 77,5 |
172 209 |
192 235 |
Размерения, м: – длина – ширина – осадка |
25,5 6,2 1,4 |
38,6 7,6 1,73 |
38,6 7,6 1,84 |
Тип ГЭУ |
четырехвальная, дизельная |
трехвальная, дизельная |
трехвальная, дизельная |
Мощность, л.с. |
4 х 1200 |
3 х 4000 |
3 х 5000 или 3 х 6000 |
Скорость, уз.: – полного хода – экономическая |
38 12 |
38,5 14 |
42 14 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз.) |
885 (12) 480 (26) |
1800 (14) 800 (30) |
1800 (14) 800 (30) |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры) |
17 (3) |
28 (4) |
29 (4) |
Вооружение |
ПУ ПКР П-15 – 2х1 25-мм 2М-3М – 1х2
|
ПУ ПКР П-15 или П-15Т – 4х1 30-мм АК-230 – 2х2 |
ПУ ПКР П-15У – 4х1 30-мм АК-230 – 2х2 |
|
РЛС «Рангоут» |
РЛС «Рангоут» РЛС УАО* «Рысь» |
РЛС «Рангоут» РЛС УАО* «Рысь» |
* РЛС управления артиллерийским огнем
Таблица 4
Основные тактико-технические характеристики советских послевоенных пограничных сторожевых кораблей (артиллерийских катеров)
Проект (шифр) |
205-П (Тарантул) |
02059 |
Западное обозначение |
Stenka class |
Stenka class |
Годы постройки |
1967-1989 |
1984-1985 |
Водоизмещение, т: – стандартное – полное |
211 245 |
210 240 |
Размерения, м: – длина – ширина – осадка |
39,8 7,9 1,96 |
39,8 7,9 1,95 |
Тип ГЭУ |
трехвальная, дизельная |
трехвальная, дизельная |
Мощность, л.с. |
3 х 4000 или 3 х 5000 |
3 х 5000 |
Скорость, уз.: – полного хода – экономическая |
34 12 |
34 12 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз.) |
1500 (12) 800 (20) |
1800 (14) |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры) |
32 (5) |
19 (3) |
Вооружение |
30-мм АК-230 – 2х2 400-мм ТА – 4 х 1 2 бомбосбрасывателя |
30-мм АК-230 – 2х2 (на некоторых впоследствии заменялись на 23-мм ЗУ-23 и 40-мм Бофорс) |
|
РЛС «Рейд» ОГАС «Шексна» на некоторых СОКС МИ-110К ГАС МГ-11 (противодиверсионная) РЛС УАО «Рысь» |
РЛС «Ксенон» РЛС УАО «Рысь» |
ОГАС – опускаемая гидроакустическая станция
СОКС – станция обнаружения теплового кильватерного следа подводных лодок