Тихоокеанский ТВД: первые победы на пути к катастрофе

Александр Прищепенко
Журнал «Мир оружия» №12-2005

7 декабря 1941 г. лишь формальная дата начала Второй Мировой войны на Тихоокеанском театре. К этому времени Япония уже несколько лет вела войну в Китае и захватила Индокитай. Мировые державы не пытались «умиротворить» Японию (как до этого Германию). Напротив, с ней разговаривали жестким языком экономических санкций и непрямого (так называемого «добровольческого») вмешательства на стороне ее противников в конфликтах.

 

Система правления в Японии была уникальна: хотя воля императора Хирохито (довольно миролюбивого, кстати, человека) и была непреложным законом, реальные политические силы представляли две «партии» – армия и флот. Трудно предположить, сколь долго могло бы функционировать подобное государственное устройство, хотя за несколько предвоенных десятилетий Япония и превратилась в мировую державу. Рухнула же она, не выдержав искушения: осколки разваливающихся, некогда могущественных колониальных империй буквально «падали в руки». Тому, что искушение это весьма навязчиво, есть много примеров. Так, будущая жертва нацистов в Европе, Польша, не преминула незадолго до своего поражения поживиться осколками Чехословакии, другая страна – осколками Польши, Буковиной и т. д. В императорском дворце не звучали обещания брать города «одним полком за два часа»: решение об океанской войне было принято после мучительных дискуссий далеко не единогласно, а главком, адмирал Ямамото Исуроку, предсказал череду побед лишь в течении полугода. Было ясно, что военное производство главного противника, США, будет расти очень быстро. Но на кону стоял лакомый куш, и решили рискнуть. Реализация такой «импульсной» стратегии требовала неимоверно точных расчетов: за полгода завоевать не просто многое, а именно то, без чего будет задыхаться враг, а завоевав – оборонять столь упорно, чтобы у противника иссякли если не ресурсы, то воля к победе. Императорский флот, предназначением которого являлась эта миссия, не был сбалансированным, недоставало кораблей многих классов. Приоритет командования, правильно предвидевшего основную ударную силу океанской войны, был отдан авианосцам.

Не будучи первооткрывательницей в области использования палубной авиации, Япония эффективно применила технические решения, заимствованные у других держав. Начало было положено постройкой в 1922 г. авианосца «Хосё». Небольшой (9494 т) и часто перестраивавшийся, он хорошо послужил как учебный полигон для адмиралов и летчиков. В 1927–1928 гг. в строй вступили гиганты «Кага» и «Акаги» (примерно по 43000 т) на основе корпусов линейных крейсеров, не вписывавшихся в ограничения Вашингтонского договора. И они не избежали многочисленных глубоких модернизаций, пока в 1937 г. не настал черед вдвое более легких (по 20250 т) «Хирю» и «Сорю». В отличие от предшественников, они были избавлены от малополезных броневых поясов и 203-мм пушек. Каждая тонна водоизмещения куда как более рационально служила главной цели – обеспечению действий ударной авиации. Совсем новыми (август–сентябрь 1941 г.) были «Сёкаку» и «Дзуйкаку» (по 29800 т). Строились и более легкие, простые корабли: война в Китае не всегда требовала мощи эскадренных гигантов. Там же сформировалась и закалилась в боях против весьма профессиональных советских и западных добровольцев элита морской авиации – палубные пилоты. Их вооружили вполне современными самолетами, в том числе превосходными для своего времени истребителями «Зеро». Всего в Императорском флоте насчитывалось 10 авианосцев, в то время как США имели их 7, (на Тихом океане – 3).

Чтобы представить, сколь скрупулезными и изнурительными были тренировки Кидо Бутай – Ударного авианосного соединения – надо знать японцев. Меры секретности в заполнившем гавань острова Эторофу (Итуруп) соединении кажутся параноидальными, но в этом японские «бойцы невидимого фронта» пожалуй, уступали коллегам, несшим свою трудную службу северо-западнее. 26 ноября 1941 г. соединение вышло из гавани. Помимо всех шести эскадренных авианосцев, в него вошли 2 линкора, 2 тяжелых и легкий крейсера, 11 эсминцев, 3 подлодки и 8 танкеров. Артиллерийские корабли опробовали свое оружие, дав несколько залпов боевыми снарядами. Эстетствующий начальник штаба контр-адмирал Кусака Рюйносуке изумился красоте белых цветков разрывов на заснеженных сопках острова. К Гавайям шли северным маршрутом, где вероятность встретить нейтральные суда была минимальна. Командовавший Кидо Бутай вице-адмирал Нагумо Тьюити перед выходом получил директиву, включавшую множество вариантов действий, ибо между США и Японией все еще происходил обмен нотами и ультиматумами. Не исключался даже отзыв соединения, и это нервировало старого моряка. Однако 2 декабря радисты приняли кодовую фразу «Ниитака яма ноборэ» («Взойдите на гору Ниитака»). Она избавляла от неопределенности – это был приказ нанести удар 8 декабря*.

 


* На японских военных кораблях экипажи всегда живут по времени Токио, а линия смены дат проходит западнее Пёрл-Харбора. Далее везде указывается местное время.


 

Удар нанесли двумя волнами (189 и 171 машина). Внезапная атака удалась. Применив кустарно переделанные для применения на мелководье торпеды, а в качестве бронебойных бомб – снаряды линкоров с приваренными стабилизаторами, японские летчики уничтожили линкоры «Аризона», «Оклахома», корабль-цель «Юта», 2 эсминца и надолго вывели из строя еще 6 линкоров, 3 крейсера и 3 других корабля. Авианосцев в гавани не было. Не встретив серьезного сопротивления в воздухе, истребители «Зеро» штурмовали аэродромы, уничтожив 188 самолетов и лишив воздушные силы базы боеспособности.

Ошеломляющий успех был достигнут ничтожной ценой: потерей 29 самолетов Кидо Бутай, одной большой и пяти сверхмалых подводных лодок, надежды на эффективность которых не оправдались.

Блестяще исполнив директиву и нанеся противнику «…такие потери, которые исключили бы крупные операции флота США минимум на полгода», Нагумо направился с Кидо Бутай домой. 16 декабря от соединения отделились 2 авианосца – в помощь штурмовавшим о.Уэйк. Там упорствовал гарнизон американской морской пехоты с артиллерией и дюжиной самолетов. До прибытия авианосцев японские силы с 11 декабря не могли подступиться к атоллу, потеряв от американских снарядов и бомб 2 эсминца. Прибытие «Хирю» и «Сорю» с тяжелыми крейсерами «Тикума» и «Тонэ» быстро склонило чашу весов в другую сторону.

Оказавшись в конце декабря в штабной атмосфере, Нагумо, среди победного ликования, заметил и неудовлетворение. Контр-адмирал Уэно Такаши был недоволен тем, что упустили американские авианосцы, а авторитетный тактик морской авиации Гэнда Минору – тем, что ущерб базе не был увеличен повторными ударами. Похоже, причиной была тайная зависть поумневших задним числом критиков. По их представлениям, Нагумо должен был выбрать между прямым неподчинением (шифровкой за сутки до налета он был извещен, что авианосцев в Пёрл-Харборе нет, но приказ об ударе действовал) и самовольным (а потому – не обеспеченным ничем) поиском противника в бескрайнем океане после удара. Повторные же налеты на базу ограничили бы район маневрирования Кидо Бутай, а о том, где находится самый опасный противник – авианосцы США – Нагумо не знал. Полгода спустя у Мидуэя сложилась такая обстановка – и произошла катастрофа. Вот если бы успех на Гавайях развили линкоры огневой поддержки и соединение вторжения… Но это была бы уже другая операция.

Пока Кидо Бутай пересекало океан, обстановка стремительно менялась. Был создан внешний периметр обороны на центральном направлении: захвачены атоллы Макин и Тарава в группе Гильберта и Гуам – в Марианах. Началось и наступление на юге, где в Сингапуре Британия располагала первоклассной базой. Туда незадолго до войны, в дополнение к двум старым линкорам, были направлены два мощных артиллерийских корабля – «Принс оф Уэлс» и «Рипапс», которые самим фактом своего присутствия должны были сдержать агрессию. Японские войсковые транспорты были замечены на подходе к Сиамскому заливу еще 6 декабря, и когда война стала фактом, оба корабля 8 декабря вышли на защиту британских владений в Малайе. Двое суток они вели поиск, но не обнаружили десант, а вот сами были многократно засечены воздушными разведчиками и подлодкой, а на обратном пути 10 декабря – потоплены самолетами японской морской авиации, вылетевшими с авиабазы близ Сайгона. Захват Сиама, имевшего общую границу с оккупированным еще до войны Индокитаем, был делом нескольких дней.

На Филиппинах 8 декабря японская морская авиация с аэродромов Формозы нанесла удар по крупнейшей авиабазе Кларк и другим военным объектам близ Манилы, уничтожив половину из 35 тяжелых бомбардировщиков и треть из 90 истребителей, имевшихся у США на Дальнем востоке. Ослабив воздушные силы, японцы с 14 декабря начали десантные операции на островах архипелага и уже к концу декабря достигли своих целей. Азиатский флот США, базировавшийся в Маниле и включавший 2 старых крейсера, 13 эсминцев и 4 гидроавиатранспорта, не мог противостоять новым мощным японским крейсерам, обеспечивавшим высадки.

Одновременно началась японская экспансия в Британском Борнео, Сараваке и Малайе. Части генерала Ямасита Томоюки, прозванного «малайским тигром», с трудом продирались сквозь джунгли, но через пару месяцев вышли с сухопутного направления на Сингапур и захватили эту британскую твердыню. Та же участь, но значительно раньше, 25 декабря 1941 г., постигла и Гонконг на китайском побережье.

В такой обстановке попытка создать единое командование (ABDA) остатков морских сил США, Британии, Голландии и Австралии для совместного отпора японской экспансии в Азии, очевидно, была правильным решением. Но не было времени для отработки их взаимодействия, а противниками были отлично обученные японские летчики и моряки.

Новый 1942 год принес японцам новые успехи: они принялись потрошить голландские владения. На о. Борнео парашютные десанты морской пехоты легко захватили важнейшие пункты Таракан (11 января 1942 г.) и Валикапан (10 февраля) с их нефтяными скважинами, а затем и весь остров. К началу февраля были захвачены острова Целебес и Тимор. Силы ABDA пытались остановить лавину, у Баликапана эсминцами были потоплены 4 японских транспорта снабжения. Но попытка повторить успех стоила дорого: насторожившиеся японцы ударом самолетов, вылетевших 3 февраля с аэродрома Кендари, тяжело повредили американские крейсера «Марблхэд» и «Хьюстон», а также голландский «Де Рюйтер». К середине февраля неоккупированной оставалась лишь Ява, которую ABDA попыталась защитить, направив туда крейсера и эсминцы. Последовала серия столкновений с японскими крейсерско-миноносными силами, которая показала, что японские корабли превосходят союзные по боевым качествам и выучке экипажей. Окончательно же судьба Явы была решена, когда у о. Целебес появилось Кидо Бутай, до этого обеспечивавшее захват северного побережья Новой Гвинеи и Рабаула. Его самолеты 19 февраля нанесли мощный удар по австралийскому порту Дарвин, уничтожив все стоявшие там корабли, а затем принялись добивать остатки воздушных сил союзников на Яве, неся при этом минимальные потери. Попытка доставить подкрепления на авиатранспорте «Лэнгли» закончилась его потоплением. Наконец, в конце февраля японские крейсера, защищая в Яванском море свой конвой, потопили 2 крейсера и 3 эсминца, не понеся при этом потерь. Отступая от Явы, союзники потеряли и остальные 3 крейсера и 4 эсминца, что означало конец сопротивления.

Западнее японские сухопутные войска продвигались по Бирме. 8 марта ими был захвачен Рангун, реальной стала угроза Индии. 23 марта японцы высадились на Андаманских островах. Остров Суматра также был ими оккупирован.

Обеспечить западное направление, где в Индии Британия располагала значительными сухопутными силами, а среди кораблей (правда, далеко не новых) Британского Дальневосточного флота были 3 авианосца и 5 линкоров, также должно было Кидо Бутай. Оставив 5-ю дивизию («Сёкаку» и «Дзуйкаку») оборонять Империю на центральном направлении (американские авианосцы нанесли к тому времени ряд булавочных уколов, проведя рейды на некоторые острова из группы Маршалловых), авианосцы «Акаги», «Хирю» и «Сорю», усиленные двумя линкорами, вошли в Индийский океан и 5 апреля нанесли удар по Коломбо. На курсе отхода их авиацией были обнаружены и потоплены 2 британских крейсера – «Дорсетшир» и «Корнуолл», причем пикирующие бомбардировщики добились прямых попаданий чуть ли не 90% своих бомб. Через пару дней соединение атаковало другую важную британскую базу на Цейлоне – Тринкомали. Здесь атакующие машины встретил плотный, но малорезультативный зенитный огонь. Была предпринята и попытка бомбардировщиков «Веллингтон» Королевских ВВС атаковать Кидо Бутай. Она также не принесла результата, а бомбардировщики были сбиты. В этой ситуации британский авианосец «Гермес» попытался на полном ходу уйти из опасного района, но был обнаружен самолетами ударной группы и потоплен вместе со своим охранением. Поискав другие достойные цели и не найдя их, Нагумо счел свои задачи в Индийском океане выполненными и лег на обратный курс.

На этом, согласно японскому стратегическому плану, была и завершена первая фаза войны. Завоевания Японии вскружили многие головы, но соответствовали ли они рациональной стратегии? Обеспеченность сырьем, конечно, важна, но гарантировался ли даже и в этом случае больший, чем у противника рост военного производства? Ни нефтеносные острова Южных морей, ни Филиппины, ни Бирма, совершенно очевидно, не относились к территориям, витальным для военных усилий США. Территория США не была затронута войной. Единичный случай, когда гидросамолет с японской подлодки сбросил две 50-кг бомбы на Западное побережье, вызвал скорее любопытство, чем страх. Главная база Тихоокеанского флота – Пёрл-Харбор – пострадала, но выполняла свои функции. Важнейший Панамский канал обеспечивал межтеатровые переходы американских кораблей. Противоречивые действия не могут привести к успеху, и не будет преувеличением утверждать, что поражение Японии зарождалось с первых победных дней.

 

См. продолжение >>>


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru