СРЕДНИЙ ТАНК Т-72 «УРАЛ»: история, оценка, фотодетализация

Текст: © Алексей Хлопотов, 2011 г.
Фото: © А.Хлопотова, © И.Зиннатуллина, © «Модел Поинт», © архив УКБТМ
Специально для сайта «ОТВАГА»

 

<<< См. предыдущую часть

 

 

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ

(по материалам обобщенного отчета по испытаниям объектов 172 и 172М и подготовке производства. 1971 г.)

 

Три заводских образца объекта 172М (с новой ходовой частью и двигателем В-46 мощностью 780 л.с.) в период с ноября 1970 г. по апрель 1971 г. прошли интенсивные испытания в различных климатических условиях (район Н.Тагила, ЗабВО, в/ч 68054) с целью проверки надежности узлов и механизмов танка.

Испытания этих образцов в объеме 10000+13004 км (двигатели отработали 414+685,7 часов) показали эффективность доработок, введенных в процессе испытаний, надежную работу узлов ходовой части, двигателя и его систем, силовой передачи и автомата заряжания, что позволило во 2 квартале 1971 г. предъявить образцы 172М на полигонные испытания.

Проведенные полигонные испытания танков 172М в различных условиях эксплуатации (БВО, МВО, и ТуркВО) в объеме 8458 + 11662 км (двигатели наработали 393,7 + 510,7 часов), так же показали надежную работу двигателя В-45, силовой передачи, ходовой части и танка в целом.

По замечаниям, выявленным при полигонных испытаниях и, в частности, при испытаниях в высокогорных условиях ЗакВО, заводом внедрены, а так же разрабатываются мероприятия, которые будут реализованы в процессе подготовки серийного производства объекта 172М, проводимой заводом в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326-113 от 12 мая 1970 г.

Танк «Объект 172М» №1 прошел I этап испытаний в соответствии с программой, согласованной с ВП №47, в период с 26.11. по 06.12.70 г. Испытания проводились на танкодроме завода по кольцевой сильно пересеченной трасе с мерзлым грунтом, частыми выбоинами и ухабами. Ходовые испытания проводились интенсивно с наработкой за сутки 19,8 часов и протяженностью суточных переходов до 418 км на максимально возможных для данных дорожных условий скоростях. За первый этап испытаний танк прошел 3000 км, двигатель отработал 154 часа. Испытания показали следующие результаты:

• двигатель В-46 работал надежно, параметры его находились в пределах ТУ и практически не изменились;

• агрегаты силовой передачи работали надежно.

После проведения ТО №2 и устранения замечаний танк «объект 172М» №1 был подвергнут II-му, III-му и IV-му (дополнительному) этапам испытаний.

Перед началом II-го этапа испытаний были установлены опытные гусеничные ленты 613.44.22сб, ведущие колеса 175.54сб – 1 с венцами под траки гусеничных лент 613.44.22сб, приварные кронштейны 175.01.148-1 крепления поддерживающих роликов из спецстали и болты крепления поддерживающих роликов с резьбой М30х2, а перед IV-м этапом (после 10004 км) – измененный привод вентилятора. Ходовые испытания III-го и IV-го этапов проводились в период с 09.12.1970 г. по 16.04.1971 г. на танкодроме завода в тех же условиях, что и на I-м этапе.

За весь период испытаний танк прошел 13004 км, двигатель отработал 685,7 часа, произведено 1027 заряжаний пушки автоматом заряжания, в том числе 170 выстрелов. В результате проведенных испытаний выявлено:

• двигатель и его системы работали надежно. В процессе испытаний имели место а) незначительные подтекания масла через уплотнения крышек головки блоков; б) незначительный выброс паров масла через суфлер двигателя; в) образование трещин на левом выхлопном коллекторе (отработано 441,9 час.); г) из-за разрушения привода вентилятора системы охлаждения на 451,2 часа двигатель был перегрет, в связи с этим на нем были заменены уплотнительные резинки водяных каналов и дюралевые прокладки в разъеме головок блоков.

• гитара и коробки передач с бортовыми передачами работали надежно и замечаний не имели. Угловой редуктор привода вентилятора работал ненадежно из-за разрушения зубчатого ведомого узла конического редуктора привода вентилятора и подшипника фрикциона вентилятора, вызванного значительной расцентровкой привода. Установленный после 10004 км доработанный привод, допускающий повышенные расцентровки, при испытаниях на протяжении 3000 км с заведомо выставленными повышенными расцентровками замечаний не имел и остался в работоспособном состоянии.

• узлы ходовой части показали следующие результаты:

а) имевшие место разрушения торсионов связаны с загрязненностью стали неметаллическими включениями и неотработанностью технологии; установленные после 7053 км торсионы из стали электрошлакового переплава до конца испытаний замечаний не имели;

б) разрушение втулок балансиров вызвано недостаточной их прочностью; установленные после 7053 км усиленные втулки замечания не имели и остались в работоспособном состоянии;

в) в процессе испытаний отрабатывалась конструкция уплотнения по разъему гидроамортизатора, подбирались рабочая жидкость и рабочее давление в гидроамортизаторе; проверенные на дистанции 3000 км (установленные после 10004 км) гидроамортизаторы с доработанной конструкцией уплотнения корпуса, перегородки и крышки, а так же измененное стопорение пальцев в соединении тяги с рычагом гидроамортизатора, замечаний не имели;

г) в процессе испытаний имели место случаи выпадения колец стопорения шин и разрушение колец стопорения ступиц поддерживающих роликов; введенные после 3868 км доработанные кольца обеспечили проведение испытаний в заданном объеме;

д) опорные катки шестых подвесок после 7971 км были заменены из-за разрушения резиновых массивов, остальные опорные катки испытывались до конца испытаний; после изменения выставки торсионов по углу закрутки вновь установленные катки передних и задних подвесок работали на дистанции 5033 км без разрушения резинового массива;

е) гусеничные ленты 613.44.22сб (без технологических и конструктивных улучшений) обеспечили работоспособность до 3972км; серийные гусеничные ленты 166.44сб-1В с открытым шарниром отработали 3000 км и остались пригодными к дальнейшей эксплуатации;

в) диски ленивцев и ступицы ведущих колес имели трещины по ребрам; в дальнейшем на последующих образцах устанавливались доработанной конструкции.

• автомат заряжания в объеме 1027 заряжания, в том чтсле 170 выстрелов, имел 4 отказа и 2 задержки.

• прицел ТПД-2 и стабилизатор 2Э28 отработали 54,3 часа и замечаний не имели.

По замечаниям, выявленным в процессе испытаний «Объекта 172М» №1, заводом были разработаны конструктивные мероприятия, которые внедрялись на заводские образцы №2 и №3 до начала испытаний или в процессе испытаний по мере разработки.

Испытания «Объекта 172М» №2 и №3 проводились в период с 14.01. по 17.04.1971г. тремя этапами в объеме 3000км – I этап, 4000 км – II этап, 3000 км – III этап в соответствии с программой согласованной с ВП №47.

I этап испытаний проводился на танкодроме завода в период с 14.01. по 29.01.1971г. по той же трассе и в таких же условиях, как проводились испытания контрольных полигонных образцов №8 и №9 «Обекта 172».

II этап испытаний проводился в ЗабВО (ст.Мирная) в период с 16.02. по 26.02.1971г.

III этап испытаний проводился на танкодроме завода с 30.03. по 17.04.1971 г.

Целью испытаний явилась проверка надежности и работоспособности агрегатов и узлов ходовой части, систем моторно-трансмиссионного отделения и танка в целом, а так же эффективности проведенных конструктивных мероприятий.

На «Объектах 172М» №2 и №3 были внедрены следующие конструктивные мероприятия:

А. до начала испытаний:

1. Усиленные ведущие колеса 175.54сб-2;

2. Торсионные валы из стали 45ХНМФА-Ш;

3. Поддерживающие ролики 175.53сб-1 с измененным стопором шин на ступице, заправленные смазкой ЦНАТИМ-203;

4. Усиленные втулки балансиров;

5. Гидроамортизаторы с улучшенным стопорением тяги 175.52.012, заправленные маслом МСЗП-5;

6. Ленивцы с усиленными дисками.

Б. перед II этапом испытаний:

1. Гусеничные ленты 613.44.22сб

- на танке №2 – с технологическими улучшениями (2 технологических прибыли);

- на танке №3 – с усиленными поперечными ребрами траков (с 8 мм до 10 мм – по толщине и с 16 мм до 20 мм – по высоте).

В. перед III этапом испытаний:

1. Изменена выставка торсионных валов по углу закрутки с целью разгрузки первых и шестых опорных катков;

2. Литые диски направляющих колес из спецстали с усиленными ребрами;

3. Серийные (танка Т-62) стальные горловины направляющих колес – на танк №3;

4. В связи с измененной выставкой торсионов установлены новые опорные катки в первых и шестых подвесках.

В процессе испытаний за три этапа танки прошли:

- танк №2 – 10000 км;

- танк №3 – 10012 км;

двигатели отработали соответственно 419,1 и 414 часов.

Испытания проводились интенсивно с наработкой за сутки до 20,7 часов и протяженностью суточных проходов до 732 км. Ходовые испытания в объеме 10000 км выполнены за 31 календарный день (по 9-11 дней на этап). Средние скорости при испытаниях на танкодроме завода составили 20,8 км/час, а при испытаниях в ЗабВО – 40,3 км/час.

За время испытаний доработанные узлы и механизмы работали надежно, подтвердили эффективность конструктивных и технологических мероприятий и обеспечили выполнение программы в объеме 10000 км.

В дальнейшем для наработки двигателями моторесурса до 500 часов, а так же проверки опытных мероприятий танк №3 в соответствии с совместным решением организации п/я В-2968 и в/ч 52682 от 08.05.1971 г. продолжал испытания на трассе в/ч 68054, а танк №2 на основании письма 562/3/005085 от 16.04.1971г. в/ч 52682 – в ТуркВО (учебный центр «Келята»). С учетом дополнительных испытаний танк №2 прошел 13686 км, а танк №3 – 11388 км; двигатели отработали 572 и 536 часов соответственно. Танки находятся в работоспособном состоянии.

Проведенные в различных климатических и географических условиях испытания объектов 172М №1, №2 и №3 показали высокие динамические и маневренные качества и эксплуатационно-технические характеристики, достаточную надежность работы агрегатов, узлов, механизмов и систем моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и управления в пределах пройденных 11388+13686 км. Двигатели этих танков надежно отработали 697,7 (танк №1), 572 (танк №2) и 536 (танк №3) часов. Автомат заряжания в доработанном виде на контрольных образцах 172 №8 и №9 показал так же высокую надежность – 448 заряжания на один отказ. Полученная степень доработки узлов, механизмов, агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и автомата заряжания, наряду с доработками проведенными соисполнителями по вооружению и ТПД-2, позволили представить образцы на полигонные испытания.

Проведенные испытания полигонных образцов объекта 172М в различных эксплуатационных условиях (БВО, ТуркВО, МВО) подтвердили высокую степень конструктивной отработки объектов 172М, при наработке 8458 + 11662 км, двигателями 393,7 + 510,7 часов и автоматом заряжания 619+2000 заряжаний пушки.

Двигатель, гитара, коробки передач и другие узлы и механизмы силовой передачи показали надежную работу в пределах выполненной танками наработки.

Имевшая место на двигателе объекта 172М №5 течь воды из зарубашечного пространства пятой гильзы правого блока была вызвана производственным дефектом – при сборке не установлено одно из трех резиновых колец уплотнения нижнего пояса гильзы. После установка резинового кольца двигатель обеспечил выполнение танком программы в заданном объеме.

Автомат заряжания показал надежную работу в пределах 377 + 539 заряжаний на один отказ.

Узлы ходовой части показали следующую работоспособность:

1. Торсионные валы — 8458 + 11662 км

2. Балансиры — 8458 + 11662 км

3. Направляющие колеса – 6000 км

4. Гусеничные ленты — 5000 + 8096 км

5. Диски ведущих колес – 8458 + 11662 км

6. Венцы ведущих колес – 5000 + 10004 км

7. Амортизаторы — 8458 км

8. Поддерживающие катки – 5890 км (доработанная конструкция в ТуркВО)

9. Опорные катки – 4237 + 11662 км

 

По замечаниям и дефектам, выявленным в процессе испытаний полигонных образцов, заводом оперативно проводились конструктивные доработки, эффективность которых проверялась испытаниями в тех же условиях. Ненадежно работавшие на I этапе испытаний в ТуркВО поддерживающие катки были доработаны и проверены на объекте 172М №7 при проведении II этапа испытаний в тех же условиях. Поддерживающие катки отработали 5890 км (до наработки танком 10004 км) и остались в работоспособном состоянии. На II этапе испытаний объекта 172М №7 в ТуркВО была так же проверена эффективность новой выставки опорных катков при измененной закрутке торсионов. Опорные катки отработали 6387 км и остались в работоспособном состоянии, кроме 4-го левого, который был заменен после указанного километража из-за разрушения резинового массива. По ряду замечаний проводятся конструктивные доработки, мероприятия по которым будут внедряться в процессе дальнейшего производства объекта 172М.

 

Приведенные выше практически без купюр и смысловых изменений цитаты из обобщенного отчета от 1971 года, наглядно показывают высокую степень отработки и надежности даже самых первых опытных образцов танка «Объект 172М» – будущего Т-72 «Урал». Используя эти данные, читатель лично, не прибегая к помощи новоявленных экспертов и историков от танкостроения, может проанализировать факт необходимости и целесообразности создания танка Т-72. К сожалению, по вполне понятным причинам, мы не увидим подобных отчетов по танкам Т-64, Т-64А и Т-64Б. Их публикация может поставить крест на репутации главного конструктора А.А.Морозова с соответствующими негативными последствиями для современного танкостроения Украины. Однако, да же если вчитаться в его опубликованные дневники и сравнить изложенные в них факты с приведенными здесь данными, со всей очевидностью становится ясно ошибочность пути по которому вело отечественное танкостроение ХКБМ – головное КБ отрасли в то время.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Статус: серийное производство

Год изготовления первого образца: 1970

Год принятия на вооружение: 1973

Боевая масса, т: 41

Экипаж, чел: 3

Размеры, мм:

- длина с пушкой вперед: 9530

- длина корпуса: 6860

- ширина общая: 3460

- ширина по гусеницам: 3370

- высота по крыше башни: 2190

Объем отделения управления, м.куб.: 2,0

Объем боевого отделения, м.куб.: 5,9

Объем МТО, м.куб. (с топливом/без топлива): 3,1/3,1

Удельная мощность, л.с/т (кВт/т): 19 (14)

Установлено встроенное бульдозерное оборудование для самоокапывания

Вооружение:

125-мм гладкоствольная пушка 2А46 (Д-81Т) без термозащитного кожуха, заряжание пушки автоматическое (ручное — предусмотрено), продувка ствола эжекционная

Боекомплект, выстр. (в т.ч. в АЗ): 39 (22)

Тип боеприпасов: БПС, КС, ОФС

Тип выстрела: раздельно — гильзовый

Стабилизатор основного вооружения, тип: ЭГ по ВН и ГН

Спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ

Боекомплект, шт: 2000

Зенитное вооружение: автономная открытая зенитная установка с ручным управлением,

пулемет НСВ-12,7 калибра 12,7 мм устанавливалась с декабря 1974 года

Боекомплект, шт: 300

Максимальный угол возвышения пушки, град: не менее 13,5

Максимальный угол склонения пушки, град: не менее 6

Основной прицел наводчика: монокулярный, стереоскопический

Ночной прицел наводчика: электронно-оптический, монокулярный перископический

Прицельный комплекс командира: комбинированный, электронно-оптический, бинокулярный перископический

Дальномер: монокулярный, стереоскопический

Диапазон измерения дальности, м: 1000 — 4000

Защита:

- Башня с монолитной броней

- Горизонтальная толщина лобовой брони в секторе +/-30 град, мм: 410

- Эквивалент по стойкости в секторе +/-30 град, мм от:

- БПС: 410

- КС: 410

- Корпус — комбинированная

- горизонтальная толщина лобовой брони, мм: 550

- эквивалент по стойкости, мм от:

- БПС: 305

- КС: 450

- угол наклона ВЛД, град.: 68

- противокумулятивные бортовые экраны, система ТДА

Подвижность:

Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 60

Средняя скорость, км/ч

- по шоссе: 45-50

- вне дорог: 35-45

Запас хода по шоссе, км: 700

Емкость топливных баков, л: 1200 + 400

Среднее удельное давление на грунт, кгс/см.кв: 0,83

Клиренс, мм: 470

Преодолеваемый ров, м: 2,6-2,8

Преодолеваемая стенка, м: 0,85

Максимальный угол подъема, град.: 30

Преодолеваемый брод (с предв. подготовкой), м: 1,2 (1,8)

Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м: 5

МТУ:

Двигатель, марка: В-46

Тип: многотопливный 4-тактный дизель жидкостного охлаждения

Число цилиндров: 12

Расположение цилиндров: V-обр. 60 град.

Мощность максимальная в стендовых условиях, кВт (л.с.): 574 (780)

Обороты при макс мощности, об/мин: 2000

Трансмиссия, тип: механическая планетарная

КП, тип: две бортовые, планетарные

Число передач, вперед/назад: 7/1

Система охлаждения: жидкостная с принудительной циркуляцией и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором

Воздухоочистка: 2-ступенчатая

Система пуска: воздушная — основная, электрическая — дополнительная

Ходовая часть:

Подвеска, тип: индивидуальная торсионная

Число опорных катков на борт, шт.: 6

Число поддерживающих катков на борт, шт.: 4

Амортизаторы, тип (количество): гидравлические, лопастные (6)

Гусеница: с последовательным РМШ или ОМШ

Ширина колеи, мм: 2790

Длина опорной поверхности гусеницы, мм: 4270

Ширина гусеницы, мм: 580

Число траков, шт.: 96

Масса одной гусеницы с РМШ (ОМШ), кг: 1698 (1430)

Число опорных катков на борт, шт: 6

Диаметр опорного катка, мм: 750

Число поддерживающих катков на борт, шт: 3

Тип амортизации опорных катков: наружная

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

- «Обобщенный отчет по испытаниям объектов 172 и 172М и подготовке производства». 1971г.

- «Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72» С.Устьянцев, Д.Колмаков. Нижний Тагил, ИД «Медиа-Принт», 2004 г. ISBN 5-98485-003-6

- «Легендарная тридцатьчетверка» Д.Г. Колмаков. Нижний Тагил, 2006 г. ISBN 5-98728-009-5

- «Замечательные люди Вагонки» под ред. Пислегиной А.В. Нижний Тагил, 2001 г.

- «Время. Люди. Танки» Д.Г.Колмаков. Нижний Тагил, 2001 г.

- «Как это было… часть 2 История создания танка Т-72. Силовая установка», Э.Б.Вавилонский, Нижний Тагил, ИД «Медиа-Принт», 2004 г.,

- «Главный конструктор В.Н.Венедиктов. Жизнь, отданная танкам». Сост. Э.Б. Вавилонский, Нижний Тагил, ООО Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2010 г. ISBN978-5-903156-14-6

- «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг» Карпенко А.В. СПб., 1996 г (ВНИМАНИЕ! Данное издание содержит ошибочную информацию по этой машине.)

 


 См. продолжение: подробная фотодетализация >>>

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru