Очень опасная «Оса»

Анатолий Соколов
Журнал «Танкомастер» №6, 2003

Бурное развитие боевой реактивной авиации, начавшееся во второй половине 1940-х гг., потребовало создания новых средств противовоздушной обороны – зенитных ракетных комплексов. Стимулом и основной причиной их появления и дальнейшего совершенствования явилось резкое увеличение высот и скоростей полета средств воздушного нападения (СВН). Поражение высотного разведывательного самолета U-2 зенитной управляемой ракетой (ЗУР) советского ЗРК С-75 показало, что в этом соревновании самолеты никогда не станут безоговорочными победителями.

Изменение тактики действий и способов применения с использованием малых высот стало закономерным в повышении живучести СВН в бою в условиях применения против них зенитных управляемых ракет. Это подтвердил опыт использования первых ЗРК, оказавшихся малоэффективными в борьбе с низколетящими целями (НЛЦ). Очевидной стала необходимость создания специализированных ЗРК, для которых НЛЦ являются первоочередными целями.

Самыми важными требованиями к разрабатываемым комплексам стали: высокая степень автоматизации процесса боевой работы, минимальное количество боевых единиц в составе ЗРК, высокая мобильность и малое время приведения в боевую готовность. Примечательно, что эти требования лежали в основе проектов всех разработчиков, независимо от их государственной принадлежности.

Следует отметить, что во всех странах работы по таким ЗРК шли с большими трудностями. Основная причина заключалась в определенном несоответствии завышенных требований, предъявляемых к технике, уровню научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы.

Наиболее показателен в этом отношении пример создания американского ЗРК «Маулер» для борьбы с низколетящими самолетами, неуправляемыми и управляемыми тактическими ракетами. Все боевые средства комплекса должны были размещаться на гусеничном шасси БТР М113. В состав комплекса входили пусковая установка, 12 ракет в транспортно-пусковых контейнерах, радиоэлектронная аппаратура обнаружения целей и управления огнем, а также система электропитания комплекса. Общая масса (в пределах 11 т) и габариты ЗРК должны были обеспечить его аэромобильность.

Затраченные более 200 млн. долларов успеха не принесли, и программа разработки ЗРК «Маулер» в 1965 г. была закрыта. Итоговым стало решение использовать авиационную ракету «Сайдуиндер», а также автоматические зенитные пушки и ЗРК разработки фирм Западной Европы.

Среди европейских фирм первой была английская «Шорт», начавшая в 1958 г. работы по замене на кораблях небольшого водоизмещения зенитных орудий ракетой «Си Кэт» с дальностью действия до 5 км. На ее основе создавалась недорогая и достаточно простая корабельная система ПВО.

Одновременно с корабельным ЗРК эта же фирма разработала наземный комплекс с ракетой «Тайгер Кэт» массой 62 кг и невысокой скоростью полета (200-250 м/с) в самоходном (на гусеничных или колесных бронетранспортерах) и буксируемом вариантах. ЗРК «Тайгер Кэт» был принят на вооружение армий более 10 стран.

Другая английская фирма «Бритиш Эйркрафт» в 1963 г. начала работы по созданию перспективного ЗРК, известного сейчас как «Рапира».

 

И только советский ЗРК «Оса», созданный в тот период, стал наиболее удачным среди аналогичных комплексов. Это подтвердила его многолетняя эксплуатация в войсках и результаты боевого применения.

С учетом тенденций и взглядов на борьбу с низколетящими целями в октябре 1960 года Постановлением Совета Министров СССР была поставлена задача создать автономный ЗРК «Оса» (9К33). Комплекс предназначался в первую очередь для прикрытия войск и объектов от ударов низколетящих СВН противника.

Трудности решения этой задачи состояли в том, что впервые создавался зенитный комплекс, все боевые средства которого должны были размещаться на одном самоходном колесном плавающем шасси высокой проходимости. Усложняли задание требования обеспечить возможность ведения разведки воздушных целей в движении и их обстрел с короткой остановки в зоне 0,8-10 км по дальности и 50-5000 м по высоте. Кроме того, для обеспечения ручного заряжания ЗРК двумя лицами боевого расчета масса ракеты не должна была превышать 65 кг.

Этим же постановлением ставилась задача на разработку корабельного варианта ЗРК «Оса-М», при создании которого предполагалось использование ЗУР и части радиоэлектронных средств ЗРК «Оса».

Для создания комплекса была определена группа ведущих предприятий и организаций. Головным разработчиком ЗРК в целом и боевой машины 9А33 назначалось НИИ-20 ГКРЭ, а главным конструктором комплекса и машины М.М.Косичкин. Разработка ракеты поручалась КБ-82 Тушинского машиностроительного завода во главе с А.В.Потопаловым, пусковой установки (ПУ) – Государственному КБ компрессорного машиностроения ГКАТ. В создании систем стабилизации антенны РЛС, приводов наведения ПУ, системы электропитания участвовали Всесоюзный НИИ «Сигнал» и Всесоюзный НИИ комплексного электрооборудования Министерства электротехнической промышленности, самоходного шасси – Кутаисский автомобильный завод.

Одновременно с БМ разрабатывались и средства технического обеспечения – транспортно-заряжающая машина (ТЗМ), автомобильная контрольно-испытательная станция (АКИПС) и другое техническое оборудование. Разработка тактико-технических требований к ЗРК проходила под шифром «Эллипсоид».

На формирование общей идеи и будущего облика ЗРК «Оса» в некоторой степени повлияла информация о разработке в США автономного самоходного комплекса «Маулер». Но она оказала отрицательное влияние и привела к удлинению сроков создания нового средства ПВО.

Разработка комплекса в целом и отдельных его элементов проходила сложно. Радиоэлектронная часть разрабатывалась достаточно успешно, но работы по ЗУР стали одним из камней преткновения. Главная причина заключалась в невыполнении требований по обеспечению заданных массогабаритных и полетных характеристик. В принципе это было предопределено заранее тогдашним состоянием развития отечественного твердого ракетного топлива и элементной базы для бортовой аппаратуры системы управления.

Неудачи привели к срыву установленных сроков испытания. Постановлением от 7.09.1964 г. были назначены новые сроки проведения государственных испытаний ЗУР (II квартал 1965 г.), назначен другой разработчик в лице ОКБ-2 ГКАТ во главе с П.Д.Грушиным и определены более реальные ее характеристики. Значение стартовой массы было почти удвоено и доведено до реально достижимого уровня в 110-115 кг. При этом дальность поражения цели типа МиГ-19, летящей со скоростью 500 м/с на высотах от 50-100 м до 5 км находилась в пределах 8-10 км, а тех же целей с дозвуковыми скоростями на высотах до 6-7 км – 10-13 км. Был назначен и срок проведения совместных испытаний: II квартал 1967 года.

Испытания ЗРК «Оса» для Сухопутных войск начались во второй половине 1967 г. Выявленные в ходе испытаний серьезные недостатки стали причиной их прекращения. Основными из них являлись: в представленной компоновке боевой машины ПУ с ЗУР располагалась перед антеннами РЛС и снижала общую эффективность БМ в зоне поражения, большие ошибки наведения не обеспечивали реализацию возможностей ЗРК на нижней границе зоны поражения. Кроме того, отмечалось прогорание сопла ЗУР, большое работное время, не выполнение требований по запасу хода и плавучести комплекса. (См. также: «Почему «Оса» на «жалит» на ходу»)

В результате главным конструктором «Осы» был назначен директор НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20 ГКРЭ) В.П.Ефремов, а его заместителем – И.М. Дризе. Решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам разработка плавающего колесного шасси 937 (позднее – 5937 «Основа») была поручена Брянскому автомобильному заводу Минавтопрома. Новые совместные государственные испытания ЗРК были назначены на II квартал 1970 г.

Немаловажную роль в успешном продолжении работ по созданию нового ЗРК сыграло внедрение шасси, которое обеспечило быстрое проведение работ по коренному изменению компоновки основных средств комплекса. Антенный пост и ПУ с ЗУР, ранее раздельные, были конструктивно объединены в единое антенно-пусковое устройство (АПУ). После проведения заводских, в июле 1970 г. на полигоне Эмба начались совместные государственные испытания, которые успешно завершились в феврале 1971 г. Успеху испытаний и объективной оценке комплекса способствовал созданный на полигоне моделирующий комплекс. В октябре этого же года совместным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс принимается на вооружение. Одновременно на вооружение ВМФ поступил корабельный ЗРК «Оса-М» (SA-8 «Gecko» по западной классификации).

По заключению комиссии, ЗРК являлся всепогодным автономным мобильным средством борьбы с СВН противника, имел хорошую проходимость, способность преодолевать водные препятствия вплавь, высокие огневые возможности, помехоустойчивость и малое работное время.

Комплекс был принят на вооружение с характеристиками, которые обеспечивали поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200–5000 м в диапазоне дальностей от 2,2–3,6 до 8,5–9 км (на высотах 50–100 м максимальная дальность уменьшалась до 4–6 км). Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с на высотах 200–5000 м, дальняя граница зоны поражения достигала 7,1 км. Параметр составлял от 2 до 4 км. По результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4C («Фантом-2») одной ракетой составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м.

В состав основных боевых элементов ЗРК 9К33 «Оса» входили: боевая машина 9А33Б со средствами разведки, наведения и пуска, четыре зенитные управляемые ракеты 9М33, транспортно заряжающая машина 9Т217Б с восемью ЗУР, средства контроля и технического обслуживания на автомобильном шасси.

По оценкам комиссии и специалистов, высокие маневренные возможности БМ были обеспечены очень удачно сконструированным шасси, которое выпускалось в двух вариантах исполнения – БАЗ-5937 (основной) и БАЗ-5939. Они идентичны между собой по общему устройству за исключением того, что на шасси 5939 отбор мощности от коробки передач предназначен для привода гидронасоса.

Колесное, корпусное, плавающее шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами предназначено для размещения и транспортировки оборудования массой до 7200 кг. Оно обеспечивает эксплуатацию БМ в диапазоне температур от +50 до -40° С, при скорости ветра до 20 м/с, в осадках интенсивностью до 5 мм в минуту, при влажности окружающего воздуха до 98% и +20°С, в условиях запыленности до 2,5 г на м3 и высоте до 3000 м над уровнем океана. Так гласит спецификация.

В состав шасси входят следующие основные устройства и системы: силовая установка, силовая передача, ходовая часть, корпус, водометные движители с приводом, рулевое управление, тормозная система, система электрооборудования, гидросистема и средства связи. Кроме основных устройств и систем, шасси имеет специальное оборудование. В его состав входят: агрегат питания 9И120, танковое переговорное устройство Р-124, приборы наблюдения и ночного видения, фильтровентиляционная установка (ФВУ), система автоматического пожаротушения, система отбора мощности от двигателя с генератором С-75, системы отепления и вентиляции, водоотливных средств, приборов наблюдения, ЗИП.

Корпус БМ герметичный, разделен герметизированной перегородкой на два отсека, на операторское и моторное отделения. Корпус изготовлен путем сварки стальных листов и соответствующих профилей жесткости.

Операторское отделение в передней части корпуса предназначено для радиоэлектронной аппаратуры. Его внутренняя поверхность покрыта звукотеплоизоляционным материалом типа эластичного пенопласта толщиной 5-20 мм. Здесь размещены места механика-водителя, командира, три места для операторов и органы управления. Вход в операторское отделение осуществляется через крышу шасси. На переднем лобовом листе корпуса БМ – два смотровых окна, одно из которых служит для аварийного выхода экипажа и открывается вручную.

Моторное отделение находится в кормовой части корпуса. В нем размещаются двигатель и его системы, водометные движители с приводами, отсек с газотурбинным агрегатом питания, топливные баки, система отбора мощности и ФВУ. На крыше отделения находится люк для аварийного выхода экипажа. Отделения разделены перегородкой с дверью.

В средней части крыши корпуса находится несущая платформа-кольцо для установки антенно-пускового устройства.

Вентиляционные люки открываются при включении аппаратуры БМ и закрываются вручную после ее выключения.

Операторское и моторное отделения имеют проемы с крышками, которые снимаются вручную для раскладки антенно-пускового устройства внутри корпуса при подготовке БМ для транспортировки самолетом или железнодорожным транспортом.

В качестве двигателя используется четырехтактный, V-образный, шестицилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, с непосредственным впрыском топлива, без наддува типа 5Д20Б-300. Он установлен в задней части корпуса БМ. Его бесперебойная работа обеспечивается системами смазки, питания топливом и воздухом, охлаждения, пускового подогрева и пуска.

Передача крутящего момента от двигателя осуществляется сухим двухдисковым сцеплением, которое установлено на маховике двигателя. Далее он передается через механическую пятиступенчатую трехходовую, с одной передачей заднего хода и двумя отборами мощности, коробку передач. Карданная передача соединяет коробку передач с раздаточной коробкой, раздаточную коробку с бортовыми передачами и далее – с колесными редукторами.

Двухступенчатая раздаточная коробка оснащена межбортовым блокирующим дифференциалом. Одноступенчатые с конической передачей бортовые передачи установлены на кронштейнах подвески с внутренней стороны. Колесные редукторы, которые одновременно являются ступицами колес, одноступенчатые с цилиндрической передачей внешнего зацепления.

В качестве водометных движителей используются насосы пропеллерного типа. Вращающее усилие через привод отбора мощности от коробки передач с помощью карданных валов поступает к центральному редуктору привода водометов и от него непосредственно к ним.

Рулевое управление представляет собой механизм в составе рулевого привода с трапециями, промежуточных и колесных тяг и рычагов, а также системы гидроусиления руля. Управляемыми являются колеса первой и третьей оси.

 

Основные технические характеристики шасси

 

Кроме всех прочих достоинств, удачная компоновка шасси обеспечила БМ такое важное тактическое свойство, как авиатранспортабельность и возможность перевозки железнодорожным транспортом.

Основные элементы БМ – две радиолокационные станции (РЛС), счетно-решающий прибор (СРП) и ЗУР 9М33.

Одной из отличительных особенностей комплекса явилось то, что при относительно небольшой дальности обнаружения и поражения целей удалось обеспечить высокий энергетический уровень отраженных от цели сигналов по сравнению с помехами. Это позволило в условиях интенсивного их применения для обнаружения и сопровождения цели использовать радиолокационные каналы, а при их подавлении – телевизионно-оптический визир. По уровню помехозащищенности ЗРК «Оса» может и сейчас успешно использоваться для борьбы с различными СВН, не говоря о его превосходстве над всеми войсковыми зенитными комплексами первого поколения.

Станция обнаружения целей (СОЦ) представляет собой РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона. Особенностью СОЦ «Оса» является стабилизация антенны в горизонтальной плоскости, вращающейся со скоростью 33 оборота в минуту. Это обеспечивает ведение разведки воздушных целей в движении. Обзор воздушного пространства в угломестном секторе 27° осуществляется путем последовательной переброски луча при каждом обороте антенны в одно из трех положений (два нижних по 40° и один верхний 19°).

Импульсная мощность передатчика (250 кВт) и чувствительность приемника (10-13 Вт) обеспечивают обнаружение цели типа истребитель на дальностях до 40 и 27 км при высоте ее полета 5000 и 50 м соответственно. При этом СОЦ обладает высокой степенью защиты от активных и пассивных помех. После определения государственной принадлежности цели БМ делает короткую остановку, включается станция сопровождения цели (ССЦ).

ССЦ, по данным СОЦ, производит поиск цели, захват ее на автосопровождение по угловым координатам и дальности, выдачу точных текущих координат цели на СРП. Ее характеристики обеспечивают захват и автосопровождение цели при высоте полета 5000 м и 50 м на дальностях 23 и 14 км соответственно с высокой точностью определения текущих угловых координат (не более 0,3 деления угломера) и дальности (до 3 м) цели. Станция имеет защиту от активных и пассивных помех. Уже в 1960-е гг. был предусмотрен режим сопровождения целей в условиях сильных активных помех с использованием телевизионно-оптического визира (по угловым координатам) и СОЦ (по дальности).

СРП, при поступлении информации от ССЦ, решает задачу встречи ЗУР с целью, и вырабатывает данные для своевременного пуска ЗУР. При входе цели в зону пуска осуществляется пуск одной или, при необходимости, двух ракет.

Ракета 9М33 выполнена по схеме «утка» и не имеет стабилизации по крену. Для компенсации влияния возмущенного рулями воздушного потока крылья были выполнены в виде блока, свободно вращающегося на подшипнике относительно продольной оси ракеты. Ракета имеет командную систему управления, работа которой обеспечивается бортовой приемопередающей аппаратурой и автопилотом. Для поражения целей ЗУР была оснащена боевой частью с радиовзрывателем и предохранительно-исполнительным механизмом. В хвостовой части находятся антенны командного радиоблока и бортового ответчика, а также трассеры для сопровождения ракеты с помощью телевизионно-оптического. визира.

Для радиокомандного наведения ракеты ЗРК имеет два комплекта антенн широкого и среднего лучей. Они обеспечивают захват и ввод в луч станции сопровождения цели двух ЗУР при пуске их с интервалом 3-5 с. Это позволяло обстреливать наиболее важные цели двумя ракетами.

Для поражения целей на высотах 50-100 м использовался метод «горка», который обеспечивал подлет к ним ракеты сверху. Это снижало ошибки наведения и исключало преждевременное срабатывание радиовзрывателя.

Еще одной важной особенностью ЗУР 9М33 было то, что она поступала в войска боеготовой и не требовала дополнительных работ по подготовке к применению, за исключением регламентных проверок, проводимых один раз в год. Ракета не требовала предстартовой подготовки, кроме установки рабочей частоты бортовой радиоаппаратуры, которая производилась при заряжении ПУ.

Серийное производство БМ 9А33Б было организовано на Ижевском электромеханическом заводе, ЗУР 9М33 – на Кировском машиностроительном заводе им. XX съезда КПСС.

 

Основные характеристики ЗРК «Оса»

 

Сразу после принятия на вооружение началась работа по модернизации ЗРК «Оса» с целью расширения его зоны поражения и повышения боевой эффективности (вариант «Оса-А»). Одновременно, согласно решению ВПК от 07.02.1973 г., была развернута опытно-конструкторская работа по созданию ЗРК с увеличенным до шести количеством ЗУР на боевой машине, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Уже в 1973 г. разработка обоих вариантов была завершена и проведены совместные заводские испытания опытных образцов ЗРК «Оса-АК». Все более широкое использование вертолетов огневой поддержки для борьбы с бронированными целями стало причиной дальнейшей модернизации комплекса «Оса-АК». В ноябре 1975 г. началась опытно-констукторская работа «Мара». В ходе нее предполагалось исследовать и выработать рекомендации по совершенствованию радиоэлектронной аппаратуры БМ и ЗУР. Через два года (в 1977 г.) прошли заводские испытания модернизированной боевой машины 9А33БМ2 с ЗУР 9М33М2. По их результатам были проведены доработки БМ и аппаратуры ракеты, получившей наименование 9М33М3. В декабре 1979 г. на полигоне Эмба модернизированный вариант комплекса прошел государственные испытания и в 1980 г. под названием «Оса-АКМ» был принят на вооружение.

 

Характеристики ЗРК «Оса-АКМ»

 

Главным отличием нового ЗРК стало использование при стрельбе по вертолетам, действующих на высотах менее 25 м, специального метода наведения ЗУР с полуавтоматическим сопровождением цели по угловым координатам с помощью телевизионно-оптического визира.

Кроме того, модернизированная БМ 9А33БМ3 имеет:

• расширенную зону поражения; и: лучшую разрешающую способность индикатора кругового обзора СОЦ по дальности и азимуту за счет введения дополнительного масштаба;

• новый метод наведения ЗУР на низколетящую цель за счет доработки счетно-решающего прибора, что значительно снизило вероятность срабатывания радиовзрывателя от земли и уменьшило влияние на точность наведения ракеты флюктуации информационных сигналов, циркулирующих по ракетному каналу;

• возможность наведения ракеты на скоростную (до 500 м/с), маневрирующую с перегрузкой до 8 ед. цель;

• возможность обстрела на догонных курсах целей, летящих со скоростью до 300 м/с;

• увеличенную плотность потока осколков в направлении цели за счет принудительной подачи команды на подрыв БЧ при подлете ЗУР к цели;

• повышенную общую помехозащищенность, а также часть аппаратуры на новой элементной базе, что уменьшило ее массу, габариты и повысило надежность работы;

• возможность коррекции области срабатывания радиовзрывателя с учетом области разлета осколков БЧ при стрельбе вдогон за счет выдачи на ракету специальной команды;

• доработанный радиовзрыватель с двухканальным приемником и автономной схемой анализа высоты в момент взведения, что обеспечило несрабатывание радиовзрывателя от земли на высоте до 27 м;

• увеличенный до 5 лет срок гарантийного контроля, повышенную радиационную устойчивость ракеты и др.

Новый ЗРК «Оса-АКМ» по сравнению с предыдущими модификациями может поражать находящиеся на земле, зависшие и летящие со скоростью до 80 м/с вертолеты на дальности от 2 до 6,5 км с курсовым параметром до 6 км. При этом вероятность поражения вертолетов класса «Хью Кобра» составляет: находящихся на земле – 0,07…0,12, зависших и летящих на высоте 10 м – 0,12…0,38 и 0,12…0,55 соответственно.

Примечателен тот факт, что возможностями по эффективной борьбе с вертолетами и малоразмерными дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами ЗРК «Оса-АКМ», принятый на вооружение в 1980 г., обладал раньше, чем его французский аналог «Кротапь» и франко-западногерманский «Роланд».

Высокие боевые возможности ЗРК обусловили повышенный интерес к нему со стороны многих иностранных государств. В разные годы он поставлялся в Анголу, Алжир, Грецию, Индию, Ирак, Иорданию, Ливию, Польшу, Сирию, Югославию, ЮАР, всего в 19 стран. По оценкам специалисты и аналитиков, всего на вооружении зарубежных армий состояло около 300-400 комплексов. Эффективность ЗРК в борьбе с различными типами СВН была подтверждена результатами его участия в боевых действиях.

Впервые комплекс был использован в боевых действиях в Ливане при отражении воздушных ударов израильских ВВС по сирийским войскам. При этом было сбито несколько самолетов. Для борьбы с «Осой» стали использоваться самые различные приемы снижения его боеспособности. Кроме радиоэлектронного подавления, на позиции ЗРК запускались беспилотные летательные аппараты, имитирующиe действия боевых самолетов. После того как был израсходован запас ЗУР, по позициям комплексов наносила удар израильская авиация. Так, в одном из боев в результате такой атаки были уничтожены три сирийских ЗРК «Оса», но четвертый смог уничтожить израильский самолет RF-4E.

«Оса» неоднократно использовалась в боевых действиях в Анголе против ВВС Южной Африки. Так, в период 1987-1988 гг. подразделением ЗРК «Оса» были сбиты два ДПЛА и один самолет. ЗРК использовались Ливией при отражении воздушных ударов американских самолетов в апреле 1986 г.

При подготовке операции «Буря в пустыне» военные специалисты США рассматривали комплекс как одно из самых эффективных средств ПВО Ирака. Поэтому накануне самой операции подразделения спецназа многонациональных сил захватили на территории Кувейта ЗРК «Оса» вместе с расчетом и технической документацией с целью изучения и организации эффективной борьбы с ним. В ходе начавшихся боевых действий эти ЗРК стали одними из первоочередных объектов для подавления различными средствами. Однако и в такой сложной обстановке при массированном огневом и радиоэлектронном противодействии ЗРК «Оса» показал себя одним из наиболее эффективных средств ПВО, особенно в борьбе с крылатыми ракетами «Томагавк».

В настоящее время серийное производство комплекса прекращено. Однако невысокая стоимость в совокупности с простотой, эксплуатационной надежностью и высокой эффективностью, неоднократно подтвержденной в боевых действиях, стали причиной того, что многие страны не намерены снимать его с вооружения и заинтересованы в дальнейшем использовании комплекса по прямому назначению. Учитывая эти пожелания, российские производители предлагают несколько вариантов модернизации «Осы».

Один из них предполагает установку на БМ телокодовой аппаратуры управления боевыми действиями, системы опознавания воздушных целей стандарта НАТО VESTERN и «Пароль-Кремний» EASTERM; введение в состав огневой батареи этого ЗРК подвижного пункта разведки воздушных целей и управления ППРУ-1М (унифицированного командирского пункта УБКП «Ранжир-М» или пункта управления ПУ-12М7); расширение полосы рабочих частот приемопередающей аппаратуры СОЦ и ССЦ и многое другое.

Наличие телекодового канала управления позволяет автоматизировать процесс целераспределения в подразделении БМ «Оса», значительно улучшить качество и устойчивость их информационного обеспечения. Кроме того, использование комплекса опознавания государственной принадлежности целей двойного стандарта позволяет применять ЗРК совместно с авиацией, оснащенной различными национальными системами опознавания, а расширение полосы рабочих частот СОЦ и ССЦ улучшает помехозащищенность и электромагнитную совместимость между БМ комплекса.

Одновременно с боевой машиной модернизируется и ракета комплекса. Это предполагает замену топлива стартового и маршевого двигателей ЗУР, а также боевой части на более мощную с увеличенным количеством поражающих элементов. В результате повышается эффективность ракеты и общие возможности комплекса по уничтожению современных воздушных целей.

Другим направлением модернизации ЗРК «Оса» является создание на его базе мишенного комплекса «Саман-М».

«Саман-М» предназначен для запуска имитаторов воздушных целей (ИВЦ 9Ф841, 9Ф841М), которые обеспечивают имитацию самолетов, вертолетов, крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и элементов высокоточного оружия на предельно малых, малых и средних высотах в радиолокационном и инфракрасном диапазонах волн. ИВЦ 9Ф84Ш отличается большей эффективной площадью рассеивания.

Мишенный комплекс может использоваться для проведения боевых стрельб частями и подразделениями ПВО, а также для испытаний вновь создаваемых зенитных комплексов.

Ракеты-мишени изготавливаются вновь или путем доработки ЗУР 9М33М2(3), находящихся в эксплуатации, в том числе с предельным гарантийным сроком хранения. Пуск ИВЦ осуществляется серийными БМ при использовании в качестве пусковой установки для запуска ИВЦ, доработке не подвергается.

Мишень поставляется в транспортно-пусковом контейнере, из которого она и запускается при помощи пульта управления, состыкованного с БМ. Интервал запуска ИВЦ не превышает 5 с. При этом траектория полета ИВЦ может быть задана любая в зависимости от требований и условий.

Отечественная боевая техника всегда отличалась высокой надежностью и эффективностью применения. Она обладает таким запасом прочности, который обеспечивает долговечность и возможность последующей модернизации. Этот постулат со всей очевидностью подтверждает история создания и долгой службы ЗРК «Оса».

 

Сравнительные характеристики БМ «Оса-АК» («Оса-АКМ») и их модернизированного варианта


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru