Атака из поднебесья. Обзор современных боевых и разведывательно-ударных БЛА. Часть 5

Леонид Владимиров
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» 5-2011

<<< См. предыдущую часть


 

 

Индийский проект

 

Осуществляют работы по созданию вооруженных вариантов БЛА и индийские военные. Первым опытом в данной области призвана стать эксплуатация нескольких БЛА – барражирующих боеприпасов типа «Хароп» или «Гарпия» (о них – чуть ниже), контракт на приобретение которых, был подписан с израильской компанией «IAI» некоторое время назад (точное количество приобретаемых «гарпий» и сумма контракта сторонами не раскрываются). Кроме того, согласно обнародованной официальными представителями Минобороны Индии информации, в настоящее время национальным военно-промышленным комплексом, при активном участии зарубежных специалистов, ведутся работы по созданию боевого беспилотного летательного аппарата – в соответствии с тактико-техническим заданием, как утверждается в индийских специализированных СМИ, выданным Минобороны Индии. Необходимость в создании ББЛА силами индийского военно-промышленного комплекса обусловлена военно-политическим руководством Индии тем, что при существующих ограничениях в области международной торговли вооружениями и военной техникой, вряд ли будет возможно найти страну или компанию, которая согласится продать и тем более – передать технологию производства боевых беспилотных летательных аппаратов.

Главным исполнителем работ по перспективному ББЛА является Агентство аэрокосмических исследований Индии (Aeronautical Development Agency, структурно входит в состав Организации по оборонным исследованиям и разработкам – DRDO), система управления и комплект БРЭО разрабатывается совместно с Лабораторией по прикладной военной электронике (Defense Electronic Application Laboratory). Также сообщается, что в рамках работы над данным ББЛА, получившим пока рабочее название AURA (Autonomous Unmanned Research Aircraft – «Автономный опытный беспилотный летательный аппарат»), индийские инженеры намереваются активно применять наработки, полученные в рамках создания первого национального истребителя «Теджас» (LCA), а также широко применить в его конструкции композиционные материалы и технологии малозаметности.

Интересно, что сами представители организации-разработчика описывают перспективный БЛА как «высокоскоростной беспилотный летательный аппарат – разведчик, обладающий возможностью нести на борту вооружение и применять его в целях самообороны и для поражения различных объектов противника». Так, например, в ноябре 2009 года В. К. Сарасват, советник по научным вопросам министра обороны Индии, заявил в интервью журналистам ряда индийских СМИ, что индийская промышленность и военные в ближайшее время активизируют работы «по созданию боевого беспилотного летательного аппарата, который сможет не только вести разведку и наблюдение, но и осуществлять поиск определенных целей противника с последующим их уничтожением бортовым оружием». Кроме того, двумя годами ранее один из бывших руководителей индийской Организации по оборонным исследованиям и разработкам подчеркивал, что индийский перспективный боевой БЛА будет представлять собой аппарат, построенный по схеме «летающее крыло», иметь внутренние отсеки для различного вооружения и оснащаться турбореактивным двигателем. Впрочем, создание подобного ББЛА для индийского военно-промышленного комплекса – это дело даже не завтрашнего дня.

Важное внимание созданию разведывательно-ударных и ударных БЛА уделяет и в Китае. Так, на прошедшей в июне 2011 года в Ле Бурже авиационной выставке на стенде Корпорации авиационной промышленности Китая («AVIC») демонстрировалась модель БЛА «Wing-Loong», внешний вид которого как две капли воды похож на американский БЛА семейства «Предейтор», разве что на рекламной листовке под крылом на пилонах были показаны не по три, а всего по одной ракете «воздух – поверхность». Летно-технические характеристики БЛА: длина – 9,05 м; высота -2,77 м; размах крыла – 14,0 м; максимальная взлетная масса-1100 кг, максимальная масса топлива и полезной нагрузки – 300 кг и 200 кг соответственно, максимальная скорость полета – 280 км/час, максимальный потолок – 5000 м, максимальная дальность – 4000 км.

Другой вариант разведывательно-ударного «беспилотника» создан китайскими специалистами на базе крылатой ракеты воздушного базирования и получил обозначение WJ-600. Разработчиком аппарата выступила Аэрокосмическая научно-промышленная корпорация Китая («China Aerospace Science and Industry Corp.» или «CASIC»). Данный «беспилотник» способен, по заявлению разработчиков, решать равно эффективно задачи как поражения важных объектов, так и ведения разведки и наблюдения с передачей разведданных на наземный (воздушный, корабельный) КП в реальном масштабе времени. В рекламно-информационных материалах заявлена возможность вооружения WJ-600 управляемыми ракетами KD-2 класса «воздух–поверхность» и корректируемыми / управляемыми авиабомбами. Среди целевой нагрузки также заявлены РЛС с синтезированной апертурой луча, станции радио- и радиотехнической разведки и пр.

На выставках в виде моделей и рекламно-информационных материалов также демонстрировались и другие китайские перспективные разведывательно-ударные и ударные БЛА, такие как: «стелс»-БЛА «Дарксворд» (Darksword), «Комбат Игл» (Combat Eagle) с крылом обратной стреловидности, «Тандерболт» (Thunderbolt), ASN-229A, СН-1 и СН-3, а также «Йилонг» (Yilong). Впрочем, информация по китайским БЛА – равно как и по многим другим военным разработкам КНР – крайне скудна и ограничена, а потому однозначно определить, что это за образец – некая реальная проработка или просто «буйная фантазия» рекламно-выставочного отдела той или иной корпорации, невозможно.

 

«Беспилотник-самоубийца»

 

Особняком в классе разведывательно-ударных «беспилотников» стоит БЛА «Хароп» (Нагор) израильской компании «IAI» (Israel Aircraft Industries), который по сути является комбинацией разведывательного БЛА и барражирующего боеприпаса. Данный аппарат был впервые продемонстрирован в начале 2009 года на выставке «Аэро Индия 2009» в южноиндийском Бангалоре и в целом, по словам разработчиков, представляет собой увеличенную и существенно доработанную модификацию противорадиолокационного БЛА «Гарпия» (Harpy). Беспилотный аппарат имеет длину 2,5 м и размах крыла 3,0 м, запускается из транспортно-пускового контейнера наземного или корабельного базирования и способен находиться в воздухе в режиме патрулирования-ожидания до 6 часов. При этом размещенная в носовой части комбинированной оптико-электронная система с ИК-камерой обеспечивает в секторе 360° обнаружение и сопровождение различных объектов, а также выполняет передачу в реальном масштабе времени видеоданных на наземный (корабельный) КП.

Наличие собственной автономной системы обнаружения и целеуказания, по утверждению разработчиков, делает их комплекс полностью независимым от других средств разведки и обеспечивает войска возможностью применять его даже в условиях малознакомой местности и неразведанного театра военных действий. После того как нужная цель обнаружена и опознана, бортовая система управления вырабатывает данные целеуказания, и «Хароп» выходит в атаку на цель, используя свою БЧ массой 23 кг. Имеется два режима атаки: по командам оператора или же самонаведение на источник радиоизлучения. Управление действиями боеприпаса осуществляется оператором наземного КП практически на всех этапах – благодаря этому боевой расчет может прекратить атаку, и аппарат вернется в режим патрулирования-ожидания, или же перенацелить его.

К настоящему времени компания «IAI» уже заключила контракт с Индией на поставку 10 «беспилотников» данного типа объявленной стоимостью около 100 млн. долларов. Кроме того, по утверждению представителей компании, сегодня уже завершены переговоры с руководством МО Германии о возможности адаптации комплекса «Хароп» под местные требования и уже даже начаты работы с немецкой компанией «Рейнметал Дефенс», определенной главным подрядчиком по программе (по некоторым данным, в сентябре 2009 года Бундесвер подписал контракт на некоторое количество данных БЛА).

В октябре 2005 года европейская компания «MBDA» предлагала данный БЛА под обозначением «Уайт Хок» (White Hawk) руководству МО Великобритании в рамках программы LMCD (Loitering Munition Capability Demonstration), известной также как «Файр Шэдоу» (Fire Shadow). «Хароп» оказался в числе кандидатов-финалистов, но затем британское Минобороны решило отдать подряд британскому производителю.

 

Беспилотник-истребитель

 

Самой амбициозной задачей в обозримой перспективе является создание БЛА, предназначенного для завоевания господства в воздухе. Хотя, как представляется, это единственная на сегодня и как минимум на ближнесрочную перспективу задача, для решения которой применение БЛА нецелесообразно – при текущем уровне развития последние не смогут противостоять даже легкому истребителю или штурмовику.

Однако работы по теме беспилотных истребителей-штурмовиков, или как их еще называют беспилотные боевые самолеты, уже идут в полном разгаре в ряде ведущих стран мира, тогда как официальный представитель американского Агентства по перспективным оборонным разработкам (DARPA) сообщил в 2010 году, что данная организация уже завершает создание новых БЛА-истребителей (проект «Перегрин – Киллер БЛА»), которые будут способны «решать задачи по уничтожению себе подобных – других беспилотных летательных аппаратов различного назначения». Один же из самых заслуженных летчиков-истребителей авиации ВМС США Томас Кэссиди (Thomas Cassidy), занимавший до марта 2010 года пост старшего исполнительного директора компании «Дженерал Атомикс», разрабатывающего и производящего БЛА семейства «Предейтор» / «Рипер», заявил буквально следующее: «Я хочу однажды увидеть «Предейтор», на борту которого будут нанесены значки побед над «МиГами», и я уверен, что в скором времени так и будет». Комментарии, как говорится, излишни.

Причем попытки использования БЛА в целях борьбы с авиацией противника Пентагон предпринимал еще в 1960-70-х годах. Так, например, 25 января – 28 апреля 1971 года по заказу ВМС США часть БЛА BQM-34A была переоборудована в беспилотные средства для повышения летного мастерства летчиков авианосной авиации ВМС США (модифицированные аппараты получили обозначение Maneuverability Augmentation System for Tactical Air Combat Simulation или MASTACS) и предназначались для использования в процессе учебно-боевой подготовки в созданной в 1969 году на военно-воздушной базе ВМС США Мирамар, штат Калифорния, специальной летной школе «Топ Ган» (Top Gun), известной отечественному читателю по одноименному фильму с Томом Крузом в главной роли.

Первое испытание, в котором новый БЛА выступал против двух истребителей-бомбардировщиков F4 «Фантом» авиации ВМС США, состоялось 10 мая 1971 года в районе острова Санта-Каталина у побережья Калифорнии. «Беспилотник» был вооружен УР «Сайдуиндер» с тепловой ГСН и УР «Спарроу» с радиолокационной ГСН. Запуск БЛА выполнялся с наземной ПУ, после чего летчики «фантомов» пошли на сближение и вступили в схватку с роботом-истребителем, причем никаких ограничений американским пилотам не ставилось – они должны были действовать как в реальном бою. Описание боя, которое можно найти в американской литературе, весьма примечательно – при первой же попытке сблизиться и атаковать «беспилотник» летчики оплошали и через несколько секунд сами уже оказались в роли жертвы, поскольку «Файрби», выполнив стремительный маневр, зашел им в хвост. Летчики-истребители уклонились от атаки и сами выпустили ракеты, но добиться попаданий не сумели!

Другой вариант «беспилотника-истребителя» – это создаваемый на средства Агентства по перспективным оборонным разработкам (DARPA) аппарат «Перегрин UAV Киллер» (Peregrine UAV Killer, что можно перевести как «Перегрин – убийца БЛА», a «peregrine» – это сокол-сапсан). Еще в 2006 году DARPA выделило на поисковые работы по данному проекту 11 млн. долларов, задача перспективного БЛА – барражирование в назначенном районе и поиск вражеских «беспилотников», с последующим их уничтожением.

 

«Скат» почти не виден

 

И, наконец, о России. Несмотря на то, что еще в 1980-х годах в нашей стране велись работы по перспективному разведывательному/разведывательно-ударному БЛА – речь о туполевском КБ и его БЛА Ту-300 (также «изделие 300» или «Коршун») взлетной массой порядка 3-3,5 тонн для фронтового беспилотного авиационного комплекса «Строй-Ф», то к началу нового века российская «оборонка» в данной области отстала от ведущих зарубежных стран, можно сказать, на целое поколение. Туполевский же «Коршун», демонстрировавшийся в 1990-е годы на российском авиасалоне МАКС, похоже, даже несмотря на заявления о «реанимации проекта», вероятнее всего будущего не имеет. По крайней мере, в варианте разведывательно-ударного БЛА.

Неопределенной осталась и судьба проекта боевого БЛА разработки ОКБ им. А.С. Яковлева, который получил рабочее обозначение «Прорыв» и позиционировавшийся в классе 10-тонников (впервые подробная информация о данной программе появилась за подписью главного конструктора ОКБ им. А.С. Яковлева Юрия Янкевича в марте 2006 года в журнале «Полет», приуроченном к 100-летию А.С. Яковлева). В частности, в рамках единой БАС планировалось создать боевой БЛА «Прорыв-У», разведывательный БЛА «Прорыв-Р» и БЛА радиолокационного дозора «Прорыв-РЛД» (варианты БЛА были унифицированы на 60-70%, последние два БЛА отличались от боевого целевой нагрузкой, крылом большого удлинения и конструкцией хвостового оперения). Причем в целях снижения стоимости и сокращения сроков разработки намечалось использовать отработанные на УБС Як-130 отдельные системы и агрегаты, в первую очередь двигатель, систему дистанционного управления, другие самолетные системы и БРЭО (заявлялась степень унификации БЛА и УБС на уровне 40%).

Боевой БЛА строился по малозаметной схеме летающего крыла без хвостового оперения, с внутренним размещением боевой нагрузки и одним двигателем с воздухозаборником в верхней головной части фюзеляжа, а основные ЛТХ аппарата были следующими: взлетная масса – 10000 кг, масса полезной нагрузки – 1000-3000 кг, максимальная скорость – 1100 км/ч, практический потолок – 16000 м, продолжительность полета – около 6 часов. Примечательно, что в 2005 году было объявлено о заключении соглашения с итальянской компанией «Алениа Эрмакки» (группа компаний «Финмекканика») соглашения по вопросу совместных работ по перспективным БАС, а на авиашоу в Ле Бурже в 2007 году занимавший тогда пост президента Корпорации «Иркут» и генерального директора входящего в нее ОКБ им. А.С. Яковлева Олег Демченко официально подтвердил, что стороны уже приступают к практическим работам в этом направлении: «Два года назад мы с итальянскими компаниями «Финмекканика» и «Алениа» подписали соглашение о создании на базе Як-130 беспилотного летательного аппарата. На сегодняшний день уже получены все разрешительные документы от министерств обороны России и Италии. Сейчас начинается практическая работа по реализации этого проекта». Впрочем, в последующем новой информации о данной программе не поступало – в том числе и потому, что российское Минобороны долго не могло определиться с тем, нужны ли ему «большие» БЛА и если да – то какие именно. По этой же причине – отсутствие интереса со стороны единственного заказчика – затормозилась и программа создания разведывательно-ударного комплекса «Дань-БАРУК» взлетной массой около 500 кг – данным проектом занималось казанское ОКБ «Сокол».

Впрочем, самым амбициозным проектом – вне всякого сомнения – стал боевой БЛА типа «Скат», презентация которого компанией-разработчиком, РСК «МиГ», состоялась в рамках проведения авиакосмического салона МАКС-2007. Данный аппарат выполнен по малозаметной схеме «летающее крыло» без хвостового оперения, значительная часть конструкции БЛА выполнена из композитов. Несущий корпус аппарата в плане представляет собой треугольник с углом стреловидности по передним кромкам около 54°, аналогичную стреловидность имеют выполненные с нулевым сужением консоли крыла со срезанными под 90° к передней и задним кромкам законцовками. По оценке экспертов, конструкция БЛА типа «Скат» позволяет существенно снизить радиолокационную заметность аппарата.

Крыло – с многофункциональными отклоняемыми поверхностями по задней кромке (управление по крену, тангажу и курсу, плюс аэродинамическое торможение). Кроме того, дополнительные управляющие поверхности размещены на прифюзеляжных частях центроплана (имеют обратную стреловидность по задней кромке порядка 54°). Шасси – самолетного типа, трехопорное, убирающееся, с одним колесом на каждой стойке: передняя стойка убирается назад по полету в отсек корпуса под воздушным каналом двигателя, основные стойки убираются в ниши центроплана.

Силовая установка включает один ТРДД РД-5000Б тягой 5040 кгс, имеющий плоское сопло, а нерегулируемый воздухозаборник расположен вверху носовой части БЛА. Для целевой нагрузки массой около 2000 кг, включая вооружение (на презентации рядом были разложены УР «воздух–РЛС» Х-31П и КАБ КАБ-500Кр), имеются два внутрифюзеляжных отсека – по бокам самой силовой установки аппарата – каждый на одну УР или КАБ калибра 250-500 кг (длина отсека – 4,4 м, ширина – 0,65 м, высота – 0,75 м).

Основные ЛТХ «беспилотника» типа «Скат» заявлены следующие: длина – 10,25 м, размах крыла – 11,5 м, высота – 2,7 м, максимальная взлетная масса – 10000 кг, максимальная скорость полета у земли – 800 км/ч, максимальное число М – около 0,8, практический потолок – 12000 км, дальность полета – 4000 км.

В рамках программы испытаний планировалось создать как беспилотный вариант «Скат-Д», так и пилотируемый «Скат-ПД»,– в целях более эффективной отработки всех элементов конструкции и бортовых систем и БРЭО аппарата. Среди участников программы в 2007 году значились: ЦАГИ (проверка аэродинамической компоновки БЛА), 2-й ЦНИИ МО России; Концерн радиостроения «Вега»; ГосНИИАС; ОАО «Климов»; Тушинское МКБ «Союз»; ММП им. В.В. Чернышева (все три – силовая установка); ОКБ «Русская авионика» (БРЭО); а также ЗАО «Хиус» (изготовление композитных элементов конструкции БЛА).

В целом, представленный демонстратор БЛА типа «Скат» выглядел неплохо – на уровне лучших зарубежных разработок в данном сегменте, однако на сегодня статус программы не совсем ясен. По словам представителей компании-разработчика, работы в области создания разведывательно-ударных БАС ведутся, но какой вариант будет получен на выходе пока не совсем ясно и будет зависеть, как представляется, от позиции, которую займет руководство Минобороны России, пока что определившееся с тем, что «беспилотники» будут переданы обратно в ВВС, и с закупкой ряда аппаратов зарубежного и российского производства. В каком направлении работы здесь пойдут в России дальше – не берутся предсказывать даже самые информированные и «смелые» эксперты.

 

Заключение

 

Подводя итог нашему небольшому обзору, можно сделать вывод о том, что в последнее время БЛА все активнее вытесняют традиционные пилотируемые самолеты и вертолеты из различных сфер боевого применения авиации, чему способствует целый ряд обстоятельств: более высокая живучесть БЛА (вследствие меньшей заметности в радиолокационном, инфракрасном, оптическом и акустическом диапазонах); большая продолжительность полета – исчисляется на сегодня уже сутками; меньшая – по сравнению с пилотируемыми ЛА – вероятность обнаружения и поражения средствами ПВО противника; достаточно высокая эффективность устанавливаемой на БЛА бортовой радиоэлектронной и целевой аппаратуры; способность осуществлять контролируемый безопасный полет на предельно малых высотах (порой недоступных для пилотируемых ЛА); возможность нахождения в высокой степени боевой (оперативной) готовности практически неограниченное время, а также существенно меньшая стоимость разработки, серийного производства и войсковой эксплуатации БЛА и подготовки операторов наземных или иных КП.

Высокая «конкурентоспособность» БЛА военного назначения обеспечивается также за счет более широкого применения при их разработке и производстве новейших достижений в различных областях науки и техники, таких как микроэлектроника, двигателестроение, композиционные материалы, средства связи и навигации и т.п. Кроме того, на всех крупных БЛА сегодня стоят современные высокоэффективные оптико-электронные, инфракрасные и радиолокационные средства, системы картографирования местности и распознавания целей (объектов), а также системы выдачи данных целеуказания на комплексы оружия.

Дальнейшее развитие разведывательно-ударных и ударных (боевых) БЛА, как представляется, будет осуществляться в направлении расширения их боевых возможностей, повышения массы и разнообразия полезной нагрузки, расширения их возможностей по базированию – создание ударных БЛА корабельного базирования, развитие линейки барражирующих БЛА-«смертников» и т.п.

Примечательно, что применительно к ВС США наиболее активным сторонником развития крупных ударных БЛА стали ВМС, а не Армия или ВВС, которые пока удовлетворяются БЛА семейства «Грей Игл» / «Предейтор» / «Рипер». Адмиралы также продвигают и идею создания неких беспилотных аналогов современным истребителям-бомбардировщикам (тактическим истребителям). Так, еще на Международном симпозиуме Североамериканской ассоциации по беспилотным системам, проводившемся в 2008 году в городе Сан-Диего, были обнародованы результаты внутриведомственного аналитического исследования, задачей которого являлось определение будущего облика авианосной авиации ВМС США. Главный вывод экспертов – к 2025 году на замену семейству истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет», а также перспективному F-35 должен прийти уже беспилотный истребительно-бомбардировочный авиационный комплекс палубного базирования с рабочим обозначением F/A-XX.

Согласно проведенному моделированию операций авианосной группы, имеющей в составе авиакрыла пилотируемые и беспилотные ЛА, выяснилось, что БЛА F/A-XX, создание которых пока планируется на базе Х-47В, в целом ряде случаев смогут находиться в назначенном районе в 20 раз дольше, чем традиционный пилотируемый истребитель-бомбардировщик. Например, если продолжительность полета пилотируемого ЛА данного класса, исходя из физиологических и физических свойств человеческого организма пилотов, составит в среднем 10 часов, аналогичный показатель для БЛА Х-47В – с условием его дозаправки в полете – превысит 50 часов.

Впрочем, при современном уровне развития систем обнаружения и распознавания объектов бортовые системы управления разведывательно-ударными БЛА все же еще не способны в автономном режиме полноценно и с высокой точностью осуществить определение степени опасности различных выявленных целей (объектов) противника, выбор цели и принятие решения о целесообразности и времени ее атаки. Кроме того, если допоиск и атака стационарной цели по заранее разведанным координатам производится сегодня ударными или разведывательно-ударными БЛА с достаточно высокой степенью эффективности, то в случае если в ходе боя или в процессе спецоперации происходит непредвиденное изменение тактической обстановки, бортовая система управления современных ударных БЛА оказывается все еще не способна самостоятельно оперативно принимать адекватные решения, требуя вмешательства оператора – человеческий мозг все еще остается одним из «средств» ведения войны на современном этапе.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru