«Тайфун» идет с Урала или MRAP по-русски

Виктор Сергеев
Журнал «Обозрение армии и флота» №4, 2014

Бронемашины с повышенной степенью защиты от подрывов на противотранспортных минах впервые начали создаваться в ЮАР в конце 70-х годов прошлого столетия. Первой такой машиной стал южноафриканский БТР «Casspir», созданный для ведения противопартизанских действий в Намибии. Намного позднее, уже в начале XXI века, когда армиям ряда стран НАТО тактика партизанской войны была навязана в Афганистане и в Ираке, было принято решение перенять опыт южноафриканских инженеров. Тогда-то и появилось название программы – MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – защищенный от мин и нападений из засад), предусматривающей создание семейства бронированных автомобилей с защитой от подрыва на минах и взрывных устройствах, а также высокими показателями баллистической защиты.

 

Первыми опыт инженеров из ЮАР вспомнили военные США и Великобритании, в очередной раз наступив на «афганские грабли». Компании «ВАЕ Systems», «General Motors» и другие стали лихорадочно скупать лицензии на производство южноафриканских броневиков и создавать на их основе обновленные версии подобных машин. Именно эта программа и получила наименование MRAP.

На сегодняшний день на различных международных выставках можно увидеть десятки образцов машин, выполненных по технологии MRAP. И каждый из разработчиков и производителей пытается убедить потенциальных клиентов, что именно только их образец выполнен с соблюдением всех требований и обладает самой высокой степенью защищенности от подрыва на минах или самодельных взрывных устройствах (СВУ), приводя порой просто фантастические цифры. В рекламных проспектах счет эквивалента ВВ в подрываемых взрывных устройствах, при которых экипажи подорвавшихся на них машин сохраняют боеспособность, пошел уже на десятки килограмм ТНТ. Помимо традиционных разработчиков машин типа MRAP – компаний из ЮАР, сейчас на рынок вооружений хлынули машины этого типа, разработанные в США, Великобритании, Китае, Украине, Польше, Турции, Сербии и т.д.

Практически все зарубежные машины типа MRAP разрабатывались на базе коммерческих грузовиков или включают большую часть узлов и агрегатов от них, что позволяет снизить стоимость и удешевить сервисное обслуживание и ремонт бронеавтомобилей. Конструкции машин позволяют в кратчайшее время переоборудовать их в любую версию в зависимости от назначения: транспортную, патрульную, разведывательную, машину управления или технической помощи, медицинскую машину или платформу для установки различного вооружения. Однако в последнее время при проектировании миннозащищенных бронированных автомобилей в мире просматривается устойчивая тенденция увеличения минной стойкости в соответствии с требованиями программы MRAP II (от 6 до 8 кг ТНТ), в силу чего узлы ходовой части и ряд агрегатов коммерческих автомобилей не могут быть использованы. В противном случае получится, что декларируемая разработчиками минная защищенность не будет соответствовать действительности.

Большинство зарубежных машин типа MRAP обеспечивают баллистическую защиту экипажа и десанта в соответствии со 2 уровнем по НАТОвскому стандарту STANAG 4569. Дополнительная защищенность реализуется за счет установки модульной многослойной брони с керамическими элементами, обеспечивая достижения 3 уровня защиты по STANAG.

Основная комплектация бронеавтомобилей MRAP включает: централизованную систему подкачки шин; систему ABS; систему безопасности сидений водителя и десанта; систему внешней связи, в том числе переговорные устройства внутренней связи и связи экипажа с десантом, находящимся вне машины; интегрированную систему управления с GPS-приемником и систему аварийного спутникового маяка; систему кондиционирования воздуха; боестойкие шины в комплектации со вставками, позволяющими продолжать движение на спущенных шинах; одно или два запасных колеса. В качестве дополнительных опций предлагается модульная броня, а также система обнаружения снайперов.

Задачу создать в короткие сроки подобную машину получили и российские конструкторы. Изучив и проанализировав опыт зарубежных коллег, характер угроз, возникающих в ходе современных военных конфликтов и контртеррористических операций, российскими конструкторами было создано несколько опытных образцов бронированных автомобилей типа MRAP. Созданы были такие машины и конструкторским коллективом «Автомобильного завода «Урал», известного в России и далеко за ее пределами самыми надежными армейскими автомобилями марки «Урал» с непревзойденной проходимостью. Решение привлечь для создания отечественного миннозащищенного бронеавтомобиля коллектив конструкторов Уральского автозавода было вполне закономерно, поскольку даже обычные армейские машины «Урал» неоднократно спасали жизни солдат при подрывах на минах благодаря капотной компоновке и высокому расположению над землей кабины и кузова. При этом необходимо отметить высокую ремонтопригодность этих «армейских трудяг», были случаи, когда после подрыва «Урала» на противотранспортной мине, машина, на следующий день полностью восстановленная, уходила в очередной рейс. Создаваемое конструкторами семейство миннозащищенных бронированных автомобилей нового поколения с колесной формулой 4×4,6×6 и 8×8 получило наименование «Тайфун-У».

По результатам всестороннего анализа компоновочных схем и решений зарубежных аналогов, а также с целью обеспечения всех требований технического задания на разработку нового класса бронированных автомобилей, конструкторы за основу машины приняли капотную компоновку с расположением кабины за двигателем, как оптимально обеспечивающую выполнение требований по защищенности, распределению масс и проходимости. Кроме того, она более перспективна по расширению семейства путем создания модификаций автомобилей с дополнительными отсеками, сдвоенной кабины и т.д.

В конструкцию были заложены перспективные решения, обусловленные высокими исходными требованиями по подвижности и защищенности автомобилей. Многие из них подходят под определение «впервые в отечественной практике военной автомобильной техники (ВАТ)».

Так при создании миннозащищенных бронеавтомобилей семейства «Тайфун-У» впервые на отечественную защищенную машину установлен рядный шестицилиндровый дизельный двигатель российского производства с показателем литровой мощности более 68 л.с./л.; использована гидромеханическая автоматическая коробка передач с достаточным ресурсом; обеспечен уровень противопульной и противоминной защиты на уровне боевых машин с сохранением подвижности; установлена блочно-модульная бортовая информационно-управляющая система (БИУС) с открытой архитектурой и обеспечено выполнение функциональных задач членами экипажа машины с использованием специализированных автоматизированных рабочих мест. На бронеавтомобилях семейства «Тайфун-У» впервые в конструкции отечественной защищенной машины применена независимая регулируемая гидропневматическая подвеска.

Семейство миннозащищенных бронеавтомобилей семейства «Тайфун-У» предусматривает создание на единой платформе защищенных модульных автомобилей, защищенных автомобилей с однообъемным корпусом (в том числе автомобиля 4×4 с цельносварным несущим корпусом) и защищенных автомобильных шасси под установку различного оборудования и систем вооружения.

В настоящее время «A3 «Урал» для проведения государственных и войсковых испытаний выпустил установочную партию бронеавтомобилей семейства «Тайфун-У».

В конструкции этих бронеавтомобилей, в отличие от других представителей автомобилей семейства MRAP, максимально использующих узлы и агрегаты серийных грузовиков, практически все узлы и агрегаты новые, оригинальной конструкции. Существующие аналоги коммерческих автомобилей не обеспечивают необходимый уровень надежности и стойкости в условиях боевого применения. Это как раз тот случай, когда большинство перспективных коммерческих грузовых автомобилей в последующем будут использовать детали, узлы и агрегаты, созданные для военного автомобиля. То, что использовано в конструкции «Тайфунов-У» до сих пор нигде и никогда не использовалось – все новое, все передовое. При этом не стоит понимать, что раз новое -то «сырое». Каждая деталь, каждый узел или агрегат, прежде чем он был использован в конструкции «Тайфуна-У», прошел всесторонние испытания.

Поскольку бронированные автомобили семейства «Тайфун-У» машины, прежде всего, военные, то подавляющее большинство комплектующих, использованных в них, в отличие от зарубежных и отечественных аналогов, российского производства. В свете последних событий, когда руководители некоторых государств пытаются оказывать политическое давление на Россию путем введения «экономических санкций», включая таких, как прекращение поставок по линии военно-технического сотрудничества, использование в конструкции машины отечественных комплектующих имеет немаловажное значение.

В составе установочной партии (а это несколько десятков машин) миннозащищенных бронированных автомобилей «Тайфун-У» имеется уже три варианта машины – с однообъемным бронированным корпусом и машина модульной конструкции с колесной формулой 6×6, а также машина с однообъемным бронированным корпусом с колесной формулой 4×4.

На защищенном автомобиле Урал-63099 «Тайфун-У» 6×6 устанавливается однообъемный функциональный бронированный модуль, а на бронированном автомобиле Урал-63095 «Тайфун-У» 6×6 используются трехместная бронированная кабина и отдельный пассажирский бронированный модуль на 12 человек. На защищенном автомобиле Урал-33099 «Тайфун-У» 4×4 установлен однообъемный функциональный бронированный модуль на 8 человек.

Одной из основных задач, которую пришлось решать конструкторам Уральского автозавода, является обеспечение защиты от стрелкового оружия и мин. В ходе разработки машин семейства «Тайфун-У» были рассмотрены и испытаны различные структуры бронирования, в т. ч. с использованием керамической брони. В результате на машинах использована комбинированная разнесенная защита моторного отсека, кабины и функциональных модулей, выполненная из современной броневой стали (по характеристикам не уступает лучшим маркам немецкой и шведской броне) и керамических панелей. Такая структура бронирования обеспечивает возможность наращивания защиты до уровня боевых машин. Применение современных высокопрочных броневых сталей и современных технологий построения керамической защиты позволяют достичь снижения массы машины на 20-30% по сравнению с массой машины при том же уровне защиты, выполненной по использовавшимся ранее технологиям. Унифицированные решения по противопульной и противоснарядной защите обеспечивают автомобилям семейства «Тайфун-У» уровень защищенности современных боевых машин: модульных в базовом исполнении – по 3 уровню STANAG, автомобилей с боевым модулем – по 4 уровню STANAG.

Большое внимание при проектировании было уделено противоминной защите, характеристики которой увеличены в 10 раз по сравнению с серийными автомобилями многоцелевого назначения и соответствуют 3 уровню STANAG (8 кг ТНТ под колесом). Для этого в конструкции использованы такие меры по повышению противоминной стойкости, как применение рациональных углов наклона броневых панелей и V-образного днища; вынос колес за периметр кабины и функционального модуля; многослойный пол; специальные антитравматические сиденья с фиксирующими подголовниками и 5-точечными ремнями безопасности, закрепленные на стенках корпуса; противоминные поддоны. При сложенных вдоль бортов корпуса сиденьях, машину можно использовать для перевозки грузов.

Защищенность машин семейства «Тайфун-У» повышена также и за счет комплекса мер по снижению заметности. С этой целью на машинах применены экранирование тепловыделяющих зон, продувка крыши мотоотсека набегающим потоком воздуха. Разработан комплект средств снижения заметности, включающий секции из материала «Накидка», маскировочные сети, резинотканевые радиопоглащающие экраны. Конструкторами «A3 «Урал» была разработана оригинальная конструкция модуля управления (кабины) в защищенном сварном варианте – трехместный с ровным горизонтальным полом, с высокой комфортабельностью для работы экипажа, с закладными элементами в каркасе для установки защиты.

На бронеавтомобилях семейства Урал-63099 «Тайфун-У» впервые на отечественной защищенной машине применен однообъемный корпус с размещением десанта в кормовой части корпуса с обеспечением выхода боевого расчета через кормовую аппарель.

Многофункциональный корпус автомобиля Урал-63099 выполнен однообъемным, защищенным, повышенного объема с организацией свободного перемещения, работы и эвакуации командира и экипажа, и также обеспечивает варианты размещения экипажа и десанта, защиты и жизнеобеспечения личного состава, либо средств вооружения, управления и др.

Для входа и выхода десанта в корме броневого корпуса имеется открывающаяся вниз аппарель. Размеры аппарели позволяют десанту осуществлять посадку и высадку не только на стоянке, но и во время движения. Для решения задач боевого, тылового и технического обеспечения была разработана конструкция функциональных модулей, позволяющих размещать различное оборудование. Функциональный модуль выполнен в защищенном варианте для размещения личного состава с автономными системами наблюдения, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, ФВУ и др. На рамных шасси организованы универсальные места крепления различных надстроек: функциональных защищенных и незащищенных модулей, кузовов-фургонов, кузовов-контейнеров, емкостных модулей и др.

В целях повышения защищенности машин семейства «Тайфун-У» конструктивно предусмотрено их оснащение системой постановки завес. Система основана на унифицированных компонентах и имеет качественно новые свойства, такие как: возможность поворота пусковой установки на источник лазерного излучения и постановка маскирующей аэрозольной завесы в этом направлении. Это свойство позволяет увеличить кратность постановки завесы в нужном направлении. Кроме того, система обеспечивает наведение линии визирования прибора наблюдения на источник лазерного излучения. Это позволяет оператору вести действия по поиску источника лазерного излучения и, в случае его обнаружения, как минимум подавить его, используя имеющийся на машине комплекс вооружения. В случае обнаружения опасности, например, гранатометчика, в секторе прибора наблюдения имеется возможность постановки маскирующей завесы в направлении этого сектора с помощью одной из пусковых установок системы, расположенных под различными углами относительно продольной оси боевого модуля.

Для защиты автомобиля от поражения реактивными гранатами ручных противотанковых гранатометов или ПТУР предусмотрена возможность установки на машину комплекса активной защиты, способного перехватывать подлетающие к машине боеприпасы. В состав комплекса входят радиолокационная станция, выстреливаемые поражающие элементы в кожухах на кронштейнах, блок и пульт управления, позволяющие работать в автоматическом и ручном режимах. Комплекс активной защиты обеспечивает поражение подлетающих к машине боеприпасов в зоне 360 градусов по азимуту и от -6 до +20 градусов по углу места.

В целях огневой поддержки десанта, самообороны и для решения других огневых задач на машинах семейства «Тайфун-У» могут быть установлены средства вооружения различного типа. Одним из таких средств может быть дистанционно управляемый боевой модуль со стабилизированным в двух плоскостях 12,7-мм пулеметом «КОРД». Боевой модуль обеспечивает поиск, обнаружение и поражение легкобронированных целей и огневых средств, уничтожение живой силы противника на дальностях до 2000 м, поражение низколетящих воздушных целей. Боекомплект составляет от 100 до 250 патронов.

При необходимости на машину может быть установлен и любой другой боевой модуль, в том числе и зарубежного производства, или установлено вооружение на люке с возможностью круговой стрельбы в ручном режиме. Для этого предусмотрен люкс жесткой бронированной крышкой и погон с платформой для крепления оружия.

Высокие показатели подвижности бронированных автомобилей семейства «Тайфун-У» обеспечиваются мощной силовой установкой, независимой регулируемой гидропневматической подвеской, полным приводом на все колеса. В силовой установке используется новый отечественный 6-цилиндровый рядный турбодизель ЯМЗ-5367, развивающий мощность 450 л.с. и крутящий момент 1470 Н-м. Использование в бронеавтомобиле двигателя ЯМЗ-5367 позволяет достичь высокой степени унификации военной автомобильной и бронетехники. В настоящее время линейка двигателей ЯМЗ 536-й серии устанавливается и планируется к установке в большое количество образцов машин, как боевых, так и многоцелевого назначения. С двигателем соединена автоматическая гидромеханическая коробка передач ГМП-400 белорусского производства. Кроме этого на машинах семейства «Тайфун-У» стоит двухступенчатая механическая раздаточная коробка. Колеса имеют систему централизованной подкачки шин, оборудованы специальными фартуками противопульной защиты и вставками типа RunFlat, обеспечивающими возможность передвижения машины на колесах с нулевым давлением со скоростью 50 км/ч на расстояние до 50 км.

Система блокировки всех дифференциалов и регулирования давления в шинах в комплексе с мощной силовой установкой и регулируемой гидропневмоподвеской (ГПП) обеспечивают традиционную для машин марки «Урал» проходимость и высокие скорости движения по пересеченной местности. Машины семейства «Тайфун-У» способны преодолевать подъемы с уклоном 60% и водные преграды глубиной до 1,9 м. По пересеченной местности машина разгоняется до 40-50 км/ч. Оригинальные карданные валы привода колес обеспечивают малые радиусы поворота, что очень важно при действиях в горной и лесистой местности, а также в городских условиях. Для обеспечения безопасности движения, впервые для автомобилей такого класса, применены, как вариант, дисковые тормоза всех колес, с системой ABS. Максимальная скорость движения по шоссе составляет 105 км/ч, а два трехсотлитровых топливных бака обеспечивают запас хода до 1800 км на одной заправке. Гидравлическая система ГПП управляется с помощью БИУС и кроме регулирования положения корпуса может адаптировать ее под дорожные условия за счет управления демпфированием. Кроме того автоматическое регулирование ГПП с помощью БИУС обеспечивает такие новые возможности, как горизонтирование машины и другие свойства, необходимые при установке средств вооружения.

На машинах семейства «Тайфун-У» впервые на отечественной защищенной машине предлагается организация электронной бортовой системы с программным управлением потребителями. БИУС основана на применении стандартизированных технических решений на базе унифицированных компонентов. Открытая архитектура БИУС обеспечивает возможность расширения, модернизации и сопряжения с автоматизированной системой управления вооружением и общевойсковыми средствами управления. Объединение подсистем по последовательным интерфейсам формирует конфигурацию системы управления шасси объекта (ИУС-Ш).

Структурно электронная бортовая система (ЭБС) объединяет четыре ключевые системы:

• непосредственно ЭБС с силовыми блоками;

• блок управления МТО с органом управления АКП, обеспечивающий функции движения;

• блок ИУС-Вз, работающий совместно с блоком управления ЭБС на создание единой системы управления при изменении конфигурации объекта;

• автоматическая система технической диагностики, как средство хранения и управления информацией на всем жизненном цикле объекта (как основной носитель информации, обеспечивает на программном уровне интеграцию объекта в ЕСУ Т3 с позиционированием на местности).

Для БИУС семейства бронированных машин «Тайфун-У» предложена блочная агрегатированная структурная схема соединений, позволяющая обеспечить не только автономную работу подсистем, но и организовать резервные цепи питания и управления, исключающие из управления электронные компоненты с раздельными (обводными) цепями.

Автоматизация процессов управления работой агрегатов и узлов достигается за счет исключения их входов в критические ситуации при эксплуатации путем адресной реализации защитных функций узлов.

В электрооборудовании применены современные решения, такие как мультиплексная проводка, светодиодная светотехника отечественного производства, унифицированная по основным решениям с разрабатываемой в нашей стране унифицированной бронированной колесной платформой.

Комплекс средств связи и обмена данными и комплекс внутренней связи, коммутации и управления интегрируются в электронную бортовую сеть всех защищенных автомобилей. В электронную бортовую сеть всех защищенных автомобилей также интегрируется навигационная система, комплекс средств автоматизации и система опознавания.

При необходимости машина может оборудоваться системой внешнего кругового видеонаблюдения, которая позволяет наблюдать за обстановкой из транспортного модуля, а также управлять бронемашиной через установленные в кабине мониторы, в том числе и в ночное время.

Для улучшения эргономики в машинах «Тайфун» установлены фильтровентиляционная установка ФВУ-100, штатный отопитель и автономный подогреватель воздуха, система кондиционирования воздуха с индивидуальной разводкой к каждому креслу.

В целом, можно заключить, что в какой-то степени миннозащищенные бронеавтомобили семейства «Тайфун-У», разработанные конструкторами Уральского автозавода, в условиях контрпартизанской войны и контртеррористических операций могут прийти на замену бронетранспортерам. Они способны лучше защитить экипаж и десант при подрывах на минах и самодельных взрывных устройствах, имеют больший ресурс, не требуют сопровождения при движении по дорогам общего пользования, позволяют обеспечить лучшие условия при длительном нахождении внутри экипажа и десанта. Немаловажное достоинство таких машин – это более низкая стоимость по сравнению с БТРами.

Еще один немаловажный, а может быть и самый главный фактор, – семейство машин «Тайфун-У» разрабатывалось в строгом соответствии с техзаданием Заказчика и соответствует всем заявляемым разработчиком показателям. А то ведь, как показывает зарубежный опыт, разрабатывают некоторые иностранные компании MRAP, заявляют прекрасные характеристики и получают заказ. А потом в Ираке или Афганистане, увы, люди продолжают гибнуть, только теперь и в машинах типа MRAP. То ли от неправильного использования, то ли от несоответствия заявленным характеристикам.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru