Сторожевые корабли типа «Ястреб» проекта 11540. История создания. Часть 2

Капитан 1 ранга, кандидат военных наук, профессор В.П.Кузин. Научный сотрудник ЦНИИ ВК МО РФ Д.Ю.Литинский
Альманах «Тайфун» №1 / 1997 г.

 

<<< см. первую часть

 

С учетом сделанного отступления должно стать понятным, почему семена недоброжелательства по отношению к «Ястребу» начали прорастать после ухода С.Г. Горшкова и последовавшего распада его команды. Стабильное руководство сменилось чехардой должностных лиц, почти каждый из которых имел (а иногда и вовсе не имел) очень смутное представление не только о самом предмете, но и о его предыстории. Быстро сменявшие друг друга руководители как попугаи повторяли одни и те же, уже накатанные, но по-прежнему маловразумительные тезисы о «не очень удачном» пр.11540. Приведем только один пример. В «тронной речи» (по поводу своего вступления в должность) перед офицерами 1-го ЦНИИ МО очередной зам. ГК по кораблестроению, считая сие, видимо, правилом хорошего тона, в очередной раз «лягнул» «Ястреб» в таком контексте, что один из авторов этой статьи (в свое время стоявший у истоков создания пр.11540) посчитал делом офицерской и профессиональной чести отреагировать вопросом: «Тов. вице-адмирал. Вы что, серьезно считаете в боевом отношении «Ястреб» слабым?» «Нет, – замялся начальник, – конечно, по вооружению он даже очень силен, но… теснота, ремонтопригодность… трудно протиснуться в машинном отделении…» «А как же на ПЛ? Там в 5-м и 6-м отсеках еще теснее, а о выгрузке для ремонта дизелей или электромоторов никто никогда ставить вопрос не додумывался?» Ответом было молчание и вялое разведение рук… Уважаемый адмирал, видимо, забыл, что военный корабль строится прежде всего для войны и, конкретнее, для боя, а вопросы его ремонта, комфортабельности (обитаемости), удачности третьестепенных технических решений являются далеко не главными. При этом формулировки, которыми он оперировал, явно говорили о «песне с чужого голоса».

В таких условиях о массовом строительстве корабля десятками (адмирал П.Г. Котов называл даже цифру 100) на нескольких заводах даже и мечтать было невозможно.

Головной корабль предложили назвать «Новиком» с прицелом поименования последующих кораблей на точное повторение всех известных 54 названий этой знаменитой серии. Наверху не поняли: «Почему «Новик»? Ведь СКР «Ястреб» не будет самым быстроходным кораблем в мире» (?!) Объяснили: «Под «Новиком» мы в данном случае понимаем не столько самый быстроходный, сколько качественно новый и наиболее сильный корабль своего класса». Не убедили. Впрочем, время было еще советское и, скажем, «Гавриилы», «Самсоны», «Михаилы» и т.п. под флагом с серпом и молотом, наверное, действительно выглядели бы странно. Хотя лучше, чем «Имени XXVII съезда КПСС» (Так назвали ПСКР пр.11351. Впрочем, и другие названия этих кораблей не менее оригинальны. Чего, например, стоят «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» или «Имени 70-летия погранвойск»).

Главное же огорчение заключалось не в этом. Первоначально предполагалось, что головной корабль будет построен на «родине», то есть в Зеленодольске, на ССЗ им. Горького, который владел технологией строительства легких кораблей, а затем уже «роздан» другим заводам с соответствующими рекомендациями по опыту постройки. Однако строительство головного «Ястреба» по недомыслию или с умыслом поручили самому неудачному строителю – ССЗ «Янтарь» в Калининграде. Формально основания для такого решения были. «Янтарь» начинал свою карьеру в отечественном судостроении как «СКР-овский» завод. Однако к моменту закладки «Неустрашимого» – такое название дали головному кораблю пр.11540 – завод уже строил крупные ВПК пр.1155, являвшиеся конкурентами «Ястреба», и еще более крупные БДК типа «Носорог» (пр.1174). В такой компании «дитя» лишалось родительской ласки и заботы, а «кувалдные» приемы технологии, пригодные для «дредноутов», не годились для изящного и более сложного «подростка».

Моряки – по традиции народ суеверный. Неплохое, в общем-то, миноносное название «Неустрашимый» в данном случае не сулило кораблю ничего хорошего – именно так назывался головной эскадренный миноносец принципиально нового послевоенного пр.41, имевшего несправедливо несчастливую судьбу, которой он был обязан не объективным обстоятельствам, а исключительно «человеческому фактору». Зигзаги судьбы первого «Неустрашимого» очень напоминают таковые его воспреемника. Наконец, самым непоправимым в судьбе корабля оказалось то, что его закладка в 1985 г. пришлась на начало новой эпохи, в которой было уже не до судьбы не только отдельного корабля и даже всего ВМФ, а даже не до судьбы великой страны и граждан, ее населяющих. Редко так бывает, но корабль, во многом обогнавший систему технических координат своей страны, опоздал к своему времени в координатах политических. Постройка головного корабля при В.Чернавине–М.Горбачеве велась очень вяло: стапельный период занял 3 года, еще столько же корабль достраивался на плаву. Во времена «застоя» даже авианосцы (авианосные крейсеры) строились у нас чуть ли не быстрее, чем фрегат во времена «ускорения» и «перестройки». После спуска «Неустрашимого» в 1988 г. заложили второй корабль – «Неприступный» (ни с того, ни с сего переименованный недавно в «Ярослава Мудрого»), который по «долгострою» побил уже рекорд своего собрата и, вероятно, для своего класса станет в этом роде чемпионом мира.

Трехсотлетний юбилей, возможно, как-то всколыхнул общественное мнение и заставил руководство страны сформулировать свое отношение к флоту и к перспективам его развития – правда, в весьма общих, декларативных заявлениях. В связи с этим целесообразно отметить, что корабли типа «Ястреб», гармонично вписывавшиеся в систему боевых кораблей ВМФ СССР, в полной мере отвечают и продекларированным новым требованиям, и новым задачам, и новому представлению о направленности военного кораблестроения в современных экономических, политических и военных условиях. Если принять этот тезис на веру, то не будет преувеличением повторить, что «Ястреб» свое время все же обогнал.

 

Таблица 2

Состав вооружения СКР пр.11540 и пр.11356

Проект

11540

11356

Водоизмещение полное, т

4250

*

Вооружение:

– противокорабельное ракетное

«Уран», 16 ПКР

«Уран», 16 ПКР

– зенитное ракетное

«Кинжал», 32 ЗУР

«Кортик», 64 ЗУР

«Кинжал», 48 ЗУР

– артиллерийское

1х1

100-мм АК-100

1х1

100-мм «Универсал»

– торпедное

6х1

533-мм УРТПУ**

2 ТА***

– реактивно-бомбовое

1х12

РБУ-6000

– авиационное

1 вертолет

Ка-27 (ангар)

1 вертолет

Ка-28 (ангар)

 * – водоизмещение не указано;

 ** – УРТПУ – универсальные ракето-торпедные пусковые установки;

 *** – калибр и количество труб не указано.

 

Попробуем хотя бы методом экспертной оценки сравнить «Ястреб» с лучшими представителями зарубежных кораблей класса фрегат. Тем более что шесть из указанных в таблице «аналогов» (а именно: американский, английский, французский, итальянский, канадский и голландский) посетили Санкт-Петербург в июле 1996 г., приняв участие в юбилейном военно-морском параде на Неве. К сожалению, «Неустрашимый» на этом параде отсутствовал.

Но для начала будет целесообразно сравнить «Ястреб» с отечественным СКР типа «Нерей» пр.11351, который является вариантом СКР типа «Буревестник» (пр.1135 и 1135-М), построенным по заказу КГБ СССР для морских частей пограничных войск. Это вызвано тем, что находились специалисты, обнаруживавшие некоторую чисто внешнюю похожесть кораблей пр.11540 и пр.11351 и на основании этого утверждавшие, что нужно было не разрабатывать новый проект корабля, а далее развивать и совершенствовать пр.1135. Даже беглое сравнение ТТЭ указывает на то, что «Нерей», будучи для своего времени неплохим кораблем (хотя ВМФ он почему-то оказался ненужным, а для пограничников – слишком насыщенным совсем не «пограничным» оружием), серьезно уступает «Ястребу» и по ударным, и по противовоздушным, и по противолодочным возможностям. Но главное заключается в другом. «Нерей» не имеет возможностей для кардинального улучшения, поскольку таковые исчерпаны – ведь базовый пр.1135 был разработан еще в 1960-х гг.

Тем не менее, Северное ПКБ, включившись в борьбу за место на рынке экспорта, сохранив номер проекта 1135 – теперь уже 11356 – выступило с проектным предложением нового корабля, как бы (судя по номеру проекта) являющегося Дальнейшим развитием «Буревестника» – «Нерея». Анализ ТТЭ предложенного СПКБ фрегата красноречиво говорит о том, что ничего нового по сравнению с «Ястребом» пр.11356 не содержит, [«Военный парад», 1995, сентябрь-октябрь, с.161] но, в то же время, не имеет и с пр.11351 почти ничего общего.

 

Эскиз наружного вида СКР пр. 11356: 1 – пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран»; 2 – антенный пост системы целеуказания УРО; 3 – пусковые установки ЗРК «Кинжал»; 4 – 30-мм МЗАК АК-630М1-2 (на эскизе забыты антенные посты РЛС управления огнем «Вымпел» МР-123); 5 – антенный пост РЛС управления огнем 100-мм артустановки «Универсал»; 6 – лацпорт торпедных аппаратов; 7 – обтекатель антенны гидроакустического комплекса; 8 – вертолет Ка-28; 9 – антенный пост РЛС общего обнаружения «Фрегат-МА»; 10 – антенный пост навигационной РЛС; 11 – антенный пост системы управления ЗРК «Кинжал»; 12 – 100-мм артустановка «Универсал»; 13 – помещение подъемно-опускного устройства буксируемой антенны

 

 

Опубликованные эскизы вида сбоку и сверху пр.11356 говорят, с одной стороны, о том, что корабль проработан не очень грамотно (взять хотя бы взаимное расположение пусковых установок и антенного поста ЗРК «Кинжал»), а с другой – общее расположение почти досконально повторяет таковое пр.11540. Вывод напрашивается сам собой: либо отечественная конструкторская мысль «дремлет» почти 15 лет, либо «Ястреб» действительно получился настолько удачным кораблем, что создать что-нибудь более совершенное и сегодня не под силу даже такой очень авторитетной организации, каковой, бесспорно, является Северное ПКБ. Первого допустить мы не можем, остается предположить второе. Указанное сравнение мы произвели, конечно, не с целью критики пр.11356 (точнее – проектного предложения). Просто это еще одно доказательство того, что «Ястреб» является действительно современным и совершенным кораблем.

Однако вернемся к «иностранцам».

Беглое рассмотрение кораблестроительных элементов показывает, что наш СКР находится примерно в середине диапазона водоизмещении кораблей «лучшей десятки мира», что свидетельствует о том, что боевые качества нашего корабля «куплены» отнюдь не ценой увеличения его размерений (мы сознательно не приводим пока ТТЭ других, возможно, более современных фрегатов – таких, например, как английский «Norfolk», германский «Brandenburg», французский «La Fayette» – поскольку в период работы над пр.11540 о них ничего еще не было известно). При примерном равенстве всех остальных вышеназванных элементов обращает на себя внимание наименьшая дальность плавания «Ястреба». Основной причиной этого следует считать изначальное происхождение задания на разработку проекта корабля ближней операционной (или т.н. «ближней морской») зоны. Кроме того, здесь действует принцип «даром ничего не дается». Мы не можем полагать, что это существенный недостаток, поскольку в любых моделях боевого применения прием топлива в море всегда предусматривается и обеспечивается – просто нам придется это делать чаще.

 

Таблица 3

Сравнительные тактико-технические элементы современных фрегатов ВМС ведущих морских держав

Тип (проект), название головного

«Нерей»

пр.11351

«Менжин-

ский»

«Ястреб»

пр.11540

«Неус-

траши-

мый»

FFG-7

«Oliver H.

Perry»

22-III

«Corn-

wall»

122

«Bremen»

C-70

«George

Leugues»

«S»

«Korte-

naer»

«City»

«Halifax»

«Maest-

rale»

«Хацу-

юки»

MEKO

200

«Явуз»*

ФЛАГ

Россия

Россия

США

Велико-

брита-

ния

Германия

Франция

Нидер-

ланды

Канада

Италия

Япония

Турция

Водоизмещение полное, тонн

3545

4250

3600

4900

3800

4580

3630

4700

3040

3800

2800

Тип главной энергетической установки

ГГТУ

ГГТУ

ГТУ

ГГТУ

ДГТУ

ДГТУ

ГГТУ

ДГТУ

ДГТУ

ГТУ

ДУ

Мощность ГЭУ, л.с. (М — маршевая, ГТ — газотурбинная, ВР — всережимная, Д — дизельная):

34000

Ф

12000

М

46000

Ф

12000

Ф

40000

ВР

50000

Ф

10000

М

51600

ГТ

10400

Д

50000

Ф

8000

М

50000

ГТ

8000

М

50000

ГТ

8800

М

50000

ГТ

11000

М

45000

40000

Скорость полная, узлов

30

30

29

30

30

30

30

29

32

30

27

Дальность, миль (при ходе, уз.)

3900 (14)

3000 (18)

4500 (20)

7500

(18)

4000

(18)

9000

(18)

4000

(18)

4500

(15)

6000

(16)

.

4000

(20)

Экипаж, чел.

192

210

206

250

204

216

176

225

232

200

180

Вооружение:

противокорабельное ракетное (тип, боекомплект)

«Уран»

16

«Harpoon»

4

«Harpoon»

8

«Harpoon»

8

«Exocet»

8

«Harpoon»

8

«Harpoon»

8

«Teseo»

4

«Harpoon»

8

«Harpoon»

8

зенитное ракетное (тип, боекомплект)

1 «Оса-М»

20

1 «Кинжал»

32

2 «Кортик»

64

1 «Tartor-D /

Standard MR»

36

2 «Seawolf»

.

«Sea

Sparrow»

32

2 RAM

42

«Crotale»

26

«Sea

Sparrow»

32

«Sea

Sparrow»

VLS**

16

«Albatros»

16

«Sea

Sparrow»

24

«Sea

Sparrow»

8

артиллерийское (количество установок Х калибр, мм, тип)

1 х 100

АК-100

1 х 100

АК-100

1 х 76

Mk.75

1 х 114,5

Mk.8

1 х 76

OTO Compact

1 х 100

L.55ASA

1 х 76

OTO Compact

1 х 57

Bofors

1 х 127

OTO Melara

1 х 76

OTO Compact

1 х 127

Mk.45

артиллерийское зенитное (количество стволов Х калибр, мм, тип)

2х6 – 30

АК-630М

4х6 – 30

в составе «Кортика»

1х6 – 20

«Vulcan / Phalanx»

1х7 – 30

«Goal-

keeper»

1х7 – 30

«Goal-

keeper»

1х6 – 20

«Vulcan / Phalanx»

2х2 – 40

«Dardo»

1х6 – 20

«Vulcan / Phalanx»

3х4 – 25

«Sea Zenith»

противолодочное торпедное (количество аппаратов Х число труб, калибр, мм)

2х4 – 533

6х1 – 533***

2х3 – 324

2х3 – 324

4х1 – 324

2х1 – 550

4х1 – 324

2х3 – 324

2х3 – 324

2х1 – 533

4х1 – 324

1х8 ASROC

2х3 – 324

реактивно-бомбовое (количество установок, тип)

2 РБУ-6000

1 РБУ-6000

авиационное (тип вертолета, количество)

Ка-27

1

Ка-27

1

«Sea Hawk»
2

«Lynx»

2

«Lynx»

2

«Lynx»

2

«Lynx»

2

«Sea King»

1

AB-212

2

«Sea King»

1

AB-212

1

тип БИУС

«Трон»

«Дипломант»

Mk.92

ADAWS-5

SATIR

SENIT

SEWACO

SHINPADS

SADOC-2

.

SEWACO

тип основной РЛС

«Фрегат»

«Фрегат М2»

AN/SPS-49

967

968

DA.88

DRVB-51C

LW-08

AN/SPS-49

SPN-774

OPS-14B

AN/APS-49

тип основных ГАС (подкильная/буксируемая)

«Платина»

«Бронза»

«Звезда-1»

с БА

AN/SQS-56

AN/SQR-19

2016

2031

DSQS-21

DUBV-23D

DSBV-61

AN/SQS-505

AN/SQS-505

CanTASS

DE-1160

DE-1164

QQS-4

.

AN/SQS-56

* – германский проект MEKO, головной и второй корабли построены в Германии;

** – VLS (vertical launching system) — пусковые установки для вертикального старта ракет

*** – универсальные ракето-торпедные пусковые установки для стрельбы противолодочными/противокорабельными торпедами и ракето-торпедами «Водопад-НК»

 

Ударные – противокорабельные – возможности СКР «Ястреб» как минимум вдвое выше любого из сравниваемых аналогов, если считать, что комплекс «Уран» создавался как ответ на американский «Harpoon» (к моменту завершения постройки головного СКР «Уран» еще не был принят на вооружение, поэтому корабль пока вступил в состав ВМФ без этого оружия). Итальянский комплекс «Teseo» имеет более высокие тактико-технические характеристики (ТТХ), но ограниченный боекомплект ракет на фрегате «Maestralе», по-видимому, не рассчитывался на залповую стрельбу. Забегая вперед, следует отметить, что предложениями по дальнейшему развитию элементов СКР «Ястреб» было предусмотрено его вооружение более мощным комплексом ПКР «Оникс», отработка которого в конце 1980-х гг. началась на переоборудованном МРК типа «Овод» пр.12347. Этот комплекс по своим боевым возможностям оставил бы далеко позади и «Harpoon», и «Teseo», и «Exocet».

По вооружению зенитными огневыми средствами (ЗОС) превосходство нашего корабля является подавляющим: ни один из упомянутых в сравнении зарубежных ЗРК не является – как наш «Кинжал» – многоканальным и не обладает подобной ему огневой производительностью и потенциалом. Зенитных комплексов ближнего рубежа (ЗКБР) типа «Кортик», представляющих собой комбинацию зенитного ракетного и артиллерийского оружия, на зарубежных кораблях вообще нет. Достаточно заметить, что по боевой производительности ЗКБР «Кортик» превосходит ЗРК «Crotal Naval» в 1,5…2 раза, а МЗАК «Goalkeeper» – в 2.5…3 раза. По вероятности же поражения ПКР 30-мм пушки, входящие в состав комплекса «Кортик», превосходят 30-мм американский GAU-8/A в 1,4 раза [«Военный парад», 1996, сентябрь-октябрь, с. 137-138]. Справедливости ради нельзя не сказать, что германский ЗКБР RAM обладает очень высокими боевыми возможностями, и в этом отношении «Bremen» не хуже «Неустрашимого», но даже при таком допущении на нашем СКР боекомплект ЗУР в полтора раза больше. Малокалиберные зенитные арткомплексы (МЗАК) зарубежных фрегатов представлены разнообразными системами с высокими ТТХ, однако одиночное их размещение на американском, английском, голландском и канадском кораблях с сильно «обрезанными» диаграммами обстрела следует признать ущербным. Это прекрасно проиллюстрировала успешная атака иракским истребителем «Mirage» американского фрегата «Stark», когда боеготовый МЗАК «Vulcan/Phalanx» не смог открыть огонь по ПКР «Exocet», поскольку цели находились в мертвой зоне, а времени для маневра кораблем у командира не оказалось (см. подробнее: «Повреждение американского фрегата УРО «Stark» в Персидском заливе»).

 

Таблица 4

Краткие сравнительные тактико-технические элементы новейших фрегатов постройки 1990-х годов*

Тип (проект), название головного

«Ястреб»

пр.11540

«Norfolk»

(тип 23)

«Branden-

burg»

«La Fayette»

«Karel Doorman»

(тип «М»)

.

(тип 100)

«Barba-

ross»

«Люйху»

(тип 052)

.

(KDX2000)

«Гидра»

(MEKO

360)

.

(MEKO

200 ANZ)

ФЛАГ

Россия

Велико-

британия

Германия

Франция

Нидер-

ланды

Испания

Турция

Китай

Южная Корея

Греция

Австра-

лия, Н.

Зеландия

Водоизмещение полное, тонн

4200

4200

4500

3350

3320

4400

3500

4200

3900

3350

3495

Тип главной энергетической установки

ГГТУ

ДГТЭУ

ДГТУ

ДУ

ДГТУ

ДГТУ

ДГТУ

ДГТУ

ДГТУ

ДГТУ

ДГТУ

Скорость полная, узлов

30

28

29

26

28

30

32

31

30

31

27…28

Дальность, миль (при ходе, уз.)

3800

(18)

8000

(15)

4000

(18)

7000

(15)

4000

(19)

4500

(18)

4000

(18)

5000

(16)

.

4000

(18)

6000

(18)

Экипаж, чел.

210

185

200

155

137

200

186

260

170

190

163

Вооружение:

противокорабельное ракетное (тип, боекомплект)

«Оникс»

16

«Harpoon»

8

«Harpoon»

4

«Exocet»

8

«Harpoon»

8

«Harpoon»

8

«Harpoon»

8

«Иньцзи81»

8

«Harpoon»

8

«Harpoon»

8

зенитное ракетное (тип, боекомплект)

«Кинжал»

32

«Кортик»

4х4 (64)

«Seawolf» VLS

32

«Sea Sparrow»

VLS

16

«ASTER15»

VLS

16

«Sea Sparrow»

VLS

16

«Sea Sparrow»

VLS

32

«Sea Sparrow»

VLS

16

«Crotale»

8 (32)

«Sea Sparrow»

VLS

16

«Sea Sparrow»

VLS

16

«Sea Sparrow»

VLS

8

артиллерийское (количество установок (стволов), калибр, мм)

1 – 130

4х6 – 30

1 – 114,5

2х7 – 30

1 – 76

1 – 100

2х2 – 20

1 – 76

1х7 – 30

2х1 – 20

1 – 127

1х12 – 20

1 – 127

3х4 – 25

1 – 100

4х2 – 37

1 – 127

2х7 – 30

1 – 127

2х6 – 20

1 х 127

1х6 х 20

противолодочное (количество ТА Х число труб – калибр, мм)

6х1 – 533

1 РБУ

2х2 – 324

2х2 – 324

2х2 – 324

2х2 – 324

2х3 – 324

2х3 – 324

2х3 – 324

2х3 – 324

2х3 – 324

авиационное (тип вертолета, количество)

Ка-27

1

«Lynx»

2

«Lynx»

2

«Lynx»

1

«Lynx»

1

«Sea Hawk»

1

AB-212

1

«Чжи 9С»

2

.

1

«Sea Sprite»

1

«Sea Hawk»

1

* – представленные в таблице №3 США, Италия, Канада в таблице №4 отстутствуют, поскольку в планах военного кораблестроения строительство новых фрегатов в этих странах пока не предусматривается. В Японии строятся фрегаты нового типа, традиционно классифицируемые как эсминцы, практически не отличающиеся от кораблей типа «Хацуюки»–«Асагири» (за исключением того, что ЗУР и ПЛУР размещены в VLS)

 

Завершая рассмотрение зенитных потенциалов, следует обратить внимание на стоящий особо ЗРК коллективной (зональной) обороны «Tartor D/Standard MR» на американском фрегате. На зарубежных фрегатах других типов ЗРК такого класса, как правило, не устанавливаются, хотя некоторые единичные серийные фрегаты – например, голландские типа «Jacob van Heemskerk» или французские типа «Cassard» – строились в варианте ПВО с упомянутым американским ЗРК. Опыт Фолклендского конфликта показал недостаточную эффективность ЗРК коллективной обороны и, наоборот, более высокие, нежели предполагалось, боевые возможности ЗРК самообороны: подавляющее большинство сбитых зенитными ракетами аргентинских самолетов приходилось не на ЗРК дальнего (75 км) действия «Sea Dart», а на ЗРК самообороны «Seawolf», причем последний довольно успешно решал также задачи коллективной обороны, то есть прикрывал не только свой корабль, но и соседей. По этой причине мы считаем, что размещение на фрегатах дальнобойных ЗРК, естественно, влекущее за собой «зажим» других элементов (на «Jacob van Неemskerk», например, из-за этого пришлось отказаться от основного артвооружения, а на «Cassard» – пожертвовать одним из вертолетов), наверное, не оправдано. Хотя такие примеры демонстрируют и то, что фрегаты в принципе пригодны для вооружения комплексами, создававшимися под корабли более крупных классов.

О взглядах, определивших артиллерийское вооружение СКР «Ястреб», говорилось выше. Здесь же следует лишь добавить, что на нем легко устанавливается (и это предусмотрено) новая одноорудийная 130-мм АУ (после принятия ее на вооружение) без переработки проекта корабля. В этом случае по артвооружению «Ястреб», находящийся сегодня на уровне или выше такового для большинства зарубежных аналогов, будет, безусловно, превосходить их по всем параметрам: дальнобойности, скорострельности, могуществу боеприпасов и т.д.

Сравнение противолодочного вооружения также иллюстрирует заметное преимущество нашего корабля даже в торпедном варианте зарядки его универсальных ракето-торпедных пусковых установок (УРТПУ). Отечественные 533-мм торпеды – бесспорно, более мощные, чем широко распространенные 324-мм зарубежные (Mk.44, Mk.46, Mk.50) – превосходят и 550-мм французские, и 533-мм итальянские по дальности хода, глубине поражения и по скорости. Важным обстоятельством является и то, что из УРТПУ можно применять не только противолодочные, но и противокорабельные торпеды. Этими возможностями обладают только французские и итальянские фрегаты, однако их противокорабельные торпеды также уступают отечественным. Зато ядерным снаряжением боевых частей торпед не оснащен ни один из зарубежных аналогов. Уникальная возможность применения ядерного оружия ставит «Ястреб» в исключительное положение и еще раз подтверждает тезис о его пригодности к любой модели войны – в том числе и ядерной, возможность которой (не путать с понятием «вероятность»), увы, сохраняется, и никто отменить ее пока не может.

В ракето-торпедном варианте зарядки УРТПУ противолодочными ракетами «Водопад-НК» наш СКР, безусловно, становится еще мощнее. Ни один из зарубежных кораблей, кроме японского «Хацуюки», оружием такого класса не располагает. Установленный на «японце» американский комплекс «ASROC» только по дальности в несколько раз проигрывает «Водопаду», не говоря уже о сравнении ТТХ применяемых в боевых частях торпед: они у нашей 400-мм торпеды несравненно выше, чем у 324-мм американо-японской. Внушительность противолодочного вооружения СКР «Ястреб» усиливает наличие отсутствующей на других сравниваемых кораблях РБУ, решающей задачи обороны корабля в мертвых зонах и активной защиты от торпед.

Авиационное вооружение нашего корабля – вертолет Ка-27 или Ка-29 – по своим летно-тактическим характеристикам (ЛТХ) и бортовому оружию сопоставим только с американским SH-60 «Sea Hawk», поскольку хорошие, но легкие машины «Lynx» или АВ-212 находятся в другом классе и сравнение их с тяжелыми вертолетами не корректно. Поэтому, превосходя по авиационному вооружению все зарубежные аналоги, «Ястреб» уступает только американскому фрегату «Oliver H.Perry» – уже хотя бы потому, что на «американце» их два против одного нашего. Однако наш вертолет серьезно превосходит базирующийся на канадском и японском кораблях лицензионный американский «Sea King».

Приведенное качественное – эвристическое, на первый взгляд – сравнение базируется на многократно выполнявшихся нашими специалистами количественных расчетах. За понятиями «хуже» и «лучше» стоят конкретные цифровые данные, опирающиеся на соответствующие модели и методики. Любопытно, что в плеяде представленных аналогов наиболее «бледно», по нашему мнению, выглядит американский фрегат «Oliver H. Perry». Вызывает удивление тот факт, что американцам удалось «всучить» этот проект доверчивым австралийцам и испанцам. Справедливости ради следует заметить, что фрегаты нового поколения ВМС этих стран заказали уже в Германии. Фрегаты типа МЕКО, видимо, имеют наивысший рейтинг за рубежом, хотя для своих ВМС немцы их не строят.

Мы провели сравнение российского СКР пр.11540 с зарубежными аналогами – «ровесниками» (неважно, что годы их постройки по различным причинам не совпали). Рискнем теперь еще раз кратко сопоставить элементы «Ястреба» с элементами новейших фрегатов зарубежных ВМС, проектирование которых началось значительно позже создания нашего корабля.

Анализ последней таблицы показывает, что фрегаты нового поколения в качественном отношении несущественно отличаются от предшественников. Заметна тенденция к сдерживанию или уменьшению водоизмещения. Стандартным типом ГЭУ становиться дизель-газотурбинная установка, что в отдельных случаях позволяет увеличить дальность плавания. Особый интерес вызывает дизель-газотурбоэлектрическая ЭУ английского фрегата «типа 23», позволяющая резко улучшить этот элемент. Численность экипажей незначительно уменьшается.

Оружие (не вооружение, а именно оружие) почти не меняется. Отмечается лишь рост главного калибра АУ и почти массовый переход на фиксированные ПУ вертикального старта ЗУР, что в нашем флоте было осуществлено почти 20 лет назад.

Наряду с этим, конечно, происходят изменения в архитектуре, особенно связанные с технологией STEALTH (наиболее характерные примеры – «Norfolk» и «La Fayette»). Все более широко внедряется надводная конструктивная защита, в основном с применением бронепластиков типа Kevlar. Совершенствуется радиоэлектронное вооружение, особенно гидроакустическое: широкое распространение на кораблях получили инфразвуковые шумопеленгаторные ГАС с гибкими буксируемыми протяженными антеннами (кабельного типа). Следует заметить, что и на СКР пр.11540 предусматривалось размещение подобной ГАС типа «Кентавр СК», однако разработка последней была застопорена начавшимися еще в период «ускорения» развалом ВПК, и корабль пришлось вооружить обычной буксируемой станцией, входящей в состав комплекса «Звезда-M1».

На этом фоне СКР «Ястреб» сохраняет почти все свои достоинства и преимущества даже без обозначенного в таблице перевооружения (ПКР «Оникс», 130-мм АУ). Единственным, пожалуй, «досадным» элементом является дальность плавания – в современном сравнении уже существенно меньшая. Здесь нельзя не вспомнить требований специалистов ЦНИИ ВК, умевших заглянуть на 20 лет вперед.

Не знаем, насколько это удалось, но мы попытались доказать читателю, что главный герой этого повествования – сторожевой корабль типа «Ястреб» проекта 11540, – созданный трудом и усилиями отечественных ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, военных моряков, имеет все основания стать не рядовым кораблем Российского флота XXI века. Во всяком случае, мы в это верим.

 

 


 

 

 

От редакции «Отваги». Так как статья написана еще в 1996 году, то хотелось бы ее дополнить следующей информацией. Постройка сторожевых кораблей пр.11540 была организована на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Было заложено три корпуса: в марте 1987 г. «Неустрашимый», в мае 1988 г. – «Неприступный» и в марте 1990 г. – «Туман». К тому времени уже начался «парад суверенитетов», а в 1991 г. произошел распад СССР, нарушились налаженные связи в оборонной промышленности, назревал экономический кризис. Первый корабль был все же передан флоту в 1993 году. А вот постройку двух других пришлось приостановить при технической готовности соответственно 78% и 28%. Корпуса кораблей законсервировали и поставили на прикол у заводской стенки. Несмотря на попытки достроить один из кораблей по экспортному проекту 11541 «Корсар», интерес к нему потенциальные заказчики не проявили, а потому дело ограничилось лишь проектом и некоторыми подвижками в постройке. Только по прошествии нескольких лет, в 2003 году, было решено достраивать второй корпус по корректированному техпроекту для российского флота. Однако из-за низкого уровня финансирования корабль, получивший новое имя – «Ярослав Мудрый», ввели в строй только в мае 2009 года. Заказ на третий корпус по всей видимости был аннулирован.

Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» ввиду корректировки проекта отличается от головного пр.11540 наличием некоторых систем. В первую очередь он получил на вооружение противокорабельный комплекс «Уран» (на «Неустрашимом» этот ПКРК так и не установили) с управлением от РЛК «Дубрава», более совершенные средства связи, систему космической навигации ГЛОНАСС. На нем провели целый ряд мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровней подводного шума, вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитных полей, усовершенствовали систему газовыхлопа. РЛС управления комплекса «Кортик» была установлена на более высоком постаменте для улучшения сектора обзора.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru