ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ЛЕГКИЙ ТАНК MCS

Владимир Зубов, к.т.н. Материал предоставлен автором
Более полный вариант статьи опубликован в журнале «Оружие» №3, 2011 г.
2012 г.

 

Введение

 

До июля 2009 года основной программой развития сухопутных войск США являлась программа «Боевая система будущего» (Future Combat System – FCS). Программа разработана в рамках концепции «Армия нового типа», которая предполагает всестороннее реформирование сухопутных войск США. Концепция изложена в документе «Армейская перспектива-2010» (Army Vision 2010), изданном в 1996 году, и направлена на повышение боевой эффективности, как отдельных формирований, так и сухопутных войск в целом. На протяжении более 10 лет FCS была самой крупной, самой сложной и дорогостоящей новой программой развития вооруженных сил в истории американской армии, на которую было израсходовано по некоторым оценкам уже около 300 млрд. USD. Поэтому российским инженерам и разработчикам новой техники было бы очень важно изучить концептуальные подходы и новые технические решения, достигнутые в этой программе, и воспользоваться результатами того, на что США уже потратили огромные деньги, сэкономив тем самым собственные средства.

Основная задача реформирования американских сухопутных войск заключается в создании так называемых целевых сил (Objective Force) с высокой стратегической мобильностью и боевой эффективностью, оснащенных перспективной бронетанковой техникой и способных транспортироваться в район боевого назначения самолетами военно-транспортной авиации, и в частности самолетом С-130 «Геркулес» грузоподъемностью около 20 т. В соответствии с нормативами механизированная бригада должна быть переброшена в район предстоящих боевых действий в течение 96 ч, дивизия – 120 ч и 5 дивизий – 30 дней при условии обеспечения возможности их немедленного ввода в бой.

В соответствии с концепцией «Армия нового типа» в течение многих лет разработка бронетанковой техники нового поколения, в том числе танков четвертого поколения, превосходящих по своей эффективности в 2-2,5 раза основной боевой танк третьего поколения, велась по программе FCS. Первоначально программа FCS предусматривала создание 18 компонент, в том числе 8 бронированных наземных экипажных машин:

 разведывательно-дозорную машину – Reconnaissance and Surveillance Vehicle (RSV) XM1201;

 боевую систему, установленную на платформу, – Mounted Combat System (MCS) – танк XM1202 со 120-мм гладкоствольной пушкой;

 артиллерийскую установку для стрельбы с закрытой позиции – Non-Line-of-Sight Cannon (NLOS-C) – 155-мм самоходную гаубицу XM1203;

 минометную установку для стрельбы с закрытой позиции – Non-Line-of-Sight Mortar (NLOS-M) – 120-мм самоходный миномет XM1204;

 бронированную полевую ремонтно-эвакуационную машину – Field Recovery and Maintenance Vehicle (FRMV) ХМ1205;

 боевую машину пехоты (БМП) – Infantry Carrier Vehicle (ICV) XM1206;

 бронированные медико-эвакуационные машины – Medical Vehicle Evacuation (MV-E) и Medical Vehicle Treatment (MV-T) XM1207/1208;

 командно-штабную машину – Command and Control Vehicle (C2V) XM1209.

Согласно программе семейство наземных экипажных машин должно было иметь единое унифицированное на 75% шасси для всех машин. Шасси отличается малым весом, так как выполнено на основе алюминиевого каркаса с использованием композиционных материалов с углеродно-волокнистым наполнителем.

Функционирование «Боевой системы будущего» предусматривает распределение отдельных боевых задач между несколькими боевыми машинами и военно-техническими устройствами, объединенными средствами автоматизированной системы управления в единое тактическое боевое формирование – «систему систем». Вся техника, разрабатываемая по программе FCS, будет оборудована новейшей системой связи и подключена к глобальной армейской информационной сети, что позволит ей получать данные о целях от БЛА, наземных датчиков и роботов-разведчиков*.

 


О «Боевой системе будущего» см. статью «Перспективы развития вооружений. Боевая система будущего» // Обозрение армии и флота, №3(22), 2009.


 

Первоначально, разрабатываемая машина для боевой системы будущего со 105/120-мм пушкой называлась как «машина для стрельбы в пределах прямой видимости и за пределами прямой видимости» – FCS Line-of-Sight / Beyond Line-of-Sight (FCS LOS/BLOS). То есть с самого начала в будущую боевую машину закладывалась возможность стрельбы по бронированным целям не только прямой наводкой, но и за пределами прямой видимости. Существующие современные танки такой возможностью не обладают. В 2003 году название было изменено на Mounted Combat System (MCS), которое дословно переводится примерно как «Боевая система, установленная на платформу». Считается, что с 2003 года начался основной этап реализации программы FCS и создания MCS.

По мнению военных, создателей программы FCS, к 2010 году разработчики вооружения и армия должны были достичь необходимого уровня внедрения технологических инноваций для создания будущих сил. Ключевыми среди них являются технологии, необходимые для производства танка MCS, который должен прийти на смену танку M1 «Абрамс», весящему более 60 тонн. Танк MCS будет иметь ту же огневую мощь и выживаемость, но обладать более широкими возможностями и при этом весить около 20 тонн.

В соответствии с программой FCS к танку предъявлялись следующие требования. В сравнении с основным американским танком «Абрамс», предполагалось с целью обеспечения возможности транспортировки самолетами военно-транспортной авиации С-130, снизить боевую массу MCS на 70%, доведя ее до 20 т. Сократить экипаж с четырех человек до трех за счет установки автомата заряжания. Увеличить запас хода по топливу и гусеницам в 1,4-1,5 раза. Уменьшить внутренний полезный заброневой объем машины на 50%. Сократить на 50% объем работы экипажа и на 35-50% объем материально-технического обслуживания. Снизить расход топлива на 20%. При этом должны быть обеспечены высокий уровень огневой мощи и защищенности. Создание танка MCS XM1202 со 120-мм гладкоствольной пушкой, по мнению американских военных, будет представлять революционный шаг в развитии бронетанковой техники.

При создании танка МСS одним из самых дискутируемых вопросов был вопрос о снижении до 20 т массы машины. Это требование возникло не случайно. В соответствии с новой американской военной доктриной, требующей быстрой переброски военной техники, в том числе и танков, в любой регион мира, существующие танковые соединения не могут выполнить эту задачу, поскольку из-за большой массы танков их перемещение по воздуху к зоне конфликта является дорогостоящим и трудоемким. Переброска тяжелых танков по воздуху тяжелыми транспортными самолетами требует большого количества топлива для самолетов и соответствующих аэропортов. Если эти аэропорты не находятся в непосредственной близости от зоны конфликта необходим дополнительный транспорт, чтобы организовать доставку танков к зоне боевых действий. Поэтому большая часть танков «Абрамс», участвовавших в операции «Буря в пустыне» перевозилась судами, чего невозможно будет сделать в случае возникновения военных конфликтов в регионах, удаленных от моря.

Снижение массы машины до 20 т даст ряд преимуществ. Позволит перебрасывать ее в любой район мира наиболее распространенными и экономичными самолетами С-130 на аэродромы невысокого класса, вплоть до грунтовых, расположенные ближе к зоне конфликта. Доставленный в заданный район, танк МСS будет способен самостоятельно быстро перемещаться в тактической зоне разнообразными (во избежание засад) маршрутами, в том числе по проселочным дорогам и мостам грузоподъемностью около 20 т (каких большинство в России). Учитывая, что сегодня войны носят относительно локальный характер и наиболее интенсивные действия перенесены в города, стрельба из гранатомета с верхних и подвальных этажей в наименее защищенные места – крышу башни, борта и моторное отделение делает ненужным наличие мощной лобовой брони, и не дает преимуществ тяжелому танку перед легким.

 

Значительная экономия топлива в конечном итоге снизит не только военные расходы, но и потери среди обслуживающего персонала. Этот вывод военные аналитики делают исходя из опыта, полученного в Ираке и Афганистане. Существующее ранее представление, что использование тяжелых танков сократит потери армии, в реальности обернулось тем, что потери сократились лишь среди одного класса солдат – танкистов, но увеличились среди обслуживающего персонала. Это обусловлено тем, что тяжелая и сложная техника – танки требует увеличения числа баз материально-технического снабжения, транспортных средств и обслуживающего персонала. Огромный расход топлива у танков «Абрамс» (около 350 л на 100 км), требует для снабжения их топливом большого количества автоцистерн, которые не защищены ни от обычного оружия, ни от самодельных взрывных устройств. Нарушение снабжения танков топливом может сделать их присутствие в том или ином районе бесполезным. Насколько уязвимы средства снабжения, показывают постоянные нападения боевиков на автоцистерны и базы материально-технического снабжения для войск НАТО в Афганистане и Пакистане. Так, например, по сообщению Daily Mail в октябре 2010 года за неделю на афгано-пакистанской границе были уничтожены 127 бензовозов снабжения коалиционных сил НАТО и как минимум шесть водителей погибли.

Противники создания легкого танка ссылаются на большие потери во время Второй мировой войны 30-ти тонных американских танков M4 Шерман. Однако большие потери Шерманов в конфликте с немецкими танками были не столько следствием слабой брони американских танков, сколько слабого оружия. Шерман не мог пробить броню немецких танков на большом расстоянии, в то время как немцы наносили тяжелые потери, уничтожая Шерманы с безопасного расстояния.

Со времен Второй мировой войны тактика боевых действий армии США против танков существенно изменилась. Теперь танки противника будут уничтожаться не только и не столько огнем из танковых пушек, сколько разнообразными системами высокоточного оружия. На больших дальностях до 300 км задача уничтожения танковых групп противника может решаться с помощью ракетных систем, например, таких как MLRS с управляемыми ракетами ATACMS, снабженными кассетными боевыми частями с самонаводящимися боевыми элементами типа BAT (Brilliant Anti Tank). Кроме того, в армии США имеется достаточное количество авиабомб, в том числе и управляемых планирующих, с кассетными боевыми частями, содержащими самонаводящиеся или самоприцеливающиеся боевые элементы. Причем уже сейчас дальность сброса авиабомб, в зависимости от высоты и скорости полета самолета, может достигать 100 км, а в будущем ее планируется довести до 200 км.

Запускаемые из этой же пусковой установки MLRS новые управляемые ракеты XM31 с 90 кг боевой частью, наводящиеся с помощью GPS/INS, будут способны уничтожать цели на дальности более 60 км. На меньших дальностях до 40 км, а в перспективе до 60 км, эта задача может решаться создаваемой в рамках программы FCS системой NLOS-LS с помощью противотанковой самонаводящейся ракеты PAM*. Новые гаубицы – американская NLOS-C, шведская Archer и другие, смогут наносить удары по танкам управляемыми по GPS/INS снарядами типа Excalibur с расстояния более 30 км и 50 км соответственно. Причем круговое вероятное отклонение этих снарядов не зависимо от дальности составляет не более 10-ти метров. И уже потом, стремясь исключить любую возможность дуэльного боя, огонь по танкам противника откроют перспективные танки MCS с дальностью стрельбы самонаводящимися снарядами Mid Range Munitions (MRM) до 12 км.

 


О ракете PAM см. статью «NLOS-LS: ракетное оружие будущего» // Оружие, №6, 2010, с. 36-47.


 

Предполагалось, что новый танк по сравнению с «Абрамс» будет иметь на 30% большую точность при стрельбе с места и на 500% большую точность стрельбы в движении. Благодаря новой конструкции машины, новым боеприпасам и датчикам, в отличие от «Абрамс», орудие которого эффективно в радиусе 4 км при стрельбе кумулятивными и 3 км при стрельбе подкалиберными снарядами, танк MCS будет в состоянии действовать по цели в движении на дальности до 8 км, а с места до 12 км.

Особенно интересной и исключительно важной является возможность ведения стрельбы по цели, удаленной на 12 км, так как сегодня ни один танк в мире не способен вести стрельбу по танку противника на таких дальностях, то есть за пределами прямой видимости, когда противник экипажу не видим. Как отмечают американские военные танки MCS, включенные в информационную сеть, будут максимально стремиться избежать прямого столкновения путем использования всевозможной разведывательной информации, поступающей от летящих впереди них БЛА, наземных датчиков, наземных роботизированных разведывательных машин, передовых разведгрупп и других средств разведки. Танки MCS при помощи БЛА будут иметь способность загоризонтного обзора поля боя. Для этих целей впереди танковой группы будут лететь два БЛА класса 1 RQ-16A T-Hawk и БЛА класса 4 MQ-8B Fire Scout.

Любой из этих аппаратов может обеспечивать наблюдение на расстоянии, выходящем за пределы прямой видимости, определять координаты потенциальных угроз и выдавать информацию о цели в сеть FCS, позволяя открывать огонь самонаводящимися снарядами MRM из танков, занимающих наиболее удобную позицию по отношению к цели. БЛА не только смогут обнаруживать загоризонтные цели, но и обеспечат подсветку целей лазерными целеуказателями, которые планируется на них установить. Совместное применение наземных роботизированных машин и БЛА с новыми перспективными самонаводящимися, в том числе и по отраженному лазерному лучу, снарядами MRM, дадут танку MCS беспрецедентные возможности. По словам помощника производственного менеджера Mounted Combat System Клиффа Калхоуна (Cliff Calhoun): «С помощью этих систем мы получим возможность уничтожать цели на дальности более 10 км».

Также как и гаубицы NLOS-C, танки будут стремиться избежать собственного обнаружения за счет изменения сигнатур излучений в радио, оптическом, ИК и акустическом диапазонах. По заявлению официального представителя организации по комплексному тестированию бригадных боевых групп Боевой системы будущего в Абердине Рика Крозби (Rick Crozby):«Это должно изменить характер боевых действий. С этими новыми (FCS) технологиями наши солдаты будут иметь способности поражать противника раньше, как тот узнает, что они находятся поблизости».

 

Защищенность

 

Как отмечалось выше, одним из самых дискутируемых вопросов был вопрос о снижении до 20 т массы MCS, что, по мнению противников его создания, приведет к снижению защищенности танка. Однако в современных условиях обеспечить необходимый уровень защиты можно не только за счет увеличения толщины брони. Более того, многие специалисты такой подход считают тупиковым, т. к. обеспечение равнозащищенности танка как спереди, так сверху и с боков (что требуют современные условия ведения боевых действий) только лишь за счет бронирования, приведет к увеличению массы танка до 180 т, что является неприемлемым.

Чтобы защитить экипаж и машину, разработан целостный подход к обеспечению выживаемости танка MCS. Он построен по принципу «луковых слоев». Пространство вокруг танка разбивается на шесть зон защиты танка и экипажа, условно названных: «избежать столкновения» (Avoid Encounter), «избежать обнаружения» (Avoid Detection), «избежать захвата на сопровождение» (Avoid Acquisition), «избежать попадания» (Avoid Hit), «избежать проникновения» (Avoid Penetration), «избежать поражения» (Avoid «Kill»).

В первой самой дальней зоне «избежать столкновения», т.е. попадания в зону обнаружения противника планируется путем ситуационной осведомленности и тактических приемов. Это будет осуществляться за счет включения танка в общую информационную сеть и получения из сети информации от спутников, БЛА, многочисленных датчиков* обнаружения техники, разбросанных или установленных в зоне возможного появления противника, многофункциональных роботизированных разведывательных и противоминных машин семейства MULE, Crusher** и других источников информации. В частности защиту танка от подрыва на минах предполагается осуществлять за счет выдвижения вперед роботизированной противоминной машины MULE-C, а также за счет БЛА класса 4, оснащенного системой дистанционного обнаружения мин, а в перспективе – и БЛА класса 1.

 


О датчиках обнаружения техники кратко изложено в статье «Перспективы развития вооружений. Боевая система будущего» // Обозрение армии и флота, №3(22), 2009 г.

** О безэкипажной машине Crusher см. статью «Металлический шторм» // Оружие, №12, 2010.


 

Во второй зоне «избежать непосредственного обнаружения» предполагается за счет изменения сигнатур излучения в инфракрасном, акустическом и радио диапазонах волн, а также за счет применения «стелс-технологий».

В третьей зоне «избежать захвата на сопровождение» позволит радиоэлектронное противодействие, постановка аэрозольных завес и ложных целей (выброс инфракрасных ловушек), изменение сигнатур излучения (например, выключить дизель-генератор и двигаться только лишь на одних аккумуляторах).

В четвертой зоне «избежать попадания» планируется за счет наличия датчиков обнаружения лазерного излучения, устанавливаемых на танк, мер радиоэлектронного противодействия и системы активной защиты танка (Active Protection System – APS), например, американской Quick Kill или израильской Trophy.

В пятой зоне «избежать проникновения» предполагается за счет применения легкой навесной композитной брони, которую, по мере ее совершенствования, можно было бы менять каждые 3 года. Лобовая броня будет способна выдерживать попадание 45-мм, а бортовая – 30-мм снарядов. При этом она должна быть значительно прочнее существующих ныне образцов. В отличие от других, американская технология предусматривает использование слоя обедненного урана, который делает броню более прочной.

В перспективе возможна установка на танке электромагнитной брони, которой может быть несколько видов. Например, один из вариантов испытываемый в настоящее время на боевой машине Bradley, состоит из двух разнесенных на довольно большое расстояние пластин-конденсаторов. Одна из пластин соединена с источником высокого напряжения – батареей конденсаторов, а другая заземлена. Когда кумулятивная струя пробивает пластины, она замыкает их, в результате чего по ней протекает импульс тока в миллионы ампер. Это создает магнитомеханические неустойчивости в струе, что приводит к ее разрушению. Таким образом, при попадании струи на основную броню ее действие существенно ослабляется.

Электромагнитная броня может быть также применима и для защиты от сердечников подкалиберных снарядов. Как и в случае с кумулятивной струёй, прохождение через сердечники очень больших электрических токов вызывает нестабильности флуктуирования и расширения, что может привести к разрушению сердечников подкалиберных снарядов.

Эффективность действия электрической брони зависит от способности перевозимых танками конденсаторных батарей выдать большое количество электрической энергии, измеряемое несколькими мегаджоулями. Современные импульсные источники электропитания, способные выдать такое количество энергии, занимают слишком большие объемы и их невозможно разместить во внутреннем объеме танка. Существующие прототипы электромагнитной брони с приемлемыми по размерам источниками электропитания защищают боевые машины лишь от снарядов небольшого калибра. Но появление новых более компактных источников энергии, работы над которыми сейчас ведутся, позволит обеспечить защиту и от снарядов большого калибра.

В шестой самой ближней зоне под названием «избежать поражения» предотвращение уничтожения экипажа достигается за счет размещения экипажа в корпусе машины в глубине танка, а не в баше, благодаря чему при попадании в танк артиллерийского снаряда или ракеты он будет защищен агрегатами, расположенными впереди и вокруг него. Кроме этого, при подрыве танка на мине специально спроектированные сиденья позволят снизить импульс от взрыва, передаваемый на экипаж.

 

Системы активной защиты

 

Как показал опыт проведения боевых операций, носящих в основном локальный характер, наиболее частым и успешно применяемым средством поражения танка и другой бронированной техники в настоящее время является ручной противотанковый гранатомет (РПГ). Особенно удачным было его применение в городских условиях. Поэтому сегодня разработка средств защиты танка от РПГ и других относительно низкоскоростных средств поражения, например таких как ПТУР, является наиболее актуальной задачей.

Сейчас США, Израиль и ряд других государств, включая Россию, разрабатывают целое семейство систем активной защиты (САЗ). Уже на протяжении нескольких лет США разрабатывают систему Quick Kill («Быстрое Убийство»), которая, по мнению военных экспертов, будет самой эффективной, но и самой дорогой САЗ. При этом, не смотря на дороговизну, ее разработка, начатая как часть программы FCS, в настоящее время продолжается в рамках программы модернизации армии.

Система Quick Kill разрабатывается компанией Raytheon по заказу Министерства обороны США. Она предназначена в основном для защиты бронетехники от ПТУР и выстрелов из противотанковых гранатометов. Система Quick Kill построена на основе автоматического обнаружения подлетающего к танку боеприпаса и запуска в его сторону противоракеты, поражающей подлетающий боеприпас на пролете осколочным полем. Основными элементами этой системы являются: радиолокационная станция обнаружения и сопровождения целей миллиметрового диапазона (Multi-Function Radio Frequency System – MFRFS), антенны которой устанавливаются по периметру машины, вычислительный блок и две пусковые установки ракет, размещаемые по бортам. Боекомплект может составлять от 8 до 16 ракет.

Подсистема управления рассчитывает координаты точки встречи боеприпаса с целью, определяет порядок и последовательность пусков ракет-перехватчиков, а также приоритетность обстрела в зависимости от степени опасности целей. При функционировании САЗ ракета-перехватчик выстреливается вертикально вверх и с помощью одного из миниатюрных импульсных двигателей коррекции быстро разворачивается. Далее включается второй, диаметрально расположенный двигатель коррекции, останавливающий разворот ракеты в нужном положении, а затем основной двигатель, устремляющий ракету к цели. САЗ содержит два типа ракет – управляемые и неуправляемые, предназначенные для поражения противотанковых боеприпасов соответственно на больших и малых дальностях.

Управляемая ракета, массой 4,5 кг, длинной 56 см, диаметром 11 см, содержит инерциальный блок наведения, который должен обеспечить поражение цели на дальности 150-800 м от машины и на высоте 25-150 м. Исходные данные стрельбы будут вырабатываться подсистемой управления САЗ и вводиться в бортовую аппаратуру ракеты с помощью индукционного установщика взрывателя. При этом точка прицеливания рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить поражение цели сверху формируемым осколочным полем.

Для поражения противотанковых средств на дальности 150 м и менее предусматривается применять неуправляемый вариант ракеты длиной 48 см. После выхода из пусковой установки на минимально достаточную высоту маневр в сторону цели также будет осуществляться импульсными двигателями коррекции, а подрыв БЧ – дистанционным взрывателем. Вся система будет весить менее 136 кг.

По заявлению разработчиков, САЗ обеспечит в автоматическом режиме одновременное сопровождение и обстрел нескольких целей, атакующих боевую машину с разных направлений. Предусмотрен режим селекции противотанковых боеприпасов, траектории полета которых безопасны для боевой машины. Во время испытаний комплекс Quick Kill осуществил перехват целей, как в неподвижном состоянии, так и на ходу. Однако, несмотря на серию успешных испытаний система Quick Kill еще далека до совершенства. Предположительно она будет готова не раннее 2011г. Поэтому военные США рассматривают вопрос о возможном приобретении других САЗ, разрабатываемых, в том числе и за рубежом.

Кроме Америки, разработкой систем активной защиты занимаются многие страны, в том числе Россия и Израиль. Американский Институт исследований в области обороны проанализировал 15 САЗ, включая израильскую систему Trophy и американскую Quick Kill, и заключил, что лучшая система – это Trophy (также известная как Aspro-A).

Комплекс активной защиты Trophy является продуктом совместной работы израильских компаний Rafael Armament Development Authority и Israel Aircraft Industries/Elta. Данная система предназначена для обнаружения, классификации, сопровождения и уничтожения снарядов, ракет на безопасной для танка дистанции.

САЗ Trophy в полной комплектации весит* около 454 кг и содержит также как Quick Kill три основных элемента: радиолокационную станцию, подсистему управления и средства поражения. Радиолокационная станция обнаружения и сопровождения целей фирмы Elta, работающая в миллиметровом диапазоне длин волн имеет 4 антенны (фазированные антенные решетки), располагаемые на передней и кормовой частях и бортах машины. Это позволяет производить обнаружение и обеспечивать защиту в области 360°. РЛС начинает сопровождать танкоопасный боеприпас только в случае его точной направленности на бронемашину, в противном случае система не активируется. Подсистема управления определяет последовательность пусков боеприпасов противодействия с учетом приоритетности наиболее опасных целей. Комплекс снабжен двумя блоками средств поражения фирмы Rafael, расположенных на бортах бронетехники. Данные элементы перед выстрелом находятся под защитным колпаком, а после выстрела способны автоматически перезаряжаться. При обнаружении приближающейся угрозы и ее идентификации узел противодействия переводится в боевое положение и занимает направление для наиболее выгодного перехвата подлетающего боеприпаса. Затем производится автоматический пуск ракеты для уничтожения угрозы на относительно большом расстоянии от места пуска.

 


В варианте, устанавливаемом на танк, масса САЗ Trophy может быть существенно увеличена за счет дополнительного бронирования антенн и средств поражения.


 

Поскольку данная система разрабатывалась с учётом ведения боевых действий в городских условиях в тесном контакте с пехотой, поэтому большое внимание уделялось «аккуратности» уничтожения цели с минимальной возможностью поражения пехоты и ложного срабатывания. Поэтому САЗ Trophy может разрушать снаряды и ракеты на дистанциях от 10 до 30 метров от объекта предположительно направленным подрывом. Сейчас система адаптирована под кумулятивные выстрелы. В перспективе разработчики надеются сделать комплекс более эффективным против боеприпасов кинетического воздействия.

Начальник управления сухопутных войск израильских сил обороны генерал-майор Рон-Таль заявил журналистам, что безотлагательным планом по системе Trophy является оснащение ею танка Меркава Мк4.

Система была испытана в навесной компоновке на одной из трех машин Stryker , приобретенных Израилем для оценки ее боевых возможностей. В марте 2006 года в Центре исследования приемов ведения войны на море в Далгрине сотрудники Пентагона протестировали Trophy на машине Stryker, как в движении, так и стоящую на месте. Официальный представитель, имеющий отношение к этим испытаниям сообщил, что Trophy «сработала в каждом случае. Единственное отклонение от нормы было в том, что снаряд Trophy поразил «хвост» гранаты, выпущенной из РПГ, вместо «головы». Но согласно нашим критериям тестирования, система поразила 30 из 30».

После успешных испытаний Фирма Rafael объединила свои усилия с фирмой General Dynamics Land Systems (GDLS) для продажи системы Trophy в США. По соглашению о сотрудничестве производство для программы США будет распределено между фирмами Rafael и GDLS, хотя фирма GDLS будет главной в тендере. Однако США не торопятся заключить контракт на поставку Trophy в армию, так как тогда не будет необходимости в разработке фирмой Raytheon системы Quick Kill.

 

Вооружение

 

На открытой местности, оказавшись в зоне досягаемости орудий противника, отсутствие тяжелого бронирования сделает танк уязвимым под огнем любой современной танковой пушки. Но теперь, используя опыт, полученный в Ираке и других горячих точках, американские танкисты даже на тяжелых танках «Абрамс» стараются не вступать в дуэльные бои с танками противника, а уничтожать их на больших расстояниях. В случае неожиданного обнаружения противника в непосредственной близости от себя, экипажи отводят танки назад и уничтожают танки противника огнем своих пушек с расстояний, на которых действие пушек противника неэффективно, как это было в одном из боевых столкновений в Ираке. Для этого танк MCS должен быть вооружен высокоэффективной пушкой, не хуже пушки М256 стоящей на танке «Абрамс», и способной пробивать броню современных и перспективных танков обычными подкалиберными и кумулятивными снарядами на больших дальностях. В связи с этим возникает другая проблема: как установить на легкий танк MCS высокоэффективную пушку, обеспечив при этом устойчивость машины и допустимые нагрузки от выстрела на экипаж и машину. Эта проблема была решена благодаря разработке новой пушки со стволом, выполненным из композиционных материалов и имеющим, в отличие от современных танковых пушек, дульный тормоз.

Основное вооружение – новая 120-мм танковая пушка*. Пушка имеет модульный механизм заряжания, новый клиновой затвор, встроенные датчики, которые позволят экипажу контролировать состояние орудия и противооткатных устройств без контакта с ним, а также ряд других нововведений. Для снижения массы пушки кроме высокопрочной стали были использованы композитные материалы и титан. Благодаря модульной конструкции экипаж может легко заменить поврежденные части орудия, что облегчает техническое обслуживание и ремонт в полевых условиях. Модульная конструкция также позволит, путем простой замены некоторых частей, перейти в будущем на больший калибр. Конструкция пушки будет также включать оригинальный термоизоляционный кожух, выполненный из композитных материалов с использованием стелс-технологий.

 


Более подробно о новой 120-мм танковой пушке для танка MCS см. статью «120-мм пушка для танка будущего MCS» на сайте «Отвага»


 

Особенностью танковой пушки является облегченный ствол, выполненный с применением композитных материалов. Использование композитных материалов не только непосредственно снижает массу ствола, но также позволяет использовать меньшие по мощности и массе привода, улучшить балансировку ствола и установить дульный тормоз, чего нет ни на одной современной танковой пушке, снабженной стабилизатором танкового вооружения. Применение дульного тормоза позволило снизить нагрузку на носитель при выстреле и обеспечить, таким образом, устойчивость и дальнейшее снижение массы всей системы. Вдобавок, использование композитов высокой жесткости способствует точности наведения и ослаблению динамических напряжений, связанных с высокой скоростью снаряда.

Новые самонаводящиеся снаряды MRM. Другими требованиями, предъявлявшимися к танку, были: сокращение экипажа с четырех человек до трех за счет установки автомата заряжания, а также способность поражать цели за пределами прямой видимости на дальности до 12 км. Для этого параллельно с разработкой танка MCS шла работа по созданию перспективных самонаводящихся танковых снарядов: кинетического MRM-KE, содержащего внутри длинный стержень, и кумулятивного MRM-CE. Дальность поражения целей обоими снарядами составляет 12 км. Снаряд MRM-KE имеет комбинированную систему наведения, включающую миллиметровый радар и полуактивную лазерную головку самонаведения (ГСН), и за счет ракетного двигателя должен разгоняться до скоростей подкалиберных противотанковых снарядов. Снаряд MRM-KE был испытан при стрельбе из новой танковой пушки ХМ360 и показал заявленную дальность 12 км, фактически достигнув дальности 12,8 км при угле возвышения пушки 30°. После прохождения через дульный тормоз оперение снаряда раскрылось нормально.

Снаряд MRM-CE снабжен двухрежимной комбинированной ГСН, состоящей из инфракрасной неохлаждаемой 7,62 см ИК-камеры и цифровой полуактивной лазерной ГСН. Обнаружение загоризонтных целей и их целеуказание с помощью лазера предполагается осуществлять с беспилотных летательных аппаратов класса 1 T-Hawk и класса 4 Fire Scout, также разрабатываемых по программе FCS.

Автомат заряжания. В отличие от 120-мм пушки М256 танков «Абрамс» M1A1/M1A2, имеющей ручное заряжание, пушка XM360 будет снабжена автоматом заряжания, который позволит уменьшить число членов экипажа и разместить экипаж не в башне, а внутри корпуса танка, что повысит защищенность экипажа.

Автомат заряжания вмещает 27 выстрелов и будет совместим с новой машиной снабжения боеприпасами, что позволит в полевых условиях автоматически пополнять боезапас. При замене ствола на калибр 140 мм, автомат заряжания будет способен работать и с 140-мм боеприпасами.

Дополнительное вооружение танка MCS состоит из автоматического гранатомета калибра 40 мм и дистанционно управляемого пулемета калибра 12,7 мм. Возможность удаленного управления пулеметом изнутри транспортного средства и наличие 40-мм гранатомета является значительным преимуществом по сравнению с большинством современных западных танков. Это преимущество особенно проявляется, когда противник ведет огонь по танку сверху. Стрелок, который ведет огонь из пулемета, высунувшись наполовину из люка танка, становится отличной мишенью для вражеских снайперов, особенно в городах. Анализ конфликта Израиля с организацией Хезболла показал, что большинство членов экипажей танка Меркава погибли только потому, что они не были закрыты броней, а высовывались из башни. Спаренный 7,62 мм пулемет M240, используемый на танке «Абрамс», будет заменен автоматическим 40-мм гранатометом МК-19 с темпом стрельбы 325-375 выстр/мин. Автоматический гранатомет значительно более эффективен для поражения легкой бронетехники и пехоты, находящейся в укрытии.

Испытания. К декабрю 2007 г. были закончены поставки основных комплектующих орудийной башни, включая корпус башни, ствольную группу, автомат заряжания и др. В январе-июне 2008г. комплектующие были собраны и установлены в башне. 18 июня 2008 г. в Лаборатории разработки подсистем вооружения (г. Шелби, штат Мичиган) начальнику штаба сухопутных войск генералу George W. Casey были продемонстрированы функциональные возможности орудийной башни.

В июле-ноябре 2008г. орудийная башня, включая систему стабилизации пушки/башни, автомат заряжания и часть системы управления огнем, прошла всесторонние испытания в Лаборатории моделирования движения наземных транспортных средств центра TARDEC (Tank Automotive Research, Development and Engineering Center) армии США. Испытания проходили на стенде, имитирующем процесс движения шасси в условиях, максимально приближенных к реальным. Стенд TARDEC обладает 6-ю степенями свободы с высокими динамическими возможностями не доступными в коммерческом секторе. Целью испытаний была отработка технологий, используемых в орудийной башне и проверка работоспособности перечисленных агрегатов в условиях высоких динамических нагрузок.

В дальнейшем орудие ХМ360, установленное в башне было испытано стрельбой на полигоне совместно с автоматом заряжания и приводами башни.

Для сравнения в качестве отечественного аналога разрабатываемому американскому легкому танку MCS можно было бы противопоставить легкую, массой менее 20 тонн, САУ 2С25 «Спрут-СД», вооруженную 125-мм танковой пушкой. Благодаря мощной танковой пушке иногда эту машину называют легким танком.

 

Заключение

 

Как видно из изложенного материала, танк будущего по концепции американских военных это уже не танк – тяжелая бронированная машина, как мы представляем его себе в классическом виде. Эта машина уже больше похожа на САУ. В связи с чем возникает вопрос: «а нужны ли для FCS две САУ?», причем у одной – гаубицы NLOS-C – калибр 155 мм, а у другой – танка MCS – 120 мм (в перспективе может быть 140 мм). Конечно, у САУ NLOS-C нет пока еще самонаводящихся противотанковых снарядов*, но при отработанных технологиях снарядов MRM, сделать их в калибре 155 мм не будет представлять большой сложности, а могущество будет значительно выше. Тем более, что уже сейчас рассматривается вопрос о размещении в будущей модели 155-мм снаряда Excalibur Block III полуактивной лазерной головки самонаведения для наведения по отраженному лучу лазерного целеуказателя. Видимо поэтому создание гаубицы NLOS-C по программе FCS шло опережающими по сравнению с танком MCS темпами.

 


Снаряд М982 Excalibur в модификации Block II предполагает размещение в нем двух самоприцеливающихся суббоеприпасов типа SADARM, SMArt 155 или BONUS-155, предназначенных для поражения танков с помощью «ударного ядра».


 

Вообще концепция танка будущего сейчас интенсивно дискутируется и претерпевает серьезные изменения, поскольку развитие танка по существу зашло в тупик. Более того, сама необходимость применения классического танка на поле боя сейчас подвергается большому сомнению. Одни аналитики все же считают, что за счет улучшения бронирования и применения САЗ танк в классическом виде просуществует еще не одно десятилетие и деньги надо вкладывать не в создание нового танка, а в модернизацию старых. Другие зарубежные и отечественные аналитики считают, что с появлением мощных средств противодействия в будущем танк не сможет выполнять своих задач и будет вообще не нужен. Высказывается мнение, что с распространением самонаводящихся и самоприцеливающихся боеприпасов, поражающих танк, в основном сверху, включая и управляемые артиллерийские снаряды, появление классического танка на поле боя будет бессмысленным, так как при наличии эффективных средств разведки он будет уничтожен огнем самонаводящихся боеприпасов, еще не успев вступить в бой. Например, Кен Тимберс (Ken Timbers) генерал артиллерии сухопутных войск Великобритании считает: «Новые боеприпасы, появляющиеся сейчас, очень мощны, особенно противотанковые. Я думаю одна из перспектив артиллерии, это когда она сможет уничтожать танки, прежде чем они доберутся до поля боя, что положит конец использованию танков, принятому в прошлом».

Как-то на вопрос, заданный одному из компетентных специалистов в области боевого применения танков – полковнику бывшей Военной академии бронетанковых войск имени Р. Я. Малиновского (ныне Общевойсковая академия Вооружённых Сил РФ): «Каким же должен быть танк будущего?», он в полушутливой форме ответил: «Танк должен летать, хоть низёхонько, но летать».

Конечно, это случится еще не скоро, и, наверное, не в ближайшем десятилетии. Но за рубежом уже сейчас вкладываются большие средства в разработку военных машин вертикального взлета и посадки.

 

См. также: 120-ММ ПУШКА ДЛЯ ТАНКА БУДУЩЕГО MCS


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru