Боевое применение французских БЛА «Арфан»

Владимир Щербаков
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» №5, 2014

 

За оглушительными в буквальном и переносном смысле успехами американских разведывательно-ударных «беспилотников» семейства «Предейтор»–«Рипер», практически незаметными для широкого круга специалистов остаются эпизоды боевого применения беспилотных авиационных комплексов ряда других стран НАТО. Тех же Великобритании, Германии, Турции или Франции. В данном материале мы постараемся исправить эту несправедливость – по крайней мере, по отношению к последней из указанных стран.

 

В отличие от своих американских коллег, французская армия не может похвастаться таким же богатым опытом практического применения беспилотных авиационных комплексов (БАК) для решения даже задач разведки и наблюдения, не говоря уже о нанесении с помощью беспилотных летательных аппаратов (БЛА) огневых ударов. Да и развитие данного направления авиастроения – создания и серийного производства БАК и БЛА собственной разработки – шло во Франции не так активно, как в тех же Соединенных Штатах или же окруженном плотным кольцом врагов Израиле. В результате, начиная с 1970-х гг., в области поставок беспилотных авиационных средств различного назначения французские военные практически целиком полагались на зарубежные разработки. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что в этом они были далеко не одиноки – так же в целом обстояло дело и в Вооруженных силах (ВС) туманного Альбиона.

По большому счету, первым и единственным образцом беспилотной авиационной техники военного назначения, разработанным полностью силами национальной промышленности (не считая, конечно, воздушных мишеней и крылатых ракет, которые также зачастую причисляют к «беспилотникам»), стал беспилотный летательный аппарат типа R20, созданный компанией «Nord-Aviation» на базе воздушной мишени типа СТ20 и предназначенный для корректировки огня артиллерии. По причине своей низкой технической надежности и постоянных проблем в эксплуатации данный БЛА пробыл на вооружении французских Сухопутных войск весьма недолго – всего четыре года: с 1972 г. по 1976 г.

Следующим БЛА, на который возложили решение задачи по ведению разведки, наблюдения и выдачи данных целеуказания на комплексы оружия (корректировки огня), стал британо-канадский БЛА типа CL-89 «Мидж» (Midge), принятый на вооружение в 1980 г. С ним французские военные участвовали и в операции «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), поскольку быстро выяснилось, что применение в реальном бою, а не на учениях, в качестве разведчиков пилотируемых вертолетов неизбежно приводит к весьма серьезным потерям в технике и, самое главное, в личном составе. Однако после анализа результатов применения данного БЛА в операции на Балканах в феврале–мае 1995 г. командование СВ Франции озаботилось необходимостью принятия на вооружение более современного БЛА-разведчика, который предстояло включить в состав перспективного «разведывательного-целеуказательного-ударного комплекса».

Поскольку своя промышленность ничего подходящего предложить не могла, французским военным пришлось вновь обратиться к зарубежным разработчикам. Выбор пал на израильский БЛА типа RQ-5 «Хантер» (Hunter), созданный израильской компанией «Israel Aerospace Industries» и уже приобретенный к тому времени – в 1989 г. – американскими СВ. Почти одновременно, в 1996 г., в ВС Франции была сформирована «беспилотная» группа 29/664, на которую и легла ответственность за испытания и оценку БЛА типа «Хантер», проводившихся в летно-испытательном центре ВВС Франции в Мон-де-Марсан. Забегая вперед, укажем, что в 2002 г. данное подразделение было преобразовано в экспериментальную эскадрилью БЛА 1/33 «Адур» («Adour»), в 2009 г. – передислоцирована в провинцию Коньяк, а в сентябре 2010 г. – переформирована в «полноценную боевую» эскадрилью 1/33 «Белфор» (1/33 Belfort), которая дислоцируется на 709-й авиабазе ВВС Франции (пров. Коньяк).

Испытания прошли успешно и уже в операции «Союзническая сила» (Operation Allied Force) в Косово в конце 2001 г. французский контингент был оснащен доработанным под требования СВ Франции и интегрированным в их системы связи и управления БЛА такого типа (Париж приобрел только один комплекс). Этот «беспилотник» также использовался для обеспечения безопасности саммита «большой восьмерки» (G8) в Эвиане в 2003 г. Еще через год его сняли с вооружения. В целом результат его эксплуатации французское командование оценило положительно – военные получили первый реальный опыт работы с новейшим, по тем временам, разведывательным БЛА данного класса. Главным же его недостатком была признана недостаточно большая продолжительность полета – всего 10-12 часов.

Следующим на вооружение французской армии поступил рассматриваемый нами БЛА «Арфан» (Harfang), так же как и предыдущий «беспилотник», имеющий израильское происхождение.

 

«Полярная сова» идет на службу

 

Беспилотный летательный аппарат «Арфан», названный «в честь» белой или полярной совы, представляет собой модифицированный под требования ВС Франции вариант БЛА типа «Херон» (Heron), созданного израильской компанией «Israel Aerospace Industries» и относящегося к классу MALE – средневысотные большой продолжительности полета (Medium Altitude, Long Endurance).

БЛА «Херон» был представлен широкому кругу специалистов в 1999 г. и почти сразу к нему проявило интерес командование ВС Франции. В конечном итоге, после длительных переговоров и разработки проекта модернизации данного БЛА при участии концерна EADS был подписан контракт на поставку ВВС Франции партии из четырех аппаратов, которым присвоили обозначение «Арфан», хотя во Франции программа закупки данных «беспилотников» известна как «EAGLE/SIDM», где последняя аббревиатура означает «Systeme Interimaire de Drone MALE», что можно перевести с английского как «промежуточная беспилотная авиационная система класса MALE». Заказанные французскими военными БЛА выпускались серийным производителем – подразделением «Malat» компании «Israel Aerospace Industries», а их доработка под требования ВС Франции проводилась уже специалистами EADS.

9 (по другим данным 11) сентября 2006 г. первый БЛА, имевший на тот момент полную конфигурацию БРЭО, был успешно облетан на испытательном полигоне агентства DGA в Истре. Первая открытая официальная демонстрация нового БЛА состоялся 2-4 октября 2007 г. во время показательного мероприятия на авиабазе Реймс. Впрочем, ввиду задержек, вызванных разными причинами, включая срыв сроков с разработкой и интеграцией на борт БЛА системы спутниковой связи, первый «беспилотник» поступил на вооружение французских Военно-воздушных сил только в июне 2008 г. При этом концерн EADS о завершении опытной эксплуатации и оценочных испытаний, проводившихся на 118-й авиабазе в Мон-де-Марсан, объявил 5 июня.

Следует отметить, что изначально рассматривалась возможность приобретения до 24 аппаратов «Арфан», в результате чего совокупная закупочная стоимость программы могла составить 1,1 млрд. евро, но в конечно итоге было приобретено только четыре БЛА, контракт на последний стоимостью 33,7 млн. евро, а также на третью наземную станцию управления, был подписан 31 декабря 2009 г. (запрос на закупку был направлен 3 июля 2009 г.). Закупка последнего БЛА проходила по статье чрезвычайных расходов. При этом полноценными боевыми единицами были только два БЛА, тогда как третий был поставлен в резерв (или на запчасти при необходимости), а четвертый, последний БЛА, предназначался для подготовки личного состава эскадрильи – операторов БЛА и целевой нагрузки и наземных техников.

БЛА построен по двухбалочной схеме. Крыло – прямое высоко расположенное. Хвостовое оперение – двухкилевое. В фюзеляже БЛА размещаются вся целевая нагрузка, системы управления, связи и обмена данными, элементы силовой установки и запас топлива. Впереди фюзеляж имеет характерную изогнуто-приподнятую форму, где под радиопрозрачным обтекателем размещены антенны различных системы связи, управления и обмена данными, тогда внизу, под фюзеляжем на стабилизированной платформе размещается блок аппаратуры оптико-электронной/тепловизионной поисковой системы, плюс лазерный дальномер. Антенна бортовой РЛС размещается в радиопрозрачном обтекателе и расположена в центральной части фюзеляжа снизу. Несколько впереди нее, сверху фюзеляжа находится мачта с антенной системы связи. Шасси – колесное, трехстоечное, позволяет эксплуатировать БЛА только с подготовленных ВПП. Силовая установка – двигатель «Rotax 914F» с турбонаддувом (мощность 115 л.с.), который приводит во вращение один двухлопастный толкающий воздушный винт, расположенный в хвостовой части фюзеляжа.

Управление собственно БЛА и его целевой нагрузкой осуществляется специально подготовленными операторами с автоматизированных рабочих мест (АРМ) наземных станций управления, либо в автономном режиме по заранее разработанной программе-сценарию.

Каждая наземная станция управления включает четыре АРМ (от М1 до М4): планирования полетного задания (на базе аналогичного модуля для самолетов «Мираж» 2000); управления БЛА – в основном используется на взлете и посадке, остальная часть полета – в автоматическом режиме; пост целевой нагрузки – модуль получения данных от аппаратуры наблюдения и разведки и разведывательный модуль (данное АРМ занимает отдельный специалист по разведке). Управление на дистанции прямой видимости – порядка 150-200 км – по радио, затем – по спутниковой системе связи.

По результатам эксплуатации БЛА типа «Арфан» в Афганистане было установлено, что для обеспечения миссии (полетного задания) продолжительностью 20-24 часов требуется 9 человек, которые работают посменно: четыре пилота-оператора, два специалиста по разведке, два фотодешифровальщика и один координатор, сводящий информацию, поступающую от БЛА, с остальной информацией по данному ТВД. Кроме того, работоспособность всей системы обеспечивают в этом случае 15 техников.

БЛА типа «Арфан» является сугубо разведывательным аппаратом и не несет никакого вооружения. Для решения возлагаемых на него задач, данный БЛА несет следующую целевую нагрузку: РЛС с синтезированной апертурой луча (разрешающая способность менее 1 м), оптико-электронная/тепловизионная поисковая система (WAS/SPOT), лазерный дальномер-целеуказатель (стандарт НАТО Stanag 3875), панорамная камера, система спутниковой связи рабочего диапазона Ки (для управления, контроля и передачи видеоизображения на наземную станцию управления), система радиосвязи для работы на дальность прямой видимости (для управления, контроля и передачи видеоизображения на наземную станцию управления), аппаратура системы управления воздушным движением (АТС Voice). Кроме того, для передачи в реальном масштабе времени на наземные командные пункты и иные потребители видеоданных на БЛА установлена специализированная система передачи данных ROVER (Remote Operations Video Enhanced Receiver).

Закупочная стоимость одного БЛА в ценах 2014 г. составляла 34 млн. евро.

В настоящее время БЛА типа «Арфан» стоят на вооружении только одного подразделения ВВС Франции – эскадрильи 1/33 «Белфор» (ED 1/33 Belfort).

 

Под афганским зноем

 

Первой успешной операцией, в которой приняли участие БЛА «Арфан», стало обеспечение безопасности во время визита Папы Римского Бенедикта XVI во Францию в 2007 г. Причем тогда еще БЛА официально не стояли на вооружении ВВС Франции.

Однако полноценное боевое крещение французские «полярные совы» получили в Афганистане, куда были направлены первоначально два БЛА данного типа и соответствующая группа личного состава численностью 40 человек. Остальные два БЛА оставались на авиабазе подразделения в провинции Коньяк, где использовались для решения задач на территории Франции и для подготовки личного состава группы (впрочем, в зарубежной прессе появлялась информация о том, что в Афганистан были направлены три БЛА). По данным самих французов, катализатором решения направить подразделение БЛА «Арфан» в Афганистан стала гибель в середине августа 2008 г. в провинции Каписа десяти французских военнослужащих.

После того, как решение было принято, 15 сентября 2008 г. французское военное ведомство заключило с компанией «Кассидиан» специальный «срочный» контракт («Urgent Operational Request» contract) на обеспечение техподдержки направляемых в Афганистан «беспилотников», которым предусматривались:

• доработка оборудования системы спутниковой связи под новые условия эксплуатации БЛА;

• проведение дополнительной подготовки операторов из состава ВВС Франции;

• обеспечение логистической и технической поддержки, включая проведение ремонта и поставку дополнительных запчастей;

• присутствие в Афганистане на постоянной основе полевой технической группы компании «Кассидиан» в составе двух инженеров, имеющих все необходимое оборудование (группа пробыла в Агфанистане до октября 2010 г. – к тому времени специалисты группы подготовили соответствующих специалистов в ВС Франции.

Следующим шагом стало подписание в октябре 2009 г. «постоянного» четырехлетнего контракта на техобслуживание БЛА типа «Арфан», которым средний годовой налет на указанный период устанавливался рассчетно в 1900 летных часов, а стоимость годового техобслуживания фиксировалась постоянной. В целях обеспечения эффективной техподдержки БЛА типа «Арфан» во время работы в Афганистане во Франции были сформированы «бэк-офис» техподдержки в Эланкуре, работавший крулосуточно семь дней в неделю, а также логистический центр на авиабазе Коньяк, рядом с местом дислокации «беспилотной» эскадрильи.

На территорию Афганистане БЛА, личный состав и все оборудование отряда было переброшено по воздуху при помощи тяжелых транспортных самолетов.

Отряд дислоцировался на авиабазе Баграм, в строй он вступил 2 февраля 2009 г., а первый полет был выполнен в афганском небе 17 февраля 2009 г. Два года спустя, в мае 2011 г., в рамках выставки SYMDEX 2011 руководитель отделения поддержки клиентов подразделения «Авиационные системы» компании «Кассидиан» (Cassidian Air Systems) Эммануэль Пайоли представил доклад, посвященный анализу вопросов боевого применения БЛА типа «Арфан» в ходе афганской кампании.

В течение первого года эксплуатации БЛА типа «Арфан», по данным, обнародованным ВВС Франции 5 февраля 2010 г., совершили в Афганистане 185 вылетов, включая 166 – на выполнение конкретных боевых задач, за которые налетали почти 1700 летных часов и передали в реальном масштабе времени на наземные командные пункты и потребители более 1200 часов видео. «Беспилотники» решали задачи по ведению разведки и наблюдения днем и ночью, включая наблюдение на населенными пунктами, сопровождение конвоев, поиск самодельных взрывных устройств и предоставление разведданных для командиров подразделений.

Последний полет французская «полярная сова» совершила в знойном небе Афганистана 16 февраля 2012 г. (домой оба «беспилотника» отправились в марте 2012 г.), а всего за время афганской командировки, в период с февраля 2009 г. по февраль 2012 г., с авиабазы Баграм французские БЛА типа «Арфан» совершили более 660 вылетов продолжительностью более 5000 часов, передав на наземные командные пункты и непосредственно потребителям – командирам подразделений – около 3500 часов видео. Примерно 40% боевых заданий БЛА типа «Арфан» выполняли здесь в интересах французских военных, а остальную часть – в интересах различных национальных войсковых контингентов, преимущественно дислоцированных в Восточном регионе.

Впрочем, во время эксплуатации в Афганистане с «беспилотниками» периодически возникали проблемы, связанные преимущественно с недостаточной подготовкой и опытом операторов и недостаточно эффективной техподдержкой со стороны поставщика. В итоге, в конце 2009 г., к примеру, оба находившиеся в Афганистане «беспилотника» были прикованы к земле ввиду неготовности к полетам.

 

Ливийский эпизод

 

Следующий эпизод боевой службы БЛА «Арфан» пришелся на войну в Ливии в 2011 г., во время которой они выполняли полеты на разведку с авиабазы Сигонелла на острове Сицилия, где дислоцировалось неназванное количество «беспилотников» и 20 человек личного состава подразделения. Если, кстати, взять за основу афганскую командировку, где боевую работу двух БЛА обеспечивали 40 человек, то можно предположить, что на Сицилии базировался либо один «беспилотник», либо, принимая во внимание «тепличные» условия базирования, на Сицилии их было два. Первый боевой вылет был выполнен в рамках операции «Харматан» (Operation Harmattan; по названию сухого и пыльного западноафриканского пассата, дующего из Сахары по направлению к Гвинейскому заливу с конца ноября по начало марта) по одним данным в ночь на 18 августа, а по другим – в ночь на 24 августа. По обнародованным данным, средняя продолжительность полета БЛА в рамках операции в Ливии составляла 15 часов. Официально факт применения БЛА «Арфанг» в ливийской операции подтвердил 25 августа 2011 г. министр обороны Франции.

 

«Дикая кошка» против террора

 

Важным этапом развития беспилотной авиации ВС Франции стало участие подразделения БЛА типа «Арфан» в операции «Сервал», начатой французскими Вооруженными силами 11 января 2013 г. в африканском государстве Мали. Опыт применения данных БЛА в указанной операции был признан в целом успешным, хотя и не без некоторых критических замечаний.

Операция «Сервал» (Operation Serval) получила кодовое название по имени сервала или дикой кошки – хищного млекопитающего семейства кошачьих, обитающего в ряде регионов Африканского континента, – и была санкционирована военно-политическим руководством Франции в ответ на крупномасштабное вооруженное восстание, поднятое на севере Мали племенами туарегов и радикальными исламистскими группировками, читай «террористами», что и позволило Франции – безусловно, по просьбе законного правительства Мали – активно вмешаться в этот конфликт, мотивируя свои действия, в том числе, «участием в борьбе с международным терроризмом».

Первоочередной задачей операции в бывшей французской колонии было остановить стремительное продвижение экстремистов в направлении столицы страны Бамако, а в целом задачи французского воинского контингента включали: обеспечение безопасности примерно 6000 французских граждан, находившихся на тот момент в Мали; сохранение территориальной целостности и поддержание приемлемого уровня безопасности в стране; освобождение северной части государства от боевиков исламистских групп, связанных, как утверждается, с «Аль-Каидой».

8 февраля 2013 г. французское Министерство обороны приоткрыло «завесу секретности», окружавшую до того события, связанные с использованием БЛА типа «Арфан» в операции «Сервал». В сообщении для прессы, озаглавленном «Операция «Сервал»: подразделение БЛА «Арфан» крупным планом», указывалось, что начиная с января 2013 года, подразделение в составе двух БЛА типа «Арфан» и соответствующего количества личного состава – операторов БЛА и целевой нагрузки и наземного техперсонала – из состава эскадрильи 1/33 «Белфор» привлекалось к обеспечению действий французского воинского контингента и их союзников в ходе военной операции в Мали. При этом два БЛА дислоцировались на территории пункта базирования в границах международного аэропорта Диори Хамани в городе Ниамей – столице соседнего Нигера, а еще один БЛА, как утверждается, находился в зоне базирования в качестве резервного. Первый боевой вылет на разведку местности БЛА «Арфан» выполнил на театре военных действий 18 января 2013 г.

БЛА типа «Арфан» осуществляли сбор разведывательной информации в целях обеспечения ряда войсковых операций, проводившихся в Мали. В том числе они обеспечивали разведку, наблюдение и выдачу данных целеуказания на свои средства поражения во время штурма городов Дуэнца и Гао, во время выброски 28 января 2013 г. с военно-транспортных самолетов С-160 воздушного десанта силами 2-го (иностранного) парашютно-десантного полка Французского Иностранного легиона и 17-го воздушно-десантного инженерного полка в районе города Тимбукту, а в начале февраля БЛА «Арфан» привлекался к ведению разведки и наблюдения за местностью вокруг аэродрома Тессалит, который был вначале захвачен высадившимся парашютным способом французским спецназом, после чего на его ВПП военно-транспортным самолетом С-160 были переброшены 50 военнослужащих 1-го парашютно-десантного полк (плюс бойцы 1-го полка морской пехоты прибыли по земле, совершив 500-км марш), а затем и дополнительные силы, включая бронетехнику и артиллерию. Данные БЛА также работали в обеспечение боевого применения самолетов тактической авиации и вертолетов ВВС и авиации ВМС Франции в воздушном пространстве Мали.

По отзывам французских военных, «Арфан» зарекомендовал себя во время операции «Сервал» в целом как надежный и эффективный беспилотный авиационный комплекс разведки и наблюдения, способный «висеть» в воздухе не менее 20 часов, а в ночь с 25 на 26 января 2013 г. один из БЛА и вовсе установил рекорд – провел на патрулировании более 26 часов кряду.

К информации Министерства обороны Франции следует добавить, что уже к концу марта 2013 г. общий налет БЛА типа «Арфан», задействованных в Мали, достиг 1000 часов, а рубеж первой сотни боевых вылетов «полярные совы» преодолели в ночь с 5 на 6 июня 2013 г., налетав в общей сложности на тот момент 1600 часов. По состоянию на сентябрь 2013 г., совокупный налет БЛА «Арфан» превысил уже 2000 часов, а всего за 15 месяцев командировки БЛА «Арфан» выполнили с авиабазы в Нигере 250 вылетов общей продолжительностью более 3500 часов.

Однако не все было так уж и гладко – «полярным совам» все же жаркий африканский климат пришелся не по нраву. По отзывам представителей ВС Франции, неожиданно выяснилось, что эксплуатация коммерческой системы спутниковой связи диапазона Ка для решения задач управления и связи данных БЛА с потребителями собираемой ими информации влетает бюджету, что называется, «в копеечку». И это не говоря уже о том, что французские военные изначально говорили о слишком высокой цене этого «приобретения», хотя их и уверяли производители, что цена – ровно такая, по которой такие же БЛА поставляются ВС Израиля.

Военными экспертами был также отмечен и другой весьма важный недостаток, не связанный, правда, напрямую с конструкцией БЛА или его систем. Речь идет о нехватке имевшихся в распоряжении воинского контингента в Мали «беспилотников», поскольку для эффективной организации круглосуточной разведки и наблюдения с условием выполнения в течение суток двух вылетов, по расчетам французских военных экспертов, требовалось не менее пяти БЛА типа «Арфан».

 

Эксплуатация продлена

 

Отметим также, что несмотря на то, что французские военные уже разместили заказ на американские разведывательно-ударные БЛА типа «Рипер» (в мае 2013 г. было заявлено о намерении приобрести 12 таких БЛА, хотя в ноябре 2013 г. командующий ВВС Франции генерал Денис Мерсье сообщил журналистам портала AIN, что ввиду ряда причин закупки могут быть сокращены до двух комплексов, которые на тот момент поступили на вооружение французских ВВС), они не собираются отказываться пока от эксплуатации и разведывательных, невооруженных БЛА типа «Арфан» (четыре БЛА типа «Арфан» и три наземных пункта управления). Об этом, в частности, было заявлено представителями Минобороны Франции в конце июня 2014 г. Данные «беспилотники», как ожидается, останутся на вооружении ВВС Франции минимум до конца 2017 г. При этом незадолго до этого французская DGA подписала контракты с компаниями «Airbus Defence and Security» и «Israel Aerospace Industries» на проведение модернизации данных БЛА и их дальнейшее техобслуживание.

В феврале 2014 г. французские «полярные совы» преодолели рубеж 900 полетов, налетав в общей сложности более 10 тыс. часов. А недавно один из этих БЛА можно было видеть в Нормандии – «беспилотник» обеспечивал безопасность во время грандиозного празднования 70-летней годовщины высадки союзных войск в Нормандии (также БЛА «Арфан» принимали участие в обеспечении безопасности военных парадов в День взятия Бастилии). Это стало возможным, в том числе, и в свете того, что БЛА «Арфан» прошел в 2010 г. сертификацию и получил разрешение на осуществление полетов в воздушном пространстве Франции в рамках специальных мероприятий. Последнее, в свою очередь, было обеспечено, по словам представителей «Airbus Defence and Security», благодаря установленной на «беспилотник» системе связи «Lygarion», поставляемой этим подразделением консорциума «Airbus Group».

В заключение же укажем, что в ходе проведенного 17 июня 2014 г. демонстрационного эксперимента БЛА «Арфан», выполнивший вылет с ВПП базы в Ниамее (Нигер), продемонстрировал способность передавать посредством установленной на борту спутниковой системы связи управление на значительно удаленный командный пункт, а также передавать на значительное расстояние полученные БЛА разведданные. В ходе эксперимента была успешно осуществлена передача управления собственно БЛА и его целевой нагрузкой с местного пункта управления на удаленный командный пункт, расположенный на территории Летно-испытательного центра ВВС Франции в провинции Коньяк на территории Франции, то есть примерно в 5000 км от места патрулирования «беспилотника», и последующий возврат управления на местный наземный пункт управления. В эксперименте принимали участие военнослужащие эскадрильи 1/33 «Белфор», контингента подразделения «беспилотников» ВВС Франции в регионе Сахель–Сахара (Sahel-Saharah Band – BSS) и Центра войсковых испытаний беспилотной авиации (Unmanned Aircraft Operational Trials Center-EHIC).

«В зависимости от объема задания и имеющихся возможностей, вполне можно будет осуществлять управление одновременно двумя дронами, находящимися в регионе BSS: одним можно управлять из Коньяка, а вторым – с пункта управления, находящегося в BSS», – отметил в интервью журналу «Флайт» один из военных экспертов.

Длившаяся около часа демонстрация, по словам представителей компании «Airbus Defence and Security», наглядно подтвердила работоспособность концепции «Ричбэк» («Reachback» или «Remote Split Operations» – RSO) и существенно расширяет возможности БЛА типа «Арфан» по ведению разведки и наблюдения в интересах различных потребителей, поскольку операторам наземного пункта управления теперь нет необходимости покидать территорию Франции. Кроме того, информация с БЛА теперь может поступать и на удаленные командные пункты не только ВС Франции, но и командные пункты союзных сил.

 

Модификации

 

Eagle 0 – прототип;

Eagle 1 – первоначальное обозначение серийной модификации (в серии в строю – «Арфан»);

Eagle MPR – предлагавшийся морской вариант БЛА Eagle 1;

Eagle 2 – предлагавшаяся увеличенная версия БЛА Eagle 1 с американским турбовинтовым двигателем «Pratt & Whitney PT6A» существенно большей мощности для обеспечения 24-часового полета на высоте порядка 13700 метров, но при этом длина разбега и пробега возрастала до 1000 метров.

 

Основные летно-технические характеристики БЛА типа «Арфан»

Длина, м

9,3

Высота, м

2,3

Размах крыла, м

16,6

Масса пустого, кг

660 кг

Максимальная взлетная масса, кг

1250

Масса полезной нагрузки при выполнении 24-часового полета на патрулирование, кг

250

Силовая установка

один двигатель Rotax 91 4F с турбонаддувом

Мощность силовой установки, л. с.

115

Скорость максимальная, км/ч

207

Крейсерская скорость полета на высоте патрулирования (рабочей высоте), уз.

80…110

Дальность полета максимальная, км

1000 (по другим данным – 1700)

Максимальная высота полета, м

7620

Рабочая высота полета (высота патрулирования), м

не менее 4570

Время набора высоты патрулирования, мин.

50

Разбег, м

600

Пробег, м

600

Максимальная продолжительность полета при полной нагрузке, часов

24

Продолжительность патрулирования в заданном районе на высоте 550 м, часов

12

Срок службы, лет

15

Взлет и посадка

автоматические


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru