120-ММ ПУШКА ДЛЯ ТАНКА БУДУЩЕГО MCS

Владимир Зубов, к.т.н.
Материал предоставлен автором
2012 г.

 

Введение

 

На протяжении последних 10 лет американские военные специалисты вели разработку нового легкого танка MCS (Mounted Combat System – «Боевая система, установленная на платформу»). Танк MCS создавался в рамках программы «Боевая система будущего» (Future Combat System – FCS). Эта программа до июля 2009 г. являлась основной программой развития сухопутных войск США. Программа разработана в рамках концепции «Армия нового типа», которая предполагала всестороннее реформирование сухопутных войск США. Концепция изложена в документе «Армейская перспектива-2010» (Army Vision 2010), изданном в 1996 году, и направлена на повышение боевой эффективности, как отдельных формирований, так и сухопутных войск в целом. На протяжении более 10 лет FCS была самой крупной, самой сложной и дорогостоящей новой программой развития вооруженных сил в истории американской армии, на которую было израсходовано по некоторым оценкам уже около 300 млрд. USD.

Все наземные боевые машины, разрабатываемые по программе FCS, должны были быть способными транспортироваться самолетом С-130 «Геркулес», максимальной грузоподъемностью 20 тонн. Особенностью данного самолета является возможность взлета и посадки практически на любые аэродромы вплоть до грунтовых, что особенно важно ввиду отсутствия в континентальной России и других странах достаточного количества аэродромов, оборудованных протяженными взлетно-посадочными полосами для приема тяжелых транспортных самолетов. Отсюда основным требованием при создании легкого танка было обеспечение массы танка не более 20 тонн.

Такое жесткое ограничение по массе потребовало от разработчиков принятия ряда новых технических решений, не используемых ранее при создании танковых пушек. Основная проблема, связанная с установкой мощной танковой пушки на легкий носитель, заключается в обеспечении устойчивости носителя. Уменьшение усилий, передаваемых на носитель, может достигаться за счет снижения силы сопротивления откату путем увеличения длины отката ствола и за счет применения дульного тормоза.

Однако, постановка дульного тормоза на танковую пушку, снабженную стабилизатором танкового вооружения, приведет к нарушению естественного уравновешивания качающейся части орудия и потребует для его сохранения либо существенного увеличения массы казенника – в 4-5 раз больше массы дульного тормоза, либо применения уравновешивающего механизма, что ухудшит работу стабилизатора танкового вооружения. Поэтому практически на всех современных танках, снабженных стабилизатором танкового вооружения, дульный тормоз отсутствует. Задачу постановки дульного тормоза на танковое орудие можно также решить за счет снижения массы ствола выше оси цапф, а также массы дульного тормоза таким образом, чтобы при его постановке естественное уравновешивание не нарушалось. Эта задача была решена разработчиками пушки для танка MCS за счет применения композитных материалов, более высокопрочных сталей и оптимизации и облегчения конструкции дульного тормоза.

Другими требованиями, предъявлявшимися к танку, были: сокращение экипажа с четырех человек до трех за счет установки автомата заряжания, а также способность поражать цели за пределами прямой видимости на дальности до 12 км. Для этого параллельно с разработкой танка MCS шла работа по созданию перспективных самонаводящихся танковых снарядов: кинетического MRM-KE, содержащего внутри длинный стержень, и кумулятивного MRM-CE с тандемной боевой частью. Дальность поражения целей обоими снарядами составляет 12 км. Снаряд MRM-KE имеет комбинированную систему наведения, включающую миллиметровый радар и полуактивную лазерную головку самонаведения (ГСН), и за счет ракетного двигателя должен разгоняться до скоростей подкалиберных противотанковых снарядов. Снаряд MRM-CE снабжен двухрежимной комбинированной ГСН, состоящей из инфракрасной неохлаждаемой 7,62 см ИК-камеры и цифровой полуактивной лазерной ГСН. Обнаружение загоризонтных целей и их целеуказание с помощью лазера предполагается осуществлять с беспилотных летательных аппаратов класса 1 «T-Hawk» и класса 4 «Fire Scout», также разрабатываемых по программе FCS.

 

120-мм танковая пушка XM360

 

После изучения нескольких вариантов существующих и разрабатываемых 105-мм, 120-мм и 140-мм пушек в качестве основного вооружения для нового танка MCS, разработчиками было принято решение отказаться от всех этих вариантов и перейти к разработке принципиально нового орудия калибром 120 мм. Причиной этого решения было то, что существующая 120-мм пушка слишком тяжела и обладает большим импульсом отдачи для установки на машину массой около 20 тонн, а 105-мм пушка не может пробить броню некоторых существующих и перспективных танков.

Разработка нового орудия началась в октябре 2002 года в рамках совместного проекта Центра исследований и разработки вооружений Армии США (Armament Research, Development and Engineering Center – ARDEC) и корпорации General Dynamics. После широкомасштабного всестороннего исследования пушечных технологий центром ARDEC был выбран наиболее продуманный и эффективный проект разработки основной артиллерийской системы ХМ360.

При разработке нового орудия использовались знания, приобретенные в рамках программы создания 105-мм пушки M35 и пушки XM291 со сменным 120/140-мм стволом, ни одна из которых не была запущена в серийное производство. В ноябре 2003 г. проведено испытание первого «Демонстратора передовых технологий» (Advanced technology demonstrator – ATD), который включал новую систему управления огнем пушки и систему заряжания. В ноябре 2004 г. прошли испытания легкой 120-мм гладкоствольной пушки, которая получила обозначение XM360.

Пушка имеет модульный механизм заряжания, новый клиновой затвор, встроенные датчики, которые позволят экипажу контролировать состояние орудия и противооткатных устройств без контакта с ним, а также ряд других нововведений. Для снижения массы пушки кроме высокопрочной стали были использованы композитные материалы и титан. Благодаря модульной конструкции экипаж может легко заменить поврежденные части орудия, что облегчает техническое обслуживание и ремонт в полевых условиях. Модульная конструкция также позволит, путем простой замены некоторых частей, перейти в будущем на больший калибр.

Конструктивно пушка состоит из ствола с дульным тормозом, казенника и люльки с противооткатными устройствами. Ствол помещен в защитный кожух трапецеидального сечения. Казенник содержит клиновой затвор с клином, опускающимся в вертикальной плоскости. Особенностью клинового затвора является то, что клин имеет три выступа, а казенник, соответственно, три паза, по которым скользит клин во время открывания.

В отличие от обычных казенников, в которых весь клин скользит по одному пазу, наличие трех пазов и выступов позволяет более равномерно распределить нагрузки от выстрела по казеннику и, следовательно, сделать его легче.

Открывание клина производится с помощью механизма с электрическим приводом постоянного тока напряжением 600 В, располагаемым под казенником.

Так как пушка кроме обычных снарядов предназначена для стрельбы и управляемыми самонаводящимися снарядами, клин снабжен контактной группой, позволяющей перед выстрелом передавать на борт снарядов MRM необходимые команды для работы электронной аппаратуры.

Люлька представляет собой компактную облегченную конструкцию. В центральной части люльки в горизонтальной плоскости выполнены два паза, по которым скользят рельсовые направляющие, связанные хомутом со стволом. Хомут и рельсы, для облегчения конструкции, выполнены из титана. Одним концом рельсы вместе с хомутом с помощью обоймы крепятся на стволе, другим концом – к казеннику. Такая конструкция позволяет без особых изменений перейти на ствол более крупного (например, 140-мм) калибра. В процессе отката-наката ствол с казенником и рельсами скользят в пазах люльки.

Особенностями артиллерийской системы ХМ360 являются малогабаритные противооткатные устройства со встроенным измерительным оборудованием (датчики давления и др.) для наблюдения за параметрами пушки в работающей автоматической орудийной башне танка MCS.

Снаружи люльки диаметрально противоположно крепятся противооткатные устройства – два тормоза отката и два спаренных газовых накатника с дополнительными цилиндрами. Такое симметричное расположение противооткатных устройств позволяет скомпенсировать моменты от сил, возникающих в противооткатных устройствах. В перспективе, для дальнейшего облегчения конструкции, тормоза отката планируется изготавливать из титана.

Сила, передаваемая на носитель, замеренная в цапфах, составляет ~27 т, длина отката ~60 см. Для сравнения длина отката отечественной 125 мм танковой пушки 2А46М ~32 см. У отечественной 125-мм противотанковой пушки 2А75, установленной на «легком танке» 2С25 «Спрут-СД» массой 18 т, длина отката составляет ~70 см и, тем не менее, при стрельбе наблюдается существенный юз машины.

Конструкция пушки будет также включать оригинальный термоизоляционный кожух, выполненный из композитных материалов с использованием стелс-технологий. В частности стелс-технологии внешне проявляются в необычной форме кожуха, имеющего трапециевидное сечение. Такая форма – отсутствие прямых углов, позволяет снизить радиолокационную заметность. Кроме того, наличие кожуха, помимо традиционного назначения – защиты от внешних воздействий, позволит после разогрева ствола при стрельбе не увеличивать видимость танка в тепловом диапазоне.

 

Предварительно напряженный ствол
с термопластичной намоткой

 

Основной особенностью танковой пушки является облегченный ствол, выполненный с применением композитных материалов. Использование композитных материалов не только непосредственно снижает массу ствола, но также позволяет использовать меньшие по мощности и массе привода, улучшить балансировку ствола и применить дульный тормоз (чего нет ни на одной современной танковой пушке, снабженной стабилизатором танкового вооружения), и обеспечить, таким образом, дальнейшее снижение массы всей системы. Вдобавок, использование композитов высокой жесткости способствует точности наведения и ослаблению динамических напряжений, связанных с высокой скоростью снаряда.

В стволах современных танковых пушек используют автофреттирование для создания остаточных напряжений в стенке ствола, способствующих его разгрузке при выстреле. Поскольку часть стали с наружной поверхности ствола пушки ХМ360, была заменена композитным материалом, было крайне важно, чтобы композит обеспечил такое же распределение остаточных напряжений, что и в стальном оригинале. Чтобы достичь этого, разработчиками с помощью численных методов была решена задача моделирования распределений остаточных напряжений в стенке ствола, включая автофреттирование и композитную намотку. Были просчитаны нагрузки при статическом режиме и проведен динамический анализ напряжений в стенках ствола. Динамический анализ проводился с учетом изменения давления при движении снаряда по каналу ствола. В результате математического моделирования были подобраны количество слоев и комбинированный способ укладки композитной ленты: как вдоль оси трубы, так и поперек, в двух секциях.

Традиционно существуют две проблемы, связанные с изготовлением композитных оболочек. Первая проблема заключается в несоответствии коэффициента теплового расширения композитной оболочки и стальной основы (подложки), что приводит к образованию зазора, снижающего несущую возможность композита. Второй проблемой является трудность создания необходимых предварительных напряжений в композитной оболочке, аналогичных напряжениям, возникающим при скреплении ствола металлическим кожухом. До определенного момента решение этих вопросов требовало значительного усложнения производственного процесса, что неприемлемо при массовом производстве.

В США первые попытки применения композитных материалов для производства стволов артиллерийских орудий были предприняты лабораторией Benét в конце 1980-х и начале 1990-х гг. Эти усилия привели к изготовлению и испытанию нескольких 105-мм и 120-мм стволов. В ходе работ разработчики пытались предотвратить образование зазора порядка 0,1 мм между композиционной намоткой и стальной оболочкой в процессе отверждения композита.

Позднее проблема была успешно решена путем внедрения нового техпроцесса намотки с натягом ленты из карбонового волокна IM7, находящейся в термопластической смоле (полимерной полиэфирэфиркетоновой матрице) и быстрого отверждения смолы в ходе намотки. Быстрое отверждение смолы достигалось за счет предварительного охлаждения ствола до минусовой температуры, которая поддерживалась в течение всего техпроцесса.

Охлаждение ствола во время намотки позволило: ускорить отверждение полимера для сохранения необходимых напряжений, не допустить температурного расширения ствола и образования впоследствии зазора между стальной частью и композитом, ускорить и упростить процесс намотки композитной ленты.

 


 

Процесс укладки ленты, как поперек оси ствола, так и вдоль примерно одинаков и осуществляется с помощью роботизированных станков. Газовая горелка выпаривает влагу, образующуюся на стволе в виде инея, разогревает и плавит полимер, содержащийся в ленте, которая сразу же прижимается роликом к предыдущему слою. Укладка ленты проходит с натяжением, в результате чего при охлаждении сохраняются остаточные напряжения. Усилия натяжения ленты подбираются таким образом, чтобы распределение напряжений в металлическом основании соответствовало распределению напряжений как в оригинальном полностью металлическом стволе.

Если углеродное волокно находится в прямом контакте со сталью, то возникает электрохимическая коррозия. Во избежание гальванической коррозии было нанесено два слоя стекловолокна в полимерной полиэфирэфиркетоновой матрице между стальной частью ствола и композитным покрытием. Чтобы защитить внутренние слои углеродного волокна от физических и химических повреждений, на внешней стороне композитного покрытия были добавлены еще 2 слоя намотки такого же волокна под углом 45 град.

В результате уменьшения стальной части ствола под композитное покрытие на 113 кг и нанесения 20 кг карбонно-волоконного композита, удалось уменьшить общую массу ствола на 93 кг. Кроме этого за счет применения новой высокопрочной стали с повышенным на 20% пределом текучести, двойного автофреттирования и ряда других мероприятий удалось довести массу ствола до 720 кг, снизив ее на 345 кг по сравнению со стволом пушки М256 танка Абрамс, несмотря на постановку дополнительного устройства – дульного тормоза. И это только ствол. Казенник и противооткатные устройства тоже были максимально облегчены за счет применения более высокопрочных сталей, титана и рациональной конструкции. Постановка ствольного дульного тормоза (выполненного за одно целое со стволом) за счет снижения нагрузок на противооткатные устройства, позволила уменьшить массу пушки еще на 91 кг. Применение нового композитного кожуха массой 35 кг для пушки ХМ360 позволило сэкономить еще 47 кг, по сравнению с кожухом танка Абрамс.

Таким образом, в результате указанных выше и ряда других мероприятий, в целом удалось снизить массу всей пушки ХМ360 на 1158 кг по сравнению с пушкой М256 танка Абрамс, имеющей массу 3023 кг, и довести ее до 1865 кг. То есть пушка ХМ360 стала легче пушки М256 более чем на 35 %, сохраняя при этом «все возможности орудия танка Абрамс».

 

Дульный тормоз

 

Как уже отмечалось выше любая масса, помещаемая в дульной части ствола для сохранения естественного уравновешивания потребует дополнительного увеличения массы казенной части. Причем из-за неравенства плеч эта масса может в несколько раз превышать ту, что установлена в дульной части. Несмотря на существенное сокращение массы ствола выше оси цапф за счет применении композита и более прочных сталей (более 93 кг), масса дульного тормоза из-за большего плеча должна быть значительно меньше этой цифры. То есть на дульный тормоз также накладываются существенные весовые ограничения, соответствовать которым может далеко не всякая конструкция. Кроме того, дульный тормоз, в целях предотвращения преждевременного разлета секторов поддона у подкалиберных снарядов и раскрытия оперения у оперенных, не должен иметь внутренних полостей и камер в полости тормоза. В этом случае одним из наиболее приемлемых вариантов может оказаться конструкция ствольного дульного тормоза, выполненного за одно целое со стволом. Такая конструкция дульного тормоза достаточно давно известна и использована на российской 100-мм буксируемой противотанковой пушке Т-12.

В процессе создания пушки ХМ360 рассматривалось несколько вариантов дульного тормоза, как с кожухом, так и без него. Первоначальный вариант содержал 10 рядов боковых отверстий, по 12 отверстий в каждом ряду, равномерно распределенных по окружности. Для снижения уровня воздействия ударной волны от выстрела на носитель, предполагалось дульный тормоз дополнительно снабдить кожухом. Один из вариантов кожуха был выполнен в виде цилиндра, надетого на основной дульный тормоз с зазором, и имел десять рядов боковых окон щелевой формы. В результате этого пороховые газы, истекающие из дульного тормоза, расширялись внутри кожуха и истекали вбок, обеспечивая уменьшение давления на носитель. Такая конструкция надульного устройства, получившая название «релаксатор», впервые была предложена российскими разработчиками еще более 20 лет назад и защищена авторским свидетельством. Другими вариантами, подвергавшимися испытаниям, были дульные тормоза с кожухом прямоугольной формы с одной или двумя вертикальными внутренними перегородками.

Однако наличие кожуха, несмотря на существенное снижение действия ударной волны на носитель, приводит к нарушению баланса орудия, что, видимо, не удалось устранить разработчикам. Поэтому в следующих вариантах пушки кожух отсутствует. В 2006 году был испытан ствол со ствольным дульным тормозом без кожуха, содержащим 14 рядов боковых отверстий. В последнем варианте пушки ХМ360 количество рядов отверстий в ствольном дульном тормозе сокращено до 12. По результатам испытаний, эффективность дульного тормоза (снижение импульса, передаваемого на цапфы носителя) составила более 25%. Это позволило, в совокупности с другими мероприятиями, существенно снизить импульс отдачи у танковой пушки ХМ360.

 

Испытания

 

Пушка ХМ360 в климатической камере

 

В ходе создания и отработки конструкции пушка подвергалась всесторонним испытаниям. В июне 2008 г. на Абердинском полигоне были закончены контрольно-проверочные испытания стрельбой на надежность и безопасность танкового орудия. В следующем месяце началась серия испытаний объемом в 500 выстрелов на живучесть пушки. В ходе испытаний на живучесть, ствол выдержал более 866 выстрелов. Всего с 2004 по 2009 г. по программе разработки пушки XM360 из разных стволов было произведено 1952 выстрела.

Были проведены испытания на функционирование пушки в экстремальных климатических условиях. Испытания проводились в климатической камере при низких минусовых, высоких плюсовых температурах и в условиях резких перепадов температур. Испытания подтвердили работоспособность орудия в экстремальных условиях.

Проводились испытания по выявлению влияния композита на частотные характеристики пушки. При замене части металла композитом необходимо было обеспечить, чтобы собственная частота ствола была не ниже, чем у стальных аналогов. В противном случае, снижение собственной частоты ствола может привести к совпадению ее с частотой нагрузок, возникающих в процессе движения машины. При совпадении частот, возбуждение колебаний ствола крайне негативно отразится на стабилизации орудия, что приведет к снижению точности стрельбы.

Исследования на стенде для регистрации частотных характеристик ствола показали, что частотные характеристики ствола с композитной намоткой, как до стрельбы, так и после серии стрельб, выше, либо такие же, как и у цельнометаллического ствола, по всем трем основным модам, то есть указанные требования были выполнены (см. таблицу).

Также ствол был испытан на локальное повреждение намотки от попадания пули или осколка. После попадания пули калибром 7,62 мм в намотку, ствол выдержал 200 циклических нагружений гидравлическим давлением, соответствующему давлению процесса выстрела. Никаких усталостных повреждений обнаружено не было.

 

Частотные характеристики ствола пушки М360
до и после намотки композитного материала

Ствол

Мода, Гц

Первая

Вторая

Третья

До намотки

26.50

81.00

174.00

После намотки

28.75

85.25

178.75

 

 

 

Отечественная 125-мм танковая пушка 2А75

 

 Самоходная противотанковая пушка 2C25 Спрут-СД

 

В предыдущей публикации рассматривался в качестве аналога американскому легкому танку MCS отечественный «легкий танк» – самоходная противотанковая пушка (СПТП) 2C25 «Спрут-СД» массой 18 т. «Спрут-СД» может транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины из военно-транспортного самолета Ил-76 и без подготовки преодолевать водные преграды.

 Спрут-СД был принят на вооружение в 2006 г. Сейчас на вооружении в российской армии находятся 24 машины. В соответствии с государственной программой закупок до 2015 года планируется приобрести для вооруженных сил 57 СПТП 2С25 Спрут-СД.

Основным вооружением машины является 125-мм гладкоствольная противотанковая пушка 2А75, разработанная артиллерийским заводом №9 (ныне ОАО «Завод №9», г. Екатеринбург). Пушка 2А75 была принята на вооружение в 2005 году.

Пушка 2А75 создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, созданной в свою очередь на базе 125 мм пушки 2А26 (Д-81Т), разработанной еще в 1962 году. В ноябре 1974 года на танке Т-64А устанавливается модернизированная танковая пушка 2А46-1 (Д-81ТМ) и стабилизатор вооружения 2Э28М2. Несколько позже вариант пушки 2А46-2 устанавливается на танк Т-64Б.

Со времени выпуска в 1974 году первых вариантов пушки 2А46-1 и 2А46-2, пушка 2А46 неоднократно модернизировалась. Первые модернизированные варианты 2А46М для танков Т-72, Т-90 и 2А46М-1 для танка Т-80У были созданы в 1980 году. До недавнего времени отечественная 125-мм танковая пушка 2А46М, несмотря на ее некоторые недостатки, считалась одной из лучших (если не лучшей) танковых пушек в мире. Основными ее преимуществами перед зарубежными аналогами являются больший калибр, длинный ствол, позволяющий получать большие начальные скорости снаряда, наличие диаметрально разнесенных тормозов отката и другие. Сейчас на вооружение поступают 4-й и 5-й варианты модернизации пушки – 2А46М-4 и 2А46М-5, принятые на вооружение в 2005 году и устанавливаемые соответственно на танки Т-80 и Т-90. Стволы пушек 2А46М-5 (2А46М-4) взаимозаменяемы со стволами пушек 2А46М (2А46М-1).

Модернизированные пушки 2А46М-5 и 2А46М-4 имеют следующие конструктивные отличия от серийных 2А46М и 2А46М-1. Ужесточены допуски на геометрию ствола. Ствол имеет дифференцированный допуск по разностенности (в дульной части разностенность не более 0,6 мм). Повышены жесткость консольной части ствола и динамическая уравновешенность орудия. Улучшена фиксация ствола на направляющих люльки и цапф орудия в башне танка. Применены направляющие ствола в люльке призменного типа. Задняя направляющая с короба люльки перенесена на более жесткую обойменную часть и выполнена в виде бронзовой наплавки. Введены дополнительные люфтовыбирающие устройства в горловине люльки (2 шт.), а в них вместо упоров применены ролики, что исключает влияние износа упоров на поджатие ствола к направляющим люльки и снижено усилие трения в этом соединении путем замены трения скольжения на трение качения. Уменьшено влияние люфта в цапфах на точность стрельбы за счет применения безлюфтовых цапфенных узлов с упругими роликами и обратным клином.

 Для повышения точности стрельбы артиллерийского вооружения за счет автоматического учета изгиба ствола при стрельбе, на дульной части трубы предусмотрено крепление отражателя устройства учета изгиба ствола (УУИ), а на пушке 2А46М-4 доработана люлька для установки приемо-передатчика УУИ. Устройство представляет собой оптико-электронную систему, состоящую из специального приёмоизлучающего блока, устанавливаемого у основания артиллерийского ствола и отражающего зеркала, располагаемого на дульном срезе ствола. Примененная в устройстве цифровая обработка сигналов обеспечивает измерение необходимых параметров ствола в широком диапазоне помеховых и эксплуатационных воздействий. Измеренные параметры выдаются как поправки в баллистический вычислитель, что обеспечивает повышение точности стрельбы. Применение устройства позволяет повысить точность попадания при скорострельной стрельбе по цели в несколько раз.

В результате всех этих мероприятий точность стрельбы из пушки 2А46М-5 по сравнению с пушкой 2А46М была повышена на 15-20%, а суммарное рассеивание при стрельбе сходу снизилось в 1,7 раз.

При установке пушки 2А46М на более легкое шасси для Спрут-СД ее пришлось существенно доработать. Были разработаны новые противооткатные устройства с увеличенной до 700 мм длиной отката, а также внесены некоторые другие конструктивные изменения, в результате чего пушка получила новый индекс 2А75.

Пушка стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях и ведёт огонь теми же 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания, которые используются для стрельбы из пушки 2А46М. Боекомплект пушки – 40 выстрелов из них 22 – в автомате заряжания. Кроме того, в состав боекомплекта входит снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели на дальности до 4000 м. Максимальная скорострельность составляет 7 выст/мин. Масса пушки – 2350 кг, длина ствола – 6000 мм. Пушка, также как и пушка 2А46М, оборудована эжектором и термозащитным кожухом, но в отличие от американской пушки ХМ360 не имеет дульного тормоза.

 

 На переднем плане пушка 2А75, за ней – пушка 2А46М-5. Стволы без термозащитного кожуха. Выставка «Russian Expo Arms», г. Нижний Тагил, 2009.

 

Значительное увеличение длины отката пушки плюс откат при выстреле корпуса носителя (за счёт работы гидропневматической подвески) позволили снизить влияние выстрела на носитель, однако несмотря на это наблюдается существенный юз машины, который можно было бы значительно уменьшить за счет применения дульного тормоза. В свое время для этой пушки были изготовлены и испытаны опытные образцы дульного тормоза массой менее 25 кг. Однако его внедрение в производство столкнулось с несовершенством технологической базы и необходимостью существенного изменения конструкции самой пушки, в результате чего от применения дульного тормоза пришлось отказаться.

Заряжание пушки осуществляется с помощью горизонтального автомата заряжания, смонтированного за башней машины. Он представляет собой совокупность узлов и механизмов: вращающийся конвейер с 22 готовыми к использованию выстрелами, цепной механизм подъема кассеты с выстрелом, механизм удаления стреляных поддонов с улавливателем, цепной досылатель выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса гильзы и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания, блок управления. Конвейер автомата заряжания, размещенный в нижней части боевого отделения, позволяет членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно вдоль бортов корпуса. Кассеты с раздельно размещенными в них снарядами и зарядами установлены в конвейере автомата заряжания под углом равным углу заряжания пушки. В случае выхода из строя автомата заряжания возможно заряжание пушки вручную.

Для обеспечения увеличенного отката автомат заряжания имеет расширенную раму подъемника кассеты. Механизм улавливания и удаления стреляных поддонов обеспечивает возможность при прохождении в нем стреляного поддона временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки. Это позволяет системе очистки, при последующем движении стреляного поддона, продуть воздухом зону казенника пушки и рабочие места экипажа.

Орудие оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика с обеспечением их функциональной взаимозаменяемости. Система управления огнём включает прицельный комплекс наводчика (ночной и дневной прицелы с вертикальной стабилизацией поля зрения, цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер); прицел командира комбинированный с функцией дневного/ночного прицела с лазерным дальномером и стабилизированным полем зрения в двух плоскостях, а также прибор наведения на цель управляемых ракет комплекса 9К119М; комплект датчиков для автоматического ввода поправок с учетом параметров атмосферы, температуры заряда, износа и кривизны ствола и др.

Компьютеризированная система управления огнем с рабочего места командира обеспечивает принципиально новые функциональные возможности управления огнем, а именно: наблюдение за местностью, поиск цели и целеуказание при стабилизированном поле зрения; совмещение в командирском прицеле функций пуска и управления ракетой с прицельной стрельбой артиллерийскими снарядами; дублирование баллистического вычислительного устройства приборного комплекса наводчика; автономное включение и управление приводами наведения и автоматом заряжания пушки; оперативную передачу управления комплексом от наводчика к командиру и наоборот.

 

Основные характеристики пушек 2A46M-5, 2А75, XM360

Характеристики

Танк Т-90С
Модель 2006 г.
СПТП Спрут-СД
Модель 2005 г.
Танк MCS

Индекс пушки

2A46M-5 2А75 XM360

Калибр, мм

125 125 120

Полная длина ствола, мм
без дульного тормоза

6000 6000 5930
5280 (L44)

Масса качающейся части пушки, кг

2500 2350 1865

Угол вертикальной наводки, град.

+15/-5 +15/-5 +30

Нормальная длина отката, мм

300 700 600

Количество тормозов откатных частей, шт

2 2 2

Количество накатников, шт

1 1 2

Живучесть ствола, выст.  

> 500 > 500 866

 

 

Заключение

 

Несмотря на закрытие программы FCS, работы по танковой пушке, по данным на май 2010 г., продолжаются. Планируется изготовить 14 полных комплектов основного 120-мм танкового орудия с запасными частями и стволами. Общий объем финансирования на 2006-2013 г. составляет 73,3 млн. USD.

В ближайшее время, если работа по легкому танку будет приостановлена, ствол ХМ360 планируется модифицировать в вариант ХМ360Е1 для усовершенствованного танка Абрамс (Abrams Evolutionary Design – AED).

К модифицированной пушке будут предъявляться следующие требования: обеспечить возможность механического открывания затвора, ствол должен выдерживать более высокие давления в каморе, снизить длину отката с 60 см до 41 см, убрать дульный тормоз, часть сенсоров, сохранив при этом некоторые элементы люльки и конструкции затвора, а также ряд других требований.

Что касается отечественных танковых пушек, то в условиях самоокупаемости и жесткой конкуренции на мировых рынках вооружений заводом №9 разработаны и испытаны два варианта 120-мм пушек М-393 и М-395, специально ориентированные на экспортный рынок. Пушка М-393 создана для модернизации танка Т-62. Это аналог гладкоствольной пушки Rh-120 с длиной ствола L44 фирмы Rheinmetall, установленной на танке Леопард-2, являющейся основой для серии других танковых пушек, включая 120-мм пушки М256, установленные на танках Абрамс М1А1/М1А2.

Второй вариант – пушка М-395 создана для модернизации танка Т-72, который стоит на вооружении более 30-ти стран. Длина пушки составляет 6000 мм (L50). Углы вертикальной наводки, от -5 до +15 градусов. Пушка имеет вес 2400 кг с максимальной длиной отката 310 мм. Данная пушка обладает более эффективной дальностью стрельбы по сравнению с М-393, хотя дальность стрельбы и начальная скорость вылета остается меньше, чем в последней 120-мм пушке Rhl-120/L55, установленной на танке Леопард-2А6. В обеих пушках предусмотрено использование боеприпасов стандарта НАТО.

 

См. также: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ЛЕГКИЙ ТАНК MCS


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru