СРЕДНИЙ ТАНК Т-72 «УРАЛ»: история, оценка, фотодетализация

Текст: © Алексей Хлопотов, 2011 г.
Фото: © А.Хлопотова, © И.Зиннатуллина, © «Модел Поинт», © архив УКБТМ
Специально для сайта «ОТВАГА»

Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий


  

Содержание:

1. История создания, фото

2. Оценка танка, характеристики

3-4. Фотодетализация

  

 

Танк «Объект 172М»:

В июле 1969 года состоялись полигонные испытания опытных образцов танков «Объект 172», «Объект 173» (по две машины каждого образца) и серийного танка Т-64А. Предъявленные машины соответствовали характеристикам танка Т-64А, а по надежности работы силовой установки и автомата заряжания «Объект 172» явно превзошел все остальные образцы. Кроме того, он обеспечивал более комфортные условия работы экипажа: лучшую вентиляцию боевого отделения, возможность речевой и зрительной связи. Двигатель мог работать на различных сортах горючего: дизельном топливе, авиационном керосине Т-1, ТС, Т-2, автомобильном бензине А-66 и А-72. Установка и монтаж оборудования ОПВТ требовали в три раза меньше времени. В начале 1970 года были построены еще три танка «Объект 172». Во время их полигонных испытаний в период с 11 июля по 25 августа 1970 года наибольшее количество неисправностей и отказов пришлось на слабую ходовую часть: приблизительно 30% отказов и 53% неисправностей. Одновременно поток рекламаций на 5ТДФ и ходовую часть Т-64, уже эксплуатировавшихся в войсках, достиг критической массы. Военные, так долго ждавшие «шестьдесятчетверку» взвыли мольбами к А.А.Морозову о срочной доработке ходовой части машины. С просьбой доработать ходовую часть Т-64 к Морозову обратился зам. командующего бронетанковых войск Ю.А. Рябов. В подтверждение своей аргументации он прилагал отчеты войсковых испытателей с перечнями недостатков Т-64. Но А.А. Морозов явным образом отказался от этой работы, написав на одном из отчетов: «Если вы такие умные, то делайте танки сами!». Рябову ничего не оставалось, как в обход руководства министерства оборонной промышленности обратиться напрямую в Нижний Тагил. Невзирая на позицию МОП, он добился заключения с тагильским КБ договора о разработке усовершенствованного танка, на базе тагильского «Объекта 172».

К этому времени уже многие в Министерстве обороны, МОПе, ВПК стали обращать внимание на недостатки харьковской машины. Однако, маховик постановки в серийное производство на крупнейшем заводе отрасли негодного для службы в Армии танка Т-64А, запущенный в августе 1967 года Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, набирал обороты. Требовалась координация усилий всех здравомыслящих сил и заинтересованных сторон, по предотвращению ошибки, совершенной в свое время руководством Министерства обороны с подачи заинтересованных руководителей МОПа.

Для этого лучшей кандидатуры, чем Леонид Николаевич Карцев просто не было. В августе 1969 года он оставляет должность главного конструктора завода, передает дела КБ в надежные руки своего друга и соратника В.Н. Венедиктова, а сам принимает должность заместителя председателя научно-технического комитета ГБТУ. Уже 4-5 ноября 1969 года совместным решением МО и МОП состоялось оформление решения о продолжении работ по об.172. Вспоминает Л.Н.Карцев: «До нового года я практические все время был в Тагиле, настраивая Венедиктова на нужный лад, хотя он и сопротивлялся. Так, после испытания первой партии «Объектов 172», как я и предполагал, ненадежной оказалась харьковская ходовая часть. Мне с Вайсбурдом пришлось потратить много энергии и нервов, чтобы уговорить Венедиктова войти с предложением об установке на этот танк ходовой части с нашего «Объекта 167». Он все твердил, что против этого Зверев, с которым не хочет ссориться. В конце концов, это предложение Венедиктов вынес на обсуждение, и все его одобрили». 12 мая 1970 года это решение было окончательно утверждено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326-113 «О проведении работ по дальнейшему совершенствованию танка «Объект 172». Данный документ открывал дорогу работам совершенствованию машины и по внедрению на нее ходовой части отработанной на опытных экземплярах «Объекта 167».

При разработке «Объекта 172М» преследовалась цель выполнения следующих основных задач:

- устранение недостатков по ходовой части и корпусу;

- использование гусеницы с литыми траками массовых серийных танков Т-54Т-55 и Т-62;

- максимальное использование существующего на заводе оборудования по производству массовых элементов ходовой части (траков, гусеницы, балансиров, торсионов и др.);

- повышение надежности работы узлов ходовой части с учетом перспективного развития танка.

 

Под руководством нового главного конструктора, Валерия Николаевича Венедиктова, вступившего в должность 7 января 1970 года, уже к концу года были построены три усовершенствованных танка получивших обозначение «Объект 172М». Эти машины были оснащены новой ходовой частью и двигателем В-46 в 780 л.с. Увеличение веса об.172М до 41 т по сравнению с 39 т «Объекта 172» и 38 т танка Т-64А компенсировалось увеличением мощности на 80 л.с., емкости топливных баков на 100литров и ширины гусеницы на 40 мм. В соответствии с запросами армии была проведена работа по совершенствованию трансмиссии. С ноября 1970-го по апрель 1971года эти танки прошли полный цикл заводских испытаний, а затем 6 мая 1971года были представлены министрам обороны А.А.Гречко и оборонной промышленности С.А.Звереву. К началу лета 1972года была выпущена опытная партия из 15 машин, которые пошли на беспрецедентные по масштабам совместные с Т-80 испытания. В первой половине 1973 года прошли еще одни успешные контрольные испытания установочной партии об.172М. За этот период были устранены недостатки, выявленные в предыдущих. Это дало все основания для принятия танка на вооружение, что и было оформлено Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 7 августа 1973 года. По этому Постановлению танк получил наименование – «Т-72». А в 1975 году и собственное имя – «Урал». Серийное производство машины было начато в 1974 году. За этот год Уралвагонзаводом было выпущено 220 танков Т-72. Его серийное производство продолжалось по 1979 год включительно.

 

Чертеж и компоновка танка «Объект 172М» (архив УКБТМ)
Танк «Объект 172М» в Музее в Кубинке
См. также: Фоторепортаж А.Хлопотова: танк Т-72 «Урал» (объект 172М) в Музее бронетанковой техники Уралвагонзавода (фотодетализация)

 

  

МОДИФИКАЦИИ

• Объект 172М опытной и войсковой серии – башня выполнена путем конверсии башни танка Т-64А

 Т-72К (Объект 172МК) «Урал-К» – командирский вариант линейного танка Т-72 (об.172М), на котором дополнительно была установлена коротковолновая радиостанция, навигационная аппаратура, зарядное устройство, но уменьшен боекомплект

 Т-72 (Объект 172М) образца 1975 года

 Т-72 (Объект 172М) образца 1976 года

 Т-72 (Объект 172М) образца 1978 года

 Т-72 (Объект 172М) образца 1979 года

 Т-72 (Объект 172М-Э) – экспортная модификация

 Т-72 (Объект 172М-Э1) – экспортная модификация

 Т-72 (Объект 172М-Э2) – экспортная модификация

 Т-72К (Объект 172МК-Э) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка

 Т-72К (Объект 172МК-Э1) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка

 Т-72К (Объект 172МК-Э2) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка

 

• Объект 172МН – опытный образец танка Т-72 (об.172М) , на котором была установлена 130 мм нарезная пушка 2А50 (ЛП-36Е). Проходил испытания в 1972-1974 гг. В середине октября 1975 года демонстрировался маршалу Гречко А.А. во время его посещения НИИ в Кубинке. На вооружение не принимался

 Объект 172МД – опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125 мм гладкоствольной пушкой повышенного могущества 2А49 (Д-89Т). На вооружение не принимался

 Объект 172МП – опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125 мм гладкоствольной пушкой 2А46М. Изготовлен в мае-июле 1977 года с целью проведения приемосдаточных испытаний системы. По результатам этих испытаний пушка 2А46М была признана соответствующей заданным тактико-техническим требованиям и рекомендована для проведения дальнейших испытаний.

 Объект 175 – результат работ проводившихся в 1970-75 гг по усовершенствованию об.172М. На вооружение не принимался, опытный образец не изготавливался. Отдельные наработки по машине данной спецификации, как и по об.172-2М были использованы в совершенствовании конструкции серийных машин об.172М (Т-72)

 


См. продолжение: оценка, сравнение и характекристики >>>


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru