Как Т-80 стал «танком Ла-Манша» и ужасом штабов НАТО

© информационное агентство «Вестник Мордовии»

На протяжении 1980-х годов советский танк Т-80 был головной болью командования НАТО. Это было время, когда западная пропаганда без устали твердила о многотысячных «танковых ордах Советов», которые вот-вот сорвутся с тормозов и рванут к Ла-Маншу. Причем, к проливу они должны были дойти непременно за 48 часов. На острие главного удара как раз и были бы разработанные в Ленинграде «восьмидесятки». Опасения натовцев усиливали рассказы западных туристов, которые видели в ГДР эти машины во время бесконечных широкомасштабных учений — газотурбинные танки легко обгоняли даже туристические автобусы. Поэтому не удивительно, что Т-80 получили прозвище танков «Ла-Манша». Солдатская молва утверждала, что эти боевые машины способные разгоняться до 100 км/ч.

На самом деле скоростные характеристики данных танков скоромнее, но 70, а порой и 80 км/ч для них точно не проблема.

С начала 80-х годов этими боевыми машинами стали вооружать соединения Группы Советских войск в Германии. К концу десятилетия они практически вытеснили харьковские Т-64. Затем Т-80 получили дивизии в Польше. Планировалось, что Центральная группа войск будет также перевооружена на Т-80У.

С предательским падением Варшавского договора эшелоны с боевой техникой потянулись в Союз. Большая часть Т-80 оказались на территории России, хотя определенное количество направили на Украину, в Белоруссию, Казахстан и даже в Узбекистан. Буквально до недавнего времени газотурбинные танки считались основными на Дальнем Востоке, в центре и на западе нашей страны.

Рассчитанные на противостояние с НАТО Т-80 приняли боевое крещение в декабре 1994 года на территории России. Желая прикрыть непростительные ошибки, тогдашнее военное командование стало жестко критиковать некоторые из образцов оружия, в частности, Т-80. В СМИ в то время писали, что эти танки легко поразить в борт, так как механизмы заряжания недостаточно защищены опорными катками. Но, как утверждают люди, видевшие материалы, где разобрано большинство поражений танков начала боевых действий в Чечне, ни один Т-80 не был поражен в борт, в указанные большими начальниками, якобы, уязвимые места. Мало того, наоборот эти танки демонстрировали чудеса выживаемости, порой получая более десятка попаданий из противотанковых средств.

Во вторую войну Т-80 уже не применялись, в бой пошли более простые и дешевые танки, в том числе старые Т-62. Но, известно, что командир одной из мотострелковых бригад, которая должна была ехать на Северный Кавказ вообще без танкового батальона, все-таки взял с собой одну «восьмидесятку», и, что называется, не пожалел. Этот единственный танк потом очень часто выручал мотострелков, будучи своеобразной многотонной палочкой-выручалочкой.

Несмотря на разговоры о том, что Т-80 вот-вот снимут с вооружения, в первой половине нулевых их активно модернизировали. В результате были созданы модификации, которые по своим тактико-техническим характеристикам даже превосходят имеющиеся в войсках Т-90А (об этом можно прочитать здесь). Но, к сожалению, эти машины не получили широкого распространения в войсках. Только машины последних модификаций — Т-80У — можно увидеть в демонстрационных мероприятиях «Танкового биатлона» в Алабино. Они традиционно привлекают внимание гостей и иностранных участников данного военно-спортивного мероприятия.

 

См. полный текст >>>

 

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru