Отечественные артиллерийские и ракетные корабли малого водоизмещения

Леонид Карякин, 2010 г.
Авторская версия статьи, опубликованной в журнале «Арсенал. Военно-промышленное обозрение» №6 / 2010

Золотой век

 

В 1970-80-х годах советский Военно-Морской флот СССР вышел в океан. К этому времени все работы по МРК велись путем создания корабля с высокой скоростью хода на основе принципов динамического поддержания: подводные крылья, воздушная подушка, экранный эффект. Экспериментальные разработки по всем этим направлениям начались практически одновременно с конца 1950-х годов. Первым в 1978 г. был создан корабль с глубокопогруженными автоматически управляемыми крыльями проекта 1240 (шифр «Ураган», западное обозначение Sarancha class, водоизмещение 348/432 т), развивавший скорость полного хода 60 узлов. Он имел слишком сложную конструкцию, поэтому так и остался в единственном экземпляре, а в1990 г. его сдали на слом.

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку МРК на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»). Новый корабль имел двухкорпусную катамаранную конструкцию, благодаря чему на нем разместили мощное вооружение, аналогичное фрегату или эсминцу: 8 сверхзвуковых ПКР «Москит» с комплексом целеуказания «Монолит», ЗРК самообороны «Оса-МА», 76-мм артустановку АК-176 и два 30-мм шестиствольных автомата АК-630 с РЛС управления «Вымпел». Полное водоизмещение достигло 1050 тонн, что уже не позволяло называть этот ракетный корабль «малым», хотя тактическое обозначение МРК ему присвоили. Дизель-газотурбинная установка имела мощность 56000 л.с., еще два дизеля по 3300 л.с. работали на нагнетатели воздуха между скегами. В водоизмещающем режиме корабль двигался с помощью обычного двухвального движителя, а при использовании динамического режима опускались две колонки с двумя тандемно расположенными гребными винтами каждая.

Головной корабль «Бора» был построен в 1987 году в Зеленодольске и получил наименование «Сивуч» (Dergach class). После продолжительных испытаний и ремонта лишь в1997 г. он был официально введен в строй уже российского ВМФ. Второй и последний корабль этого проекта был построен в 1992 году и введен в опытную эксплуатацию, а в состав флота вошел лишь в 2000 году.

На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, мог выдерживать волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов мог использовать оружие. Однако все это было получено слишком дорогой ценой, что не позволило строить серию. Сейчас оба корабля несут службу на Черном море.

 

Таблица 8

Основные тактико-технические характеристики малых ракетных кораблей на динамических принципах поддержания

Проект (шифр)

1240 (Ураган)

1239 (Сивуч)

Западное обозначение

Sarancha class

Dergach class

Годы постройки

1978

1992*

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

348

432

 

850

1050

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

56,6

10,2 (23,5)**

2,35 (8,2)**

 

63,9

17,2

3,3

Тип ГЭУ

двухвальная+2 колонки,

дизель-газотурбинная

двухвальная+2 колонки,

дизель-газотурбинная

Мощность, л.с.

2 х 18000

2 х 1100

2 х 18000

2 х 10000

2 х 3300

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

60

8,5

 

53

12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

1500 (8,5)

702 (60)

2500 (12)

800 (45)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

34 (7)

68 (9)

Вооружение

ПУ ПКР «Малахит» – 2х2

ЗРК «Оса-М» – 1х2 (20 ракет)

30-мм АК-630 – 1х6

ПУ ПКР «Москит» – 2х4

ЗРК «Оса-М» – 1х2 (20 ракет)

76,2-мм АК-176 – 1х1

30-мм АК-630 – 2х6

 

РЛК ЦУ «Дубрава»

РЛС УАО «Вымпел»

РЛС «Позитив»

РЛК ЦУ «Дубрава»

РЭБ «Вымпел-Р2»

РЛС УАО «Вымпел»

КВП ПК-16 – 2х16

КВП ПК-10 – 4х10

* введен в опытную эксплуатацию

** по крыльям

 

Необычный артиллерийский катер на воздушной подушке проекта 1238 (шифр «Касатка») был построен в Фиодосии в 1982 году. Его основным назначением являлась огневая поддержка десантно-штурмовых катеров (ДШКА) на воздушной подушке. Для этого его вооружили двумя 22-ствольными реактивными пусковыми установками «Огонь», одним 30-мм шестиствольным автоматом АК-630, а также спаренным 12,7-мм пулеметом и двумя 30-мм автоматическими гранатометами. Водоизмещение составило 132 тонны, ГЭУ имела мощность 20000 л.с., скорость полного хода достигала 56 узлов. Однако из-за прекращения строительства ДШКА этот катер остался в одном экземпляре. В 1992 г. его переклассифицировали в обычный десантный катер, а в 1996 г. сдали на слом.

Следует упомянуть также еще один тип кораблей – экранопланы, приоритет в создании которых принадлежит нашей стране. В судостроении решили использовать экранный эффект – резкое возрастание несущих свойств крыла на малых высотах полета. После многочисленных опытно-конструкторских и исследовательских работ в КБ Алексеева были разработаны и приняты на вооружение десантный и ударный экранопланы. Однако это уже тема отдельного разговора.

Первая неудача с попыткой создания нового ракетного катера, «выросшего» в новый класс МРК вовсе не означала, что руководство советского ВМФ не собирается заменить устаревшие РКА проектов 183-Р и 205 на новые в 1980-х годах. Работы над перспективным ракетным катером проекта 1241 (шифр «Молния») начались в ЦМКБ «Алмаз» в 1973 году. Именно для него шло параллельное проектирование новой более мощной ПКР «Москит», которая из-за своих габаритных при заданном количестве (4 единицы) уже не умещалась в размерениях проекта 205. По аналогии с МРК на новом катере установили РЛК «Монолит» и усиленное артиллерийское вооружение состоящее из одной 76,2-мм одноствольной артустановки АК-176 и двух 30-мм шестиствольных автоматов АК-630 с единой РЛС управления «Вымпел». Предусматривавшийся изначально ЗРК самообороны так и не уместился в заданное водоизмещение, поэтому его пришлось заменить на ПЗРК. Но самым важным отличием этого РКА от всех предыдущих было наличие комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой (ДГТУ), которая позволяла при развитии полного хода обеспечить одновременную работу на гребной вал как дизеля, так и турбины. По расчетам выходило, что РКА мог развивать полную скорость в 40 уз при полученном полном водоизмещении около 500 тонн. Конечно, такое огромное для катера водоизмещение было большим недостатком, но чтобы работы не пропали даром было решено создать «систему катеров» различного назначения в одном корпусе и с единой главной энергетической установкой: ракетный катер, малый противолодочный и пограничный сторожевой корабли.

Когда проектирование РКА подходило к концу выяснилось, что ни ПКР «Москит» ни ДГТУ не будут готовы к планируемому началу строительства. В связи с этим был срочно разработан «промежуточный» вариант проекта пр. 12411-Т, отличающийся устаревшими ПКР П-15М «Термит» и «чистой» газотурбинной установкой. Постройка катеров проекта 1241 (Tarantul class) в различных модификациях велась с 1979 года по сей день на четырех заводах – Приморском, Ленинградском, Хабаровском и Рыбинском. Всего было построено 74 единицы нескольких модификаций. Помимо газотурбинного пр.12411-Т и серийного дизель-газотурбинного пр.12411, был разработан и построен один катер пр.12417 для испытания ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», оснащенный РЛС «Позитив», а также серия экспортных катеров пр.1241-РЭ (25 единиц), вооруженных ракетами П-20. Сейчас в строю ВМФ России находятся 25 таких ракетных катеров (на одном ракеты демонтированы и он переклассифицирован в МАК), еще 32 были проданы или переданы в разные годы другим странам (Болгарии – 1, Вьетнаму – 4, ГДР – 5, Индии – 5, Ираку – 1, Йемену – 5, Ливии – 3, Польше – 4, Румынии – 3, Туркменистану – 2, Украине — 2), остальные были списаны.

Еще раньше – в 1974 году, до того как был закончен разработкой пр.1241, в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на проектирование ракетного катера пр.206-МР (шифр «Вихрь», западное обозначение Matka class). Так как перспективный РКА и его ракетный комплекс еще не были готовы, было решено в короткие сроки построить серию ракетных катеров, использующих серийные образцы вооружения и технических средств. Базой послужил большой торпедный катер с носовым малопогруженным крылом проекта 206-М. При сравнительно небольшом стандартном водоизмещении в 230 тонн удалось разместить две пусковые установки ПКР П-15М, одну 76-мм артустановку АК-176 и один 30-мм шестиствольный автомат с РЛС управления «Вымпел», при этом удалось получить скорость полного хода в 43 узла.

В 1977-83 гг. на Средне-Невском заводе в Ленинграде было построено 12 таких ракетных катеров и еще 2 экспортных патрульных катера для Гвинеи-Бисау (без ракет). В течение службы на одном из катеров проходил испытания противокорабельный комплекс «Уран» (проект 02066), а затем артиллерийский комплекс «Рой». После развала СССР один катер пр.206-МР был передан Грузии (в 2008 г. уничтожен российскими войсками), и еще 5 – Украине. В состав ВМФ России входят три таких катера, но их сроки службы подходят к концу.

 

Таблица 9

Основные тактико-технические характеристики последних советских ракетных катеров

Проект (шифр)

12411-Т (Молния)

12411

1241-РЭ

206-МР (Вихрь)

Западное обозначение

Tarantul class

Tarantul-III class

Tarantul-II class

Matka class

Годы постройки

1979-1986

1981-2003

1981-1999

1977-1983

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

392

469

 

436

493

 

385

455

 

230

257

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

56,1

10,2

2,25

 

56,1

10,2

2,5

 

56,1

10,2

2,2

 

39,5

7,6 (12,5)**

2 (3,26)**

Тип ГЭУ

двухвальная,

газотурбинная

двухвальная,

дизель-газотурбинная

двухвальная,

газотурбинная

трехвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

2 х 12000

2 х 5000

2 х 12000

2 х 4000

2 х 12000

2 х 5000

3 х 5000

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

42

13

 

41

14

 

43

14

 

43

12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

1800 (13)

400 (36)

1600 (14)

450 (36)

2200 (14)

2000 (12)

1100 (35)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

41 (5)

40 (5)

37 (.)

29 (5)

Вооружение

ПУ ПКР «Термит» – 2х2

76,2-мм АК-176 – 1х1

30-мм АК-630 – 2х6

ПЗРК «Стрела-3»/«Игла-1» – 1х4* (16 ракет)

ПУ ПКР «Москит» – 2х2

76,2-мм АК-176 – 1х1

30-мм АК-630 – 2х6

ПЗРК «Стрела-3»/«Игла-1» – 1х4* (16 ракет)

ПУ ПКР П-20/22 – 2х2

76,2-мм АК-176 – 1х1

30-мм АК-630 – 2х6

ПЗРК «Стрела-3» – 1х4* (16 ракет)

ПУ ПКР «Термит» – 2х1

76,2-мм АК-176 – 1х1

30-мм АК-630 – 2х6

ПЗРК «Стрела-3»/«Игла-1» – 1х4* (16 ракет)

 

РЛК ЦУ «Монолит-Т»

РЛС МР-405

РЛС «Дон»

РЛС УАО «Вымпел»

РЭБ «Вымпел-Р2»

КВП ПК-16 – 2х16

РЛК ЦУ «Монолит»

РЛС «Дон»

РЭБ «Вымпел-Р2»

РЛС УАО «Вымпел»

КВП ПК-16 – 2х16

КВП ПК-10 – 4х10 (не на всех)

РЛК ЦУ «Гарпун-Э»

РЛС «Кивач-2» или «Печора-1»

РЛС УАО «Вымпел»

РЛС «Рангоут» или «Гарпун»

РЛС УАО «Вымпел»

КВП ПК-16 – 2х16

* тумбовая пусковая установка

** по крыльям

 


 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru