Основной боевой танк России Т-90 (часть 2)

Алексей Хлопотов, 2010 г. Использованы фото автора, а также из архивов редакции «Техника и вооружение», ОАО «УКБТМ», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», С. Суворова, А. Чирятникова, Д. Пичугина
Оригинальный текст статьи предоставлен сайту «Отвага» автором.
Редакторский вариант статьи опубликован в журнале «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра» №№5, 6, 7 за 2010 г.

Любое заимствование и использование данного материала – только с разрешения автора


 

<<< См. предыдущую часть

 

 

 

 

Т-90К – командирский вариант

 

На основании Поручения Государственной военно-промышленной комиссии СССР от 4 апреля 1991 года, в рамках ОКР «Самбук» [38НИИИ Минобороны России. 75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники. Под ред. Федоты В.И. Кубинка, 2006 г.], в КБ приступили к проектированию командирского варианта танка Т-90, получившего в опытной разработке наименование «Объект 188К». Танк предназначен для выполнения функций управления подчиненными подразделениями, связи с вышестоящими командирами, а также для ведения боевых действий в составе частей и подразделений и гибкого управления частями в ходе боевых действий как днем, так и ночью.

Основной объем общекомпоновочных работ по командирскому изделию выполнил ведущий конструктор В.И.Бундин. Количество блоков системы управления огнем и средств связи, размещаемых на «Объекте 188К», значительно возросло по сравнению с командирским вариантом танка Т-72Б. В связи с этим у В.И. Поткина возникли серьезные опасения по поводу возможности приемлемого размещения всей необходимой аппаратуры на новом изделии. Тем не менее, благодаря кропотливой и плодотворной работе, проведенной в кратчайшие сроки в КБ, этот сложный вопрос был успешно решен.

Основные общемашинные характеристики танка Т-90К были выполнены на уровне характеристик базового танка Т-90. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, состав вооружения, приборы наблюдения, броневая защита, система отопления, оборудование для подводного вождения, оборудование для самоокапывания, оборудование для установки противоминного трала выполнены такими же, как на танке Т-90. Дополнительно к штатному, специальное оборудование танка Т-90К, обеспечивающее выполнение функции управления, включает: KB радиостанцию Р-163-50К, штыревые антенны, комплект KB антенн, устанавливаемых на 11-метровую телескопическую мачту; танковую навигационную аппаратуру ТНА-4-3, артиллерийскую буссоль ПАБ-2М; дополнительный электроагрегат АБ-1-П/28.5-В-У, мощностью 1 кВт.

KB радиостанция предназначена для обеспечения радиосвязи в сетях командования в диапазоне частот 2…30 МГц на стоянке и в движении. Радиостанция обеспечивает двустороннюю телефонную и телеграфную связь, слуховой и автоматический прием сигналов тонального вызова, прием на поворотную антенну высотой 4 м на дальность до 50-80 км. Количество заранее подготовленных частот – 16. Конструкция опоры штыревой KB антенны позволяет устанавливать её в наклонное положение. В этом положении антенна дополнительно поддерживается специальной пружиной, закрепленной на башне. Такое положение антенны превращает её в «антенну зенитного излучения». Использование «антенны зенитного излучения» эффективно при организации связи в горной местности. На установленную на 11-метровой мачте антенну «симметричный вибратор» в диапазоне 2…18 МГц обеспечивается дальность связи до 350 км. Радиостанция обеспечивает также режимы: двухчастотный симплекс, дежурный прием со сканированием по записанным частотам, прием и передачу адресного вызова, прием и передачу кодограмм.

Танковая навигационная аппаратура служит для определения местоположения танка или подразделения на местности, направления движения, расстояния до заданного пункта назначения. Аппаратура состоит из гирокурсоуказателя, пульта управления, координатора, выносного (индикаторного) планшета для топографической карты. Аппаратура обеспечивает определение координат танка с высокой точностью от пройденного пути без переориентирования, решает следующие навигационные задачи:

 автоматическое определение координат танка;

 автоматическое определение дирекционного угла танка;

 автоматическое определение дирекционного угла на пункт назначения;

 индикация местоположения танка на топографической карте;

 автоматическое определение разностей координат местоположения танка и координат пункта назначения. Буссоль ПАБ-2М используется для определения дирекционного угла в условиях плохой видимости и при отсутствии видимых ориентиров.

Электроагрегат представляет собой вспомогательную генераторную установку с приводом от карбюраторного двигателя и предназначается для питания потребителей во время стоянки при неработающем основном двигателе. [Ямов В.А. Указ.соч.]

После завершения испытаний, на основании приказа министра обороны от 3 июня 1994 года «Объект 188К», получив наименование танк Т-90К, был принят на вооружение Российской Армии. [Колмаков Д.Г. Указ.соч.С.67.]

 

Т-90С – машина для экспорта

 

Одновременно с работами по базовой машине «Объект 188» шли работы над созданием экспортной версии танка Т-90 – «Объект 188С», разрешенной к поставкам за рубеж указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1992 года под наименованием «Т-90С». Основным отличием Т-90С от Т-90 стало некоторое снижение уровня защиты. Впрочем, это традиционное решение для экспортных машин. Однако да же в таком виде машина была очень хорошо защищена. Кроме того имелись незначительные отличия в комплектации, а все служебные надписи были выполнены на английском языке. Самые первые образцы «эСки» попали в танковые училища России, в которых проходили подготовку и переподготовку экипажи из стран импортеров нашей боевой техники. Одним учебных заведений, в числе первых получивших Т-90С, стал Челябинский танковый институт [Основной боевой танк России Т-90. Диск DVD с фотообзором и рекомендациями по масштабному моделированию. ООО «Модел Поинт» при участии ООО «ДиАл», 2008 г.]. Однако с развертыванием широкого экспорта случилась заминка – активного продвижения на рынки эта машина тогда не получила. Госкомпания «Росвооружение» совместно с «Промтехэкспортом» делала ставку на Т-80У, считая его более экспортно-привлекательным. По этим причинам сорвалось представление машины на выставке IDEX’93. На совещании по поводу участия российской делегации в выставке, состоявшемся 11.10.1992 года в Москве в департаменте оборонных отраслей Правительства РФ, предложение по участию Т-90С было забалатировано – УВЗ и УКБТМ было разрешено демонстрировать только Т-72С. Тагильчане не сдавались и всеми силами пробивали свою машину. Первая презентация Т-90С состоялась в июне 1997 года на выставке IDEX’97 в Абу-Даби (ОАЭ). С этого времени Т-90С становится непременным участником многих выставок и показов вооружения.

 

Т-90С образца 1999 года [*] – демонстрационные модели

[* Колмаков Д.Г. «Легендарная «тридцатьчетверка». Н.Тагил, 2006 г.; В.Ямов, С.Устьянцев, Д.Колмаков. Боевые машины УРАЛВАГОНЗАВОДА. Популярная серия. «Бронетехника УРАЛВАГОНЗАВОДА. Ретроспектива 1941-2009». Рукопись.]

 

С течением времени технический облик экспортных образцов Т-90С несколько видоизменился. Непременным условием успеха стало оснащение танков более качественными и совершенными тепловизионными прицельными комплексами. Не секрет что СССР, и его наследница – Российская Федерация, имели большие проблемы с разработкой и производством современной оптико-электронной техники. Уровень советских научно-технических разработок оставался традиционно очень высок, но подводила промышленность и элементная база. В 1990-х годах в России были разработаны танковые тепловизионные прицелы «Агава» и «Ноктюрн». Однако выпуск «Агавы» был крайне ограниченным, а «Ноктюрн» существовал лишь в опытных образцах. В то же время разработка и производство тепловизионной техники на Западе велись в нарастающем темпе, и являлись одним из наиболее приоритетных направлений. Русским танкостроителям невольно пришлось обратиться к опыту зарубежных компаний. Первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 1993 году. Наибольшее внимание привлекали израильские и французские образцы. В итоге на новые демонстрационные образцы Т-90С были установлены тепловизионные приборы разработки ОАО «Пеленг» (Республика Беларусь) в которых использовалась термокамера «Catherine-FS» от французской фирмы «Tales Optronic» и телевизионными мониторами «Tompson».

Очень серьезные изменения претерпела конструкция башни. К концу 90-х годов, в связи с отсутствием государственных заказов на новую технику, производство башенного литья в России было свернуто. Производить отливку башен малыми сериями стало крайне невыгодно. В этой ситуации пригодился задел по работам над производством танковых башен методом сварки катаных броневых листов. Конструкция такой башни разрабатывалась УКБТМ в конце 80-х – начале 90-х годов совместно московским НИИ Стали и прошла отработку на ряде экспериментальных машин. Катаные броневые листы обеспечивали при равной прочности защиты меньший расход металла и соответственно меньший вес конструкции. Кроме того, несколько увеличился внутренний объем, что позволило в дальнейшем применять новые более длинные подкалиберные боеприпасы с увеличенной на 20% бронепробиваемостью. Несмотря на то, что трудоемкость изготовления такой башни повысилась, себестоимость ее производства все равно оставалась ниже, чем при литье мелкими партиями. Первые опытные машины со сварными башнями были изготовлены в 1998 году. Одна из них прошла натурные испытания обстрелом на полигоне 38НИИИ МО РФ. С 2002 года сварная башня стала устанавливаться на все выпускаемые образцы танка Т-90С. Литой «колпак» оставался только на машинах проходивших переделку из ранние выпущенных.

В 1998-99 годах Т-90С получил новую силовая установка с 1000-сильным многотопливным четырехтактным дизельным двигателем В-92С2 производства ЧТЗ. Внедрению В-92С2 предшествовала большая работа танкового КБ совместно с КБ двигателестроения. Экспериментальной установкой на стендах и машинах были отработаны самые разнообразные дизельные двигатели. Одним из наиболее перспективных образцов для Т-90 был барнаульский турбо-дизель КД-34. Однако на последних этапах его место занял челябинский В-92С2. Этот дизель с турбонаддувом прошел всесторонние стационарные испытания на стендах заводов, а так же испытывался в составе опытных образцов Т-90 в самых разных климатических условиях и показал высокую надежность. Танк существенно прибавил в динамике.

Изменения затронули и ходовую часть машины. Требования улучшения подвижности, а так же требования к движению по асфальтированным дорогам без разрушения их покрытия (особенно актуальные у потенциальных импортеров) привели к необходимости установки новой гусеничной ленты с параллельным РМШ. В отличие от «старой» гусеницы с последовательным зацеплением траков, на ней имелась возможность установки так называемых «асфальтоходных башмаков». Внешне новая гусеница очень похожа на аналогичную от Т-80, однако между ними имеется одно, но очень важное и принципиальное отличие: гусеница Т-80 имеет обрезиненную беговую дорожку, а на гусенице Т-90 беговая дорожка стальная. Это дает большое преимущество в стоимости, особенно если учесть что гусеница является ресурсной деталью. Помимо этого, при взаимодействии металла беговой дорожки и резинового бандажа опорного катка возникают меньшие потери на трение чем при взаимодействии «резина-резина» на Т-80. Это дает выигрыш в топливной экономичности за счет меньших потерь мощности и экономию в плане больших ресурсов бандажей катков и гусеничной ленты [Вавилонский Э., Куракса О., Неволин В. Основной боевой танк России.Откровенный разговор о проблемах танкостроения. Н.Тагил. 2008 г. С.91-98]. С 1996 года новая гусеница устанавливается на всех образцах Т-90 [Хлопотов А. Танк Т-72БА: посредственная модернизация или модернизация по средствам? Журнал «Техника и вооружение» №10 2009 г.]. И именно с такой гусеницей Т-90С выступил на своей премьере на IDEX’97.

На Т-90 в дополнение к штатным навигационным системам появилась современная система спутниковой навигации. Для облегчения работы механика-водителя установлены складывающиеся зеркала и видеокамера заднего вида [Ямов В.А. Указ.соч.; Основной боевой танк России Т-90. Диск DVD с фотообзором и рекомендациями по масштабному моделированию. ООО «Молел Поинт» при участии ООО «ДиАл», 2008 г.].

Еще одной новой системой опробованной на демонстрационных образцах Т-90С со сварной башней стала СЭМЗ – система электромагнитной защиты. СЭМЗ предназначается для защиты от мин с неконтактным магнитным взрывателем, путем наведения ложного магнитного поля вне проекции корпуса машины, что приводит к преждевременному срабатыванию мины.

Комплекс ВДЗ остался неизменным, изменилось лишь количество блоков на крыше башни – теперь их стало 17. Пусковые установки системы «Туча» располагаются несколько по иному, чем на Т-90С с литой башней – на правой консоли установлены всего 4 ПУ, а еще 2 расположены на крыше башни.

Первая публичная демонстрация Т-90С со сварной башней, тепловизионным прицельным комплексом и силовой установкой с дизелем В-92С2 состоялась на выставке вооружений «UralExpoArms – 1999» на полигоне ФГУП НТИИМ в июле 1999 года. В 2000 году для демонстрации на выставке в Нижнем Тагиле «RussiaExpoArms – 2000», танк оснастили маскировочным комплектом «Накидка» разработки и производства НИИ Стали. В рабочих документах выставки эта машина имела обозначение «Объект 188СМ», что дало повод журналистам условно именовать данный вариант как «Т-90М» или «Т-90СМ» [Выставка «Урал Экспо Армс 2000» в Нижнем Тагиле. Журнал «Танкомастер» №4 за 2000 г.].

  


 

См. продолжение >>>

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru