В начале 90-х отечественные конструкторы разрабатывали газотурбинные двигатели, которые позволяли нашим танкам развивать рекордные скоростные характеристики и делали их самыми скоростными и маневренными в мире.
Как рассказывал несколько лет назад корреспонденту «Вестника Мордовии» один из создателей легендарного Т-80 Александр Сергеевич Ефремов, в городе на Неве еще около четверти века назад испытывалась боевая машина с газотурбинной силовой установкой в 1500 л.с.
«Танк с ГТД-1500 мы испытывали за пределами города на Волхонском шоссе. Чтобы не было проблем с ГАИ, эти работы проводили очень рано утром. Так вот, танк развивал уже до 95 км/ч. Машина была очень послушной и легкой в управлении».
Данная машина имела очень большой потенциал, но, к сожалению, кризис не позволил установить 1500-сильный движок на серийные машины. Хотя, кроме Т-80 данная мощная турбина должна была прописаться еще на нижнетагильском танке Объект 187. Этот танк создавался в начале 90-х годов. И конструкторы Нижнего Тагила, кроме привычного для них четырехтактного дизеля, на одном из опытных изделий установили ГТД-1500.
Интересной особенностью данного танка было то, что он был оборудован информационно-управляющей системой, которая контролировала работу двигателя и трансмиссию танка. Однако, опять же из-за безденежья, эта очень перспективная машина также осталась только в виде опытного образца.
ГТД-1500, как вариант, рассматривался и для танка XXI века «Объект 195″, известного также как Т-95, но из-за финансовых соображений было решено развивать лишь дизельное направление.
Несмотря на то, что «реактивные» танки сейчас не в особом почете у командования отечественных вооруженных сил, военные эксперты считают, что будущее — за ГТД. Например, машины с газовой турбиной, которая заводится в любой мороз, — наиболее оптимальный вариант для российской группировки в Заполярье.