Атака из поднебесья. Обзор современных боевых и разведывательно-ударных БЛА. Часть 4

Леонид Владимиров
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» 5-2011

<<< См. предыдущую часть


 

 

Перспективные разведывательно-ударные и боевые БЛА

 

Однако «Рипер» – это все же разведывательно-ударный БЛА, а американским военным настоятельно требуется «беспилотник», изначально в большей степени адаптированный именно под ударные задачи. И такой аппарат в скором времени должен поступить на вооружение ВС США – специалисты «Дженерал Атомикс» разработали БЛА типа «Эвенджер» («Avenger»; также «Предейтор С» / «Predator С»), который совершил первый полет 4 апреля 2009 года и стоит порядка 12-15 млн. долларов. «Эвенджер» изначально создан в качестве ударного «беспилотника», он имеет стреловидное крыло (стреловидность по передней кромке 17°, размах 20,12 м), длину около 14,5 м и оснащается ТРД PW545B тягой 17 кН. Практический потолок – 18290 м, продолжительность полета – не менее 20 часов (при установке в бомбоотсеке дополнительного бака – на 2 часа больше), крейсерская скорость полета – около 740 км/час, а максимальная масса полезной нагрузки – порядка 1360 кг. БЛА «Эвенджер» создан с широким использованием технологий малозаметности – в частности, применено радиопоглощающее покрытие, снижен уровень «выхлопа» двигателя и пр. Он оборудован внутренним отсеком для различных авиационных средств поражения (УР «Хеллфайр» или УАБ GBLJ-24 «Пэйвуэй III», GBU-31 JDAM или GBU-38 JDAM), а в состав БРЭО входят РЛС с синтезированной апертурой луча «Линкс» и оптико-электронная прицельная система ALERT, разработанная для истребителя F-35 «Лайтнинг II». По утверждению разработчика, наземная станция управления и система техобслуживания у нового БЛА – аналогичны применяемым на БЛА «Предейтор» и «Рипер», за исключением обслуживания силовой установки.

Особо следует отметить, что прототип, проходящий сегодня испытания, оснащен посадочным гаком, что предполагает его использование в составе корабельных авиакрыльев авиации ВМС США, а 3 мая 2010 года компания-разработчик анонсировала «оморяченный» вариант данного БЛА, «Си Эвенджер» (Sea Avenger), который примет участие в тендере ВМС США на перспективный разведывательно-ударный БЛА корабельного базирования. Отличительные особенности «Си Эвенджера» – складывающееся крыло и убираемая платформа с оптико-электронной системой.

Наконец, необходимо упомянуть о программе создания специализированных ударных БЛА, на которые в зависимости от тактической обстановки могут возлагаться такие задачи, как поражение важных военных (государственных) целей; оказание помощи пилотируемой авиации в завоевании господства в воздухе, в том числе и подавление средств ПВО и РЭБ противника, нарушение его системы связи и т.п.; осуществление изоляции района боевых действий; контртеррористическая борьба и пр.

В данной области пока активные работы ведутся только в интересах ВМС США – это специализированный ударный БЛА корабельного базирования Х-47В, разработка которого поручена корпорации «Нортроп Грумман». Причем, по оценке разработчика и ряда американских военно-морских экспертов, созданный на базе уже существующего демонстратора Х-47В боевой БЛА сможет брать на борт такую же нагрузку, как и «авианосная» модификация истребителя 5-го поколения F-35 (около 2000 кг, включая УР различного назначения и КАБ/УАБ), но при этом будет способен намного дальше проникать в глубь обороны противника, снижая к тому же потери в личном составе. В этой связи руководство министерства ВМС США уже отдало указание соответствующим подразделениям провести оценку целесообразности и возможности сокращения заказа истребителей F-35B (с коротким взлетом и посадкой) и F-35C (авианосного базирования) с последующим направлением высвободившихся средств на программу палубного боевого БЛА Х-47В. Официально программа начата в 2007 году, рассчитана на 6 лет и имеет бюджет в размере 1,5 млрд долларов.

Аппарат-демонстратор Х-47В имеет длину 11,63 м, размах крыла 19,9 м (в сложенном виде – 9,41 м), масса пустого – 6350 кг, максимальная взлетная масса – 20 190 кг, максимальная посадочная масса – 10 670 кг, практический потолок – 12190 м, дальность полета на одной заправке – 3900 км, силовая установка – один ТРД F100-220U компании «Пратт энд Уитни», крейсерская скорость – 0.45М. Боевой БЛА может нести в двух внутренних отсеках по одной 900-кг УАБ GBU-31 JDAM или по шесть 150-кг авиабомб SDB (Small Diameter Bomb), что позволит в одном вылете поражать не менее 12 различных целей. Кроме того, есть отсек для БРЭО, а кроме вооружения в отсеках можно будет размещать аппаратуру РЭБ или разведаппаратуру, либо топливный бак на 2270 л, что позволит использовать аппарат в роли палубного заправщика.

Первый полет демонстратора AV-1 состоялся на ВВБ Эдвардс 4 февраля 2011 года, а в 2013 году американцы планируют уже провести морские испытания – то есть посадку и взлет с палубы авианосца, находящегося на ходу в море. «В тот день, когда мы посадим БЛА на аэрофинишер авианосца, в истории морской авиации наступит новый этап», – заявил СМИ руководитель программы UCAS-D от «Нортроп Грумман» Скотт Уиншип.

Программа корабельных испытаний, для которой выбран атомный многоцелевой авианосец «Гарри Трумэн» (USS Harry S. Truman), включает несколько этапов: вначале необходимо будет проверить работоспособность систем управления БЛА вне «посадочной зоны» вокруг авианосца радиусом 400 метров и лишь затем состоится первая посадка «беспилотника» на авианосец, причем сперва в ручном режиме. Поначалу демонстратору придется «работать» только в 200-мильной зоне воздушного пространства, контролируемой центром управления авианосца.

«Существуют три критические для проекта технологии, разработку которых нам необходимо завершить в ближайшее время: автоматическая дозаправка БЛА в полете, управление полетным заданием и материалы, созданные по технологии малой заметности», – подчеркивает Скотт Уиншип. В случае удачного исхода испытаний, серийные палубные боевые БЛА должны будут поступить в эксплуатацию в 2025 году.

При этом следует особо отметить, что согласно заявлениям ряда представителей ВМС США, программа UCAS-D является неким промежуточным, переходным этапом к более амбициозной и технологически сложной программе N-UCAS, основной целью которой является разработка и серийный выпуск БАС корабельного базирования следующего поколения, отличительными особенностями которой станут большая дальность полета, возможность дозаправки топливом в полете, увеличенная масса и разнообразие боевой нагрузки.

В целом, главная цель программы N-UCAS – дать, наконец, американским ВМС «по-настоящему длинную руку», способную, по крайней мере, на среднесрочную перспективу сохранить за авианосными группами роль силы стратегического масштаба. Это особенно важно с учетом того, что после снятия с вооружения штурмовиков А-6 и истребителей F-14 ударный потенциал американской авианосной авиации серьезно снизился. Палубные истребители-бомбардировщики F/A-18E/F «Супер Хорнет» имеют боевой радиус без дозаправки 900 км, а перспективный F-35 – 1200 км, тогда как боевой БЛА корабельного базирования на одной заправке может обладать минимум в 2,5 раза большим показателем.

Однако у Пентагона не все идет пока гладко – активное противодействие самой концепции БЛА палубного базирования оказывает, по оценке американских экспертов, подавляющая часть командного состава авианосной авиации ВМС США, особенно – командиры авиаэскадрилий и авиакрыльев корабельного базирования. Против «беспилотников» корабельного базирования, особенно – боевых, настроены и многие летчики-палубники. Этот «психологический барьер» можно будет преодолеть только после успешной опытной эксплуатации первых БЛА-демонстраторов.

 

Разработки Европы и других стран

 

В целом боевое применение ударного «беспилотника» происходит по стандартному сценарию: взлет и следование в заданный район; допоиск выявленных ранее и подлежащих уничтожению объектов (целей); поражение объекта, оценка эффективности применения оружия, а затем – возвращение к месту базирования. Как видим – все предельно просто, но достаточно высоко эффективно. Так не вызывает удивления тот факт, что к разведывательно-ударным и ударным БЛА обратили свой взор и другие страны мира.

К примеру, активно осваивает «беспилотное направление» Китай, чьи компании регулярно демонстрируют на различных международных выставках БЛА различных размерностей и типов. Так, на проводившемся в июне 2011 года в Ле Бурже очередном международном аэрокосмическом салоне на стенде Корпорации авиационной промышленности Китая, «AVIC», демонстрировался макет БЛА «Wing-Loong», который просто до боли в глазах напоминал известный «истребитель террористов» БЛА семейства «Предейтор».

Впервые в Ле Бурже был показан и результат совместного творчества британской компании «BAE Systems» и французской «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation) в сфере средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета. Новый БЛА, имеющий крыло размахом 28 метров, получил название «Телем» (Telemos, оно было присвоено БЛА в июне 2011 года, буквально накануне выставки) – в честь одного из мифологических героев, прорицателя у циклопов – и с самого начала создается с прицелом не только на ведение разведки и наблюдения, но и для использования в качестве ударного. Как и в случае с американским БЛА MQ-9 «Рипер», на нем предусматривается подвеска УР класса «воздух–поверхность».

Реализация совместного англо-французского проекта по БЛА стала возможной благодаря соответствующим соглашениям, достигнутым Великобританией и Францией в ходе Англо-французского саммита по вопросам обороны и безопасности, проводившегося летом 2010 года, и вначале БЛА получил рабочее название OUAS MALE (Operational Unmanned Air System Medium Altitude Long Endurance, примерно можно перевести как «Беспилотная авиационная система оперативного назначения, средневысотная большой продолжительности полета»). В феврале 2011 года «BAE Systems» и «Дассо» подписали Меморандум о взаимопонимании по программе «Телем», заказчики – Париж и Лондон – уже согласились выделить на программу примерно по 722 млн. долларов каждый. По утверждению разработчиков, после подписания производственного контракта консорциум сможет поднять первый серийный образец в течение пяти лет.

Сенсацией Берлинского авиасалона 2006 года стал БЛА типа «Барракуда» (Barracuda), созданный концерном «EADC» в рамках совместной германо-испанской программы – под требования военных ведомств данных стран к перспективному разведывательно-ударному БЛА. Аппарат создавался с широким использованием технологий, заимствованных из гражданского сектора авиастроения, активно применялись композиционные материалы, позволившие снизить массу БЛА и его заметность в различных диапазонах. Фактически едва ли не единственным металлическим элементом конструкции аппарата является лонжерон крыла, выполненного съемным для облегчения транспортировки «беспилотника» и обеспечения его наилучшей адаптации к различным задачам и оперативным сценариям (в зависимости от задачи на БЛА можно было ставить один из пяти типов крыла). Постройка осуществлялась в кооперации нескольких заводов концерна: фюзеляж был изготовлен на германском заводе в Аугсбурге, крыло – в испанском Гетафе, под Мадридом.

«Барракуда» выполнила первый полет 2 апреля 2006 года в районе испанской ВВБ Сан-Хавьер на полуострове Иберия (полет выполнялся в полностью автономном режиме, без управления с земли), а чуть ранее – в феврале 2006 года – в южногерманском городе Манхинг, где осуществляется сборка евроистребителя «Тайфун» и расположен авиационный испытательный центр Бундесвера, состоялась презентация «беспилотника», на которую был допущен лишь узкий круг военных и политиков. В мае 2006 года БЛА был с помпой продемонстрирован в мае 2006 года на выставке в Берлине, но 23 сентября 2006 года во время очередного полета БЛА при заходе на посадку на испытательный аэродром в Испании упал в море и был полностью разрушен. Авария надолго затормозила работы по программе, ряд экспертов даже предрекал ее полный крах – 13 сентября 2007 года руководитель подразделения «EADC» по разработкам в области обороны и безопасности Стефан Цоллер даже официально заявил, что концерн не будет строить второй экземпляр «Барракуды», а сосредоточится на новом проекте перспективного европейского БЛА, контракт на который, по его словам, ожидался от германского Минобороны.

Однако в 2008 году программа была вновь открыта и в ноябре того же года была завершена постройка новой «Барракуды» (аппарату присвоили обозначение «Барракуда-2»), которая совершила первый полет в июле 2009 года – на полигоне в Гуз-Бей в Канаде. Предполагалось, что БЛА будет привлекаться к решению таких задач, как разведка и целеуказание, морское патрулирование, а опционально – но не обязательно – и применение авиационных средств поражения, которые могли размещаться во внутрифюзеляжном отсеке. В состав сменного целевого оборудования БЛА могут входить оптико-электронные и телевизионные системы, лазерный целеуказатель, РЛС и станция радиотехнической разведки, которые также размещаются во внутреннем отсеке.

БЛА оснащен ТРДД JT15D тягой 14 кН разработки «Пратт энд Уитни Канада» и имеет длину 8,25 м, размах крыла 7,22 м, массу пустого 2300 кг, максимальную взлетную массу 3250 кг, массу полезной нагрузки – 300 кг, боевой радиус – около 200 км, практический потолок 6100 м, а скорость порядка М=0,85. Впрочем, в связи с запуском других внутриевропейских проектов разведывательно-ударных БЛА, в частности – БЛА типа «Телем» и «Ньюрон» – дальнейшая судьба БЛА типа «Барракуда» не совсем ясна.

Европейскими авиастроительными компаниями предпринимались и другие попытки создания прототипов или демонстраторов разведывательно-ударных или ударных БЛА. К таковым можно отнести такие БЛА как «Филур» (FILUR) шведского концерна «СААБ» (SAAB); БЛА «Скай-Икс» (Sky-X) максимальной взлетной массой 1450 кг итальянской компании «Алениа Аэронаутика» (Alenia Aeronautica; первый полет 29 мая 2005 года, построен только один опытный образец, дальнейшая судьба проекта неизвестна, хотя часть наработок была использована в БЛА-демонстраторе «Ньюрон»); БЛА «Фьюри» (Fury) – вооруженный вариант БЛА «Херти» (Herti) британской компании «BAE Systems» и малозаметный ударный БЛА «Таранис» (Taranis) максимальной взлетной массой около 8000 кг, разработанный той же британской компанией (фактически аналог американских БЛА данного класса; прототип, обошедшийся в 143 млн фунтов стерлингов, был продемонстрирован на предприятии компании в Уортоне, графство Ланкашир, 12 июля 2010 года, наземный этап испытаний был начат в 2009 году, первый полет был перенесен на 2012 год), а также семейство БЛА «Анка» (Anka) максимальной взлетной массой 1600 кг турецкой компании «ТАИ» (TAITurkish Aerospace Industries; разработаны разведывательный «Анка-А» и боевой «Анка-Б», первый «беспилотник» поднялся в воздух 5 мая 2011 года).

Однако самым амбициозным проектом Европы в области создания боевых БЛА является все же программа «Ньюрон» (Neuron, хотя часто употребляют вариант «nEUROn»), официально одобренная к реализации французским правительством в 2003 году и осуществляемая компаниями «Дассо» (главный подрядчик), шведской «СААБ» (изготовление фюзеляжа, топливной системы, авионики и программного обеспечения системы управления полетом; взнос Швеции в программу – 75 млн евро, в том числе от «СААБ» – 66 млн евро), итальянской «Алениа Аэронаутика» (разработка оптико-электронной системы, проектирование и производство внутренних отсеков вооружения и системы электропитания), швейцарской «РУАГ» (RUAG; испытания в аэродинамической трубе и разработка системы управления вооружением), испанским подразделением «EADC» (EADS-CASA; крыло, наземная станция управления, система связи; вклад Испании – 35,5 млн евро) и греческой компанией «ХАЙ» (HAIHellenic Aerospace Industries; отвечает за кормовую часть фюзеляжа и выхлопное сопло). Элементы бортовой навигационной системы поставляет американская корпорация «Нортроп Грумман». Правда, первый транш поступил разработчикам – в размере 405 млн. евро – только в феврале 2006 года.

Согласно планам Минобороны Франции, перспективный БЛА станет аппаратом-демонстратором в рамках более расширенной программы создания перспективной боевой авиационной системы, получившей название FCAS и предусматривающей создание к 2030 году нового французского боевого самолета. В рамках проекта «Ньюрон» планируется разработать и испытать технологии управления полетом и обнаружения в сложных условиях, а также отработать тактику применения беспилотных ударных систем. Правда пока так и не понятно, каким будет данный авиационный комплекс – пилотируемым или беспилотным, и будет ли боевой БЛА создаваться как отдельная авиационная система. Расчетная максимальная масса БЛА-демонстратора – около 7000 кг, длина аппарата – около 10 м, размах крыла – около 12 м, максимальная скорость полета – около М=0,7, а продолжительность полета – не менее 2-3 часов. Вооружать БЛА «Ньюрон» планируется обычными авиабомбами Mk82 и УАБ CBU-12 и JDAM, причем «беспилотник» должен будет обладать способностью самостоятельно обнаруживать и классифицировать цели, находящиеся в назначенном районе и подлежащие уничтожению, а затем выполнять атаку с использованием бортовых средств поражения. Кроме того, предполагается, что управлять ударными БЛА данного типа смогут в перспективе и пилоты самолетов «Рафаль» и «Грипен» NG.

23 июня 2009 года на конференции, посвященной интеллектуальным беспилотным авиационным системам военного назначения, директор программ разработки беспилотных летательных аппаратов Генеральной делегации по вооружению Минобороны Франции Филипп Коффи заявил, что проектирование БЛА-демонстратора «Ньюрон» было завершено в конце апреля 2009 года. В начале того же года прошла испытание и силовая установка на базе ТРДД Adour Mk.951, разработанный совместно компаниями «Rolls-Royce» и «Turbomeca», хотя на серийных аппаратах – если таковые появятся – будет установлен ТРДДФ М88 компании «Снекма» (Snecma), который стоит на истребителе «Рафаль». Специальный воздухозаборник для двигателя разработала сама «Дассо», а выхлопное сопло – греческая «ХАЙ».

Особый упор в разработке БЛА-демонстратора сделан на максимально возможном использовании технологий малозаметности. В перспективе планируется оснащать аппарат РЛС с синтезированной апертурой луча. После успешного завершения этапа экспертизы проекта разработчики приступили к активной фазе – с намерением поднять «беспилотник» в воздух в 2012 году. Пока все идет по плану – 25 января 2011 года на предприятии компании «СААБ» в шведском Линчёпинге был изготовлен первый фюзеляж БЛА типа «Ньюрон», а 18 марта 2011 года компания «EADS-CASA» передала на линию финальной сборки первое крыло. Заявленная стоимость одного БЛА составит порядка 25 млн. евро.

 


 

См. окончание >>>


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru