ВЫСТАВКИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ. ЧАСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТО, КАК ОНО БЫЛО

Алексей Хлопотов (Gur Khan)
Специально для «Отваги»
2005 г.

 

Идея проведения выставок вооружения на уральской земле родилась у двух «генералов» уральского ВПК в 1998 году. Этими людьми были гендиректор производственного объединения «Уралвагонзавод» Николай Александрович Малых и директор Нижнетагильского института испытания металлов Руденко Валерий Лукич. Для первого это было решением вопроса о достойной презентации выпускаемой на УВЗ бронетанковой техники, для второго – спасение предприятия от банального банкротства.

В то время шла подготовка контракта с Индией на поставку туда партии танков Т-90С. В ходе проводимых мероприятий в феврале 1998 года состоялся один из первых натурных показов машины индийской стороне. Для показа была выбрана территория полигона принадлежащего НТИИМу. Морозы в те дни стояли под 30? с гаком. Индусских военных и промышленных бонз обрядили в российские армейские куртки на меху, традиционные солдатские шапки-ушанки и настоящие уральские пимы (по-русски – валенки). Валенки для дорогих гостей естественно были абсолютно нулячие: не ношенные, не растоптанные и не подшитые. А так как в таком виде подошва их представляет собой нечто полусферическое, то весьма прикольно было глядеть, как у смуглолицых дяденек разъезжались в них ноги по льду. Кроме того, традиционное отечественное гостеприимство требует непременно хорошо накормить и напоить гостя, апосля чего, последнему, завсегда бывает нужно (ну все мы человеки!) справить естественную потребность  в облегчении. А где это сделать высокопоставленному теплолюбивому чиновнику среди российских снегов да еще в такой мороз? Ясно что  «комфорт» под елочкой его мало устроит! С этой проблемой тогда как-то справились, но задуматься на будущее было над чем! Идея построить здесь современный выставочный комплекс для демонстрации возможностей отечественных производителей напросилась сама собой. С этого все и началось…

Волею судьбы вашему покорному слуге довелось принимать участие в различных качествах в подготовке и проведении всех выставок вооружения прошедших на уральской земле с 1999года. Благодаря ним я познакомился, общался и просто виделся со многими интереснейшими людьми. Это были и высокие чиновники («ВВП», Степашин, Примаков,  Миронов, Жириновский), военные всех мастей и званий (в плоть до министров обороны и начальников генштаба), «супостатские шпиёны» в виде военных атташе  и «скромных» инженеров из  НОРИНКО и Стивом Залогой («Степан Иваныч») иже с ними, нашими конструкторами от самых простых до самых главных (Калашников, Карцев, Томашов), журналистами и фотокорреспондентами (Ильин, Беляев, Скрынников, Афонин). Накопилась масса фотографического и фактического материала, которому надоело уже лежать на пыльных полках. Потому разрешите представить на ваш суд на страницах многоуважаемого сайта «ОТВАГА» малую толику своих накоплений с некоторыми комментариями. Начать же разрешите с крайней выставки 2004 года.

Новинка «мудрецов» КБ Завода №9 из славного града Екатеринбурга — 120-мм гладкоствольная танковая пушка М-393. «Заточена» под Т-62. На кой она ему? Что со 115-мм боеприпасами дефицит??? Ясно, что калибр «вражий», а потому сиё творение планируют предложить к экспорту. Интересно только, вот кого изобретатели видят в качестве потенциального заказчика… Новое афганское правительство хотят на героиновые «бабки» раскрутить, что ли? Или, быть может, какую жаркую африканскую «банановую республику»? Так там и 115-мм ОФС вполне достаточно, недовольных граждан разгонять. А 120-мм ОФС в природе вроде бы как нет… Кому нужна мощь 120-мм БПСа? Сирии с Египтом??? А кто им современный БПС даст? Нам опять его разработку-производство налаживать? А если б и дали Штаты, вдруг с дуба рухнув, сирийцам свой хваленый М829А3, то что бы они с ним делать стали без нормальной СУО? А за СУО потянется и защита, и двигатель, и т.д. и т.п. … Проще уж сразу подержанный «Абрамс» прикупить или нулячий Т-90! Вот Египет «Абрамсы» хапнул, Алжир Т-90С вдруг захотел, а Йемен просто наши старые Т-72Б прикупил. Так что не суждено «шестьдесятдвойке» быть модернизированной, и тем более этой 120-мм пушкой! Хотя с точки зрения инженерной эстетики она мне в общем-то нравится… Вот интересно, сколько денег в этот явно провальный проект далеко небогатый заводишко вбухал? От М393 по моему только челябинский «МоделПоинт» что-то поимел, оперативно наладив серийный выпуск в 35 раз уменьшенной ее копии для моделистов-«альтернативщиков». Модель этой пушки появилась буквально через месяц после выставки! Браво малому бизнесу!!! Господин директор «Завода №9, Вы не хотите своих маркетологов уволить? Или уже…

 

«Российская выставка вооружения — Нижний Тагил 2004»

 

Ставшая уже традиционной выставка RussianExpoArms (REA-2004) на уральском полигоне «Старатель» под Нижним Тагилом проходила в этом году с 6 по 10 июля под новым именем. В соответствии с законом о выставочной деятельности в РФ требуется обозначение непременно на русском языке, поэтому новым названием было утверждено следующее – «Российская выставка вооружения — Нижний Тагил 2004». Была ясно видна общая тенденция к экспонированию на РВВ-2004 прежде всего вариантов модернизации уже существующих образцов отечественного производства, в том числе – поставленных за рубеж. Улучшение боевых и эксплуатационных характеристик проводится за счет установки новых систем и расширения возможностей техники, оснащения новыми приборами ночного видения и средствами навигации, разведки и связи, повышения уровня автоматизации. Как и в прежние годы, доминировала тяжелая гусеничная, артиллерийская и ракетная техника уральских предприятий.

 

Наиболее интересные экспонаты этого года

 

Особое значение для специалистов имел показ очередного уральского варианта модернизации самого массового танка современности – Т-72. Выполнив индийский контракт по поставкам танка Т-90С, «Уралвагонзавод» намерен развить успех и продолжить работу, путем участия в тендере на модернизацию парка танков Т-72, объявленный той же Индией. К сожалению, фантазия разработчиков в области наименования своих машин оставляет желать лучшего, и сильно отличающиеся друг от друга образцы продолжают выставляться  «Уралвагонзаводом» под одним и тем же рабочим названием – Т-72М1 либо Т-72М1М.

М-392. А…. А вот это явно удачная и нужная вещица от той же «девятки»! Сымаю шляпу!!! Из Екатеринбурга в Нижний Тагил ее по федеральной трассе своим ходом перли. Представляете как «утомленные солнцем» «гаишники» на посту ГИБДД под Тагилом прибалдели, когда увидели, ЧТО за «козлом» на прицепе тащится! Им бы палочкой махнуть, да докУменты проверить, а они рты раззявили от удивления! А как очухались — поздно палками махать, «козел» уже далеко тю-тю… Во, блин, бдительность во время войны с терроризмом! Бен Ладен может отдыхать!!! Ну а если без излишнего юмора, то штука эта на редкость легкая, мобильная, в боевом положении очень низенькая, УАЗик ее тащит с легкостью, а как заводчане уверяют, может и «Нивой» буксироваться! При всем при этом, с аппетитом поглощает ВСЕ виды 122-мм боеприпасов! Пригодится любым мобильным силам — от ВДВ до партизан и повстанцев. Особенно хороша для горно-стрелковых частей. Недостаток пока один — несколько дороговата в следствии широкого применения титана и новизны конструкции. Достоинство, компенсирующее выше указанный недостаток — широкая распространенность и дешевизна выстрелов. Подходят к ней выстрела как самые современные, так и Первой Мировой войны образца! Рекомендую!
P.S. (Отдельно для «хозяйственных» прапоров) Колеса у нее пока от УАЗа, но скоро как меня заверили, поставят «Волговские» — сечёте где халява зарыта будет?!

Это уже не первая попытка заинтересовать потенциальных покупателей. Ранее предлагался Т-72М1 полностью унифицированный по комплексу вооружения, СУО, двигателю, ходовой и частично защите с Т-90С и его вариант, оснащенный, кроме всего прочего, даже комплексом активной защиты (КАЗ) «Арена», но машина оказалась покупателям не по карману. Показанный в 2004 более традиционный вариант модернизации, тем не менее, также  предусматривает существенное улучшение базовых характеристик Т-72. Повышение огневой мощи обеспечено установкой 125-мм пушкой 2А46М-2, комплекса управляемого вооружения «Рефлекс», новой системы управления огнем.

Система управления огнем Т-72М1 «Сосна-У» включает в себя многоканальный прицел (с оптическим и тепловизионным каналами, каналом управления ракетой и встроенным лазерным дальномером), электронный цифровой баллистический вычислитель с комплектом датчиков условий стрельбы, стабилизатор танкового вооружения повышенной точности.

Защищенность машины должна повысить новая встроенная динамическая защита «Реликт», специальная система постановки аэрозольных завес «Пурга», новая спутниковая навигационная система и главное – танковая информационно-управляющая система (ТИУС). Возможна установка на танк маскировочного радиопоглощающего покрытия типа «Накидка» (собственно в ней танк и демонстрировался). Как заявлено разработчиками, модернизированная машина в 1,7-2 раза превосходит по уровню боевой эффективности базовый вариант и по многим параметрам приближена к Т-90С.

Вариант «Уралвагонзавода» позиционируется как наиболее рациональный по критерию «эффективность-стоимость». Кроме того, выбор Индией, как основным покупателем российских машин, российского же варианта модернизации позволил бы увеличить степень унификации индийского танкового парка и создать единую систему подготовки экипажей, войскового обслуживания и ремонта техники.

Самый современный танк Российских Вооруженных сил – Т-90С в качестве эталона на выставке нес основную нагрузку в показе боевых возможностей — преодолевал по дну водную преграду (поле вододрома), прыгал с трамплина, стрелял и «преодолевал минное поле» при помощи машин разминирования БМР-3М и разграждения ИМР-2МА.

В роли «внутреннего конкурента» Т-90 также уже привычно выступил Т-80УК. Несмотря на прекращение серийного производства танков на «Омсктрасмаше», сохранившее производственный потенциал омское КБТМ продолжает рекламу Т-80У. Участие Т-80У в показах постепенно становится всего лишь данью традиции, так как лучший танк времен СССР   остановился в своем развитии и постепенно сдает позиции. Ни один из ранее показанных на омских выставках ВТТВ вариантов модернизации Т-80У так и не доведен до серийного производства, а все перспективные заказчики по разным причинам от газотурбинного танка отказываются. Поэтому, видимо показ «восьмидесятки» в наиболее совершенном серийном варианте – Т-80УК производится больше по традиции, «чтобы не забывали».

2А18М-1. Удачная попытка осовременить классику. Принятая на вооружение в начале 1960-х, эта гаубица обладает уникальной баллистикой. Некоторые сложности в работе с ней возникали у плохо тренированных расчетов при досылании снаряда — не происходило «закусывание». На Д-30А1 (2А18М-1) эта проблема решена — установлен полуавтоматический досылатель. Сейчас работа с ней — просто песня!
ОАО «Мотовилихинские заводы» в этом году были представлены чрезвычайно скромно. Из натурных образцов только «Нона-К» в павилионе, а на полигоне стрелял старичёк — «Град» НТИИМа. На фото он спрятался в тенечек перед очередной «работой».

Продолжаются демонстрации возможностей принципиально новой боевой машины поддержки танков БМПТ, предлагаемой «Уралвагонзаводом». Интерес со стороны армии к БМПТ велик, о чем свидетельствует высказанное мнение генерал-полковника С.Маева, до недавнего времени начальника ГАБТУ МО РФ, а ныне – заместителя руководителя Федеральной службы по государственному оборонному заказу, о том, что БМПТ будет включена в структуру танковых войск.

На уральской земле впервые демонстрировался очередной вариант БМП-3М, оснащенный КАЗ «Штора», разумеется, ориентированный на экспорт. Машина представлялась в пустынной окраске и оснащена новой и мощной системой кондиционирования. Образец построен явно в противовес машине, модернизированной в ОАЭ с помощью специалистов ЮАР. «Южно-африканские» БМП-3 перетяжелены и практически потеряли способность плавать, поэтому курганцы включили в показ своей машины действия на плаву и поражали цели прямо с водного пространства вододрома. Выставляемый вариант, в отличие от показанных ранее, не оснащен динамической защитой или КАЗ «Арена». Тем самым производитель показал, что требования к окончательному варианту комплектации машины остаются за заказчиком, а «Курганмашзавод» их обеспечит.

Совместно с курганцами выступала челябинская «Электромашина». Главной изюминкой ее экспозиции стал турбоагрегат автономного питания или ВСУ – вспомогательная силовая установка. ВСУ предназначена для автономного электропитания танков, БМП, САУ. Не секрет, что с совершенствованием СУО возрастает и энергопотребление. ВСУ предназначена для решения этой проблемы. Агрегат выполнен по модульной схеме и легко может монтироваться при модернизации практически на любой образец БТТ – вооружения. В стандартной комплектации он монтируется на левой надгусеничной полке модернизированного танка Т-72М1М. Кроме Т-72 и Т-90, ВСУ сейчас находится в штатной комплектации БМПТ и БМП-3М. Помимо задач собственно энергоснабжения (а выдает он мощность до 6 кВт), ВСУ экономит топливо и ресурс основного двигателя машины на стоянке и одновременно на всех режимах работы служит мощным кондиционером для поддержания оптимальной рабочей температуры и микроклимата внутри машины для экипажа и радиоэлектронного оборудования.

2А45М «Спрут» — 125мм противотанковая самодвижущаяся пушка. Изначально чисто буксируемое орудие 2А45 «Спрут-Б» получило самостоятельную возможность к маневру на поле боя. Баллистика и боеприпасы полностью унифицированы с танковыми. В то время, как некогда великолепная МТ-12 перестала отвечать требованиям по борьбе с танками потенциальных противников, закупок подобного современного оружия не происходит. Очередной и очевидный перекос в сторону ПТРК! Могли бы обладать надежным мощным эффективным противотанковым орудием, но не хотим… На Западе нет противотанковых пушек — и нам не надоть! Очевидно такая логика у Заказчика.

Впервые в этом году появился специальный сектор демонстрации средств поражения мотострелковых подразделений, на котором прошел прекрасно организованный показ огневых возможностей мотострелкового отделения из состава уральской 34 мсд. Отделение, доставленное на БТР прямо к трибунам, сначала, буквально «в упор» показало зрителям свое вооружение, а затем, заняв отлично расположенные относительно трибун демонстрационные позиции, с помощью этого же оружия поразили множество целей различного характера. Впечатление от плотности огня, вспышек разрывов и дымов от пораженных целей соответствует, пожалуй, только работе артиллерии. Сравнение с аналогичными показами на других выставках, несомненно, остается в пользу увиденного на РВВ-2004.

Работа ФГУП «Уралтрансмаш» ведется в направлении совершенствования имеющихся в армии РФ 152-мм САУ до уровня 2С3М2 «Акация» и 2С19М1 «Мста-C» путем оснащения их топопривязкой со спутниковой навигацией и АСУНО. Для инозаказчика, прежде всего Индии и стран Латинской Америки предназначены доведенные до уровня производства 155-мм варианты этих самоходок.

В этом году «Ишимбайтрансмаш» представил самого маленького — ДТ-10. «Малыш» выглядел весьма солидно!
«Газель» на гусеницах». Сможет ли он заменить популярнейший ГТ-С? Навряд-ли! Видимо очередной мертворожденный экспонат. Может кому из «крутых» сгодиться на рыбалку-охоту ездить???
«Мустанг» от Камского автозавода. Его «скачки» по танковой трассе восхищали, изумляли, заставляли замирать сердце. Фотографировать ЭТО так, чтоб ощутили все, без специальной техники и подготовки кадра, по-моему, просто невозможно. Заслуженный «кэмелтрофист» Валерий Чагин, пилотировавший этот грузовик, казалось, вот-вот убьет и себя и машину! Приятно знать, что подобная техника пусть пока еще тоненьким ручейком, но все же течет в нашу Армию.

На выставке состоялся настоящий бенефис ФГУП «Завод номер 9», предложившего целый ряд инициативных разработок. Сенсацией стало компактное 122-мм штурмовое орудие М-392, конкурент известной 120-мм «Ноны-К». Орудие М-392 обладает существенно более мощным боеприпасом и имеет значительный резерв по дальнейшему уменьшению веса конструкции, несмотря на то, что уже сейчас позволяет буксировать себя обычным УАЗ-469. Впервые показана перспективная самодвижущаяся 155-мм пушка-гаубица Д-393 с длиной ствола 39 калибров, способная стрелять любыми боеприпасами НАТО на дальность до 25 км. Двигатель позволяет 6-тонному орудию не только передвигаться без тягача, но и обеспечивает энергетику при развертывании пушки в боевое положение, сокращая его до 1 минуты! И, наконец, предприятие, недавно пережившее банкротство и возрожденное практически заново, предлагает усовершенствовать широко распространенную в мире гаубицу Д-30, оснастив ее досылателем и рядом других улучшений.

Показ автомобильной техники военного, специального и гражданского назначения занял значительную часть программы REA-2004, несмотря на традиционную бронетанковую направленность уральских экспозиций. Для автомобилей повышенной проходимости даже соорудили нарядно оформленную полосу препятствий прямо перед гостевыми трибунами – комбинацию «гребенок», «труб» и «горок», которая портит весь вид с трибун на трассу и особенно донимает фотографов – любителей, мешая съемке.

Как УралАЗ, так и КАМАЗ на сибирских (в Омске) и на уральских (в Нижнем Тагиле) выставках регулярно экспонируют максимальное количество образцов, причем одинаковых колесных формул. Диапазон – от КАМАЗ-4326 и Урал-43206 (4 х 4) до КАМАЗ-63501 и Урал-532301 (8 х 8). Любопытно, что Министерство обороны рассматривает шасси этих производителей не как конкурентов, а как взаимно дополняющие друг друга, по крайней мере, на официальном уровне.

Необходимость подобной защиты транспортных машин стала очевидна еще на горных серпантинах Афгана. Но и сейчас в нашей самой горячей точке — Чечне, таких машин единицы!

 

«Мста» 155-го калибра. Еще одна попытка российской оборонки завоевать индийский рынок вооружений. Калибр — 155 мм (НАТОвский). Модульные заряды. Автоматическая топопривязка. Спутниковая навигация. Все в полном соответствии с последними веяниями артиллерийской моды. Плюс надежная проверенная платформа, во многом унифицированная с основным боевым танком. Чего еще надо…

Для сравнения — классическая 2С19. Не удивляйтесь цветам камуфляжа. У «трансмашевцев» просто заканчивалась краска — со дна бочки на покраску пошел осевший белесый пигмент. Что поделать — наша русская традиция: экономить на копейках и швырять миллионы…
Самоходный миномет 2С4 «Тюльпан». Калибр 240-мм — большой БУМ! Фугасная мина под 130 кило!! Просто восхищаюсь этой техникой!!! Цитирую ностальгические воспоминания одного мл.сержанта 3-го самоходно-минометного дивизиона 346-й бр БМ (Белая церковь.1989 г.) : «…Пусть теперь боятся списанные бэтээры без колес, служащие нам мишенями. Когда фугаска падает рядом, бэтээры летят кувырком. А воронка остается — можно пару трейлеров похоронить.» — без комментариев… Мало осталось таких машин в наших вооруженных силах. Вот и эта — хоть и в полном порядке, но все же экспонат исторического музея НТИИМа.

На автомобильной трассе полигона  в этом году  доминировал КАМАЗ. Особенно запомнилась эффектная «карусель» из нескольких машин различных видов, проходящих поле с трассами одновременно в разных направлениях. Общую программу украшали эффектные рейды и прыжки, которые выделывал прямо среди снующих собратьев КАМАЗ-4911, больше известный как «Париж-Дакар».  Демонстрацию ходовых качеств КАМАЗа-4911 проводил пятикратный чемпион гонок «Париж-Дакар» В.Чагин. Впечатления от подобного показа в ОАЭ были настолько сильны, что была закуплена целая партия таких машин.

Армейские грузовики с бронекабиной – Урал-4320Б (6 х 6) и КАМАЗ-4350 (4 х 4) помогут без потерь проводить армейские транспортные колонны в «горячих точках». Броне-Уралы уже активно используется в Чечне, откуда приходят неплохие отзывы.  Для повышения выживаемости автоколонн снабжения предназначен также показанный в этом году комплект маскировки автоцистерны под обычный грузовик с тентом, так как не секрет, что диверсанты обстреливают автоцистерны в первую очередь из-за их повышенной пожароопасности.

Горьковский автозавод выставил «Русский Хаммер» — ГАЗ-2330 «Тигр» в четырехместном исполнении, но только на стендовом показе. Отказ вывести «Тигра» на трассу пробега представители ГАЗа мотивировали нежеланием подвергать риску состояние лакокрасочного покрытия дорогой машины, однако новый «УАЗик»  эту трассу прошел без проблем, правда, и не показав ничего особенного. Хотя что особенного от него можно на данной трассе увидеть? Форсирование вододрома или прыжок на Луну с танкового трамплина? Это машина внедорожного класса и чудеса она может показывать на специальной трассе вроде «Бронницкого кольца» — где грязь по уши и Хаммеры вязнут! Остается сожалеть что в Тагиле организаторы не предусмотрели подобные препятствия!

Свои варианты модернизации колесной бронетехники семейств БТР-60, -70 и БРДМ-2 привез Арзамасский машиностроительный завод. Уже известные варианты от других производителей, обязательно включают замену устаревших бензиновых двигателей на дизель, однако арзамасская БРДМ, кроме этого, лишилась и дополнительных выдвижных колес. Так как сейчас БРДМ в основном применяется в качестве полицейского броневика или как стационарная огневая точка на блок-постах, снижение проходимости машины по пересеченной местности изготовители посчитали несущественным. Увеличился внутренний объем, а в корпусе появились пониженные боковые двери, облегчающие скрытную посадку и покидание БРДМ. Аналогичные версии БРДМ-2 уже выпускаются в Румынии и Польше.

Бывший филиал ЗИЛа на Урале, ЗАО «АМУР», (или «Автомобили и моторы Урала») активно пытается занять место на рынке автомобилей спецназначения, конкурентом ему в уральском регионе может быть 5-й центральный авторемонтный завод (ЦАРЗ) МО РФ. Кроме этого, ведутся переговоры о начале производства на Урале индийских малотоннажных грузовиков ТАТА.

Порадовали новосибирские приборостроители, начавшие производство комбинированных ночных приборов наблюдения нового поколения. По тактико-техническим характеристикам продемонстрированный комбинированный перископический ночной наблюдательный прибор ТКН-3МК выполнен на уровне лучших мировых стандартов. Он создан с использованием ЭОП поколения «два плюс» на основе отечественных электронно-оптических преобразователей (ЭОП) нового поколения. ТКН-3МК разрабатывался специально для командиров танков, БМП, БТР и САУ. Предназначен для наблюдения за полем боя, ориентирования на местности и целеуказания в дневных и ночных условиях. Обеспечивает работу как в пассивном, так и в активном режиме при подсветке цели инфракрасным осветителем ОУ-3ГК. Опознавание цели через ночную ветвь обеспечивается по всему полю зрения, в то время как в приборах предыдущего поколения ТКН-3 и ТКН-3М уверенное опознавание возможно только в центральной зоне, не превышающей 20% от видимого поля. Для улучшения комфортности работы и обеспечения безопасности личного состава в приборе предусмотрены различные сменные фильтры, обогреватели окуляров и специальная диафрагма ночного канала. Ночной прибор ТКН-3МК конструктивно обеспечен взаимозаменяемостью со своими предшественниками ТКН-3 и ТКН-3М и устанавливается в стандартное посадочное место на объектах бронетанковой техники.

Самоходная пушка-гаубица большой мощности 2С5 «Гиацинт». Еще одно великолепное наследие СССР, еще один экспонат музея НТИИМа. А помнится эта «штучка» в Афгане заработала кличку «Геноцид»…
Раз уж затронули музейную тему — на уральских выставках история и модерн переплетаются очень тесно. Вот еще один восхитительный экземпляр антикварного оружия — 3-х дюймовая горная пушка образца 1867 года. Собственность музея «ЗиК»а — «Завода имени Калинина» город Екатеринбург. «ЗиК» сегодня — это знаменитый ЗРК С-300В. Какой там у них музей! Эстетствующие специалисты в области военной истории просто пальчики бы облизывали от увиденного! Но просто так туды не пущают, и фоткать не дают, увы… Но я там все же БЫЛ!

В продолжение темы оптической и электронной техники  на РВВ-2004 можно отметить и новую разработку Лыткаринского завода  оптического стекла из Подмосковья (ЛЗОС) — комбинированный танковый дневно-ночной прибор наблюдения механика водителя ТВН-10. Он обеспечивает возможность круглосуточного и всепогодного вождения танка за счет использования трех каналов получения информации. Прибор включает в себя призменный канал прямого наблюдения, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы. Прибор малогабаритный и устанавливается на штатные посадочные места таких танков, как Т-72. Тем самым обеспечивается простая и малозатратная возможность модернизации весьма распространенных российских танков до современного уровня. Аналогичный прибор разработан и для легкой бронированной техники.

А этот БэТэР есть пример реставрации «музейного» оружия еще стоящего у нас на вооружении. Собственно модернизация этого БТР-70 заключается в установке нового двигателя от «восьмидесятки» и решением проблем с тем связанным. Для БТР-60 и ранних 70-х это еще и замена башни. Такая «модернизация для бедных» вполне по силам любому ремзаводу и может выполняться в ходе обычных «капиталок».

Приятный сюрприз для зрителей составило участие екатеринбургского клуба «Авторетро», показавшего отреставрированные «Виллис МВ», ГАЗ-А, ГАЗ-АА, «Эмку» и «Победу». Исторические автомобили всегда вызывают особый интерес у зрителей, и РВВ-2004 не была исключением.

Стоит отметить состоявшуюся на выставке презентацию книг о создании Т-72 и связанных этим обстоятельствах. «Уралвагонзавод», ведущий достаточно жесткую полемику с Харьковом о приоритетах (и с Омском и Питером о качественном совершенстве), наконец, сделал собственную версию понимания истории танкостроения в СССР и своей роли в ней. Все вопросы закрыть не удалось, но книги явно станут событием в заинтересованных кругах.

Своеобразие полигона «Старатель» заключается в том, что периоды между выставками сходной тематики, но с разными названиями становятся все короче. Ожидаем 8-10 сентября уральскую выставку-ярмарку железнодорожной и дорожно-строительной техники «Магистраль-2004», а 5-9 июля 2005 года – выставку технических средств «Оборона и Защита 2005». Состав участников уточняется, но присутствие здесь основных производителей колесной и гусеничной техники уже привычно.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru