ПОСЛЕВОЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОНТОННО-МОСТОВЫЕ ПАРКИ

По материалам: В.Ф.Трефилов «Берег левый – берег правый...» – Ниж.Новгород: РИ «Бегемот», 2007 г.

 

<<< См. предыдущую часть

 

 


ВРЕМЯ «Ч»


 

В середине июня 1968 года в районе Выборга, Сестрорецка, Петрозаводска состоялись войсковые учения под кодовым названием «Север», в которых приняло участие 25 тысяч воинов Ленинградского военного округа. Основная цель учений – отработка взаимодействия различных родов войск.

Ночью и ранним утром основные силы «южных» вышли к реке, подавив последние очаги обороны «северных» на этой стороне. Но как ни стремителен был бросок передовых частей через болота, лесные завалы и цепи мелких озер, «северные» успели прочно закрепиться на противоположном берегу Вуоксы и подтянуть резервы.В ходе учений предстояло с ходу форсировать реку Вуокса, отличавшуюся быстрым течением. Понтонерам предстояло показать степень своей выучки.

Чтобы не снижать высоких темпов наступления, командование «южных» приказало начать форсирование реки с ходу, потому что теперь каждый час промедления работал на «противника», позволяя ему еще более укрепить систему береговой обороны.

Подразделения батальона Коноды, расположенные друг от друга в нескольких километрах, должны были слиться в одну колонну уже на боевом марше, но не ближе чем в ста метрах от берега. Рассредоточение – необходимое условие боя; в полном составе батальон, застигнутый на марше авиацией «северных», представлял собой отличную мишень, промахнуться по которой невозможно. А обнаружить в лесу машины сложнее. Теперь основная трудность, что прекрасно понимал комбат, заключалась в стыковке двух колонн.

Через какое-то время шесть километров, разделяющие сейчас подразделения батальона, превратятся в сплошной шквал огня. Сотни бронированных машин ринутся к берегу, выбирая кратчайший путь.

Подразделению, спрятанному в лесу, предстоит в этой ревущей и грохочущей лавине пройти по точно заданному маршруту и, самое главное, не опоздать. В последний момент оно должно пристроиться в хвост колонны, которую поведет к берегу командир батальона.

Командование определило для понтонеров время «Ч». К 10:15 они должны выйти к реке и приступить к наведению моста.

Атакуя берег «северных», проносятся над головами истребители-бомбардировщики, следом за ними – двойки вертолетов с десантом. Кажется, артдуэль достигла своего апогея.

В следующую секунду рванула воздух сотнями моторов первая группа плавающих танков, устремившихся к реке.

Колонны понтонеров соединились точно в назначенном месте. Время еще есть. Конода отдал команду:

– Построить батальон.

Комбат прошел вдоль строя понтонеров.

– То, что сейчас будем делать, – говорил он на ходу, – мы уже делали много раз. Я не буду вам повторять, что от действий нашего батальона зависит успех боя. Вы это знаете. Ошибок быть не должно. Хотя это учебный бой, но мост, который мы должны сдать, настоящий, значит, действовать нужно, как в настоящем бою.

Взмах сигнального флажка комбата – и десятки «КрАЗов» одновременно задом скатываются с насыпи, сбрасывая четырехпонтонные звенья в реку. Оглушительный хлопок стальных плоскостей о воду, глухой скрежет железа, десятиметровые фонтаны брызг. Огромные звенья распластываются на воде, тесня друг друга. И вдруг происходит непредвиденное – одно из звеньев, сдавленное двумя соседними, вырывается из общей ленты и уходит от берега. Рывок настолько силен, что не выдерживает страхующий трос, конец его стегает по поверхности воды и перехлестывает звено с другой стороны.

Все это видели только несколько человек, остальные, в том числе и Конода, были заняты на стыковке. Десятки звеньев надо было сомкнуть сначала во взводные участки, потом в ротные, и только тогда катера соберут общую ленту моста и, преодолевая течение, развернут его поперек реки.

В том, что произошло со звеном, не было ничего непоправимого. Его можно было поймать катером и поставить на место. Но в ту минуту катера поблизости не было, быстрое течение разворачивало звено и относило все дальше.

Первым бросился в воду замполит батальона Лептюхов. Через полминуты он догнал звено и уцепился за край бокового понтона. За ним плыли еще двое: гвардии старший сержант Николай Петров и гвардии ефрейтор Николай Груздев. Они подсадили Лептюхова на понтон, затем приняли у лейтенанта страхующий конец и, зажав его – Петров в левой, Груздев в правой руке, – поплыли обратно к берегу. Остальное было делом техники. Подтянув звено к себе, понтонеры точно вставили его в промежуток между звеньями и начали затягивать крепления.

Вся эта непредвиденная операция продолжалась не больше двух минут. Но и две минуты – время немалое, когда дело касается сборки ленты. Возможно, злополучное звено задержало бы установку моста, не приди на помощь Петрову и Груздеву гвардии рядовые Андрее Пальцеп и Александр Халаев. Такое у понтонеров правило: никто не уйдет с ленты, пока последняя стяжка не будет замкнута.

Теперь на ленте остаются только офицеры и те, кто будет сбрасывать якоря. Лента сомкнута и готова к транспортировке на заданную ось.

Головной катер, уцепившись тросом за береговое звено, отрывает ленту от берега и начинает поворачивать ее против течения. Едва пространство между лентой и берегом позволяет войти туда другим катерам, как они, выставив упоры-щупальца и толкая ленту вперед, переводят мост метров на тридцать через ось – необходимый запас при быстром течении. Остается сбросить и закрепить якоря, а за это время лента встанет точно перпендикулярно к берегам.

Через две минуты на мосту не остается ни одного человека. А еще через минуту из леса вырываются тяжелые танки «южных» и, не снижая скорости, взлетают на лязгнувшие аппарели моста. Кон ода, Лептюхов и их ребята, с нарукавными повязками ответственных за переправу, стоят возле своего детища и провожают глазами танки, идущие по мосту.

И до Коноды не сразу доходит смысл того, что говорит офицер связи, посланный к нему командованием учений. Офицеру приходится дважды повторить сообщение:

– Товарищ гвардии подполковник, приказом командующего вам объявляется благодарность за наведение моста в два раза быстрее, чем предусмотрено нормативами. Вы и наиболее отличившиеся офицеры будете награждены именными часами, воинам вашего батальона…

Конода кивает головой и улыбается. Впервые за это утро.

– Значит, я свой бой выиграл.

Владислав Янилис. Журнал «Смена»

 

 


К НЕПРЕРЫВНОМУ СОВЕРШЕНСТВУ


 

Когда одновременно с выпуском серийных понтонных парков ПМП-М началось освоение строительства специального понтонного парка ППС-84, на судостроительном заводе остро встал вопрос о расширении производственных мощностей. Он многократно рассматривался в Минсудпроме на различных уровнях: у начальника Главка И.Ф. Алексеева, у заместителя министра Е.Н. Шапошникова, у министра М.В. Егорова.

После многократных совещаний и заседаний было утверждены технико-экономические обоснования на увеличение производственных мощностей по выпуску понтонных парков.

Силами завода была намыта площадка, забиты сваи, закуплена часть металлоконструкций, но необходимые цеха построены так и не были. Не позволила сложная бюрократическая машина министерства: необходимые средства для капитального строительства так и не были выделены.

Но строить парки в заданных объемах было необходимо. И тогда директор завода А.С. Кисляков и главный конструктор проектов В.Ф. Трефилов выходят к руководству инженерных войск со смелым предложением: на базе изделий специального понтонного парка ППС-84 создать общевойсковой парк и заменить им находящийся в серийной постройке понтонный парк ПМП-М, т.е. произвести унификацию изделий двух различных по техническим характеристикам парков.

Была составлена в нескольких вариантах комплектация унифицированного парка, выполнены необходимые расчеты, обоснования. Предложение было рассмотрено и принято к реализации. На заводе, на одних и тех же площадях, в одной и той же сборочной оснастке, началось строительство двух понтонных парков – специального понтонного ППС-84 и общевойскового понтонного в упрощенной комплектации.

А к этому времени заводом, проектантом и заказчиком была завершена опытно-конструкторская работа по созданию принципиально нового средства моторизации переправ моторного звена со встроенной проезжей частью.

Работы по созданию нового средства моторизации переправ были начаты 15-м ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева еще при создании парка ППС-84. Вначале были разработаны и изготовлены на ремонтном заводе два экспериментальных действующих макета. Задача была очень сложная – совместить в одном изделии катер и понтонное звено моста (парома). А затем на судостроительном заводе «Ока» по документации института были изготовлены еще шесть макетных моторных звеньев, которые проходили проверку одновременно с испытаниями парка ППС-84 – на Ладожском озере, на реках Вуокса и Катунь.

Авторы макетного образца моторного звена Ю.Г. Лукьянов, О.С. Поповиченко, В.А. Лондарев, В.А. Нечаев и другие на всех этапах испытаний противопоставляли моторное звено катеру БМК-460, а авторы мощного, надежного в работе маневренного катера БМК-460 находили слабые места в конструкции моторного звена и защищали мощный, маневренный, надежный в работе на быстром течении, на волнении, на мелководье катер, сделанный навашинскими корабелами.

В конце сентября 2006 года в Сибирском военном округе прошло первое в истории ВС РФ полномасштабное учение полка постоянной боевой готовности, который полностью укомплектован военнослужащими-контрактниками. После совершения 500-километрового марша мотострелковый полк получил задачу — форсировать водную преграду и разгромить противника. Инженерная часть быстро навела понтонную и паромную переправы, по которым через реку прошли тяжелая боевая техника и вооружение.

Это противостояние продолжалось до испытаний опытного образца парка ППС-84 на горной реке Катунь на Горном Алтае, когда мощные маневренные катера БМК-460 на фоне других плавсредств инженерных войск показали себя с самой лучшей стороны. И вот тогда главный противник катеров БМК-460 О.С. Поповиченко, который руководил испытаниями, вынужден был официально заявить членам комиссии, что он лишь здесь убедился в том, что катера БМК-460 в понтонном парке ППС-84 необходимы.

А работы по созданию нового средства моторизации переправ продолжались. Первые промышленные образцы моторных звеньев прошли заводские испытания в заводском затоне, затем были летние государственные испытания моторных звеньев на реках Аму-Дарья и Днестр.

Зимние ресурсные испытания проводились на одном из озер в Сумской области, а были завершены на заводе «Ока». В ходе испытаний отрабатывались методы использования моторных звеньев, совершенствовалась конструкция узлов.

Конечным результатом всех выполненных работ было включение моторных звеньев в состав комплекта нового понтонного парка ПП-91, вместо катеров БМК-130М (БМК-Т), что значительно повысило его технические возможности по сравнению с парками ПМП и ПМП-М.

На показе инженерной техники 15 сентября 1992 г. паром, собранный из понтонного парка ПП-91 с применением двух моторных звеньев, был продемонстрирован первому заместителю министра обороны А. Кокошину, который высоко оценил новое переправочное средство. В показе инженерной техники принимали участие директор завода А.С. Кисляков и автор этих строк.

Газета «Красная Звезда» в те дни писала:

«Присутствующие были свидетелями, что для переправы двух бронированных машин команде потребовалось несколько минут. Маневренность парка, способность двигаться практически в любом направлении со скоростью 15 км/час не имеет аналогов в мире».

 

Одновременно с созданием моторного звена на заводе «Ока» выполнялись работы по совершенствованию конструкции берегового звена, от работы которого в значительной степени зависела пропускная способность мостовой и паромной переправы. В результате было создано новое береговое звено, с применением которого въезд на мост стал более плавным, а скорость укладки звена возросла.

Усовершенствованное береговое звено также было включено в состав нового понтонного парка ПП-91. Выстилки, имущество и ЗИП перевозились в штатных металлических контейнерах, на единой транспортной базе – автомобилях КрАЗ-260Г.

Для выполнения вспомогательных задач в комплект парка ПП-91, наряду с моторными звеньями, были включены четыре катера БМК-225, созданные Рыбинским СПО «Вымпел», вместо катеров БМК-130.

Новый катер БМК-225 имел более высокие тягово-скоростные характеристики по сравнению с катерамиБМК-130 и БМК-160. Катер был выполнен в двух вариантах: для моторизации понтонных парков и для нужд народного хозяйства. Перевозка катера предусматривалась на автомобиле КрАЗ-260Г.

С распадом СССР Кременчугский автозавод, который поставлял автомобили КрАЗ-260Г, оказался за границей. Срочно встала задача создать понтонные и катерные автомобили на отечественной транспортной базе. Взоры заказчиков и конструкторов были обращены на Уральский автозавод в городе Миасс, который выпускает много модификаций автомобилей. За основу был выбран четырехосный «Урал-5323», который по техническим требованиям конструкторов проектного отдела требовал переделки: удлинения базы, установки двухтросовой лебедки, применения шин высокой проходимости.

Доработанная автозаводом машина получила индекс «Урал-53236». По заданию заказчика конструкторами КБ «Вымпел» были срочно разработаны, а заводом «Ока» изготовлены два опытных образца понтонов, поставленных на новые автомобили. Испытания они прошли успешно, что позволило перевести мостопереправочную технику на автомобили российского производства.

Так родился новый понтонный парк под шифром ПП-91 для оборудования мостовых и понтонных переправ через водные преграды с повышенной скоростью течения и ветровым волнением. Из комплекта парка, в зависимости от условий водной преграды и веса переправляемых машин, могут собираться наплавные мосты грузоподъемностью от 60 до 120 т и перевозные паромы грузоподъемностью от 90 до 360 т.

 
Основные характеристики ПП-91:

Грузоподъемность мостов, т от 60 до 120 т
Грузоподъемность перевозных паромов, т от 90 до 360 т
Время наводки мостов, ч от 0,5 до 1
Время сборки перевозных паромов, мин от 15 до 25 мин
Максимальная скорость движения паромов, км/ч 12-14

 

 


БОЙ – УЧЕБНЫЙ, ПЕРЕПРАВА – НАСТОЯЩАЯ


 

 

 


МОСТ ДРУЖБЫ


 

Пять лет назад на встрече с коллегами из Украины и Белоруссии начальник инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации генерал-полковник Николай Сердцев предложил кардинальным образом изменить формат подобных встреч. Конечно, деловое общение само по себе полезно. Однако если в дополнение к этому дать возможность пообщаться солдатам, сержантам, младшим офицерам, которые не служили в Советской армии и поэтому друг о друге почти не имеют представления, отдача будет гораздо весомее.

Идею поддержали сразу, ибо никто не сомневался в той громадной пользе, которую способно принести такое начинание. Будучи реалистами, руководители понимали, что ее воплощение в жизнь добавит хлопот, поскольку прежде подобного рода совместных сборов ни в каких родах войск не проводилось.

Впрочем, неслучайно в прежние времена в России инженерные войска называли пионерными, то есть первыми.

Посетив в день прибытия в Москву Красную площадь и сфотографировавшись там на память, побывав в Парке Победы на Поклонной горе, других памятных местах, гости из Белоруссии, Казахстана и Украины отправились в путешествие на родину Ильи Муромца. Проехав Муром и расположенное по соседству родное село былинного богатыря Карачарово, участники сбора оказались на левом берегу Оки. Предстояло переправиться на правый. До него на этом участке около 350 метров, но плыть надо было не по кратчайшему расстоянию между берегами, а немного вверх по течению – туда, где в полутора километрах от Мурома на полуострове был разбит полевой лагерь.

Без всякого преувеличения, условия в лагере его устроители во главе с заместителем командира понтонно-мостового полка гвардии подполковником Андреем Пожарским создали идеальные. В том смысле, что обустройство лагеря полностью соответствовало установленным требованиям. В него не стыдно было приглашать не только зарубежных гостей – его осмотр был бы полезен командирам любых степеней других родов войск.

Тренировка в выполнении нормативов при оборудовании и содержании десантных (паромных) переправ началась с утра. Командам предстояло действовать в составе инженерно-разведывательного дозора по разведке района оборудования переправы, оборудовать и содержать десантную переправу на ПТС (плавающих транспортерах) и паромную – из паромов понтонно-мостового парка (ПМП).

Инженерная разведка водной преграды включает в себя семь основных задач: выбор или уточнение исходного района для оборудования переправы, района посадки (погрузки) на гусеничные плавающие транспортеры; выбор и обозначение створов и трасс основных, запасных и ложных переправ; выбор и обозначение мест оборудования съездов (выездов); определение проходимости местности, характера водной преграды в районе и створах переправы, трасс маневра переправочных средств на воде и, наконец, выявление заграждений и зон заражений в районе оборудования переправы.

Для выполнения всех этих задач инженерно-разведывательному дозору нужно иметь: средства разминирования; химико-дозиметрические приборы; приборы для определения ширины, глубины, скорости течения (тросы, эхолот, рейки, вешки, бинокли, дальномер, нивелир, теодолит, рулетки, уровни, компасы); приспособления для определения характера грунтов (донный щуп, гиревой ударник, шесты) и много чего еще. Словом, даже первый этап работы инженерных подразделений при оборудовании переправы является далеко не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Слишком много факторов и деталей, которые стороннему наблюдателю могут показаться мелочами, нужно учесть саперам в разведке, чтобы переправа удалась.

Первое место по ведению инженерной разведки заняла российская команда, вторыми были белорусы, третьими – украинцы.

В выполнении следующего норматива – оборудовании и содержании десантной переправы на ПТС – стали победителями дебютанты из Казахстана прапорщик Кайрат Есимбаев и старшина Канат Омаров.

Команда из России в составе гвардии младших сержантов Эдуарда Белослудцева и Сергея Курицына заняла второе место, а старший сержант Святослав Дерека и Сергей Омельянчук принесли украинской команде третий результат. Лучшим механиком-водителем ПТС был признан прапорщик Есимбаев.

При выполнении данного норматива каждой команде пришлось практически погрузить автомобиль ЗиЛ-131 на ПТС-М, загнав его на транспортер своим ходом, закрепить грузовик на транспортере и переправить на другой берег Оки.

Норматив по сборке парома из комплекта ПМП лучше всех выполнили представители казахстанской армии старшина Серик Ожаров и сержант Марат Сулейменов. Украинские понтонеры – старший сержант Иван Кручок и старший солдат Виктор Луценко – оказались вторыми, третий результат был у хозяев: гвардии младшего сержанта Марселя Ишмухаметова и гвардии рядового Кирилла Годунова.

И в оборудовании паромной переправы из парка ПМП победила команда Казахстана. Понтонеры Ожаров и Сулейменов вместе с катеристами старшиной Галымжаном Абиловым и старшим сержантом Павлом Мо-лочковым сумели опередить коллег. Российская команда заняла второе место, белорусы стали третьими. Лучшим катеристом БМК-1 был признан рядовой Алексей Денисевич.

Итак, успех команды из Казахстана оказался очевидным, а с учетом ее дебюта в этом году, и неожиданным.

– Но все-таки, я думаю, что победила дружба, – улыбнулся подполковник Артеков.

С этим, конечно, не поспоришь. Равно как и с тем, что у военнослужащих по контракту мотивация к достижению отличных результатов в служебной деятельности может быть гораздо более сильной, чему солдат и сержантов по призыву.

…От наблюдательного пункта строго на север – железнодорожный мост, который является одним из сооружений Транссиба. В полутора километрах перед НП на левом берегу Оки – населенный пункт Панфилове.

Условный противник, потерпев поражение на промежуточном рубеже, отходит в направлении Навашино – Карачарово и пытается закрепиться на левом берегу Оки, одновременно выдвигая резервы из глубины. По докладу разведки, на участке от западной окраины Панфилове до железнодорожного моста через Оку заняли оборону до двух рот противника.

Наш мотострелковый полк завершает разгром противника на рубеже Досчатое – Навашино – Большое Окулово. Усиленный мотострелковый батальон – передовой отряд полка – главными силами вышел на рубеж 5 км севернее Навашино. Мотострелковая рота – головная походная застава – находится в 200 м южнее населенного пункта Инженерный (то есть южнее полевого лагеря). Ее боевой разведывательный дозор выходит к Оке. В его составе действуют инженерно-разведывательные дозоры приданной сводной роты инженерных войск дружественных стран – России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

На этом теоретические условности закончились. Взлетает красная ракета, и инженеры сводной роты приступают к выполнению поставленных перед ними задач.

Саперы быстро собирают миноискатели и – каждый напротив своего створа, то есть выхода к реке, – начинают проверку съездов к Оке на наличие мин (в каждом створе в учебных целях установлено три мины). Как раз в это время противник наносит удар по правому берегу реки. Имитационные заряды взрываются вблизи места работы саперов и трибуны с гостями. Мастера имитации, саперы для своих коллег зарядов не жалеют.

Тем временем первую установленную на неизвлекаемость противотанковую мину обнаруживает и снимает «кошкой» украинский сапер, затем российский. С первой попытки не удается сковырнуть «кошкой» мину белорусскому саперу, однако вторая приносит удачу. Еще немного – и все 12 мин уничтожены, о чем сообщают командирам и гостям мины-сигналки.

Тем временем подразделение обеспечения продолжает имитировать огневые налеты. На этот раз в интересах полка по выдвигающимся колоннам «противника» наносит удар наше звено «Су-25», затем дивизионные и полковые артиллерийские группы наносят артиллерийский удар по обороняющемуся противнику. Левый берег Оки тонет в грохоте взрывов имитационных зарядов.

Определив проходимость грунта на маршрутах выдвижения, измерив ширину реки и величину уклона берега, доложив результаты инженерной разведки, ИРД устремляется вперед, на левый берег. На каждый из четырех плавающих транспортеров въезжает ЗиЛ-131, автомобили закрепляются, и десантная переправа начинает работу.

В ходе выполнения следующей задачи при сборке 40-тонных паромов из двух речных звеньев парка ПМП все четыре расчета действовали практически синхронно. Во время установки паромов под погрузку понтонерам порой приходилось ходить по пояс в воде – хорошо, что летом вода в Оке теплая и волн практически нет. Иное дело – в осеннюю промозглую пору…

Паромы устанавливаются под погрузку, на них въезжают ЗиЛы, и катеристы начинают выписывать восьмерки по водной глади, перегоняя паромы к другому берегу. Сначала вверх по течению, затем вниз, после чего катер ставит паром в створ как раз напротив того створа, из которого выходил.

И наконец наступает черед наведению моста, который впоследствии начальник инженерных войск ВС РФ генерал-полковник Николай Сердцев метко назвал «мостом дружбы». Сначала белорусский паром стыкуется с украинским, российский с казахстанским, и получается два парома грузоподъемностью 80 тонн. Сразу после этого оба парома понтонеры соединяют в участок моста.

На митинге по случаю завершения сбора первый заместитель начальника инженерных войск генерал-лейтенант Степан Матус огласил приказ министра обороны РФ о награждении медалями «За укрепление боевого содружества». Медали, знаки отличия офицеров инженерных войск и памятные знаки начальника инженерных войск были вручены отличившимся тут же, перед строем.

Звучат гимны дружественных стран, проходят торжественным маршем участники, производится фейерверк. Традиционные фото на память, обмен сувенирами… И – прощай, Муром. Тебя не раз вспомнят хорошим словом в инженерных войсках Белоруссии, Казахстана, Украины.

 

Александр Тихонов, газета «Красная звезда», август 2006 года

 


СОВРЕМЕННЫЙ ПОНТОННЫЙ ПАРК ПП-2005


Перевозка танков Т-80У на челночном пароме парка ПП-2005


Складывание и погрузка моторного звена понтонного парка ПП-2005

Ходовые испытания моторного звена   Контрольно-измерительные испытания
Развертывание речного звена понтонного парка

Испытательный пробег понтонного автомобиля на шасси «Урал-4320» с береговым звеном Складывание и погрузка речного звена понтонного парка ПП-2005
Развертывание моторного звена понтонного парка ПП-2005
       


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru