Каким путем пойдет развитие боевых колесных машин?

© 2014, www.otvaga2004.ru

Развитие боевых бронированных машин

 

За короткое время в развитии легких бронированных машин произошли большие изменения. К ним стали предъявлять более высокие требования по комплексу «подвижность–защищенность–огневая мощь». Расширился диапазон их применения. Если до 1970-х годов это были в основном бронетранспортеры и бронеавтомобили с пулеметным (как исключение с пушечным) вооружением, то последующий период характерен разнообразием типов машин и их конструкций.

Так, качественно новым видом техники стала боевая машина пехоты – БМП, предназначенная для ведения боя в тесном взаимодействии с танками. Повышенные требования к разведывательным действиям вызвали появление бронированных разведывательных машин (БРМ). Для управления войсками в условиях высоких темпов ведения боя стали применяться командно-штабные машины (КШМ), для ремонта и эвакуации подбитых машин с поля боя – бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). Создается и другая техника – для размещения ракетного и артиллерийского вооружения.

Эффективность боевых показателей бронированной машины зависит как от компоновочных решений, так и от защиты, вооружения, типа и возможностей ходовой части и силовой установки.

Важнейший вопрос – какой боевой машине отдать предпочтение – колесной или гусеничной?

Основным преимуществом гусеничной машины до 1950–60-х годов считалась ее проходимость на местности. Однако использование схем полноприводных бронеавтомобилей с колесной формулой 6X6 и 8X8 намного сократило разницу в этом показателе. Советские бронетранспортеры БТР-60, -70, -80 и разведывательные машины БРДМ, а также аналогичные зарубежные колесные бронетранспортеры стали обладать вполне достаточной проходимостью, а по способности преодолевать инженерные заграждения приблизились к гусеничным боевым машинам. Что же касается средних и максимальных скоростей движения, то по этим показателям бронированные колесные машины (БКМ) превосходят своих гусеничных собратьев. Так, если американский гусеничный бронетранспортер М113А1 имел максимальную скорость 64 км/ч с двигателем в 300 л.с. при массе 10 тонн, то германский шестиколесный БТР TPz-1 с равным по мощности двигателем и массе 16 тонн опередил его по скорости более чем на 20 км/ч.

Сопоставим и защитные свойства движителей. Как правило, у тех и других видов машин броня предохраняет экипаж и механизмы от осколков снарядов среднего калибра и пуль стрелкового оружия. Но при одинаковых объемах заброневого пространства колесные машины выигрывают в весе благодаря более легкой ходовой части, обладают лучшими водоизмещением и плавучестью, которые дополнительно обеспечиваются пневматическими колесами. Между тем гусеничный движитель, изготовляемый из прочных материалов, более стоек, чем пневматическая шина, к ударному и взрывному воздействию. Правда, пулестойкие колеса в сочетании с системой накачки шин также противостоят действию пуль и осколков. И если гусеничная цепь выходит из строя при повреждении только одного трака, то отказ одного колеса БКМ, выполненной по шести- или восьмиколесной схеме, не препятствует продолжению движения.

Распространению колесного движителя способствует и то, что его можно сделать комбинированным. Так, на отечественных бронемашинах БРДМ-1, -2 средняя пара колес, не имеющая привода трансмиссии, – подъемная, рассчитанная только на кратковременное применение, например для преодоления траншей. Не исключена и схема дополнительного гусеничного движителя, улучшающего сцепные качества и расширяющего диапазон БКМ по проходимости. В свое время у нас создавались опытные колесно-гусеничные БМП (см. «объект 19» и «объект 911»), имеющие и колесный и гусеничный движители.

В пользу колесной схемы говорят и такие показатели, как шумность хода, радиус действия, легкость управления. Как правило, запас хода у боевых колесных машин 600–700 и даже до 1000 километров, в то время как у гусеничных машин эта цифра составляет не более 500–600.

Опыт постройки и эксплуатации БКМ показал, что использование вооружения достаточно крупных калибров не является привилегией машин гусеничных, как это считалось ранее. Сейчас за рубежом на колесных боевых машинах калибр вооружения 75–105 мм уже не предел.

Вооружение БКМ обычно дополняется пулеметами на турелях или в башнях, а также пулеметами, защищенными броней, с дистанционным управлением из корпуса. Для постановки дымовых завес используются гранатометы, размещенные снаружи.

 

Варианты компоновки боевых бронированных машин

 

Установка разных комплексов вооружения, средств защиты от оружия массового поражения, применение разнообразных схем трансмиссии предопределило несколько компоновочных решений для боевых бронированных машин.

Для БМП и БТР это, как правило, длинный корпус на восьми- или шестиколесном шасси, с вооружением в башне. Десантное отделение у таких машин чаще располагается в задней или средней части. Для БРМ характерен более короткий корпус. Вооружение БРМ, устанавливаемое в башне, крупнее по калибру, экипаж меньше. Вооружение КШМ зачастую ограничивается пулеметной установкой, а остальной объем, кроме отделений управления и силового, используется для размещения средств связи и управления подразделениями.

Силовые установки у колесных и гусеничных машин могут располагаться как в передней, так и в кормовой части корпуса, а в некоторых машинах (например чехословацко-польский БТР ОТ-64С) двигатель находится в середине – за отделением управления.

Стремление повысить проходимость и маневренность боевых колесных машин, их защищенность при сравнительно тонкой броне иностранные специалисты видят в создании новых схем компоновки, в том числе сочлененных. В свое время за рубежом сочлененная конструкция испытывалась для гусеничных машин (шведский сочлененный танк «UDEX XX20», см. подробнее >>>), а позднее были приняты на вооружение гусеничные двухзвенные тягачи-транспортеры, в том числе и в нашей стране (ДТ-10, ДТ-30). В том же направлении ведутся работы и по созданию перспективных БКМ.

 

Вариант сочлененной колесной боевой бронированной машины: 1 – силовая установка; 2 – карданные валы; 3 – коробка передач; 4 – управляющий цилиндр; 5 – раздаточная коробка; 6 – ведущие мосты; 7 – сдвоенный карданный шарнир.

 

 

Представим себе такую бронированную колесную машину, состоящую из двух секций. Одна из них играет роль тягача, а другая – активного прицепа. Такая «разнесенная» схема позволяет уменьшить габарит каждой из них, снижая тем самым вероятность поражения.

Секции соединены сцепным устройством с тремя степенями свободы. В передней секции установлена силовая установка с дистанционным управлением. Передача мощности от двигателя ко второй секции производится посредством вала с карданными сочленениями. Таким образом, это будет полноприводная машина. Каждая секция обладает лучшей приспособленностью к рельефу местности, а это к тому же дает повышение силы тяги по сцеплению и обеспечивает взаимопомощь звеньев: если застревает одно, другое его выталкивает или вытаскивает. Еще одно преимущество сочлененной схемы – способность секций поворачиваться одна относительно другой под воздействием автономного механизма. Чтобы развернуться, такой машине нужно меньше места, чем «джипу». Вторая секция, свободная от силовой установки, более подходит по компоновочным решениям как боевое отделение, совмещенное с отделением управления. Сверху может быть установлена полноценная башня кругового вращения с пушечным или пулеметным вооружением.

 

 

Надо сказать, что подобная конструкция уже была испытана в США, где в конце 1960-х годов проходили испытания два опытных бронеавтомобиля «Твистер»: ХМ-806 с колесной формулой 6Х6 и ХМ-808 – 8Х8, созданные на аэрокосмической фирме «Локхид». Машины состояли из двух сочлененных звеньев-модулей, соединенных коромыслом. Каждый модуль относительно другого имел три степени свободы, и мог отклоняться в пределах 25 град. от центрального положения относительно любой оси.

 

ХМ-808 «Твистер»

 

Всего было изготовлено три образца бронеавтомобиля ХМ-808: первый – чисто экспериментальный, – не имел бронезащиты и вооружения, на второй машине имелась бронезащита и была установлена 20-мм пушка. Третий бронеавтомобиль был полноценной боевой машиной-амфибией. Все три образца проходили испытания на полигонах армии США.

Оба модуля бронеавтомобиля ХМ-808 двухосные, в каждом установлено по одному дизельному двигателю. Подвеска колес переднего модуля независимая. Машина имела очень малый радиус разворота, поскольку в дополнение к четырем управляемым передним колесам, модули могут поворачиваться относительно друг друга на 30°. В заднем модуле находились также отделение управления и боевое отделение. В качестве средств наблюдения водителя в корпусе были предусмотрены световые окна, закрываемые бронекрышками. На крыше корпуса устанавливалась 20-мм автоматическая пушка «Испано-Сюиза» с дистанционными приводами наведения. Позади нее располагалась командирская башенка с перископическими приборами наблюдения. В боевом отделении предусматривались места для размещения аппаратуры ФВУ, радиостанции и других систем.

Безусловно, в техническом плане ХМ-808 был очень оригинальным автомобилем. Первое, что приходит на ум при взгляде на этого колесного монстра – луноход. Наверное, это не случайно: инженеры фирмы «Локхид» по роду своей деятельности были больше знакомы с особенностями передвижения по поверхности Луны, нежели с прозой жизни разбитых проселков. По результатам испытаний было решено создать более «приземленную» бронемашину XM-806.

 

ХМ-806 «Твистер»

 

Бронеавтомобиль ХМ-806 разработан на базе экспериментальной машины ХМ-808 в соответствии с требованиями командования армии США к бронированной колесной машине ARSV (Armored Reconnaissance Scaut Vehicle). В начале 1970-х годов армия планировала провести крупномасштабное перевооружение, и был объявлен конкурс на машину ARSV, причем тип движителя не оговаривался – гусеница или колесо. На первом этапе конкурса приняли участие фирмы «Крайслер», FMC, «Теледайн Континентал», CONDEC, «Форд» и «Локхид». Причем три первых представили проекты гусеничных машин, а три последних – колесных. Лучшими были признаны проекты гусеничной машины фирмы FMC и колесной – фирмы «Локхид». С ними в мае 1972 г. был подписан контракт на постройку четырех прототипов каждой машины.

Компоновка бронеавтомобиля ХМ-806 была похожа на XM-808, но с одним двигателем. В переднем одноосном модуле находятся топливный бак, поворотное устройство и передний дифференциал. В заднем двухосном модуле находятся отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение, задний дифференциал. На бронеавтомобиле установлены дизельный двигатель с турбонаддувом Detroit Diesel GM6V53AT мощностью 280 л. с. и автоматическая коробка передач Allison МТ650 (четыре скорости для движения вперед и две – назад). Место водителя находится в передней части заднего модуля и несколько смещено влево от продольной оси машины. Над сиденьем установлена полубашенка с вращающимся круглым люком в крыше и пятью наблюдательными приборами, дающими суммарный сектор обзора в 180°. Имеется перископический бесподсветочный прибор ночного видения. С правой и с левой стороны рабочего места водителя в бортах корпуса находятся двери.

Основные характеристики

Колесная формула

6×6

Боевая масса, кг

7700

Основные размерения, м:

- длина

4,90

- ширина

2,44

- высота

2,48

- колесная база

3,98

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

105

Максимальная скорость на плаву, км/ч

8,1

Запас хода по шоссе, км

740

Емкость топливных баков, л .

340

Преодолеваемые препятствия:

- высота стенки, м

0,9

- подъем, проц.

60

Экипаж, чел.

3

По центру заднего модуля на крыше боевого отделения смонтирована легкая двухместная башня с 20-мм автоматической пушкой M139 и открыто установленным на шкворневой турели 7,62-мм пулеметом M60D. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости – от -20° до +65°. Приводы поворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости – гидравлические. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Боезапас состоит из 500 снарядов и 2000 патронов. С левой стороны от пушки находится место командира, с правой – наводчика. По периметру командирской башенки расположено семь наблюдательных приборов. У наводчика установлен прицел с трехкратным увеличением в дневном оптическом канале и 9-кратном – в ночном. В башне смонтированы две независимых вентиляционных системы, предназначенные для удаления из боевого отделения пороховых газов. На машине установлена также система обогрева. Электронное и специальное оборудование включает:

– лазерный дальномер AN/GVS-3;

– навигационную систему;

– измеритель радиоактивности местности AN/VDR;

– детектор химического заражения;

– устройство предупреждения об облучении РЛС–MIRID;

– РЛС обнаружения наземных целей малой дальности AN/PPS-15;

– две радиостанции AN/VRC-46;

– переговорное устройство AN/VIC-1 на трех абонентов.

Бронеавтомобиль ХМ-806 являлся амфибией, движение по воде осуществлялось с помощью водометного движителя.

Но конкурс по перспективной машине ARSV, увы, закончился ничем. Планы американских военных в очередной раз переменились, и программу ARSV попросту закрыли. Интереснейший в техническом отношении бронеавтомобиль ХМ-806 так и не был принят на вооружение. А в дальнейшем фирма «Локхид» уже не предпринимала попыток заняться бронетехникой. Тем не менее, можно определенно сказать, что в создании оригинальных боевых колесных машин последнее слово все еще не сказано.

 


 

Источники:

1. В. Минаев. Гусеничные или колесные? Журнал «За рулем»

2. М.Никольский Современная колесная бронетехника. Журнал «Техника и вооружение»

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru