«Старый» новый легкий танк CV90105

© www.otvaga2004.ru
2014 г.

 

На проходившей в этом году во Франции Международной выставке вооружений и техники Eurosatory 2014 некоторые ведущие мировые компании представили свои новейшие разработки. В частности, бельгийская «CMI Defence» и шведская «ВАЕ Systems Hagglunds» продемонстрировали свой новый легкий танк, в конструкции которого четко прослеживается тенденция современной высокомобильной платформы с тяжелым вооружением. По словам разработчиков, перед ними стояла задача по созданию перспективного легкого танка со сравнительно небольшой боевой массой, высокой мобильностью и большой гибкостью применения. Учитывая то, что базовым шасси послужила шведская БМП CV90, а основным вооружением танка является 105-мм пушка, прототип машины получил обозначение CV90105.

 

Итак, представленная шведской и бельгийской компаниями боевая машина CV90105 позиционируется как оригинальная перспективная разработка с рядом уникальных технических решений. По своим характеристикам она явно соответствует другим подобным зарубежным машинам, которые классифицируются как истребители танков, либо как машины с тяжелым вооружением. Однако разработчики не стали заморачиваться и определили свое детище как легкий танк. Для обеспечения высоких характеристик, а также для удешевления производства танк создавался на основе уже освоенных в производстве элементов. В качестве основы для этого нового типа техники была использована шведская боевая машина пехоты CV90, которая находится в эксплуатации около 20 лет и хорошо освоена вооруженными силами нескольких стран. Компании-разработчики справедливо рассудили, что это должно самым положительным образом сказаться на перспективах нового легкого танка. В то же время удачная компоновка и запасы на модернизацию БМП значительно облегчили строительство танка на ее базе. Таким образом, на шасси шведской машины была установлена двухместная башня (боевой модуль) «Cockerill XC-8» бельгийского производства. В башне устанавливается основное вооружение, необходимые агрегаты и радиоэлектронное оборудование, а также располагаются рабочие места экипажа.

Утверждается, что боевая масса нового легкого танка CV90105 находится в пределах 25 тонн, а габариты примерно такие же, как и у базовой БМП (ширина и длина корпуса, клиренс). Изначальная компоновка боевой машины пехоты предопределила общую конструкцию CV90105. Моторно-трансмиссионное отделение танка располагается в передней части корпуса справа. У левого борта предусмотрено отделение управления с рабочим местом механика-водителя, башня «Cockerill XC-8» устанавливается на погон боевого отделения, объем десантного отделения отвели под размещение дополнительного оборудования и боезапаса.

Шасси оснащается дизельным двигателем «Scania» DI16 мощностью до 810 л.с. С такой силовой установкой машина способна развивать на шоссе скорость до 70 км/ч. Автоматическая трансмиссия «Кросс-Драйв» Х300-5 обеспечивает движение вперед на четырех скоростях и назад на двух. Ходовая часть оснащена семью двускатными опорными катками на борт с передним расположением ведущего колеса. Подвеска катков – торсионная, первая, вторая и седьмая пары опорных катков оборудованы поворотными гидравлическими амортизаторами. Одногребенчатая гусеница с резинометаллическим шарниром имеет ширину трака 535 мм, на внешней поверхности крепятся съемные резиновые накладки.

Боевой модуль «Cockerill XC-8» представляет собой башню кругового вращения с вооружением, элементами системы управления огнем, всем необходимым оборудованием, рабочими местами двух членов экипажа: командира и наводчика, боеукладкой. Башня имеет характерную форму, образованную сваренными под разными углами плоскими бронепанелями. Для размещения боекомплекта башня получила развитую кормовую нишу. На крыше башни, слева от орудия, имеется поворотная головка блока оптико-электронной системы командира, который предназначен для наблюдения за обстановкой и, при необходимости, для наведения орудия. Справа от орудия на башне устанавливается похожая прицельная система для наводчика. По имеющимся данным, и у командира и у наводчика прицелы имеют два канала (дневной и ночной), встроенные лазерные дальномеры и независимую стабилизацию. В систему управления огнем входит цифровой баллистический вычислитель, панели управления и комплект датчиков (параметров атмосферы, температуры заряда, износа ствола, угла наклона цапф и т.д.)

Вооружение легкого танка CV90105, расположенное в башне ХС-8 состоит из нарезного орудия калибра 105 мм (по желанию заказчика также может быть установлена гладкоствольная 120-мм низкоимпульсная пушка), оснащенного дульным тормозом, эжектором и термокожухом. С пушкой спарен пулемет винтовочного калибра. Маска орудия имеет дополнительную бронезащиту, выходящую вперед и охватывающую часть ствола. Разработчики оснастили башню оригинальной системой установки вооружения, обеспечивающей большие углы вертикальной наводки. Максимальный угол возвышения достигает +42°, благодаря чему боевая машина сможет вести эффективный огонь в сложных условиях, например в горах или в городе. Данное обстоятельство сейчас довольно актуально – в большинстве современных вооруженных конфликтов военным как правило приходится сталкиваться с засадами на высотах или верхних этажах зданий.

Орудие высокого давления с низким импульсом отдачи позволяет использовать всю номенклатуру боеприпасов соответствующего калибра – кумулятивные, осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные и другие снаряды. Для поражения целей на дальностях до 5 километров перспективный танк предполагается оснастить комплексом управляемого вооружения «Falarick 105» или «Falarick 120» украинской разработки (правда в связи с последними событиями на Украние, перспективы этого оружия весьма туманны). В башне «Cockerill XC-8» смонтирован двухплоскостной стабилизатор вооружения, повышающий точность стрельбы из орудия и спаренного с ним пулемета.

Одним из способов повышения боевых характеристик, а также снижения общего веса машины стал автомат заряжания. Механизм подачи автоматически по команде экипажа самостоятельно извлекает боеприпас из боеукладки в кормовой нише башни и досылает его в зарядную камору пушки. Благодаря этому увеличена скорострельность орудия и уменьшены габариты башни за счет отсутствия заряжающего.

По-видимому, защищенность CV90105 осталась на уровне базовой машины CV90, что было вызвано необходимостью иметь массу танка до 25 тонн. По заявлению разработчиков, башня «держит» 30-мм снаряды в лоб, а с остальных ракурсов защищена от оружия калибра до 12,7 мм включительно. Если судить по внешнему виду, то само шасси оборудовано лишь дополнительными тонкими бортовыми экранами, закрывающими сбоку корпус и ходовую часть. Передняя проекция корпуса дополнительной защиты не имеет. Правда изначально верхняя лобовая плита корпуса имеет значительный угол наклона, что обеспечивает более высокую степень защищенности.

Дополнительные средства защиты включают систему обнаружения лазерного облучения и постановки дымовых завес. Датчики лазерных сенсоров расположены на башне спереди справа и слева, а пусковые установки для дымовых гранат – на боках ниши башни.

Сейчас легкий танк CV90105 совместной шведско-бельгийской разработки пока проходит испытания. Как утверждается в пресс-релизе компании «CMI Defence», сочетание новейшего боевого модуля «Cockerill XC-9» и надежного шасси CV90 станет крупным шагом в области боевых бронированных машин среднего класса, предназначенных для ведения огня прямой наводкой. Предложенная машина благодаря мощному комплексу вооружения и современной системе управления будет иметь высокие боевые характеристики, а относительно малые боевая масса и габариты обеспечат высокую тактическую и стратегическую мобильность. Кроме того, за счет использования освоенных узлов и агрегатов предполагается обеспечить высокую надежность работы разных систем.

Между тем, если обратиться в недавнее прошлое, то можно увидеть, что еще в 1990-х годах, когда шведская компания «Hagglunds» активно продвигала свою БМП CV90 на экспорт, уже была разработана и построена 23-тонная боевая машина, практически полностью аналогичная CV90105. Мало того, она имела почти такое же обозначение – CV90105TML. Три последние буквы означали то, что на шасси CV90 была установлена башня TML французской компании «GIAT» с аналогичной 105-мм пушкой. Пушка G2 имела двухплоскостную стабилизацию и наводилась в вертикальной плоскости в секторе от -7,5° до +20°. У командира машины и наводчика имелся один универсальный прицел-прибор наблюдения с дневным и ночным каналами. Помимо этого, на командирской башенке был установлен панорамный оптический прибор.

Если сравнивать две эти машины, то в глаза бросается их почти полная схожесть по конструкции, компоновке, основным техническим характеристикам и решаемым задачам. Конечно же, современный танк CV90105 имеет более продвинутую СУО, оснащен автоматом заряжания (на CV90105TML в составе экипажа был еще заряжающий), новыми боеприпасами и различными дополнительными «примочками». Но по большому счету это ничего не меняет. То есть «крупный шаг в области боевых бронированных машин среднего класса» – это не больше, чем выдача «хорошо забытого старого» за «совершенно новое». Все та же концепция конца XX века бронированной гусеничной машины на базе серийной БМП с танковой пушкой в большой башне. Дополнительные атрибуты – всего лишь «красивая обертка» для товара. К тому же само шасси CV90 осталось практически неизменным со времени начала производства, а это было более 20 лет назад. Заявление о том, что за счет применения автомата заряжания и отсутствия четвертого члена экипажа снизились габариты башни не соответствует действительности. Башня CV90105TML меньше, чем у CV90105 и по высоте крыши и по длине, так как в ней отсутствовала развитая кормовая ниша, а боезапас располагался в корпусе. Конечно высокий угол подъема ствола пушки – это хорошо, но что может противопоставить такая слабо бронированная машина обычному гранатомету? Да и выставленные на показ оголовки современных многоканальных прицелов размером с хороший телевизор чересчур уязвимы при огневом контакте с противником.

Кроме того, в 1998 году компания «Hagglunds» изготовила истребитель танков CV90120, оснащенный 120-мм пушкой. Эта машина также до сих пор продвигается на экспорт, постепенно обрастая различными современными «наворотами». И по своей конструкции она также аналогична предлагаемой CV90105 со 120-мм орудием, разве что имеет другую форму башни.

Так что пока перспективы нового легкого танка остаются неизвестными. В последние годы в мире наметился определенный интерес к бронетехнике этого класса, на что некоторые производители боевых машин отреагировали разработкой нескольких новых проектов, как гусеничных, так и колесных. Компании-разработчики надеются, что в подобных машинах могут быть заинтересованы некоторые страны с ограниченными финансовыми возможностями, нуждающиеся в современной бронетехнике. Каким будет будущее нового легкого танка CV90105 – станет ясно позже, так как переговоры по поводу будущих поставок разработчики планируют начать в ближайшее время. Однако потенциальные покупатели не спешат приобретать «хорошо забытое старое» по цене «совершенно нового».

 

Основные характеристики CV90105

Экипаж

3 чел.

Размеры и масса

Боевая масса

около 25 т

Длина с пушкой вперед

8,9 м

Длина по корпусу

6,6 м

Ширина

3,2 м

Высота

около 2.4 м

Вооружение

Пушка

105-мм,

стабилизированная в 2 плоскостях

ПТУР

«Falarick»,

Запускается через ствол

Пулемет

7,62-мм,

спаренный с пушкой

Углы вертикального наведения

-10°…+ 42°

Дымовые гранатометы

2 блока по 8 штук

Подвижность

Двигатель

«Scania» DI16,

дизельный

Мощность

810 л.с.

Максимальная скорость

70 км/ч

Запас хода

около 600 км

Преодолеваемые препятствия

Подъем

60%

Наклон

40%

Вертикальная стенка

до 1 м

Ров

до 2,4 м

Брод

до 1,5 м

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru