Атака из поднебесья. Обзор современных боевых и разведывательно-ударных БЛА. Часть 3

Леонид Владимиров
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» 5-2011

<<< См. предыдущую часть


 

 

«Терминаторы террористов»

 

В конечном итоге, единственным на сегодня успешным вариантом разведывательно-ударного БЛА, способного применять высокоточные средства поражения, являются принятые на вооружение Военно-воздушных сил и Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов «беспилотники» семейства MQ-1 «Предейтор» (Predator, в переводе с английского «Хищник») и MQ-9 «Рипер» (Reaper, в переводе с английского – «Жнец», но в случае с БЛА было использовано жаргонное значение – так в Америке называют «Смерть», ту самую – черную старуху с косой). «Беспилотные» зачистки с их помощью американцы начали проводить в Афганистане в 2001 году, затем в Йемене – 2002 год, затем настала очередь Ирака, Пакистана, Сомали и Ливии, причем в начале 2010 года БЛА «Рипер» впервые был использован ЦРУ США для физического уничтожения гражданина США – одного из террористов по имени Анвар аль-Авлаки. Одобрение на данную операцию, как утверждают американские источники, давал лично президент США.

История БЛА типа «Предейтор» началась в 1989 году – тогда в воздух поднялся БЛА «Гнат 750» (Gnat 750), созданный специалистами компании «Лидинг Системс». Последняя вскоре стала испытывать финансовые затруднения и оказалась буквально на грани банкротства, поэтому в 1991 году ее, как говорится, «задешево» приобрела компания «Дженерал Атомикс». На тот момент в постройке, в разной степени готовности находились восемь БЛА «Гнат 750», которые фактически и были использованы в качестве базы для создания новой командой специалистов БЛА типа «Предейтор». Причем уже в 1993 году «Дженерал Атомикс» удалось заключить первый экспортный контракт– на БЛА «Гнат 750»: турецкие ВВС приобрели 22 «беспилотника», включая шесть БЛА «Гнат 750» и 16 БЛА «Гнат» ER.

Вскоре поступил первый заказ и от американского правительства – для применения на Балканах руководство ЦРУ США пожелало приобрести партию «беспилотников» типа «Гнат 750». Несмотря на ряд задержек, в том числе связанных с аварией одного из аппаратов во время летных испытаний, американские «рыцари плаща и кинжала» получили, наконец, свои «беспилотники» и в начале 1994 года группа ЦРУ отправилась с одним БЛА «Гнат 750» в Албанию. Группе была поставлена задача вести разведку и наблюдение за объектами на территории тогдашней Югославии. Впрочем, аппарат постоянно преследовали поломки и в конечном итоге группу вместе с БЛА вывели на родину, хотя это не сказалось на программе БЛА «Гнат 750» – он продолжал строиться, была даже создана модернизированная модификация «Усовершенствоанный Гнат» (Improved Gnat или l-Gnat), оснащенная более мощным двигателем с турбонаддувом; уменьшенная версия «Проулер» (Prowler) – длиной 4,24 м, с размахом крыла 7,31 м, и продолжительностью полета до 16 часов; а также новая модификация «Гнат 750-45», которой вскоре присвоили обозначение «Предейтор».

Контракт на разработку нового разведывательного БЛА «Дженерал Атомикс Аэронотикс Системс» получила в январе 1994 года и до июня 1996 года должна была завершить фазу демонстрации технологий и прототипа, в рамках данного этапа заказчик оплатил поставку на испытания трех разведывательных систем, включавших три наземные станции управления и 12 «беспилотников». Официальная же презентация проекта БЛА «Предейтор» состоялась в 1995 году – с апреля по май того года опытный «Предейтор» участвовал в летных испытаниях на полигоне ВС США, в рамках комплексного учения «Roving Sands 1995» (эксплуатировали системы военнослужащие СВ и ВМС США, управление программой было передано Управлению совместных программ по беспилотным авиационным системам ВМС США – JPO-UAV). Результаты испытаний были весьма обнадеживающими, и военно-политическим руководством США было принято решение летом того же года отправить одну разведывательную систему на Балканы (по другим данным, первые «хищники» прибыли в Албанию, в район Гьядри, еще весной 1995 года, но эти данные не подтверждены официально). К началу же антитеррористической кампании в Афганистане в 2001 году ВВС США уже подписали контракты на поставку 60 аппаратов типа «Предейтор», из которых, по официальным данным командования ВВС, в последовавших операциях было потеряно 20, в основном – по причине сложных метеоусловий и недостаточной подготовки операторов.

Обозначения ВС США для беспилотной авиационной системы (БАС) было следующим: с опытными БЛА – RQ-1 «Predator» (где «R» – разведывательный, а «Q» – беспилотный); с пред-серийными БЛА – RQ-1A «Predator», с серийными БЛА – RQ-1B Predator. Обозначения самих БЛА: предсерийные – RQ-1K, серийные – RQ-1L. Начиная с 2002 года все «предейторы» носят принятое в ВВС Соединенных Штатов официальное войсковое обозначение MQ-1 (где «М» – многоцелевой). За первые 10 лет своего существования – на 2005 год – «хищники», закупленные как ВВС США, так и ВВС Италии, налетали в общей сложности более 120 тысяч летных часов.

После оценки результатов первого этапа эксплуатации базового БЛА типа «Предейтор» было принято решение осуществить его доработку – в результате были созданы разведывательный и разведывательно-ударный варианты БАС с БЛА типа «Предейтор». Общее обозначение новой программы – «Предейтор» Block 1, вариантам БАС присвоены обозначения RQ-1B (разведывательная) и MQ-1B (разведывательно-ударная), а сами БЛА получили обозначение соответственно RQ-1L и MQ-1L. Среди основных отличий нового БЛА можно назвать более мощную силовую установку на базе четырехцилиндрового двигателя с турбонаддувом, что позволило увеличить размеры и массу аппарата, наличие антиобледенительной системы и, самое главное, возможность применения различных средств поражения, для чего «беспилотник» был оборудован подкрыльевыми пилонами и лазерным целеуказателем. Варианты вооружения: две ПТУР AGM-114 «Хеллфайр» (Hellfire), либо четыре УР AIM-92 «Стингер» (Stinger) класса «воздух–воздух», либо шесть УР «Гриффин» (Griffin) класса «воздух–поверхность». Испытания вооруженного «Предейтора» были проведены 21 февраля 2001 года – из трех выпущенных ПТУР «Хеллфайр» все попали в неподвижный танк-мишень, хотя последующие испытания в том же году – в мае и июне – были менее успешными, поскольку возникали ошибки и промахи. Интересно, что во время испытаний даже имитировался обстрел «предейторами» одной из афганских резиденций Осамы бин Ладена.

Принятый на вооружение разведывательно-ударный БЛА получил обозначение MQ-1A. В настоящее время БЛА семейства RQ-1/MQ-1 состоят на вооружении ВВС, ЦРУ и подразделений таможенной и пограничной службы США, ВВС Италии (32-й авиаполк) и Великобритании (39-я эскадрилья), запрос на шесть MQ-1 получен от ВВС Турции. 3 марта 2011 года ВВС США получили последний аппарат данного типа – больше данные «беспилотники», успевшие принять участие и в текущей операции НАТО в Ливии, поставляться американским военным или другим правительственным агентствам США не будут, поскольку Пентагон и другие силовые ведомства Америки переходят на другие типы разведывательно-ударных или «чисто» боевых БЛА.

В частности, командование СВ США по итогам тендера на новый многоцелевой БЛА увеличенной дальности (Extended-Range Multipurpose UAV) в августе 2005 года выбрали для себя – на замену БЛА типа RQ-5 «Хантер» (Hunter) – модифицированный БЛА, получивший обозначение MQ-1C «Уорриор» (Warrior; в «Дженерал Атомикс» аппарат обозначали как «Скай Уорриор» / Sky Warrior), позже переименованный в «Грей Игл» (Gray Eagle, где «Gray» – американский вариант слова «Grey», а в переводе означает – «Серый орел»). Новый БЛА отличается от предшественника установкой поршневого двигателя Thielert Centurion 1.7 HFE мощностью 135 л.с., увеличенным до 17 метров размахом крыла, возросшим до 8840 метров практическим потолком, боевым радиусом 400 км и продолжительностью полета 30-36 часов. Масса полезной нагрузки во внутреннем отсеке – 261 кг, на внешней подвеске – 227 кг. Масса топлива – 272 кг.

В состав БРЭО включены комбинированная система в составе РЛС с синтезированной апертурой луча AN/ZPY-1 и системой слежения за мобильными наземными целями, а также мультиспектральная прицельная система AN/AAS-52 MTS (Multi-spectral Targeting System), тогда как на подкрыльевых пилонах можно подвешивать до четырех ПТУР AGM-114 «Хеллфайр» или УР AIM-92 «Стингер», либо планирующие бомбы GBU-44/B «Вайпер Страйк». Первый контракт оценивался в 399 млн. долларов (доработка системы и организация малосерийного производства), новая БАС достигла состояния оперативной готовности в 2009 году, а в июне 2010 года первые четыре «серых орла» в невооруженном варианте были направлены в Афганистан. По состоянию на апрель 2011 года, четыре таких БЛА дислоцировались на военной базе Кэмп-Таджи (Ирак), оперативно подчиняясь 8-му разведывательно-ударному батальону 229-го авиаполка 40-й боевой авиационной бригады, и после успешного проведения в феврале 2011 года на иракском полигоне Шэдоу Рэндж (Shadow Range) стрельб шестью ПТУР «Хеллфайр» разрешены к применению в качестве ударных. Всего командование СВ США планирует поставить на вооружение 11 БАС, каждая из которых включает 12 БЛА и пять наземных станций управления (совокупная стоимость такого парка достигнет 1 млрд. долларов).

Кроме того, для ВМС и НАСА были построены и поставлены в 1997 и 1996 годах по одному «гражданскому» варианту БЛА типа «Предейтор», которые получили соответственно обозначения «Олтас I» (Altus) и «Олтас II», различаясь не слишком существенно – преимущественно наличием одноступенчатого («Олтас I») и двухступенчатого («Олтас II») турбонагнетателя.

После успешной эксплуатации БЛА семейства «Предейтор», представители заказчика – ВВС США – стали высказывать пожелания о необходимости создания более крупного, с лучшими ЛТХ и более мощным вооружением варианта. Итогом работы специалистов «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системс» стал разведывательно-ударный БЛА, получивший первоначально обозначение «Предейтор В», – первый полет опытный БЛА (Predator В-001) выполнил 2 февраля 2001 года. Аппарат был оснащен турбовинтовым двигателем Allied Signal Garrett AiResearch TPE-331-10T мощностью 950 л.с. и в целом внешне был схож с БЛА «Предейтор», но имел более длинный и широкий фюзеляж, увеличенный с 14,6 до 20,0 метров размах крыла, возросшие скорость (390 км/час) и массу полезной нагрузки (340 кг мог поднять на высоту 15200 м). Продолжительность полета – не менее 30 часов.

Основываясь на результатах первых испытаний, «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системе» разработала два варианта БЛА:

Predator B-002 – с ТРД Williams FJ44-2A тягой 10,2 кН, с полезной нагрузкой массой 215 кг, практическим потолком 18300 м и продолжительностью полета 12 часов,

Predator B-003, получивший затем название «Альтаир» (Altair): размах крыла – 25,6 м, взлетная масса – 3175 кг, масса полезной нагрузки – 1360 кг, двигатель – ТВД ТР-331-10Т, практический потолок 15800 м, продолжительность полета – не менее 36 часов.

ВВС США заказали для оценочных испытаний два прототипа – В-001 и В-002, но на последнем ТРД вскоре заменили на ТВД ТРЕ-331-10Т. В октябре 2001 года ВВС США подписали контракт на поставку двух БЛА, после проведения оценочных испытаний которых разместили заказ на серийные машины. Принятый на вооружение БЛА получил обозначение MQ-9 «Рипер», в сентябре 2007 года первые БЛА «Рипер» были направлены в Ирак, к октябрю 2007 года ВВС располагали уже девятью БЛА «Рипер», а к декабрю 2010 года – 57 машинами, имея планы на закупку еще 272 «беспилотников» (интересно, что с 18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации США разрешило использовать MQ-1 и MQ-9 в «гражданском» воздушном пространстве Соединенных Штатов, позволив тем самым использовать данные «беспилотники» в различных чрезвычайных ситуациях на внутригосударственной территории).

БЛА типа «Рипер» отличался от предшественника большими размерами и массой (размах крыла – 20 м, длина максимальная – 11 м, масса пустого – 223 кг, максимальная взлетная масса-4760 кг), более мощным ТВД Honeywell TPE331-10 мощностью 900 л.с. (с цифровой электронной системой управления DEEC), лучшими летными характеристиками (максимальная скорость – 482 км/час, крейсерская скорость – 276-313 км/час, дальность полета – 5926 км, продолжительность полета – не менее 28-30 часов, а с двумя ПТБ и боевой нагрузкой 450 кг – до 42 часов), практический потолок – 15000 м), а также большей массой полезной нагрузки – 360 кг внутри и 1400 кг на шести из семи узлах внешней подвески (до 680 кг на двух внутренних, до 340 кг – на средних и до 68 кг – на внешних пилонах; в целом – до 14 ПТУР «Хеллфайр», либо четыре ПТУР и две 230-кг УАБ GBU-12 «Пэйвуэй II» с лазерной ГСН, возможна подвеска 230-кг УАБ GBU-38 или УР AIM-92 «Стингер»). В состав БРЭО вошли РЛС с синтезированной апертурой луча AN/APY-8 «Линкс II» и мультиспектральная прицельная система AN/DAS-1 MTS-B. Стоимость одной БАС с четырьмя БЛА и соответствующими системами – около 53 млн долларов.

Кроме того, гражданские БЛА – один модификации В-003 с размахом крыла 26 метров под названием «Альтаир» и один невооруженный MQ-9 под названием «Икхана» (Ikhana) – поступили в НАСА для различных экспериментов, а в сентябре 2005 года Министерство внутренней безопасности США законтрактовало поставку первой БАС для патрулирования приграничных территорий, включающей один БЛА «Предейтор В» (целевая аппаратура – РЛС с синтезированной апертурой луча «Линкс», системы АХ-15, ARC-210 и пр.), наземную станцию управления и соответствующее вспомогательное оборудование. Данная система получила обозначение MQ-9 CBP-101, в действие она была введена 4 октября 2005 года, но 25 апреля 2006 года «беспилотник» из-за ошибки оператора разбился в Аризонской пустыне. Впрочем, менее чем за год он налетал 959 часов и позволил выполнить аресты 2309 нарушителей, а также захватить четыре автомашины с 3750 кг марихуаны. Принимая во внимание такие весьма неплохие результаты эксплуатации, руководство министерства приняло решение закупить второй БЛА, которому присвоили номер СВР-104. «Беспилотник», дополнительно оснащенный системой спутниковой связи и оптико-электронной системой, поставлен заказчику в сентябре 2006 года и 18 октября вышел на патрулирование границы.

Следующим вариантом, принятым на вооружение американскими таможенниками и пограничниками, стал БЛА «Гардиан» (Guardian, в переводе с английского «Защитник»), являющийся «оморяченным» вариантом «Рипера», создававшимся «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системс» в рамках тендера ВМС США на морской разведывательный БЛА для включения его в интегрированную разведывательную / разведывательно-ударную систему данного вида ВС США. Новый БЛА оснащен более современным вариантом РЛС с синтезированной апертурой луча «Си Вю» (SeaVue) и мультиспектральной оптико-электронной системой обнаружения MTS-B компании «Рейтеон» (Raytheon), а также имеет систему автоматической идентификации (классификации) целей и средства радио- и радиотехнической разведки. Основные ЛТХ аппарата: размах крыла – 20 м, длина – 11 м, двигатель – ТВД Honeywell TPE 331-10, максимальная взлетная масса – 4763 кг, масса топлива – 1814 кг, масса полезной нагрузки – 385 кг внутри и 1361 кг на внешней подвеске, практический потолок-15240 м, продолжительность полета – до 30 часов. На сегодня таможенная и пограничная служба США располагают пятью БЛА типа MQ-9 «Предейтор В» и двумя типа «Гардиан», которые дислоцируются в Гранд-Форкс, штат Северная Дакота (один или два БЛА), в Сьерра-Виста, штат Аризона (четыре БЛА), а также в Форт-Друм, штат Нью-Йорк (один или два БЛА). На декабрь 2011 года запланированы поставки еще двух БЛА «Предейтор В» (они будут принадлежать к 7-й серии (Dash 7) и получат возможность смены – не более чем за 8 часов – бортовой РЛС, приспособленной для обзора сухопутной поверхности, на РЛС, адаптированную для «работы» по морской поверхности), а в начале 2012 года запланирована поставка третьего БЛА «Гардиан».

На прошедшей в июне 2011 года в парижском пригороде Ле Бурже аэрокосмической выставке впервые широкой публике был продемонстрирован БЛА типа «Гардиан» (об этом таможенную и пограничную службу США специально попросил посол США во Франции). Остается добавить, что по состоянию на июнь 2011 года «беспилотники», поставленные таможне и пограничникам, в общей сложности налетали, согласно официально обнародованным данным, более 10000 летных часов и помогли обнаружить и задержать 4865 нарушителей пограничного режима, 238 контрабандистов и более 15300 кг контрабанды.

Исключая США, на вооружение БЛА семейства MQ-9 приняли Великобритания (приобрела три БЛА под обозначением MQ-9 «Рипер», но один в 2008 году разбился в Афганистане; в декабре 2010 года министр обороны заявил о решении увеличить флот «Риперов» до 10 машин; в настоящее время в 39-й эскадрилье ВВС имеется пять таких БЛА) и Италия (в августе 2008 года разместила заявку на приобретении четырех БЛА под обозначением MQ-9 и четырех наземных станций управления, а в ноябре 2009 года подтвердила закупку еще двух БЛА). В ряде источников утверждается, что четыре БЛА и три наземных станции управления приобрели ВВС Турции, но это – не соответствует действительности, поскольку Анкара лишь разместила запрос. Наконец, 27 апреля 2011 года компания «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системс» и немецкая компания «РУАГ Аэроспейс Сервисис» (RUAG Aerospace Services GmbH) подписали соглашение о совместном продвижении данной БАС на немецкий рынок. В частности, данная система будет предлагаться Берлину в рамках тендера, объявленного Минобороны Германии на новую БАС наблюдения и разведки – SAATEG (System fuer die abbildende Aufklaerung in der Tiefe des Einsatzgebietes; In-Theatre Reconnaissance).

Первое подразделение, вооруженное разведывательно-ударными БЛА типа MQ-9 «Рипер» (наряду с БЛА MQ-1 «Предейтор»), 432-е авиакрыло ВВС США, было объявлено полностью боеготовым 1 мая 2007 года, а в сентябре того же года выделенная из его состава боевая группа была направлена в Ирак. 28 октября 2007 года было официально объявлено о том, что с помощью «Рипера» на Среднем Востоке были уничтожены первые террористы. Общий же масштаб боевого применения БЛА семейства «Предейтор» / «Рипер» в целях уничтожения террористов, боевиков и других неугодных Вашингтону лиц можно оценить по следующим данным.

По данным американской некоммерческой организации «Нью Американ Фаундейшн» (New American Foundation), с 2004 года по 31 августа 2011 года американские «роботы-убийцы» только на территории Пакистана выполнили 269 официально признанных Вашингтоном или подтвержденных другими авторитетными источниками штурмовых удара, в ходе которых убиты от 1658 до 2597 человек, из которых террористами или вооруженными повстанцами оказались 1365 – 2126 человек (включая 35 «лидеров» или полевых командиров). При этом только за восемь месяцев 2011 года было выполнено 56 таких «точечных» ударов, в ходе которых были убиты от 319 до 453 человек, из них террористов и боевиков – от 303 до 417 человек, в том числе три «лидера» террористов (руководитель «Аль-Каиды» в Пакистане и главный финансист данной ячейки).

Как видим, Пентагон и Лэнгли, что называется, вошли во вкус. Причем 29 октября 2009 года во время официальной церемонии ввода в строй четырех новых эскадрилий БЛА «Рипер» (29-й ударной, 6-й разведывательной, 16-й учебной и 849-й эскадрильи обеспечения), сформированных в составе 49-го истребительного авиакрыла, ВВБ Холломан, командующий ВВС США генерал Майкл Моусли заявил: «С поступлением на вооружение БЛА типа «Рипер» мы фактически перешли от преимущественного использования БЛА для решения задач разведки и наблюдения, как это имело место до начала операции «Iraqi Freedom», к применению БЛА в качестве настоящего «воздушного охотника-убийцы». Слово не расходится с делом – совсем недавно Пентагон принял решение приобрести еще 24 таких БЛА, общую же численность БЛА MQ-1 «Предейтор» и MQ-9 «Рипер» планируется довести до 319 машин.

 


 

См. продолжение >>>


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru