«Колос», сбитый «Стрелой»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПЗРК ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Евгений Климович
Журнал «Солдат удачи» 3-2009

Переносные ЗРК являются эффективным средством ПВО на поле боя и на марше, способны поражать воздушные цели на малых и предельно малых высотах. Небольшие размеры и масса таких комплексов, обеспечивающие их транспортировку и боевое применение одним человеком, позволяют использовать ПЗРК в таких условиях, в которых применение других зенитных средств затруднено или вообще невозможно (лес, горы, болото город и т.д.). Одним из первых широко распространившихся мире переносных зенитных ракетных комплексов стал советский ПЗРК «Стрела-2».

 

ПЗРК «Стрела-2» (9К32) был разработан в Конструкторском бюро машиностроения Госкомитета оборонной техники СССР и принят на вооружение Советской Армии в 1968 году. Он состоял из зенитной управляемой ракеты 9М32, размещенной в пусковой трубе (транспортно-пусковом контейнере 9П54) с пристыкованным к ней источником питания и пусковым механизмом (9П53). Главный конструктор комплекса в целом был В. Шавырин, а с 1965 года – С. Непобедимый.

ПЗРК предназначен для обеспечения противовоздушной обороны мотострелковых и танковых батальонов, прикрытия их командно-наблюдательных пунктов и опорных пунктов рот от низколетящих воздушных целей (самолетов, вертолетов, крылатых ракет). ПЗРК «Стрела-2» обеспечивает поражение воздушной цели при стрельбе вдогон в условиях визуального обнаружения цели. Пуск ракеты осуществляется стрелком-зенитчиком из положения стоя, с колена, из окопа, из любых объектов бронетехники, движущихся со скоростью до 20 км/час.

Основные технические характеристики отечественных ПЗРК первого поколения («Стрела-2», «Стрела-2М», «Стрела-3») приведены в таблице (см. ниже).

 

 

Зенитная управляемая ракета 9М32 состоит из следующих отсеков:

• тепловая головка самонаведения (ТГСН), обеспечивающая работу по источнику тепла, предназначена для захвата воздушной цели до старта ЗУР, слежения за целью и формирования соответствующих команд наведения на цель;

• рулевой отсек с аппаратурой управления полетом;

• боевая часть осколочно-фугасного действия с контактным взрывательным устройством, имеющим две ступени предохранения и механизм самоликвидации;

• двигательная установка, предназначенная для выброса ракеты из пусковой трубы, придания ей вращения, разгона до скорости 430–450 м/с и поддержания этой скорости в полете.

Тепловая головка самонаведения на земле «захватывает» и автоматически сопровождает цель по ее тепловому излучению. Головка самонаведения, основной составной частью которой является охлаждаемый жидким газом фотоприемник, формирует управляющие сигналы, которые через автопилот передаются на рули ракеты. При этом ЗУР направляется на наиболее теплоконтрастные элементы цели, в частности в район среза сопла реактивного двигателя.

Масса ЗУР составляет 9,15 кг, длина – 1.443 мм, диаметр – 72 мм. Для размещения ЗУР в пусковой трубе такого малого диаметра рули ракеты утапливаются в корпусе ракеты, а четыре перьевых стабилизатора укладываются в пространстве за срезом сопла. При старте рули и стабилизаторы раскрываются специальными пружинными устройствами. ЗУР оснащена легкой боевой частью (масса 1,17 кг), способной нанести существенный ущерб цели только при прямом попадании.

Пусковая труба служит укупоркой для ракеты, обеспечивает прицеливание и пуск ЗУР. На ней закреплены блок вращения гироскопа ТГСН, механический прицел с лампочкой светового сигнала, информирующего стрелка-зенитчика о захвате цели головкой самонаведения, плечевой ремень для переноски и источник питания одноразового действия, обеспечивающий подготовку пуска и старт ракеты.

Пусковой механизм многоразового действия содержит электронный блок, механизм пуска, блокировок и стыковки с пусковой трубой, а также зуммер. Для приведения в боевую готовность бортовых средств наведения применяется блок «батарея–охладитель». Этот блок включается непосредственно перед пуском ЗУР и в течение нескольких минут обеспечивает электроэнергией бортовую аппаратуру ЗУР и охлаждение чувствительного элемента головки–фотоприемника. Источник питания является одноразовым, и если пуск ЗУР не произведен, то он заменяется другим.

Для исключения поражения стрелка-зенитчика продуктами сгорания топлива двигателя, образующимися при пуске ЗУР, реализована схема запуска маршевого двигателя на безопасном для стрелка расстоянии (после вылета ЗУР из пусковой трубы). Выброс ЗУР из пусковой трубы осуществляется с помощью вышибного заряда, полностью сгорающего в пусковой трубе.

Боевая работа ПЗРК «Стрела-2» осуществляется следующим образом. После визуального обнаружения воздушной цели, определения ее государственной принадлежности и принятия решения на обстрел стрелок-зенитчик приводит комплекс в боевое положение и включает источник питания. При этом тепловая головка самонаведения выходит на рабочий режим, и происходит раскрутка ротора гироскопа. После прицеливания и получения звукового и светового сигналов о захвате цели головкой самонаведения стрелок-зенитчик осуществляет пуск. Срабатывает вышибной заряд, который обеспечивает выталкивание ракеты из пусковой трубы и разгон ее до скорости 30 м/с.

После вылета ЗУР из пусковой трубы на ракете раскрываются рули и стабилизаторы, вырабатывается сигнал для снятия первой ступени предохранения взрывателя. Через 0,3 секунды после вылета ЗУР из трубы запускается маршевый двигатель, после чего снимается вторая ступень предохранения взрывателя, с этого момента он находится в полностью взведенном состоянии. В полете ракета вращается с угловой скоростью 15 оборотов в секунду, что обеспечивается за счет соответствующего угла наклона плоскости установки стабилизаторов.

При встрече с целью взрывательное устройство обеспечивает подрыв боевой части ракеты. В случае промаха по истечении 11–14 секунд срабатывает самоликвидатор ракеты и она подрывается.

Переносные ЗРК состояли на вооружении мотострелковых и танковых батальонов Советской Армии, в каждой роте которых было зенитное отделение из трех стрелков-зенитчиков. Каждый из них был оснащен пусковым устройством и двумя ЗУР в пусковых трубах (возимый боекомплект отделения). Один из стрелков являлся командиром отделения, он осуществлял управление боевой работой зенитчиков. По переносной радиостанции командир отделения получал боевые распоряжения и данные целеуказания от начальника ПВО полка и осуществлял целераспределение между стрелками-зенитчиками отделения. Также командир отделения по рации мог самостоятельно выдавать целеуказание стрелкам, имеющим малогабаритные радиоприемники.

В ПЗРК «Стрела-2» применялась ТГСН с малой чувствительностью, что позволяло успешно осуществлять наведение ЗУР только при стрельбе вдогон, то есть после пролета цели над прикрываемым объектом и нанесения по нему удара. Для предотвращения огневого воздействия средств воздушного нападения по прикрываемым объектам ПЗРК должны были обеспечивать их поражение на встречных курсах, то есть уничтожать их до подлета к объектам, а не после того, как они нанесут им ущерб. Без решения этой задачи ПЗРК оставались в основном «оружием возмездия» и вспомогательным средством для других типов зенитных комплексов.

Интересно отметить, что в истории создания отечественного зенитного ракетного вооружения была успешная попытка разработки легкого (переносимого одним человеком) ЗРК с неуправляемыми ракетами. Это было в 1966 году, когда Конструкторское бюро точного машиностроения (ныне ЦНИИТочМаш, г. Климовск) приступило к разработке надежного легкого зенитного оружия, обслуживаемого расчетом из одного–двух человек и предназначенного в основном для борьбы с вертолетами. Необходимость создания такого оружия обусловливалась тем, что в то время во Вьетнаме шла война, в ходе которой американские войска широко использовали новую боевую технику, в том числе вертолеты.

Вертолеты и применяемые ими ПТУР оказались весьма эффективным оружием в борьбе с объектами бронетанковой техники. Кроме того, вертолеты активно применялись как средство транспортировки личного состава и различных грузов в труднодоступные районы боевых действий. Имеющаяся в то время на вооружении Вьетнамской народной армии зенитная техника, поставляемая из Советского Союза (ЗРК С-75, зенитная артиллерия, разработанные в первые послевоенные годы), оказалась недостаточно эффективной в борьбе с вертолетами. В этих условиях перед советскими конструкторами зенитного оружия была поставлена задача разработать простое и надежное средство борьбы с вертолетами, которое могло быть доставлено в самые труднодоступные районы боевых действий.

В результате проработок различных вариантов такого оружия конструкторы остановились на переносном безоткатном пусковом устройстве для осуществления залповой стрельбы неуправляемыми ракетами (тогда их называли реактивными снарядами, сокращенно РС). Устройство обслуживал расчет из одного–двух человек, пуск ракет осуществлялся одним стрелком-зенитчиком. Переносной ЗРК получил условное наименование «Колос».

Главные разработчики «Колоса» – конструкторы А. Новожилов и В. Караков создали опытный образец зенитного комплекса, который состоял из семи НУР в пусковых стволах, размещенных по внутренней окружности пусковой трубы. Для производства стрельбы пусковая труба устанавливалась на плече стрелка-зенитчика и визуально наводилась им на воздушную цель с помощью двух рукояток пистолетного типа. Пусковая труба изготавливалась из легких материалов: пенопласта и стеклоткани. В ее передней части находился боевой блок с НУР, в задней – вышибной заряд и сопло.

При осуществлении пуска ракет происходил подрыв вышибного заряда, в пусковой трубе создавалось повышенное давление пороховых газов (около 120 атмосфер), которое выталкивало все семь НУР из пусковой трубы. Под воздействием вышибного заряда неуправляемые ракеты разгонялись до скорости около 110 м/с и получали вращательное движение около 100 оборотов в секунду (для обеспечения устойчивости в полете). На удалении 17–22 метров от дульного среза пусковой трубы запускались (с использованием пиротехнических замедлителей) двигатели каждой НУР, которые обеспечивали им скорость до 560 м/с. Для увеличения площади поражения в пусковой трубе предусматривалась веерная разводка направляющих с ракетами, поэтому к цели НУР летели по расходящимся траекториям.

Главный недостаток НУР – большое рассеивание – сказался и здесь, так что эффективность такого зенитного ракетного комплекса при стрельбе по малоразмерным воздушным целям была очень низкой. Основные усилия конструкторы этого зенитного комплекса направили именно на решение данной проблемы. Был разработан съемный блок ракет одноразового использования, который должен был комплектоваться в заводских условиях и поступать в войска в полностью снаряженном виде. Учитывая специфику применения этого оружия – необходимость его доставки в труднодоступные районы, где использование другого зенитного оружия затрудненно или вообще исключено, комплекс конструктивно разбирался на две части: пусковое устройство и блок РС. Массогабаритные характеристики этих частей позволяли осуществлять транспортировку каждой из них одним человеком. Для этого были разработаны два типа рюкзаков: в одном размещались пусковое устройство и два блока с ракетами, в другом – четыре блока с ракетами. Масса каждого рюкзака с грузом составляла 23 кг.

К апрелю 1967 года ПЗРК «Колос» был предъявлен на испытания. Масса комплекса в собранном виде составляла 9,2 кг, масса блока ракет – 4,5 кг. Опытные стрельбы показали, что по эффективности на дальности до 500 метров ПЗРК «Колос» не уступает 37-мм автоматической зенитной пушке (боевой расчет этой пушки – 6 человек). На испытаниях были проверены также возможности стрельбы комплексом «Колос» по наземным целям. Экспериментально было установлено, что его можно применять для поражения легкобронированной техники. В материалах по итогам испытаний отмечалось, что «…учитывая конструктивную простоту оружия «Колос», возможность его транспортировки и эксплуатации одним человеком, достаточно высокую вероятность поражения вертолетов на малых высотах, особенно при организации группового огня, оружие «Колос» может быть рекомендовано в качестве дополнительного вооружения пехотных подразделений для борьбы с вертолетной авиацией противника, а также для борьбы с его наземными небронированными и легкобронированными средствами». Наряду с изложенными выше техническими характеристиками ПЗРК «Колос» имел очень хорошие экономические характеристики. Так, по расчетам разработчиков, стоимость одного блока ракет при массовом производстве должна была составлять около 32 рублей (напомним, что в 1967 году 1 кг сахара стоил 1 рубль, 1 литр молока – 0,3 рубля).

Однако, несмотря на положительные результаты испытаний, ПЗРК «Колос» не был принят на вооружение и серийно не производился. Причина этого, очевидно, та же, что вызвала падение интереса военных специалистов к боевым неуправляемым ракетам в 60-е годы XIX века. Тогда оно было вызвано качественным скачком в развитии артиллерии, связанным с массовым применением нарезных орудий и существенным повышением эффективности их стрельбы по сравнению с гладкоствольной артиллерией. Боевые ракеты того времени не могли конкурировать по точности и дальности стрельбы с нарезными орудиями. В 60-е годы, но уже XX века, эти же недостатки (большое рассеивание, малая дальность стрельбы при заданных ограничениях) не позволили принять на вооружение ПЗРК «Колос» с неуправляемыми ракетами, но вскоре соперниками неуправляемых ракет стали ракеты управляемые. В это время уже полным ходом разрабатывались отечественные переносные ЗРК, в которых применялись зенитные управляемые ракеты с инфракрасной головкой самонаведения, «Стрела-2».

Дальнейшее совершенствование зенитных комплексов этого типа осуществлялось в направлении увеличения их боевых возможностей при стрельбе по воздушным целям на встречных курсах. В 1970 году на вооружение Советской Армии был принят модернизированный переносной ЗРК, получивший название «Стрела-2М», в котором практически при тех же массогабаритных характеристиках комплекса были улучшены его боевые и эксплуатационные возможности:

• обеспечена стрельба на встречных курсах по вертолетам и самолетам с поршневыми двигателями, летящими со скоростями до 150 м/с;

• увеличена зона поражения на догонных курсах реактивных самолетов (по высоте и дальности);

• обеспечена возможность поражения целей, летящих со скоростью до 260 м/с на догонных курсах;

• автоматизированы процессы захвата цели тепловой головкой и пуска ЗУР по воздушным целям, что облегчало боевую работу стрелка-зенитчика, особенно при стрельбе с подвижных объектов.

 

 

Результатом дальнейшего развития переносных ЗРК стал комплекс «Стрела-3» (9К34), принятый на вооружение в 1974 г. Этот комплекс имел улучшенные характеристики и кроме стрельбы вдогон обеспечивал борьбу с самолетами и вертолетами, летящими на встречных курсах со скоростями до 260 м/с. Происходило это за счет новой тепловой головки самонаведения, обладающей значительно большей чувствительностью (на два порядка), чем ТГСН комплекса «Стрела-2М». Внешним отличием этого комплекса стал шар-баллон у блока питания под пусковой трубой.

Переносные ЗРК широко использовались в качестве средств непосредственного прикрытия командных пунктов и пунктов управления войсками от ударов низколетящих самолетов и вертолетов. Отделения стрелков-зенитчиков, вооруженных переносными ЗРК, являлись подразделениями непосредственного прикрытия в различных родах Сухопутных войск. Переносные ЗРК применяются в ВДВ, на полевых аэродромах ВВС, на надводных кораблях, в морской пехоте, в береговых войсках и на аэродромах ВМФ, в Пограничных войсках, в оперативных формированиях Внутренних войск.

Отечественные переносные ЗРК первого поколения поставлялись в вооруженные силы Афганистана, Алжира, Анголы, Египта, Индии, Ирака, Ирана, Кипра, Кубы, Финляндии, Югославии и других стран.

Боевое применение переносных ЗРК «Стрела-2» в Египте, куда по просьбе правительства этой страны были направлены первые серийные образцы этих комплексов, оказалось весьма эффективным. В августе 1969 года за один день боевых действий десятью ракетами ПЗРК «Стрела-2» было сбито шесть самолетов Израиля, в то время как всеми другими средствами ПВО Египта за этот же день было уничтожено четыре самолета.

В то же время опыт боевого применения ПЗРК показал, что эффективность комплекса даже при прямом попадании ЗУР в сопло реактивного двигателя является недостаточной. Многие поврежденные этими ЗУР самолеты возвращались на свои аэродромы и после незначительного ремонта (продолжительностью в несколько часов) становились в строй. Дело в том, что ракеты переносных ЗРК попадали в хвостовую часть самолета, где находилось сравнительно мало жизненно важных элементов, узлов и агрегатов. Кроме того, сопла реактивных двигателей самолетов, куда попадали ракеты, изготавливались из особо прочных материалов, и мощности боевой части ЗУР было недостаточно для создания большой зоны разрушений конструкции цели.

В ходе испытаний ПЗРК «Стрела-3» были подготовлены предложения по дальнейшему совершенствованию зенитных средств этого класса второго поколения, основными из которых являлись: повышение эффективности стрельбы; разработка более совершенных средств опознавания воздушных целей, оповещения и управления огнем; увеличение размеров зоны поражения; повышение помехозащищенности от тепловых помех; обеспечение стрельбы в ночных условиях; расширение диапазона условий боевого применения.

Эти предложения в значительной степени были учтены при разработке отечественного ПЗРК второго поколения – «Игла» и «Игла-1» (см. «Гроза низколетящей авиации»).


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru