Отечественные артиллерийские и ракетные корабли малого водоизмещения

Леонид Карякин, 2010 г.
Авторская версия статьи, опубликованной в журнале «Арсенал. Военно-промышленное обозрение» №6 / 2010

Эра ракетного оружия

 

С конца 1950-х годов мировое военное кораблестроение получило новый толчок к развитию – на вооружении флотов появились управляемые крылатые ракеты (по старой классификации – реактивные снаряды). Фактически это была техническая революция. В то время многим (как у нас, так и за рубежом) казалось, что оснащение кораблей ракетным оружием поставило окончательную точку в развитии морской артиллерии крупного калибра, а также надводной и подводной конструктивной защиты. Все вновь проектируемые в СССР корабли уже не имели ни крупнокалиберной артиллерии, ни бронирования.

В связи с этим к 1958 году у нас расформировали Амурскую и Дунайскую речные флотилии (на базе последней была создана Бригада речных кораблей в составе Черноморского флота) и все находящиеся в строю БКА либо передали пограничникам, либо сдали на слом. Правда при этом отдельные «долгожители» проектов 1125 и 1124 продолжали нести службу вплоть до начала 1970-х годов.

Считается, что несомненное первенство в проектировании и постройке нового класса малых боевых кораблей – ракетных катеров – было у СССР. При этом их появление оказалось тесно связано с насыщением флотов всех стран радиолокационными средствами обнаружения, что ставило под сомнение возможность эффективных атак торпедных катеров (ТКА) – одного из основных ударных средств в прибрежной зоне. Для этого требовалась возможность поражать противника с дистанций, превышающих дальности их обнаружения корабельными радиолокационными станциями (РЛС), а это могло быть обеспечено лишь за счет использования с катеров корабельных крылатых ракет.

Разработка первого отечественного ракетного катера проекта 183-Р велась в ЦКБ-5 (ныне ЦМКБ «Алмаз») на базе ТКА пр.183. При этом из-за новизны разработки и отсутствия аналогов за рубежом конструкторам пришлось выполнить массу опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, в том числе и связанных с безопасностью личного состава при выполнении пуска ракет. Первоначально в 1957 году в Ленинграде были построены два опытных катера пр.183-Э. 16 октября того же года на Черном море был произведен первый пуск специально созданной для использования с катеров противокорабельной ракеты (ПКР) П-15.

Официально первый ракетный катер пр.183-Р (на западе получил обозначение Komar class) был принят на вооружение в 1960 году. Он оснащался двумя пусковыми установками ПКР ангарного типа и 25-мм спаренным автоматом 2М-3М, водоизмещение составляло 66,5 тонн. Всего в СССР на заводах в Ленинграде и во Владивостоке с декабря 1959 г. до конца 1965 года было построено 58 РКА (не считая первых двух опытных) и еще 54 было переоборудовано из ТКА. Позднее часть из них была передана во флоты стран Варшавского договора и некоторым странам Африки и Азии, а в Китае и КНДР было развернуто их серийное производство по лицензии.

Таким образом, в нашей стране появился новый подкласс – ракетный катер, который по определению был малым боевым кораблем, основным вооружением которого являются ракеты и предназначенный для поражения надводных кораблей противника в прибрежных районах моря.

С ракетными катерами пр.183-Р связан и первый в мире опыт боевого применения противокорабельных ракет. Во время арабо-израильской войны 1 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 1710 тонн был поражен четырьмя ракетами П-15, запущенными с египетских ракетных катеров пр.183-Р советской постройки. Из 202 членов экипажа «Эйлата» 47 было убито и 91 ранено. Для военно-морских специалистов многих стран это событие стало полностью неожиданным. Однако стоит отметить, что Израиль сумел быстро отреагировать, создав в 1967-68 гг. ракетные катера типа «Саар» (французской постройки) с малогабаритными ПКР «Габриэль» и, таким образом, стал второй страной, которая обзавелась собственными ракетными катерами. В дальнейшем в боях с арабами израильские катера показали большую эффективность.

Тем временем в СССР был начат разработкой специальный РКА проекта 205 (шифр «Цунами») с более мощным по составу ракетным вооружением (4 ПКР П-15), повышенной мореходностью и качественно улучшенными характеристиками. Проектирование велось в том же ЦКБ-5, накопившем богатый опыт при разработке РКА пр.183-Р. Технический проект катера был закончен в 1957 году, одновременно с этим велась доработка ракетного комплекса П-15, позволившая в дальнейшем увеличить дальность стрельбы с 40 до 80 км. Водоизмещение РКА составило 172/209 тонн,  скорость полного хода 38,5 узлов, мощность трехвальной дизельной ГЭУ 12000 л.с. Впервые в отечественном кораблестроении были установлены дистанционно управляемые 30-мм автоматы АК-230. Головной РКА Р-36 проекта 205 (Osa class) был построен в Ленинграде в 1960 году (спустя год после принятия на вооружение первого РКА пр.183-Р), всего же до 1973 года по этому проекту построили 160 катеров и еще два опытных.

Затем проект был значительно доработан под ракету П-15У, которая имела увеличенную дальность и складывающееся крыло, благодаря чему запускалась из компактного цилиндрического контейнера. Проект получил номер 205-У, а всего в 1965-73 гг. по нему построили 32 катера. Водоизмещение выросло до 192/235 тонн, более мощная 15000-сильная ГЭУ позволяла развивать скорость до 42 узлов. Далее строительство велось на экспорт по проекту 205-ЭР до 1984 года. Эти катера отличались экспортным исполнением основных систем и вооружений и имели увеличенное до 243 тонн водоизмещение. Всего было построено 87 единиц.

Катера проектов 205 и 205-У активно несли службу на всех четырех флотах ВМФ СССР. В 1990-94 годах большая их часть была списана, и лишь несколько «дожили» до 2000 года, после чего также были выведены из состава флота. В разные годы РКА поставлялись на экспорт в следующие страны: Алжир: — 3 единицы, Ангола – 4, Бенин – 2, Болгария  - 6, Вьетнам – 4, ГДР – 15, Египет – 17, Индия – 16, Ирак – 13, Китай — 7 единиц (также китайцы наладили собственное производство), КНДР – 16, Куба – 26, Ливия – 12, Польша – 14, Румыния – 6, Северный Йемен — 2 (поставлены в 1982,  возвращены в 1985), Сирия — 16 (один был потоплен в 1973 израильтянами), Сомали – 2, Финляндия – 4, Эфиопия – 4, Югославия – 10, Южный Йемен – 8. И еще после распада СССР 1 РКА достался Азербайджану и 3 – Латвии.

Однако рассказ о ракетном катере пр.205 будет неполным, если не упомянуть о пограничном сторожевом корабле (ПСКР), созданном на его базе и ставшим не менее массовым представителем артиллерийских катеров.

Еще с довоенных лет в нашей стране сложилась практика создания пограничных катеров на базе кораблей флота (обычно малых и больших охотников за подводными лодками и сторожевых). Поэтому не было ничего необычного, когда ЦКБ-5 получило в 1963 году ТТЗ на разработку ПСКР проекта 205-П (шифр «Тарантул») с максимальным использованием корпуса, двигателей и агрегатов от пр.205. По большому счету «пограничник» отличался от РКА составом вооружения и более развитой надстройкой. Вместо пусковых установок ПКР на нем были установлены четыре однотрубных 400-мм торпедных аппарата (ТА) для стрельбы противолодочными торпедами и два бомбосбрасывателя, а также добавлена опускаемая гидроакустическая станция (ГАС) «Шексна». Головной ПСКР-600 вошел в строй в 1967 году (получил на западе обозначение Stenka class). Всего в период 1967–1989 гг. для морчастей погранохраны КГБ СССР было построено 130 кораблей этого проекта на заводах в Ленинграде и Владивостоке, при этом около двадцати из них были переданы ВМФ, где они уже числились как артиллерийские катера.

В дополнение к этому в 1984-85 годах в Ленинграде была построена экспортная серия из 7 артиллерийских катеров проекта 02059, на которых отсутствовали торпедные аппараты, бомбосбрасыватели и ГАС. Эти корабли поставлялись на Кубу (3) и в Камбоджу (4). Кроме того, в опытном порядке был разработан и построен артиллерийский катер АК-225 проекта 205-ПЭ, вооруженный 57-мм и 30-мм артустановками. В 1991 г. он был списан.

 

Таблица 3

Основные тактико-технические характеристики советских ракетных катеров

Проект (шифр)

183-Р

205 (Цунами)

205-У

Западное обозначение

Komar class

Osa class

Osa-II class

Годы постройки

1959-1965

1960-1973

1965-1973

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

66,5

77,5

 

172

209

 

192

235

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

25,5

6,2

1,4

 

38,6

7,6

1,73

 

38,6

7,6

1,84

Тип ГЭУ

четырехвальная,

дизельная

трехвальная,

дизельная

трехвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

4 х 1200

3 х 4000

3 х 5000 или 3 х 6000

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

38

12

 

38,5

14

 

42

14

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

885 (12)

480 (26)

1800 (14)

800 (30)

1800 (14)

800 (30)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

17 (3)

28 (4)

29 (4)

Вооружение

ПУ ПКР П-15 – 2х1

25-мм 2М-3М – 1х2

 

 

ПУ ПКР П-15 или П-15Т – 4х1

30-мм АК-230 – 2х2

ПУ ПКР П-15У – 4х1

30-мм АК-230 – 2х2

 

РЛС «Рангоут»

РЛС «Рангоут»

РЛС УАО* «Рысь»

РЛС «Рангоут»

РЛС УАО* «Рысь»

* РЛС управления артиллерийским огнем

 

Таблица 4

Основные тактико-технические характеристики советских послевоенных пограничных сторожевых кораблей (артиллерийских катеров)

Проект (шифр)

205-П (Тарантул)

02059

Западное обозначение

Stenka class

Stenka class

Годы постройки

1967-1989

1984-1985

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

211

245

 

210

240

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

39,8

7,9

1,96

 

39,8

7,9

1,95

Тип ГЭУ

трехвальная,

дизельная

трехвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

3 х 4000 или 3 х 5000

3 х 5000

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

34

12

 

34

12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

1500 (12)

800 (20)

1800 (14)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

32 (5)

19 (3)

Вооружение

30-мм АК-230 – 2х2

400-мм ТА – 4 х 1

2 бомбосбрасывателя

30-мм АК-230 – 2х2

(на некоторых впоследствии заменялись на 23-мм ЗУ-23 и 40-мм Бофорс)

 

РЛС «Рейд»

ОГАС «Шексна»

на некоторых СОКС МИ-110К

ГАС МГ-11 (противодиверсионная)

РЛС УАО «Рысь»

РЛС «Ксенон»

РЛС УАО «Рысь»

ОГАС – опускаемая гидроакустическая станция

СОКС – станция обнаружения теплового кильватерного следа подводных лодок

 



Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru