Крылатая ракета большой дальности Х-101 (Х-102) – оружие возмездия

© 2015, www.otvaga2004.ru, текст

 

17 ноября 2015 года Воздушно-космические силы России впервые применили самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 стратегической авиации, которые нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по объектам террористов «Исламского государства» в Сирии. Боевое применение авиационных крылатых ракет большой дальности Х-555 и Х-101 стало поворотной точкой в военной антитеррористической операции, как до этого было с применением аналогичных ракет морского базирования «Калибр». Как сообщил представитель Минобороны РФ, с 5:00 до 5:30 утра по московскому времени 12-ю дальними бомбардировщиками Ту-22М3 были нанесены бомбовые удары по объектам ИГИЛ в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор, а стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС произвели пуски 34-х крылатых ракет воздушного базирования по объектам боевиков в провинциях Идлиб и Алеппо. В ходе первого массированного авиационного удара крылатыми ракетами большой дальности было уничтожено 14 важных целей: пункты управления вооруженными формированиями, склады боеприпасов и других материальных средств, защищенные укрытия, лагеря подготовки боевиков.

В очередной раз Россия заявила о себе, как об одном из ключевых игроков на мировой шахматной доске, получив не только политическое, но и военное преимущество. Боевое применение новейших крылатых ракет в реальных условиях позволит поддерживать боевую готовность стратегической авиации на высоком уровне, а также в значительной мере усовершенствовать это оружие в будущем.  До сего времени характеристики ракеты Х-101 являются секретными, однако информация о ней постоянно циркулирует во всемирной сети и постоянно дополняется новыми сведениями, которые в большей степени являются предположительными.

 

Ракеты Х-101 на револьверной пусковой установке в отсеке вооружения самолета Ту-160
Бомбардировщик Ту-95МС, переоборудованный для испытаний ракет Х-101 (на пилонах под крылом)

 

Разработка новой крылатой ракеты авиационного базирования большой дальности была начата в нашей стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Проектирование велось в МКБ «Радуга» с использованием наработок по стратегической крылатой ракете Х-55, которая была принята на вооружение советской стратегической авиации в 1979 году. При разработке использовались технологии снижения радиолокационной заметности, была значительно увеличена дальность, а кроме того, изначально предусматривались два варианта: Х-101 с обычной боевой часть и Х-102 – с ядерной.

По своей конструкции новая ракета в целом повторяла свою предшественницу с нормальной аэродинамической схемой, но имела более оптимальную форму фюзеляжа, а крылья в транспортном положении складывались снизу под фюзеляжем, а не во внутренние ниши, то есть ракета имела схему низкоплан. В хвостовой части находилось оперение из трех складывающихся плоскостей и складной обтекаемый кок. Двигатель представляет собой малогабаритный ТРДД (возможно РД-95ТМ-300) с тягой 360 кг, который после старта выдвигается снизу в хвостовой части из ниши в фюзеляже, как на Х-55.

Бортовая система управления ракеты имеет высокоточную инерциальную систему с коррекцией по заложенным в память БЦВМ цифровым картам рельефа местности и спутниковой навигацией. При этом сообщалось, что и в отличие от радиолокационного высотомера на Х-55, ракета Х-101 (Х-102) оборудована более точным оптико-электронным лазерным высотомером. В зависимости от профиля полета и заданной дальности, ракета может лететь как на высоте 6 км, так и у самой земли — 30-70 м, огибая рельеф местности и обходя заранее разведанные зоны ПВО противника. Для наведения на цель на конечном этапе устанавливается телевизионная система «Спрут» либо радиолокационная ГСН.

Обычная (неядерная) боевая часть может быть осколочно-фугасной, фугасной, объемно-детонирующей или кассетной. С ее помощью можно уничтожать как открыто расположенные, так и высокозащищенные объекты противника, в том числе заглубленные бункеры. Специальная (ядерная) боевая часть имеет мощность 250 кт.

 

Бомбардировщик Ту-95МС с крылатыми ракетами Х-101 на испытаниях

 

В 1995 г. разработка ракеты была завершена и начато ее опытное производство для испытаний. Первые пуски прототипов Х-101 производились с переоборудованного бомбардировщика Ту-95МС в 1998 г. в Ахтубинске. Самолет мог нести под крылом на пилонах до 8 ракет. Испытания продолжились в 1999 и в 2000 годах, после чего было начато серийное производство ракет на заводе в Смоленске с декабря 2002 г. Тогда же было запланировано начать переоборудование строевых бомбардировщиков-носителей до уровня Ту-95МСМ с возможностью нести 6 ракет на внутренней револьверной установке и еще 8 ракет на четырех пилонах под крылом. Помимо этого, ракеты Х-101 и Х-102 должны были нести модернизированные самолеты Ту-160 (до 12 штук в двух отсеках вооружения на револьверных установках), а также модернизированные Ту-22М5 (до 4 штук под крылом и во внутреннем отсеке).

По некоторым данным принятие на вооружение новых ракет состоялось в 2013 г. уже после развертывания их серийного производства, начатого в 2011 г. За счет высочайшей точности (1-5 метров) и большой дальности (по разным оценкам до 3500 км) ракета Х-101 даже с обычной боевой частью способна решать не только тактические, но и стратегические задачи. Сообщалось также о разработке с 2000 г. ракеты средней дальности Х-СД с использованием готовых технических решений Х-101, с такой же системой управления, но с уменьшенными габаритами и дальностью стрельбы.

 

 

 


Предположительные характеристики

крылатой ракеты большой дальности Х-101 (Х-102)

 

Стартовая масса, кг

2200…2400

Масса БЧ, кг

400

Тип снаряжения БЧ

обычная или ядерная

Дальность стрельбы, км

3000…3500

Скорость максимальная, м/с

250…270

Скорость крейсерская, м/с

190…200

Основные размерения, мм:

 

- длина

~7600

- размах крыла

~4400

- ширина корпуса

~750

Площадь ЭПР, кв.м

~0.01

Высота полета, м:

 

- минимальная

30…70

- максимальная маршевая

6000

Бортовая система управления

Автономная, инерциальная с коррекцией по рельефу местности от лазерного высотомера и системы спутниковой навигации

Наведение на конечном участке – телевизионная или радиолокационная ГСН

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru