17 ноября 2015 года Воздушно-космические силы России впервые применили самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 стратегической авиации, которые нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по объектам террористов «Исламского государства» в Сирии. Боевое применение авиационных крылатых ракет большой дальности Х-555 и Х-101 стало поворотной точкой в военной антитеррористической операции, как до этого было с применением аналогичных ракет морского базирования «Калибр». Как сообщил представитель Минобороны РФ, с 5:00 до 5:30 утра по московскому времени 12-ю дальними бомбардировщиками Ту-22М3 были нанесены бомбовые удары по объектам ИГИЛ в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор, а стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС произвели пуски 34-х крылатых ракет воздушного базирования по объектам боевиков в провинциях Идлиб и Алеппо. В ходе первого массированного авиационного удара крылатыми ракетами большой дальности было уничтожено 14 важных целей: пункты управления вооруженными формированиями, склады боеприпасов и других материальных средств, защищенные укрытия, лагеря подготовки боевиков.
В очередной раз Россия заявила о себе, как об одном из ключевых игроков на мировой шахматной доске, получив не только политическое, но и военное преимущество. Боевое применение новейших крылатых ракет в реальных условиях позволит поддерживать боевую готовность стратегической авиации на высоком уровне, а также в значительной мере усовершенствовать это оружие в будущем. До сего времени характеристики ракеты Х-101 являются секретными, однако информация о ней постоянно циркулирует во всемирной сети и постоянно дополняется новыми сведениями, которые в большей степени являются предположительными.
Ракеты Х-101 на револьверной пусковой установке в отсеке вооружения самолета Ту-160 | |||
Бомбардировщик Ту-95МС, переоборудованный для испытаний ракет Х-101 (на пилонах под крылом) |
Разработка новой крылатой ракеты авиационного базирования большой дальности была начата в нашей стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Проектирование велось в МКБ «Радуга» с использованием наработок по стратегической крылатой ракете Х-55, которая была принята на вооружение советской стратегической авиации в 1979 году. При разработке использовались технологии снижения радиолокационной заметности, была значительно увеличена дальность, а кроме того, изначально предусматривались два варианта: Х-101 с обычной боевой часть и Х-102 – с ядерной.
По своей конструкции новая ракета в целом повторяла свою предшественницу с нормальной аэродинамической схемой, но имела более оптимальную форму фюзеляжа, а крылья в транспортном положении складывались снизу под фюзеляжем, а не во внутренние ниши, то есть ракета имела схему низкоплан. В хвостовой части находилось оперение из трех складывающихся плоскостей и складной обтекаемый кок. Двигатель представляет собой малогабаритный ТРДД (возможно РД-95ТМ-300) с тягой 360 кг, который после старта выдвигается снизу в хвостовой части из ниши в фюзеляже, как на Х-55.
Бортовая система управления ракеты имеет высокоточную инерциальную систему с коррекцией по заложенным в память БЦВМ цифровым картам рельефа местности и спутниковой навигацией. При этом сообщалось, что и в отличие от радиолокационного высотомера на Х-55, ракета Х-101 (Х-102) оборудована более точным оптико-электронным лазерным высотомером. В зависимости от профиля полета и заданной дальности, ракета может лететь как на высоте 6 км, так и у самой земли — 30-70 м, огибая рельеф местности и обходя заранее разведанные зоны ПВО противника. Для наведения на цель на конечном этапе устанавливается телевизионная система «Спрут» либо радиолокационная ГСН.
Обычная (неядерная) боевая часть может быть осколочно-фугасной, фугасной, объемно-детонирующей или кассетной. С ее помощью можно уничтожать как открыто расположенные, так и высокозащищенные объекты противника, в том числе заглубленные бункеры. Специальная (ядерная) боевая часть имеет мощность 250 кт.
Бомбардировщик Ту-95МС с крылатыми ракетами Х-101 на испытаниях |
В 1995 г. разработка ракеты была завершена и начато ее опытное производство для испытаний. Первые пуски прототипов Х-101 производились с переоборудованного бомбардировщика Ту-95МС в 1998 г. в Ахтубинске. Самолет мог нести под крылом на пилонах до 8 ракет. Испытания продолжились в 1999 и в 2000 годах, после чего было начато серийное производство ракет на заводе в Смоленске с декабря 2002 г. Тогда же было запланировано начать переоборудование строевых бомбардировщиков-носителей до уровня Ту-95МСМ с возможностью нести 6 ракет на внутренней револьверной установке и еще 8 ракет на четырех пилонах под крылом. Помимо этого, ракеты Х-101 и Х-102 должны были нести модернизированные самолеты Ту-160 (до 12 штук в двух отсеках вооружения на револьверных установках), а также модернизированные Ту-22М5 (до 4 штук под крылом и во внутреннем отсеке).
По некоторым данным принятие на вооружение новых ракет состоялось в 2013 г. уже после развертывания их серийного производства, начатого в 2011 г. За счет высочайшей точности (1-5 метров) и большой дальности (по разным оценкам до 3500 км) ракета Х-101 даже с обычной боевой частью способна решать не только тактические, но и стратегические задачи. Сообщалось также о разработке с 2000 г. ракеты средней дальности Х-СД с использованием готовых технических решений Х-101, с такой же системой управления, но с уменьшенными габаритами и дальностью стрельбы.
Предположительные характеристики
крылатой ракеты большой дальности Х-101 (Х-102)
Стартовая масса, кг |
2200…2400 |
Масса БЧ, кг |
400 |
Тип снаряжения БЧ |
обычная или ядерная |
Дальность стрельбы, км |
3000…3500 |
Скорость максимальная, м/с |
250…270 |
Скорость крейсерская, м/с |
190…200 |
Основные размерения, мм: |
|
- длина |
~7600 |
- размах крыла |
~4400 |
- ширина корпуса |
~750 |
Площадь ЭПР, кв.м |
~0.01 |
Высота полета, м: |
|
- минимальная |
30…70 |
- максимальная маршевая |
6000 |
Бортовая система управления |
Автономная, инерциальная с коррекцией по рельефу местности от лазерного высотомера и системы спутниковой навигации Наведение на конечном участке – телевизионная или радиолокационная ГСН |