Отечественные артиллерийские и ракетные корабли малого водоизмещения

Леонид Карякин, 2010 г.
Авторская версия статьи, опубликованной в журнале «Арсенал. Военно-промышленное обозрение» №6 / 2010

Современные отечественные ракетные и артиллерийские катера имеют довольно богатую историю развития. И если ракетный катер как класс уже по своему определению смог возникнуть лишь с появлением управляемого реактивного вооружения (ракет) в 1950-х годах, то происхождение артиллерийского катера имеет более далекие корни.

 

Немного истории

 

Прообразом этого класса малых боевых кораблей были канонерские лодки, строившиеся еще в царской России в начале XX века в эпоху расцвета парового флота. Как правило, это были корабли ограниченного водоизмещения (25-250 тонн) с мощным артиллерийским вооружением, предназначенные для боевых действий на реках, озерах и в прибрежных морских районах. Они могли осуществлять береговую оборону или оборону портов, а также вести борьбу с десантами противника или поддерживать свои войска на берегу. Канонерские лодки могли иметь как серьезное бронирование, так и не иметь его вовсе, в особенности это касалось переоборудованных или мобилизованных судов. Существовал также подкласс морских канонерских лодок, но они имели значительно большее водоизмещение и выходят за рамки данного обзора.

Первыми отечественными речными канонерскими лодками специальной постройки стали корабли типов «Бурят» и «Вогул» (1907-1908 гг.) водоизмещением 193-244 т, предназначавшиеся для Амурской флотилии, к которым в дальнейшем добавились аналогичные корабли новых серий. Наиболее массовым по количеству речных канонерских лодок в России стал период гражданской войны, когда артиллерия устанавливалась буквально на все речные суда, включая буксиры и пассажирские пароходы.

Позднее, уже в СССР, в ленинградском ЦКБ-50 (бывшее «Речсудопроект») были разработаны и выпускались серийно два типа речных бронекатеров (БКА): проект 1124 – двухбашенный большой БКА для Амура, и проект 1125 – однобашенный малый БКА для Днепра. Первый строился в 1936–1946 годах в количестве 99 единиц, второй – в 1938–1947 гг. в количестве 203 единицы. Оба катера имели противопульное бронирование и вооружались 76,2-мм орудиями в стандартной танковой башне от танка Т-34 и спаренными 12,7-мм зенитными пулеметными установками. В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) использовались дизеля мощностью 850 л.с., два – на большом БКА, один – на малом.

Эти бронекатера приобрели большое значение в годы Великой Отечественной войны, ввиду ограниченного использования более крупных надводных кораблей. Они активно действовали в составе речных флотилий, нанося огневые удары по живой силе и технике противника на берегу, конвоируя транспорты на реках и в прибрежных районах, и завершили свой боевой путь, дойдя вместе с советскими войсками до Берлина, Вены, Белграда и Будапешта. А бронекатера Амурской флотилии не менее успешно участвовали в Маньчжурской наступательной операции на Дальнем Востоке.

Повествуя о бронекатерах, стоит также упомянуть и таких кораблях как «шхерные мониторы» или морские БКА (МБКА). Решение об их постройке было принято в1942 г. Военным советом Балтийского флота, а проектирование поручено КБ завода №194 (Адмиралтейскиий завод). Проект 161 (водоизмещение 163 тонны) создавался специально для условий блокадного Ленинграда и имел упрощенные обводы корпуса, бронирование рубки и цитадели, а в качестве вооружения нес две 76,2-мм пушки в танковых башнях от Т-34. Всего в 1943–1944 годах было построено 20 таких МБКА. Они активно использовались для непосредственной артиллерийской поддержки десантов во время Выборгской, Моонзундской и Восточно-Прусской наступательных операций на Балтике.

В годы войны впервые на малых кораблях нашло применение реактивное оружие. На малых охотниках, торпедных катерах, морских и речных бронекатерах были установлены многобалочные реактивные установки знаменитых «Катюш». Так в 1942 году была разработана пусковая установка М-8-М (12 направляющих) башенно-палубного типа для стрельбы 82-мм неуправляемыми реактивными снарядами М-8 и установка М-13-М (16 направляющих) надпалубного типа для стрельбы 132-мм реактивными снарядами М-13. Установки предназначалась для обеспечения выполнения боевых задач по поражению массированным огнем незащищенных береговых и морских целей противника. Подтвержденная на практике эффективность реактивного вооружения катеров в дальнейшем привела к созданию модификаций с 24 и 32 направляющими. Само по себе применение мощных реактивных пусковых установок на отечественных катерах и кораблях оказало существенное влияние на успехи многих военных и десантных операций в Великой Отечественной войне в 1942–1945 годах.

 

Таблица 1

Основные тактико-технические характеристики советских бронекатеров периода Второй Мировой войны

Проект

1124*

1125*

161

Годы постройки

1936-1946

1938-1947

1943-1944

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

45

47

 

29

32

 

152

163

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

25,3

3,74

0,74

 

22,6

3,4

0,56

 

36,2

5,2

1,28

Тип ГЭУ

двухвальная,

дизельная

одновальная,

дизельная

двухвальная,

бензомоторная

Мощность, л.с.

2 х 850

1 х 850

2 х 1000

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

21

10

 

18

10,5

 

10,8

14

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

240 (21)

350 (10)

108 (18)

178 (10,5)

450 (13)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

18 (1)

13 (1)

38 (3)

Бронирование, мм

борт – 7

палуба – 4

рубка -7

лоб башни – 45

борт – 7

палуба – 4

рубка -7

лоб башни – 45

борт цитадели – 50

палуба – 30

рубка – 50

лоб башни – 45

Вооружение

76,2-мм Ф-34 – 2х1 (в танковых башнях)

ПУ М-13-М для РС (на некоторых вместо одной башни)

12,7-мм ДШК – 1х2

7,62-мм – 2х1

 

76,2-мм Ф-34 – 1х1 (в танковой башне)

ПУ М-8-М для РС (на некоторых)

12,7– мм ДШКМ-2Б – 2х2

7,62-мм – 1х1

76,2-мм Ф-34 – 2х1 (в танковых башнях)

45-мм 21-К – 2х1 (или 82-мм миномет или ПУ на 6 РС)

37-мм 70-К – 1х1

12,7-мм ДШК – 2х1

7,62-мм – 2х1

* даны характеристики катеров образца 1940 г.

ПУ – пусковая установка

РС – реактивный снаряд

 

После войны строительство бронекатеров в нашей стране было продолжено. Разработки велись с 1943 года сначала в ЦКБ-32 и ОКБ НКВД при заводе №340, а затем в специально созданном для этого ЦКБ-19. Наиболее массовой серией (118 единиц) в 1947–1952 годах строились бронекатера проекта 191-М водоизмещением 56,5 тонн. Они имели классическую для БКА схему компоновки, но вооружались уже разработанной после войны 85-мм универсальной башенной артустановкой МК-85 и двумя 14,5-мм пулеметными башнями 2М-6 также послевоенной разработки. Водоизмещение составляло 53,4/56,5 тонн, двухвальная дизельная ГЭУ имела мощность 2000 л.с., скорость полного хода 23 узла.

Дальнейшим развитием довольно удачных МБКА пр.161 (они же – корабли непосредственной поддержки десанта) стали послевоенные корабли проекта 186 (водоизмещение 164 тонны), иногда называвшиеся у нас «малыми канонерскими лодками». На них устанавливались две 85-мм пушки в танковых башнях, в качестве двигателей использовались поставляемые союзниками дизели «General Motors» (суммарная мощность 2000 л.с.), скорость составляла 14 узлов. С 1945 по 1947 годы советскому флоту был сдан 31 такой корабль.

Позднее, в 1949 году, на базе пр.191-М в ЦКБ-19 был разработан проект 192 более совершенного послевоенного БКА, вобравшего в себя весь опыт довоенного проектирования и с учетом боевого применения в Великой Отечественной войне. Было построено два экземпляра (пр.192-I и пр.192-II), но серийное производство так и не было начато в связи с появлением на море принципиально нового оружия.

 

Таблица 2

Основные тактико-технические характеристики советских послевоенных бронекатеров

Проект

191-М

192

186

Годы постройки

1947-1952

1951

1945-1947

Водоизмещение, т:

– стандартное

– полное

 

49,7

56,5

 

61,3

67

 

154,5

164

Размерения, м:

– длина

– ширина

– осадка

 

25,9

4,3

0,65

 

27,2

4,3

0,7

 

36,2

5,2

1,5

Тип ГЭУ

двухвальная,

дизельная

двухвальная,

дизельная

двухвальная,

дизельная

Мощность, л.с.

2 х 1000

2 х 1000

2 х 1000

Скорость, уз.:

– полного хода

– экономическая

 

23

10

 

22

14

 

14

5,3

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.)

520 (10)

600 (10)

600 (14)

2890 (5,3)

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

14 (1)

15 (1)

42 (3)

Бронирование, мм

борт – 7+7+7+7*

палуба – 10

рубка -7+7*

лоб башни – 30

борт – 7+10+8+7*

палуба – 10

рубка -10+14+30+10+8*

лоб башни – 30

борт цитадели – 30

палуба – 20

рубка – 30

лоб башни – 90

Вооружение

85-мм МК-85– 1х1

14,5-мм 2М-6 – 2х2

мины – 8

 

85-мм МК-85– 1х1

14,5-мм 2М-6Т – 2х2

мины – 8

85-мм ЗиС-С-53 – 2х1 (в танковых башнях)

37-мм 70-К – 1х1

12,7-мм ДШКМ-2Б – 2х2

* разнесенное бронирование

 


 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru