Из многих образцов советской бронетехники легкий плавающий танк ПТ-76 — на особом счету. Эта боевая машина — непременный участник большинства военных конфликтов и войн, начиная с 50-х годов прошлого века и до настоящего времени. Военные специалисты многих стран традиционно высоко отзывались об этом плавающем танке.
Но время берет свое, и по большинству характеристик (кроме, наверное, возможностей по преодолению водных преград) ПТ-76 считается устаревшим. Тем не менее, этот танк продолжает оставаться на вооружении во многих вооруженных силах стран мира. И, поэтому не удивительно, что «поплавок» пытаются модернизировать. Конструкторы, в том числе российские, предлагают различные варианты улучшения характеристик, от сравнительно простых — до достаточно продвинутых.
Свою лепту в модернизацию ПТ-76 внесли и создатели знаменитой белорусской разведывательно-диверсионной машины «Сталкер». Их вариант предусматривает замену морально устаревшего двигателя на более современный, мощностью в 300 л.с. Устанавливается новая коробка передач, органы управления в виде рулевой колонки мотоциклетного типа, системы охлаждения и воздухоочистки.
В результате максимальная скорость машины увеличивается до 60 км/ч по шоссе и 45 км/ч — по грунтовой дороге, а также до 12 км/ч — по воде. При этом расход топлива уменьшается на 8% и масла на 53%. Запас хода составляет до 450 км по суше и около 150 км — по воде.
На модернизированном танке башня заменяется на новую, от БМП-2 с автоматической 30-мм пушкой 2А42, пулеметом ПКТМ и ПТУР «Конкурс». В результате, по мнению белорусских инженеров, у ПТ-76М повышаются возможности по борьбе с наземными и воздушными целями.
В данном виде модернизованный танк может оставаться на вооружении разведывательных подразделений и морской пехоты еще достаточно длительное время.