Атака из поднебесья. Обзор современных боевых и разведывательно-ударных БЛА. Часть 2

Леонид Владимиров
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» 4-2011

<<< См. предыдущую часть


 

 

«Популярная механика» и противолодочный БЛА

 

Одними из первых идею использования боевых беспилотных летательных аппаратов высказали доктор наук и крупный специалист в области радиотехники, автор более 180 патентов Ли Де Форест (Lee De Forest), которого на Западе именуют не иначе как «один из отцов эры электроники» и который первым в Америке провел – 18 июля 1907 года – сеанс радиосвязи между кораблем, яхтой «Телма» (Thelma), и берегом, и инженер по ТВ-системам У. Арманд Санабрия (Ulises Armand Sanabria). Их взгляды и предложения по данному вопросу были изложены в статье «Robot Television Bomber», опубликованной в известном американском журнале «Популярная механика» в декабре 1940 года. В статье, в частности, утверждалось: «Робот-бомбардировщик, или более популярно «летающая бомба с механическим глазом для поиска цели», предложен доктором Ли Де Форестом и У.А. Санабрия, инженером по ТВ-системам из Чикаго, которые считают, что такие летательные аппараты, построенные в значительном количестве по цене всего 10000 долларов за штуку, станут простым и практичным решением в направлении существенного повышения точности воздушного бомбометания.

В полете такой летательный аппарат будет наводиться и управляться посредством радиосвязи с самолета управления, который может находиться на расстоянии до 10 миль (порядка 16 км). По мнению инженеров, это будет одномоторный самолет, боевую нагрузку которого составят одна бомба крупного калибра или несколько бомб малого калибра, а в его фюзеляже будет размещен ТВ-передатчик и радиоприемник. ТВ-передатчик, который будет трудно засечь и поставить ему помехи, будет передавать картинку местности перед или непосредственно под роботом-самолетом. Получив данную информацию от робота-бомбардировщика, пилот самолета управления сможет успешно осуществлять прицеливание и сброс бомб. Радиокоманды будут приниматься роботом-самолетом на дипольную антенну, расположенную в хвосте, и ограниченную от приема каких-либо иных сигналов, кроме радиокоманд с самолета управления.

Взлет «летающей бомбы» будет осуществляться с ее аэродрома базирования при помощи радиокоманд с наземного КП, после чего управление будет передаваться на находящийся в воздухе самолет управления. Данный летательный аппарат может быть использован для бомбардировки различных целей и даже пикирования на цель с последующим падением на нее… В распоряжении пилота будет система управления роботом-самолетом, включающая 10 небольших моторов (приводов): один – для управления работой двигателя, два – для управления рулями высоты, два – для управления рулями направления и элеронами, два – для обеспечения работы ТВ-системы, один – для обеспечения работы ТВ-передатчика, и один или два – для наведения «супербомбы» на цель или же использования ее для решения задач разведки на малой высоте в районах, где предполагается наличие сильной ПВО противника-до своего уничтожения аппарат сможет передать с помощью ТВ-передатчика важную разведывательную информацию. Проект не требует использования новых или не опробованных технических элементов, а инженеры считают его вполне реализуемым с практической точки зрения. В ходе боевого задания один самолет управления может осуществлять контроль за целым флотом роботов-бомбардировщиков».

Впрочем, данные идеи в жизнь привнесены так и не были, а начавшаяся к тому времени Вторая Мировая война на долгие годы поставила крест на подобного рода «идеях». С другой стороны, кто сказал, что эта публикация не была срежиссирована спецами из Вашингтона? Ведь противник мог легко поддаться на такие «страсти» и потратить огромные силы и средства, а главное – время, на добывание информации о несуществующих идеях и проектах.

Первое же практическое решение задачи по созданию разведывательно-ударного БЛА было все же осуществлено именно американцами, но уже почти два десятилетия спустя. Так, в конце 1950-х годов по заказу ВМС США был разработан дистанционно-управляемый противолодочный вертолет QH-50 DASH, имевший небольшую – всего около 1000 кг – взлетную массу, выполненный по соосной схеме и оснащавшийся поршневым двигателем мощностью 330 л.с. По командам корабельной системы наведения, получавшей в свою очередь информацию от гидроакустической станции (ГАС) корабля-носителя, «беспилотник» выходил в район нахождения подводной лодки (ПЛ) противника и сбрасывал там противолодочную самонаводящуюся торпеду. Боевой радиус действия БЛА составлял 50-70 км и ограничивался лишь дальностью действия ГАС корабля-носителя и радиокомандной системы управления самим аппаратом.

Данными противолодочными БЛА предполагалось вооружить все корабли классов корвет – крейсер, на которых тогда еще слишком большие вертолеты базироваться не могли, либо же их эксплуатация представлялась слишком проблемной. До 1968 года было построено около 800 беспилотных вертолетов данного семейства – в четырех модификациях, которые поступили на вооружение 74 корветов, 17 фрегатов и 126 эсминцев. На корабли класса крейсер DASH в итоге так и не попал.

В целом, если оценивать техническую и эксплуатационную стороны дела, можно утверждать, что проект оказался все же несколько «сырым». Особенно много проблем разработчикам и морякам доставили входившая в состав пилотажно-навигационного комплекса «беспилотника» оптико-электронная система и радиокомандная система управления. С другой стороны, нельзя не привести пару примеров. Наглядно демонстрирующих высокий потенциал данного БЛА. Так, 18 октября 1967 года, как указывалось в докладной записке «Текущий статус программы беспилотного вертолета QH-50» лейтенант-коммандера Айры Б. Андерсона (Lt. Cmdr. Ira В. Anderson) на имя командующего ВМС США, такой «беспилотник» принял участие в испытании «LANPHER» с проведением подземного ядерного взрыва на площадке «Меркьюри» (Mercury) полигона в пустыне Невада. Аппарат, управляемый оператором с КП, находившимся на удалении 12 миль (около 20 км) от места взрыва, находился в момент подрыва ядерного заряда в точке «О» на высоте около 1000 футов (3048 м) и передавал на КП видеоинформацию во время взрыва и некоторое время после него. Причем в распоряжении оператора «не было никакого навигационного или тому подобного оборудования и ему приходилось ориентироваться по обычной дорожной карте». По словам лейтенант-коммандера Андерсона, точная судьба полученных специалистами Комиссии по атомной энергии США видеоданных неизвестна, но, что интересно, попытка данного ведомства – всесильного на то время в Соединенных штатах, надо сказать, – приобрести несколько БЛА QH-50 и станцию управления завершилась полным провалом, что оказалось настоящим шоком для руководства Комиссии. Второй эпизод, о котором хотелось бы упомянуть, связан с возможностями «беспилотника» совершенно иного рода – в ходе испытания в акватории у острова Сан-Клемент специально оборудованный дымогенератором БЛА QH-50 всего за семь минут укрыл дымовой завесой эсминец, причем скорость ветра на тот момент составляла 5 узлов (около 9 км/час).

В итоге, однако, проект постигла неудача: во-первых, идея боевого БЛА обогнала свое время, а во-вторых, данный проект приобрел множество влиятельных противников – особенно в среде военно-морских летчиков, опасавшихся того, что «вооруженные беспилотные летательные аппараты просто вытеснят их с флота». Плюс к тому, к 1970 году были потеряны почти 700 аппаратов из 800 построенных. Все это вместе взятое и побудило командование ВМС США в конце 1960-х годов закрыть программу – самую передовую на то время в мире, надо сказать. А ведь по состоянию на 22 декабря 1970 года во время боевых действий во Вьетнаме американские военные потеряли 4060 пилотируемых вертолетов различных типов – будь в распоряжении Пентагона значительное количество разведывательных и боевых «беспилотников», потери в личном составе и дорогостоящей технике могли быть намного меньше.

Примечательно, что примерно в то же время – и отнюдь не без влияния указанного выше решения американцев – в СССР были прекращены работы по теме беспилотного вертолета корабельного базирования, проводившиеся в ОКБ Н.И. Камова, идеолога отечественных винтокрылых машин сосной схемы. Советский беспилотный вертолет-разведчик согласно тактико-техническому заданию был включен в состав авиационного вооружения перспективного атомного противолодочного корабля проекта 1144 «Орлан», проектирование которого было поручено в середине 1960-х годов коллективу ленинградского ЦКБ-53 (сегодня – Северное проектно-конструкторское бюро). Корабли данного типа (головной – «Киров»), переклассифицированные в тяжелые атомные ракетные крейсеры, предполагалось вооружить перспективным универсальным ракетным комплексом, способным поражать надводные, подводные и даже воздушные цели, данные целеуказания для которого и должен был, среди прочего, выдавать упомянутый БЛА вертолетного типа. Впрочем, ни универсальный ракетный комплекс, ни беспилотный вертолет созданы тогда не были.

 

ВВС принимают эстафету

 

Однако, если уж создание относительно простого боевого «беспилотника», предназначенного для применения торпедного оружия, столкнулось с весьма существенными проблемами (хотя, казалось бы, чего проще – донести торпеду до назначенного места и сбросить ее), то что говорить о такой боевой задаче, как применение по выявленной цели управляемой или неуправляемой ракеты или того хлеще – стрельба из пулемета или пушки. Именно ввиду высокой сложности реализации последних сценариев, те же американцы смогли приступить к каким-либо работам в данной области – на этот раз в интересах ВВС США – только в 1970-х годах. Целью проекта, на который было получено «добро» от руководства Пентагона и законодателей США, стало изучение возможности создания БЛА, способного эффективно осуществлять подавление системы ПВО противника с тем, чтобы обеспечить более безопасное и эффективное применение пилотируемых самолетов штурмовой и бомбардировочной авиации. Особо активно изучалась возможность обнаружения и уничтожения РЛС и ЗРК системы ПВО противника. Проект получил кодовое наименование «HAVE LEMON» (американские военные эксперты и историки указывают на «изначально проблемный характер» программы, что видно даже по выбранному названию – в США на сленге «lemon» означает «бесполезный (ненужный) автомобиль» или «нежеланная машина»).

В рамках данного проекта было задействовано некоторое количество модернизированных БЛА BQM-34A «Файрби» (Firebee; фирменное обозначение – Model 124; первый полет – 1958 год, серийное производство – с 1960 года), выпускавшихся компанией «Теледайн Райан» (Teledyne Ryan) и в конце 1950-х годов принятых на вооружение Военно-воздушных сил Соединенных Штатов. ВМС США позже также приняли на вооружение БЛА BQM-34A – как и в случае с Военно-воздушными силами, основной способ старта был воздушный, с борта самолета управления DC-130; со своей стороны СВ США приняли в эксплуатацию БЛА наземного базирования под обозначением MQM-34D – они оснащались дополнительным ракетным ускорителем большей мощности и имели крыло большего размаха.

Данные «беспилотники» были модифицированы под носители УР «Мэйверик» (Maverick) и планирующих бомб HOBOS с телевизионной системой наведения – вооружение размещалось на двух подкрыльевых пилонах. Кроме того, БЛА был дооснащен ТВ-камерой переднего обзора и приемопередающей аппаратурой, которую разместили в специальном контейнере, установленном на законцовке киля. Модифицированным БЛА было присвоено обозначение BGM-34A, с конца 1971 года были начаты их испытания.

Результаты испытаний оказались настолько обнадеживающими, что командование ВВС приняло решение приступить к следующему этапу программы: часть «беспилотников» была переоборудована под стандарт BGM-34B – в данном варианте БЛА имел удлиненную носовую часть, в которой разместили тепловизионную систему (по некоторым данным, еще и ТВ-систему низкой освещенности), а также лазерный целеуказатель – для наведения на цель бомб с лазерной системой наведения. Проведенные в 1973-74 годах испытания оказались также весьма успешными, в результате чего компания «Теледайн Райан» выполнила переоборудование некоторого количества аппаратов «Лайтнинг Баг» (Lightning Bug) в разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты BGM-34C.

Однако, как это часто случается в науке и технике, описанная разработка опередила свое время – для нового авиационного комплекса с БЛА просто не оказалось соответствующих задач. К тому же командование ВВС США особо не горело желанием отстаивать необходимость выделения более крупного финансирования на данный проект перед руководством Минобороны США и американскими законодателями. В итоге опытная эскадрилья разведывательно-ударных БЛА была в 1979 году расформирована, а ее почти шесть десятков «беспилотников» отправили на хранение. Следующий раз вооруженный БЛА «Файрби» появился на публике только в 2003 году – во время одной из выставок, посвященных беспилотной авиации, такой «беспилотник» был продемонстрирован в экспозиции компании «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman) в варианте с двумя ПТУР «Хеллфайр» и контейнером для специальной аппаратуры.

 

«Вертолеты-убийцы»

 

Следующей попыткой создания беспилотных вертолетов, способных как вести разведку и выполнять роль источника целеуказания для применения различных комплексов ударного оружия, но и самим применять различные средства поражения стала американская программа «Файр Скаут» (Fire Scout).

Разработчиком будущего БЛА «Файр Скаут» стала компания «Нортроп Грумман», при этом за основу был взят легкий вертолет марки «Швайцер» (Schweizer 330/333), который в базовом варианте получил газотурбинный двигатель Rolls Royce Allison 250-C20W мощностью 420 л.с., трехлопастный несущий винт диаметром 8,4 м и полозковое шасси, имел максимальную взлетную массу 1160 кг и мог нести полезную нагрузку не менее 90 кг. Первый полет в беспилотном режиме базовая модификация БЛА выполнила в конце 1999 года (до этого он отлетал в пилотируемом варианте), а 22 июля 2005 года с «Файр Скаута» впервые в истории беспилотных вертолетов был осуществлен успешный пуск боевых ракет – НАР типа Мк66.

На сегодня были разработаны две модификации беспилотного «скаута»: RQ-8A и MQ-8B. Первый из них создан по тактико-техническим требованиям ВМС США на «беспилотник» вертолетного типа, способный выполнять вертикальные взлет и посадку и нести полезную нагрузку не менее 90 кг, обладающий дальностью полета не менее 200 км и способный совершать полет на высоте до 6000 метров продолжительностью не менее 3 часов. Кроме того, командованием ВМС США предъявлялось требование обеспечить возможность посадки БЛА на палубу корабля на ходу при скорости до 29 узлов (около 46 км/ч), а межремонтный ресурс необходимо было довести минимум до 190 летных часов. Победителем тендера и стал БЛА вертолетного типа, созданный «Нортроп Грумман» на базе трехместного вертолета модели 330SP компании «Швайцер». Первый полет нового «беспилотника», имевшего максимальную взлетную массу около 1200 кг и оснащенного турбовальным двигателем Rolls-Royce Allison 250-C20W мощностью 420 л.с., состоялся в январе 2000 года, а в январе 2006-го «Файр Скаут» выполнил первую посадку на борт идущего 17-узловым ходом боевого корабля (десантный корабль-док LPD-13 «Nashville» типа «Остин»). Вскоре была начата и проработка модификации данного БЛА, соответствующего специфическим требованиям Корпуса морской пехоты (КМП) США: мобильный пункт управления в этом случае размещается на базе автомобиля повышенной проходимости семейства «Хаммер». Впрочем, работы по данному направлению пока остановлены, к тому же, по данным зарубежных источников, финансирование программы RQ-8A со стороны ВМС США остановлено еще в декабре 2001 года, причина– не полное соответствие характеристик БЛА требованиям ВМС США.

Второй вариант БЛА «Файр Скаут», MQ-8B, был создан корпорацией «Нортроп Грумман» в инициативном порядке после прекращения финансирования со стороны ВМС США работ по предыдущей модификации и в ответ на заинтересованность со стороны командования Сухопутных войск США. В конце 2003 года СВ США разместили заказ на семь БЛА RQ-8B, предназначенных для войсковых испытаний, первый полет БЛА состоялся 18 декабря 2006 года и в том же году обозначение было изменено на MQ-8B. В отличие от предыдущего варианта, данная модификация создавалась уже на базе планера легкого вертолета модели 333 компании «Швайцер», аппарат имеет не трехлопастный, а четырехлопастный несущий винт – к тому же и меньшего диаметра, обеспечивая «беспилотнику» большую на 225 кг максимальную взлетную массу (1430 кг) и, естественно, увеличенную – до 320 кг – полезную нагрузку. MQ-8B также имеет крыло, которое кроме всего прочего используется для подвески вооружения, такого как, в частности, ПТУР «Хеллфайр», корректируемые авиабомбы «Вайпер Страйк» или блоки 70-мм НАР (с возможностью лазерного наведения), которые признаются американскими военными как наиболее универсальное средство огневого поражения в условиях современного поля боя. Командование СВ США также высказывало заинтересованность в обеспечении данному БЛА возможности нести до 90 кг грузов, необходимых для снабжения армейских подразделений (медикаменты, продовольствие, боеприпасы и пр.). «Беспилотник» был включен в программу СВ США «Перспективные боевые системы» в качестве кандидата на беспилотную авиационную систему «Класса IV», однако в январе 2010 года было объявлено об отказе командования СВ США закупать эти БЛА – выбор армейского командования пал на БЛА RQ-7 «Шэдоу» (Shadow).

Впрочем, высоким боевым потенциалом БЛА MQ-8B к тому времени заинтересовалось командование ВМС и КМП США, был подписан контракт на закупку восьми (по другим данным девяти) таких БЛА – для опытной эксплуатации, в том числе и на борту новейших американских «литоральных боевых кораблей» (Littoral Combat ShipLCS), с которых они должны будут взлетать и садиться в автономном режиме. Соответствующие опыты уже некоторое время проводятся на имитирующем ВПП кораблей семейства LCS тренажере в Вебстер-Филд, на территории военно-воздушной базы ВМС США Патуксент-Ривер, штат Мэриленд, а также на боевых кораблях ВМС США. С другой стороны, командование ВМС США возлагает на БЛА MQ-8B преимущественно задачи, не связанные с применением «беспилотником» каких-либо средств поражения: ведение различных видов разведки (в зависимости от находящейся на борту целевой аппаратуры); осуществление наблюдения и выдача данных целеуказания на корабельные (или иные) комплексы оружия, в том числе – загоризонтное целеуказание корабельным комплексам ударного оружия; определение в реальном масштабе времени результатов огневого воздействия по противнику; выполнение роли воздушного ретранслятора систем связи и пр. А вот командование КМП США предполагает применять данные БЛА и в качестве разведывательно-ударных.

В период 4-8 мая 2009 года в район побережья у Мэйпорта, штат Флорида, проходили испытания данного БЛА на борту боевого корабля – за пять суток было выполнено 12 полетов общей продолжительностью 19 летных часов, в ходе которых «беспилотник» выполнил 54 посадки на палубу корабля и 37 взлетов с нее с использованием стандартных средств обеспечения взлета/посадки вертолетов корабельного базирования. В сентябре того же года ВМС США официально объявили о первой боевой службе БЛА MQ-8B на борту боевого корабля – в роли носителя выступил фрегат УРО «Mclnerney» FFG-8, второй корабль типа «Оливер Х. Перри». Первый практичный результат от применения флотом БЛА MQ-8B появился 3 апреля 2010 года – «беспилотник», базировавшийся на борту фрегата УРО «Мак-Инерни», обнаружил у восточно-тихоокеанского побережья Америки быстроходную лодку, перевозившую груз наркотиков, после чего фрегат нагнал лодку и остановил ее, а экипаж конфисковал 60 кг кокаина и захватил нескольких наркоторговцев. Впрочем, есть в этой связи и негативные моменты: 2 августа 2010 года один из БЛА MQ-8B потерял управление и несанкционированно вошел в закрытое воздушное пространство в районе Вашингтона, а 21 июня 2011 года во время, как указывали представители Пентагона, разведывательного полета над Ливией был потерян один БЛА MQ-8B – предположительной причиной его падения стал огонь с земли.

БЛА позволяет размещать на борту полезную нагрузку модульного типа (Modular Mission Payload), комбинированную оптико-электронную/инфракрасную систему, лазерный дальномер, а также аппаратуру радиосвязи и системы передачи данных. Среди полезной нагрузки «беспилотника» могут быть: система радио- и радиотехнической разведки, малогабаритная РЛС с синтезированной апертурой луча (SAR/MTI), тактическая система радиосвязи (JTRS), систему предупреждения столкновений (TCAS) и спутниковую систему связи (SATCOM). Кроме того, предназначенный для ВМС США «беспилотник» будет нести определенное количество малогабаритных гидроакустических буев, средства РЭБ и систему обнаружения мин, а «морпеховский вариант» может применять ПТУР «Хеллфайр», планирующие бомбы и стрелковое вооружение.

Другим вариантом беспилотного вертолета, который уже опробован для применения авиационных средств поражения, является БЛА S-100 «Камкоптер» (Camcopter), созданный инженерами австрийской компании «Шибель» Schiebel»; штаб-квартира в Вене, сборочное предприятие в Винер-Нойштадт). На сегодня компания располагает контрактами от шести заказчиков и уже ввела в эксплуатацию дополнительное сборочное предприятие в Абу-Даби (ВС ОАЭ заказали 80 БЛА – 40 «твердых» и 40 – по опциону, который затем был переведен в твердый заказ). Общий портфель заказов, по данным компании-разработчика, достиг отметки 200 «беспилотников». Среди заказчиков «Камкоптер» – ВМС Германии, планирующие размещать данный БЛА на борту корветов УРО типа «Брауншвейг» (приобретена партия из шести незначительно модифицированных БЛА), и МВД Австрии, принявшее «беспилотник» в опытную эксплуатацию в 2006 году (правда закупка серийных образцов осуществлена так и не была). Испытания данного «беспилотника» с борта кораблей своих ВМС провели Индия (октябрь 2007 года), Пакистан (март 2008 года) и Франция (октябрь 2008 года). В ходе полетов БЛА корабли-носители поддерживали ход 8-16 узлов, полеты выполнялись при встречном и боковом ветре силой 27,7-37 км/час, БЛА удалялся от корабля-носителя на дальность до 25 миль и поднимался на высоту до 3650 м, управление действиями БЛА осуществлялось в автоматическом или ручном режимах. Заинтересованность в приобретении данных БЛА – минимум для опытной эксплуатации – выразили военные ведомства Франции (в интересах СВ и ВМС) и Великобритании (в интересах ВМС – как БЛА корабельного базирования).

БЛА S-100 «Камкоптер» имеет бескаркасный несущий корпус и двухлопастный несущий винт, причем значительная часть конструктивных элементов «беспилотника» выполнена из композитных материалов. Максимальный взлетный вес аппарата составляет 200 кг, максимальная масса полезной нагрузки – около 50 кг, продолжительность полета с полезной нагрузкой 25 кг – 6 часов, максимальная скорость горизонтального полета – 220 км/ час, практический потолок – 5500 м. Силовая установка – двигатель Diamond мощностью 55 л.с. Взлет и посадка БЛА осуществляются в автоматическом режиме – с использованием приемника сигналов GPS, либо в ручном режиме – оператором с наземной станции. Аппарат способен осуществлять посадку на вертолетную палубу корабля – в любом из режимов – без использования дополнительного посадочного оборудования (системы принудительной посадки), разработчики утверждают, что БЛА может выполнять посадку при волнении моря до 5 баллов (практически пока подтверждена его способность выполнять данную процедуру при волнении моря до 3 балов).

В состав полезной нагрузки может входить оборудование как военного (оптико-электронные или инфракрасные сенсоры, средства радиосвязи, а также средства огневого поражения – неуправляемые авиационные ракеты), так и гражданского (системы мониторинга и радиосвязи) назначения. Находящаяся на борту БЛА навигационная аппаратура позволяет в ходе полета совершать запрограммированные заранее повороты на маршруте, выполнение различных маневров или висение в районе объекта (цели).

Что касается возможности использования БЛА «Камкоптер» в качестве разведывательно-ударного, то она официально разработчиком не подтверждается. Однако на международной аэрокосмической выставке в Фарнборо в 2008 году на стенде компании «Талес» макет этого БЛА демонстрировался с перспективной ракетой LMM, также имеется информация об успешном проведении огневых летных испытаний, в ходе которых с борта БЛА S-100 выполнялась стрельба вышеупомянутым авиационным средством поражения (в распоряжении имеется видеоролик с таковых огневых испытаний). Разработка УР LMM, или «Легкой многоцелевой ракеты», ведется специалистами компании «Талес» с 2007 года в рамках концепции «асимметричной войны» (причем разработка – инициативная, но запущенная на основе полученных многократных запросов со стороны различных заказчиков). Ее назначение – поражение малоразмерных целей, таких как моторные лодки, легковые автомобили и иные, используемые преимущественно повстанческими группировками и террористами. Стартовый вес ракеты – всего 13 кг, она универсальна по носителю (авиация, наземные и надводные носители) и способна эффективно поражать достаточно широкий спектр целей. Взрыватель – лазерный, а двигатель разработан компанией «Роксель» («Roxel»). В перспективе «Талес» рассматривает возможность оснащения ракеты полуактивной лазерной ГСН, но – недорогой, в пределах нескольких тысяч евро.

 


 

См. продолжение >>>


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru