Преграды не страшны. Мостовой механизированный комплекс ММК
Игорь Эдуардович ЛОБОВ — генеральный директор ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»
Блог Gur Khan attacks!
Успех боевых действий частей и подразделений Сухопутных войск во многом зависит от их подвижности и способности быстро преодолевать естественные и искусственные преграды. В связи с этим задача обеспечения преодоления водных и суходольных преград всегда была и остается актуальной для противоборствующих на поле боя сторон. Наиболее универсальные средства преодоления преград — мосты, позволяющие быстро и безопасно переправить технику и личный состав. Основные характеристики любого моста — его грузоподъемность и длина, а для военных мостов добавляется еще и такой жизненно важный фактор, как время, необходимое для его установки.
До настоящего времени на снабжении Вооруженных Сил Российской армии были мостоукладчики и мосты двух основных классов: штурмовые мостоукладчики (МТУ-72 и МТУ-90) и механизированные мосты (ТММ-3 и ТММ-6). Длина штурмовых мостов — от 20 до 25 м при времени их установки до 3-5 мин. Длина четырехпролетного моста ТММ-3 — 42 м, шестипролетного ТММ-6 -102 м. При этом требуется 60 мин. Его для установки. Недостатком многопролетных механизированных мостов при их сравнении с однопролетными штурмовыми является наличие промежуточных опор, устанавливаемых на дно преодолеваемой преграды. Это приводит к ограничениям по глубине преграды (5 м для ТММ-6) и к зависимости от физических условий дна (плотность грунта, рельеф), что снижает возможность применения таких мостов.
Стремясь оснастить отечественные Вооруженные Силы средством преодоления преград шириной от 30 до 40 м любой глубины, которые не преодолеваются штурмовыми мостами и мостами на промежуточных опорах, Омское ОАО «КБТМ», которое прочно удерживает лидирующие позиции по разработке и изготовлению мостоукладчиков и мостов различных типов, разработало новый мостовой механизированный комплекс ММК. Он дает возможность наводить однопролетные мосты через препятствия шириной до 40 м на путях движения войск.
Мост ММК позволяет осуществить пропуск гусеничной техники массой 60 т и колесной техники с давлением на ось до 15 тс. Скорость движения по мосту — до 20 км/ч. При этом пропускная способность моста -340-380 машин в час. При обеспечении движения по оси моста со скоростью не более 5 км/ч масса пропускаемой техники может быть увеличена до 80 т. Статистические данные показывают, что при длине 41 м мост ММК позволяет преодолеть от 87 до 97% всех встречающихся преград.
С учетом характера выполняемых боевых задач и ширины преодолеваемых препятствий комплекс ММК может устанавливать мосты длиной: 16, 22,2, 28,5, 34,7 или 41 м. Время установки моста длиной 41 м — 1,2…1,5 часа. В состав ММК входят:
— одна мостосборочная машина (МСМ) на базе шасси автомобиля с колесной формулой 8×8 для сборки и разборки моста;
— четыре транспортировщика на шасси автомобиля с колесной формулой 8×8 для перевозки мостовой конструкции;
— один автомобиль с колесной формулой 6×6 для перевозки въездных аппарелей;
— сборно-разборная мостовая конструкция длиной 41 м;
— комплект инженерного имущества для разведки исходной площадки для установки моста, организации движения по установленному мосту и обеспечения движения по мосту ночью.