Основной боевой танк России Т-90 (часть 3)

Алексей Хлопотов, 2010 г. Использованы фото автора, а также из архивов редакции «Техника и вооружение», ОАО «УКБТМ», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», С. Суворова, А. Чирятникова, Д. Пичугина
Оригинальный текст статьи предоставлен сайту «Отвага» автором.
Редакторский вариант статьи опубликован в журнале «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра» №№5, 6, 7 за 2010 г.

Любое заимствование и использование данного материала – только с разрешения автора


 

 

<<< См. предыдущую часть

 

 

 

 

Т-90С «Бишма» для вооруженных сил Индии

 

К последнему десятилетию XX века танковый парк Индии в значительной степени стал устаревать. Ставка была сделана на разработку и производство собственного танка, однако во второй половине 1990-х годов руководству страны стало ясно, что программа создания танка «Арджун» близка к провалу. В то же самое время заклятый друг Индии – Пакистан прикупил на Украине крупную партию современных танков Т-84 (Т-80УД) разработки ХКБМ. Баланс сил в регионе оказался нарушенным. Индусы активно искали пути выхода из сложившегося положения. Зная крайнюю озабоченность руководства Индии создавшейся ситуацией, а так же надеясь на давние связи, накопленные за время лицензионного производства в Индии танков Т-72М и Т-72М1, Россия предложила Индии танк Т-72С. Однако к этому моменту Т-72С уже не отвечал современным требованиям. Индусы знали об этом, как и о том, что на вооружение Российской Армии был принят существенно более совершенный образец – танк Т-90. Естественно, несмотря на с честью выдержанные испытания, Т-72С индийской армией был отвергнут. После демонстрации на выставке IDEX’97 проходившей с 16 по 20 марта 1997 года в Абу-Даби (ОАЭ) Т-90С естественным образом привлек внимание индийской стороны. На протяжении 1997-99 годов индийские военные внимательным образом изучали новую русскую машину и согласовывали с производителем и разработчиком свои требования по ее комплектации. Для этого был проведен ряд показов танка в подмосковной Кубинке и на Урале.

6 апреля 1999 года был подписан контракт на испытания в Индии трех танков Т-90С в различной комплектации. Комплектация образцов проходила в соответствии с конкретными пожеланиями заказчика. На них устанавливались различные варианты СУО (два различных тепловизионных прицела: «Ноктюрн» и «Эсса»). Отличались наличием/отсутствием системы «Штора». Две машины имели литые башни, а образец №3 сварную. Все машины были оснащены усиленной ходовой частью и 1000-сильным дизелем В-92С.

Машины прошли предварительную обкатку в Нижнем Тагиле, а дождливым утром 17-го мая колонна тягачей груженых демонстрационными танками в сопровождении прочих транспортных средств двинулась по маршруту: Нижний Тагил – Екатеринбург – аэропорт «Кольцово», а далее на двух самолетах «Руслан» по два изделия в одном самолете и одно изделие и ремонтная мастерская в другом АН-124 вылетели в Индию.

К сожалению, этого момента не дождался Главный конструктор УКБТМ. 13-го мая в 16 часов 30 минут на рабочем месте в своем кабинете скончался Владимир Иванович Поткин. Так высока была нагрузка и степень ответственности при выполнении первого этапа индийского контракта. Плохо чувствуя себя, Владимир Иванович говорил: «Отправим изделия, пойду к врачу». Все сделал для отправки Т-90С, но к врачу не успел… Министр обороны Индии предложил назвать Т-90С в память о В.И. Поткине именем «Владимир», что было выполнено на 3-х танках отправленных на сложнейший марш-бросок в 2000 км каждый в пустыне Тар.

Не случайно май–июнь месяцы выбраны для испытаний. Дневная температура в пустыне Тар превышает 50 градусов Цельсия, ночная не опускается ниже 30-ти! Экстремальные условия! Экипажи подбирались из танкистов профессионалов – преимущественно из офицеров индийской армии, имеющих опыт эксплуатации танков Т-72. Программой было предусмотрено обучение экипажей. 2000 км пробега с непрерывными маршами из отдельных пробегов по 500 км со стрельбами 150-ю выстрелами, в том числе 10 ракетами. Испытания продолжались до 20 июля 1999 года. По их завершению все три машины были возвращены на УВЗ, где прошли переборку и дефектацию. Одновременно, в июле 1999 года Т-90СМ демонстрировался на Первой Уральской выставке вооружений в Нижнем Тагиле. Черта под испытаниями была проведена в августе в бронетире артиллерийского полигона НТИИМ, где индийские специалисты провели оценку броневой защиты танка. Проведенными испытаниями обе стороны были полностью удовлетворены. После чего начался конкретный переговорный процесс согласования условий контракта. Здесь же окончательно определился и технический облик танка для Индии. Дело в том, что в серию пошел не какой-то один из трех испытуемых образцов, а машина, сочетавшая в себе по требованию заказчика все три образца. С базовой модели что-то было убрано, и что-то добавлено от двух других. Таким образом, индийская сторона принимала непосредственное участие в создании российским КБ машины для своей армии. Подобный опыт на постсоветском пространстве был осуществлен впервые, причем обе стороны остались довольны. Окончательно контракт на поставку боевых машин был подписан в Дели 15 февраля 2001 года. Несмотря на политическое соглашение между лидерами обеих государств, срок согласования контракта составил более года. Это было вызвано большим количеством организационных, технических вопросов, а так же с реформированием основной российской внешнеторговой структуры в области вооружений – компании «Росвооружение» в «Рособоронэкспорт». В окончательном варианте по данному контракту в Индию российской стороной поставлялось в течение 3-х лет 310 танков Т-90С. Из них 124 машины собирались на «Уралвагонзаводе» и в готовом виде поставляются заказчику. Еще 186 машин поставлялось в виде сборочных единиц для лицензионной производства на заводе тяжелых машин в г. Авади штат Тамилнад. Помимо танков, индийской стороне передается технология их производства без права реэкспорта выпущенных машин в третьи страны с соответствующей лицензионно-конструкторской документацией, боеприпасы, учебно-тренировочные средства, производится подготовка специалистов завода тяжелых машин Авади. Общая стоимость контракта превысила 800 миллионов долларов.

Что представляет собой вариант Т-90С для Индии в техническом плане? Башня. Первая партия машин, состоящая из 40 танков, была отправлена в Индию в декабре 2001 года. Все эти машины оснащалась литыми башнями из задела. Такими же башнями были оснащены еще 2 машины следующей партии. Остальные оснащались новыми сварными колпаками. Вообще машины для Индии были компромиссом цены и качества. Так, к примеру, на них отсутствует комплекс обнаружения лазерного излучения и оптикоэлектронного подавления «Штора-1», являющейся стандартным для машин российской армии. Все танки получили новую усиленную ходовую часть, 1000-сильный двигатель В-92С2, более совершенные тепловизионные прицелы «ЭССА» совместного французско-белоруского производства. Для использования прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С «Агат-С» в активном режиме, вместо отсутствующих осветителей ОТШУ-1-7 комплекса «Штора-1», на командирской башенке установлен осветитель ОУ-3ГКУ. На месте установки ОТШУ-1-7 смонтированы трапециевидные секции КДЗ «Контакт-V». Благодаря ним экранировка контейнерами ДЗ на индийском танке со сварной башней выглядит наиболее гармонично из всех ранее выпущенных Т-90-х. Секции КДЗ «Контакт-V» на литой башне располагаются аналогично таковым на Т-72Б образца 1989 года. Кроме того, на крыше башни располагаются еще 20 контейнеров ДЗ. Характерной деталью является явно усиленная противоатомная защита – слой антинейтронного надбоя приблизительно в 2 раза толще чем на стандартных российских образцах. И это притом что противоатомная защита на российских Т-90 изначально была очень мощной!

 

Танки Т-90С «Бишма» со сварной (слева) и литой (справа) башнями Установка КДЗ «Контакт-V» на сварной башне и лобовой детали корпуса танка Т-90С «Бишма»

 

Пусковые установки системы 902А «Туча», в количестве 12 штук, расположены по 6 на консолях с правой и левой сторон башни, причем их расположение опять изменено, и не соответствует таковому ни на демонстрационных образцах Т-90С, ни на Т-90 Российской Армии. В целом машина получилась весьма гармоничной с эстетической точки зрения и достаточно совершенной в техническом плане. Парадокс в том, что подобной машины на тот момент в Российской Армии не было! Находившиеся в войсках Т-90 во многом уступали Т-90С ушедшему в Индию. В настоящее время контракт полностью выполнен – все положенные по контракту машины: 40 в декабре 2001 года и 84 двумя партиями в 2002 году поставлены заказчику [http://disarmament.un.org/ UN_REGISTER.nsf; http://lenta.ru/ economy/ 2002/04/ 30/tanks/], а на заводе в г. Авади успешно развернуто лицензионное производство. 20 ноября 2003 года ИТАР-ТАСС сообщил, что первые машины индийской сборки из российских комплектующих сошли с конвейера [http:// lenta.ru/ russia/ 2003/ 11/20/tanks/], а 8 января 2004 года в Авади был выпущен первый танк полностью собранный по лицензии [http:// www.rian.ru/ economy/ 20040107/ 501278.html]. На торжественной церемонии выступил начальник штаба сухопутных войск генерал Нирвал Чанд Видж, который дал высокую оценку техническим возможностям российской машины. Баланс сил в регионе был восстановлен, а тагильские и украинские машины из виртуальных конкурентов превратились в реальных «вероятных» противников. 30 ноября 2007 года Индия подписала с Россией новый крупный контракт стоимостью 1236,6 млн. долларов, которым предусматривается поставка 347 ОБТ Т-90С. Новым контрактом предусматривается закупка 124 танков Т-90С в полностью собранном виде, а также получение 223 ОБТ в машино-комплектах для последующей сборки на заводе HVF в Авади. После перечисления Индией первого транша по контракту, Россия поставит 124 ОБТ Т-90С в течение 29 месяцев. Остальные машины будут переданы индийской стороне через 11 месяцев. Отгрузка первых 24 танков по новому контракту осуществилась в 2008 году [http:// disarmament.un.org/ UN_REGISTER.nsf; http:// www.izvestia.ru /armia2/ article3100472/].

Поставленные Индии Т-90С подверглись некоторой критике за некоторые проблемы с ракетами и тепловизорами, которые были отмечены на начальном этапе закупок. Возникновение данных проблем было обусловлено обоюдной недоработкой сторон в ходе переговорного процесса: индийская сторона отказалась от предложенного поставщиком послегарантийного обслуживания. Одновременно часть машин по желанию индийской стороны дооборудуется вспомогательной силовой установкой. В настоящее время Сухопутные войска Индии полностью удовлетворены качеством танков Т-90С. Планами развития сухопутных войск Индии до 2020 года предусматривается оснащение танками Т-90С «Бишма» 21 полка. Еще 40 полков будут иметь на вооружении модернизированные танки Т-72М1. По мнению командования СВ Индии, наличие около 3800 ОБТ наряду со значительным количеством БМП позволит создать необходимый потенциал для адекватного ответа в случае необходимости. Танки Т-90С постепенно заменяют устаревшие Т-55 и ранние версии Т-72. Всего сухопутные войска Индии намерены принять на вооружение 1657 танков Т-90С.

См. также: Фотодетализация танка Т-90С «Бишма» для вооруженных сил Индии

 

Т-90С для Малайзии

 

После испытаний 1999 года в Индии, образец №3 с новой сварной башней подвергся доработке. В частности вместо левого ящика ЗИПа на башне был установлен кондиционер. В таком виде Т-90С был отправлен на выставку DCA-2000 в Малайзии. После проведения выставочных мероприятий тагильчанам пришлось задержаться в тропиках. Т-90С был выставлен российской стороной в тендере на закупку танков для вооруженных сил Малайзии. Согласно требованиям малазийской стороны одними из обязательных условий по комплектации машин были установка 12,7-мм пулемета «Браунинг» и радиоаппаратуры французской фирмы «Tales». Такая работа УКБТМ была проведена, но изменения натурного образца, выставленного на тендер, под эти требования не проводились.

В ходе тендера Т-90С участвовал в испытаниях, проводившихся с 13 июня по 21 августа 2000 года на маршруте Куала-Лумпур – Порт Диксон (Пуламор) – Мелака – Куантан – Пенарик – Порт Диксон [T-90S Main Battle Tank: Trials in Malaysia 13.06.2000 – 21.08.2000. Презентационный CD-диск. Рособоронэкспорт совместно с Уралвагонзавод. 2001 г.]. Для испытаний для российского танка была выбрана самая сложная трасса. Все прочие участники тендера испытывались в более легких условиях. Одним броском Т-90С прошел и по великолепным асфальтированным трассам Малайзии, и по топким рисовым полям, по невероятно разбитым тропам в джунглях, сыпучим прибрежным пескам и в высокогорье. Однажды, идя по раскисшей глинистой дороге в центре малазийских джунглей, танк не без помощи малазийского водителя стащило в кювет, да так что потребовалось его откапывать двумя «хюндаевскими» экскаваторами. Но, тем не менее, он прошел и благополучно выдержал все испытания, за что заслуженно снискал уважение малазийских военных (испытания проводили смешанные российско-малазийские экипажи). Однако еще в ходе предварительных переговоров малазийской стороной было заявлено о малой вероятности в выборе танка российского производства. Причем к техническому облику танка претензий не было абсолютно никаких. Объяснение этому кроется в проводимой политике диверсификации. Чтобы не зависеть в области вооружения от одного государства правительство Малайзии предпочло закупить у России современные истребители, а контракт на танки отдать Польше.

 

Лето 2000 г. российский Т-90С провел в болотах, джунглях и на песчаных пляжах Малайзии

 

Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru