ТАНК Т-90С «Бишма» для вооруженных сил Индии (фотодетализация)

Фоторепортаж © Алексея Хлопотова
Специально для сайта «Отвага»
2007 г.

Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий


 

 

К последнему десятилетию XX века танковый парк Индии в значительной степени стал устаревать. На выставке IDEX’97 проходившей с 16 по 20 марта 1997 года в Абу-Даби (ОАЭ), внимание индийской стороны привлек впервые демонстрировавшийся за рубежом новый российский танк Т-90С. На протяжении 1997-99 годов индийские военные внимательным образом изучали эту машину и согласовывали свои требования по ее комплектации. Для этого был проведен ряд показов танка индийской стороне как в подмосковной Кубинке, так и на Урале. 6 апреля 1999 года был подписан контракт на испытания в Индии трех танков Т-90С в различной комплектации. Комплектация образцов проходила в соответствии с конкретными пожеланиями заказчика. Машины прошли предварительную обкатку в Нижнем Тагиле. И 17–18 мая 1999 года были доставлены в Индию. К сожалению, этого момента не дождался главный конструктор УКБТМ: 13 мая за своим рабочим столом Владимир Иванович Поткин скоропостижно скончался. В честь создателя, танку Т-90 было решено присвоить имя «Владимир» – очень жаль, что оно по различным причинам пока не прижилось…

Испытания машин проводили индийские военные под непосредственным наблюдением российских специалистов, по российским программам и методикам. Они длились до 20 июля 1999 года. По их завершению все три машины были возвращены на УВЗ, где прошли полную переборку и дефектацию. Черта под испытаниями была проведена в августе того же года, в бронетире ФГУП НТИИМ, где индийские специалисты провели оценку броневой защиты танка. С расстояния менее 100 метровсварная башня Т-90С без комплекса динамической защиты была обстреляна самыми современными боеприпасами. Ни одного сквозного пробития брони достигнуто не было. К этому времени окончательно определился и технический облик танка для Индии. Дело в том, что в серию пошел не какой-то один из трех испытуемых образцов, а машина, сочетавшая в себе по требованиям заказчика все три образца. Индийская сторона принимала непосредственное участие в создании в российском КБ машины для своей армии. Подобный опыт на постсоветском пространстве был осуществлен впервые, причем обе стороны остались довольны. Окончательно контракт на поставку боевых машин был подписан в Дели 15 февраля 2001 года. Несмотря на политическое соглашение между лидерами обеих государств, срок согласования контракта составил более года.

В окончательном варианте по данному контракту в Индию российской стороной поставляется в течение 3-х лет 310 танков Т-90С. Из них 124 машины собираются на «Уралвагонзаводе» и в готовом виде поставляются заказчику. Еще 186 машин поставляется в виде сборочных единиц для лицензионного производства на заводе тяжелых машин в г. Авади штат Тамилнад. Помимо танков, индийской стороне передается технология их производства без права ре-экспорта выпущенных машин в третьи страны с соответствующей лицензионно-конструкторской документацией, боеприпасы, учебно-тренировочные средства, производится подготовка специалистов завода тяжелых машин Авади. Общая стоимость контракта превысила 800 миллионов долларов.

Первая партия из 40 танков, ушедших в Индию в декабре 2001 года оснащалась литыми башнями производства литейного цеха № 565 УВЗ. Это были последние «УВЗовские» литые башни, извлеченные из задела. Все последующие машины оснащались новыми сварными колпаками. Вообще машины для Индии были компромиссом цены и качества. Так, к примеру, на них отсутствует комплекс обнаружения лазерного излучения и оптикоэлектронного подавления «Штора-1», являющейся стандартным для машин российской армии. Индусы отказались и от рекламируемой системы электромагнитной защиты СЭМЗ и от телевизионных камер заднего обзора. Что самое удивительное, сами отказались от предложенного российской стороной кондиционера. В настоящее время из-за массового выхода из строя тепловизионных прицелов по причине перегрева происходит дооборудование всех машин системами охлаждения приборного оборудования, кондиционирования рабочих мест экипажа и монтаж вспомогательной силовой установки.

Изначально все машины получили новую модернизированную ходовую часть, 1000-сильный двигатель В-92С2, тепловизоры совместного франко-белорусского производства «Эсса». Для использования прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С «Агат-С» в активном режиме, вместо отсутствующих осветителей ОТШУ-1-7 комплекса «Штора-1», на командирской башенке установлен осветитель ОУ-3ГКУ. На месте установки ОТШУ-1-7 смонтированы новые трапециевидные секции КДЗ «Контакт-V». Благодаря им экранировка контейнерами ДЗ на индийском танке со сварной башней выглядит более оптимально. Секции КДЗ «Контакт-V» на литой башне располагаются аналогично таковым на Т-72Б образца 1989 года. Пусковые установки системы 902А «Туча», в количестве 12 штук, расположены по 6 на консолях с правой и левой сторон башни, причем их расположение изменено, и не соответствует таковому ни на демонстрационных образцах Т-90С, ни на Т-90 находящихся на вооружении Российской Армии.

Большое внимание уделено противорадиационной защите – толщина противорадиационного надбоя увеличена как минимум в 2 раза по сравнению с таковой на российских Т-90 и на демонстрационных образцах. В целом машина получилась весьма гармоничной с эстетической точки зрения и достаточно совершенной в техническом плане. Парадокс в том, что подобной машины Российская Армия в то время еще не имела! Находившиеся в войсках Т-90 во многом уступали Т-90С, ушедшему в Индию. В настоящее время «Уралвагонзавод» отправил в Индию все положенные по контракту машины: 40 в декабре 2001 года и 84 двумя партиями в 2002 году, а на заводе в г.Авади не без проблем, но все-таки развернуто лицензионное производство. 20 ноября 2003 года ИТАР-ТАСС сообщило, что первые машины индийской сборки сошли с конвейера и поступают на вооружение. Остается добавить что в вооруженных силах Индии танк получил собственное имя «Бишма» – в честь эпического героя Индии.

На представленных фотографиях запечатлен Т-90С из состава основной партии демонстрировавшийся незадолго до своей отправки к месту службы на выставке вооружений и военной техники «REA-2002» в Нижнем Тагиле.


ФОТОДЕТАЛИЗАЦИЯ



Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru