Почему «Оса» не «жалит» на ходу

Валерий Родиков
Журнал «Танкомастер» 2-2005

 

Более 40 лет стоит на вооружении зенитный ракетный комплекс «Оса-АК(М)». До недавнего времени несколько сотен «Ос» все еще охраняли небо самых разных стран. Советский Союз поставлял ЗРК этого типа в Алжир, Анголу, Чехословакию, ГДР, Гвинею-Бисау, Венгрию, Индию, Ирак и во многие другие горячие и спокойные места на карте мира. Уникальность и новизна этого комплекса состояла в том, что все его оборудование – и антенные посты и пусковые установки ракет и рабочие места операторов были расположены на одной машине, чего в свое время не удалось достигнуть никому в мире. А поначалу комплекс должен был еще и поражать средства воздушного нападения на ходу, в движении. И вроде бы цель была близка, но вмешалась интрига… В результате было потеряно исключительное боевое качество – стрельба ЗРК на ходу.

Разработка зенитного ракетного комплекса «Оса» началась в октябре 1960 г., как и положено – согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР. ЗРК предназначался для защиты войск и их объектов от налетов авиации, в частности во время марша мотострелковых и танковых колонн, а также в различных формах боя. Головным разработчиком был определен НИЭМИ. То есть он разрабатывал комплекс в целом, а также почти всю радиотехническую часть, за исключением ряда специфических устройств, к примеру таких, как аппаратура «свой–чужой», радиовзрыватель ракеты. Саму ракету поручили делать КБ-82 Тушинского машиностроительного завода, а самоходное шасси – Кутаисскому автозаводу. Был привлечен и ряд других смежников. Главным конструктором «Осы» был назначен Михаил Михайлович Косичкин, имевший богатый опыт разработки радиолокационных станций орудийной наводки. По заданию ВМФ одновременно шла разработка корабельного варианта ЗРК – «Оса-М». По существу это должна быть размещенная на корабле сухопутная «Оса».

США тоже разрабатывали нечто подобное – комплекс «Маулер». Но, затратив более 20 миллионов долларов, они закрыли проект. Ни в Европе, ни в Америке так и не смогли разместить ЗРК такого класса на одной автомашине. Почему же американцы прекратили разработку, а мы нет? Наверное, по той же причине, по какой на Западе не смогли освоить серийно вертолеты с соосной схемой, как у Ка-50 «Черная акула» и его двухместного продолжения Ка-52 «Аллигатор». Евгений Сударев, главный конструктор Ка-52, так объяснял наш успех: «Да какая же западная фирма могла бы посвятить 30 лет разработке и доводке такой схемы и не прогореть? Это возможно было только в бывшем Союзе». Конечно, на разработку «Осы» ушло гораздо меньше времени – 10 лет. Тем не менее, для любой фирмы это срок немалый, и говорит он о том, что при создании комплекса пришлось преодолеть немало трудностей, от которых западные фирмы ушли за счет размещения ЗРК на нескольких транспортных единицах.

Поначалу «Оса» должна была быть представлена на государственные испытания в четвертом квартале 1963 г. Но не получилась ракета с заданными тактико-техническими требованиями (ТТТ). В сентябре 1964-го специальным решением правительства были установлены новые реально достижимые на то время ТТТ на ракету и определен ее новый разработчик – МКБ «Факел». Главным конструктором ракеты стал Петр Дмитриевич Грушин. Был также назначен новый срок предъявления на государственные испытания – второй квартал 1967 г.

В ноябре 1964 г. Михаил Косичкин был назначен директором НИЭМИ и разработку «Осы» возглавил «человек со стороны» специалист с большим опытом – Валентин Петрович Шишов. Как руководитель он имел серьезный недостаток – был слишком мягким и интеллигентным, даже в самые критические минуты никогда не повышал голоса. Помню, однажды на Эмбенском полигоне ГРАУ в Казахстане, где испытывалась «Оса», произошел такой случай. Вдруг на экране пропал сигнал от цели-мишени. Ракета, естественно, промазала, а мишень прошла еще около двухсот километров и упала недалеко от населенного пункта. Хорошо, что никого не задело. Потом выяснилось: был небольшой бросок по питанию, и вылетел предохранитель приемника.

Тогда каждый пуск имел политическое значение. Неудачи старательно суммировались. Другой главный закатил бы такую сцену приемщикам (их вина очевидна: и предохранитель не тот поставили, и не смогли сразу определить неисправность), а Шишов только и сказал: «как же вы так работаете». А у самого такая тоска в глазах.

Разное было. И сигнал ответчика ракеты пропадал: экранировался факелом двигателя. Проблему решили. Установили антеннки на ракете на пилоны подальше от факела. Однажды ракета «засиделась» на старте и прожгла своим факелом крышу машины. Пришлось усилить это рискованное место стальной плитой. Много времени пришлось потратить на исследование режимов работы по низколетящим целям. Судя по материалам, поступавшим из-за рубежа, там тоже мучились с этой проблемой.

Худо-бедно заводские испытания были завершены, и в 1967 г. начались государственные. В том же году были закончены госиспытания морского варианта – «Осы-М», и она была принята для вооружения кораблей ВМФ.

А сухопутной «Осе» не повезло. Отказы следовали один за одним. Было видно, что ресурс опытного образца исчерпан. Нового образца, который собирался на серийном заводе в Свердловске и должен быть вот-вот готов, военные не стали дожидаться, и испытания летом 1968 г. были приостановлены. Отношения у директора с сухопутным заказчиком были неважнецкие.

Естественно, последовали оргвыводы. Руководителем предприятия и главным конструктором «Осы» был назначен Вениамин Павлович Ефремов. За его плечами была разработка принятого на вооружение в 1964 г. ЗРК «Круг» – за этот успех он сразу стал доктором технических наук. Пусковые установки «Круга» вместе с внушительными ракетами 3М8 разработки Свердловского машиностроительного завода (главный конструктор Л.В. Люльев) на протяжении нескольких лет участвовали в парадах на Красной площади.

Ефремову благоволил всесильный куратор оборонки Дмитрий Федорович Устинов. Он приметил молодого инженера, когда на соседнем заводе шел, как его шутя называли, «веселый заказ» – ЗРК «Беркут» Б-200. Главными конструкторами «Беркута» были Сергей Лаврентьевич Берия и Павел Николаевич Куксенко. Устинов внимательно следил за ходом работ по заказу. Часто проводил совещания, на которых оперативно решал возникавшие вопросы как чисто производственного, так и конструкторского характера. Говорят, на одном из устиновских совещаний Вениамин Ефремов предложил простое техническое решение возникшей проблемы.

Да и сама внешность Ефремова была запоминающейся. Высокого роста, симпатичный, с приятным тембром голоса, он хорошо и убедительно выступал. В общении – интересный собеседник, великолепный тамада, неистощимый анекдотчик. В нем чувствовалась лидерская жилка. Да и в 76 лет в его выступлениях подчас проступали прежний блеск, острота, юмор.

Непосредственно руководить разработкой «Осы» Ефремов поручил своему ближайшему заместителю по «Кругу» Иосифу Матвеевичу Дризе. Соответственно в тематический отдел, который вел «Осу», на ключевые должности были расставлены люди из бывшего отдела Ефремова.

Чтобы оправдать кадровую замену, новая команда должна была предложить что-то свое, кардинальное. Иначе зачем же огород было городить? И она предложила. Была затеяна перекомпоновка «Осы». Пусковая установка, которая находилась перед антенным постом, была объединена с ним. Ракеты были убраны из поля зрения антенн. Это был один из козырей новой компоновки: пусковая теперь не затеняет антенну и не сказывается на работе по низколетящим целям. Правда, этот внешне убедительный довод, был, скорее, адресован непосвященным. На практике влияние пусковой установки так и не было отмечено. Но чтобы подчеркнуть этот имевшийся якобы недостаток прежнего варианта «Осы», ее неизменно показывали в экстремальной позе с задранной на максимальный угол старта пусковой установкой, мол, смотрите и делайте умозрительные выводы: должна ли пусковая затенять целевую антенну под малыми углами места.

Другим новшеством был переход от кутаисского восьмиколесного алюминиевого самохода на брянский шестиколесный из тонкой стали. Действительно, машина, сотворенная в виноградном крае, имела много недостатков. Вдобавок, один из образцов утопили в море при испытаниях на плавучесть.

Когда солнцем полна голова, для скучной техники там не остается места. Однако и прежнее руководство заказа тоже прорабатывало вопрос замены боевого вездехода. Были предложены и другие изменения, которые и прежде предлагалось рано или поздно ввести.

Одним из аргументов новой команды было превышение веса комплекса, заданного в ТТТ. Об этом говорилось на первых страницах проекта новой «Осы». Любопытно, что в том же проекте в итоговой части комплекс стал еще более тяжелым. Но это уже, видимо, было неважно, главное обосновать перемены. В результате «Оса» потеряла уникальнейшее свойство – возможность стрельбы на ходу. В современном быстротечном бою это немаловажно. Раньше антенный пост находился на стабилизированной платформе. В новом варианте с совмещенным антенно-пусковым устройством прямая стабилизация стала невозможной. Слишком большую массу надо было удерживать. В конце концов, заказчик вынужден был согласиться с потерей этого качества.

А между тем на полигон приехал Главком Сухопутных войск генерал армии Иван Павловский. Он решил лично посмотреть ту боевую технику, которую покажут министру обороны маршалу Андрею Гречко. Увы, и ЗРК «Куб» и ЗСУ «Шилка» и другое оружие выступили крайне неудачно. И тут главком обратил внимание на зачехленную машину. «А это что такое?», – спросил Павловский. Ефремовские люди стали объяснять, что это, мол, опытный образец и он не готов к стрельбам, да и вообще для его демонстрации надо разрешение из Москвы. Но главком был неумолим: «Стреляйте! Ответственность я беру на себя!»

А под чехлом был первый серийный образец «Осы», который пришел недавно из Свердловска. Подняли мишени. «Оса» с ними великолепно расправилась. «Вот такая техника нам нужна!», – сказал довольный главком.

Но не тут-то было. Руководитель экспедиции поспешил на почту звонить срочно в Москву. Результат нетрудно предвидеть. К приезду Гречко «Осу» убрали с глаз долой, а ее экипаж «загорал» все дни показа в гостинице за 30 км от испытательной площадки.

Так что стоящий до сих пор на вооружении ЗРК «Оса» стреляет только с места. Вениамин Павлович Ефремов получил за него заслуженную Золотую Звезду Героя Социалистического Труда, а Иосиф Матвеевич Дризе – орден Ленина. Были отмечены и другие участники разработки (в том числе и представители заказчика): ордена, медали, Ленинская и Государственная премии.

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru