Тяжелые бронепоезда белого юга

Александр Дерябин
Журнал «Танкомастер» №6, 2003

Материал известного исследователя Гражданской войны в России продолжает разговор о бронированных и блиндированных поездах Белых армий, начатый в публикации «Бронепоезда Русского Севера».

 

В южных губерниях бывшей Российской империи развитая сеть железных дорог способствовала массовой постройке и массированному применению бронепоездов всеми противоборствующими сторонами. Своими бронированными единицами располагали красные, петлюровцы, махновцы и белогвардейцы. Как правило, при постройке бронепоездов использовались железнодорожная база и вооружение, имевшиеся под руками: разнотипные паровозы, вагоны, платформы, орудия и пулеметы.

В состав каждого бронепоезда входили: боевая часть (то есть сам бронепоезд), один или два ремонтных поезда, представлявших собой подвижные мастерские, казармы и лазареты. Команда бронепоезда обычно насчитывала около 100 человек.

Наибольшей унификацией и организованностью отличались соединения бронепоездов в Белых армиях. Они превосходили своих противников и по количеству, и по качеству железнодорожных бронеединиц с тяжелым вооружением.

Белые на Юге России устанавливали 150-мм орудия системы Кане на обычных четырехосных железнодорожных платформах. Такие вагоны при стрельбе необходимо было отцеплять от основного состава и опускать боковые опоры. Время перевода из походного положения в позицию открытия стрельбы составляло около 10 мин. Как правило, платформы устанавливались не ближе шести километров от передовой красных – то есть вне досягаемости 76-мм полевых пушек. Вес снаряда орудия Кане – 41,5 кг, дальность стрельбы (ствол поднят на 30 градусов) – 13,2 км.

14 июля 1918 г. на станции Тихорецкой белые захватили боевые площадки красных бронепоездов, из которых вскоре были сформированы первые три бронепоезда Добровольческой армии, в том числе бронированный поезд №5 («Батарея дальнего боя», впоследствии тяжелый бронепоезд «Единая Россия»). В его состав входили бронеплощадки, вооруженные двумя 105-мм орудиями, одним 120-мм орудием системы Кане и одним 47-мм орудием Гочкиса, а также тремя пулеметами.

С лета 1918 г. бронепоезда находились в подчинении начальника группы армейской артиллерии генерал-майора В.К. Бодиско. К 14 сентября в Добрармии имелось шесть бронепоездов под началом инспектора артиллерии армии генерал-майора Н.Д. Невадовского.

К концу февраля 1919 г. в бронепоездных частях Вооруженных сил на Юге России (ВСЮР) было три бронепоездных дивизиона, в сентябре – шесть, в конце года – 10. Кроме них, в интересах армий и корпусов применялись отдельные тяжелые бронепоезда. В октябре 1919 г. во ВСЮР насчитывалось 40 бронепоездов, в том числе и донских казачьих. Общее руководство осуществлял начальник бронепоездных дивизионов генерал-майор М.А.Иванов, однако донские бронепоезда действовали автономно.

После освобождения Северного Кавказа большая часть бронепоездов Добрармии была переброшена в Донбасс. Здесь весной 1919 г. шла ожесточенная борьба за станции Макеевку, Иловайскую и Моспино. В одном из боев принял участие тяжелый бронепоезд «Единая Россия». По воспоминаниям участника событий С.И. Мамонтова, поезд «оттолкнул вперед платформу с меньшей пушкой и задрал вверх могучий ствол своего «морского орудия» – 6- или даже 8-дюймового, и так рявкнул, что даже наши привычные лошади подскочили. Это громадное орудие угнало красные бронепоезда на 18 верст назад, выключив их из боя».

14 ноября 1919 г. главком ВСЮР генерал А.И. Деникин издал приказ №2649, касающийся бронепоездов:

«Ввиду продолжающегося неправильного боевого применения бронепоездов, подтверждаю всем начальствующим лицам следующие основные положения:

«…9. Тяжелые бронепоезда не применять как легкие, выводя их в первую линию. Нормальная работа тяжелого бронепоезда – под прикрытием легкого; удаление – 4-6 верст.

10. Не требовать от тяжелых бронепоездов обстрелов по карте невидимых им участков, особенно с целью лишь морального воздействия».

25 марта 1920 г. в Крыму новый главком ВСЮР генерал-лейтенант П.Н. Врангель отдал приказ за №2911, согласно которому штабы 2, 9-го и 10-го бронепоездных дивизионов и бронепоезда «Единая Россия», «Иоанн Калита», «Слава Офицеру», «Орел», «За Русь Святую», «На Москву», «Мстислав Удалой», «Степной» и «Генерал Черняев» расформировывались, а их личный состав и имущество были обращены на пополнение находившихся в Крыму бронепоездов. Управление 1-го дивизиона Морской тяжелой артиллерии было расформировано, а имевшиеся три батареи Морской тяжелой артиллерии переформированы по штату тяжелого бронепоезда и переименованы: 1-я – в «Москву», 2-я – в «Иоанн Калита» и 3-я – в «Единую Россию».

Следующим приказом от 29 апреля 1920 г. считались расформированными еще шесть бронепоездов. Двенадцать бронепоездов, находившихся в Крыму, были сведены в четыре дивизиона: в 1-й вошел тяжелый бронепоезд «Единая Россия», во 2-й – «Грозный», в 3-й – «Иоанн Калита», в 4-й – «Москва».

Участник боев в Северной Таврии и Крыму Н.В. Волков-Муромцев вспоминал, что он видел один из бронепоездов русской армии в следующем виде: «Впереди был длинный железный угольный вагон, как огромный желоб на колесах. Из него торчали дула двух морских орудий, наверно, 4-дюймовых. За ним был бронированный вагон, вероятно, для команды, бронированный паровоз, второй желоб с пушками и бронированная теплушка с пулеметными гнездами. На поезде были бело-сине-красные шевроны и какое-то имя…».

С октября 1919 г. по январь 1920 г. тяжелые бронепоезда входили в состав следующих бронепоездных дивизионов:

1-й бронепоездной дивизион (сформирован 27 февраля 1919 г.)

Тяжелый бронепоезд «Единая Россия» (с 20 сентября до 29 ноября 1918 г.– «5-й Бронированный поезд батареи дальнего боя», затем «Единая Россия»). Участвовал в военных действиях с 16 августа 1918 г. по 14 января 1919 г. – всего 151 день. В дальнейшем вел активные боевые действия на различных направлениях. Первоначально был оставлен у Новороссийска 26 марта 1920 г. Восстановлен в Крыму на базе 3-й батареи 1-го дивизиона морской тяжелой артиллерии. Окончил боевую службу 14 ноября при оставлении Севастополя. Командиры: полковники Скопин (14 июля 1918 – 20 апреля 1919 г.), В.В. Карпинский (20 апреля – 16 ноября 1919 г.), капитаны В.И. Окушко (16 ноября 1919 – 27 апреля 1920 г., 20 июня – 6 сентября, октябрь), Смирнов (27 апреля – 20 июня 1920 г.), полковник А.А. Зеленецкий (6 сентября – октябрь).

2-й бронепоездной дивизион (сформирован 27 февраля 1919 г.)

Тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита». Сформирован как тяжелый бронепоезд №2 «Иоанн Калита» в районе Кавказской Добрармии – в Екатеринодаре и Новороссийске – 27 февраля 1919 г. Праздником бронепоезда было утверждено 12 сентября – в честь Св. Благоверного князя Александра Невского. Участвовал в военных действиях с марта при обороне Донецкого бассейна. Несколько раз восстанавливался и оставлялся красным: 19 ноября под Льговым, 8 января 1920 г. – под Ростовом и 26 марта – под Новороссийском. В Крыму был восстановлен в марте на базе 2-й батареи 1-го дивизиона морской тяжелой артиллерии. С 29 апреля входил в состав 3-го бронепоездного дивизиона. Окончательно завершил боевую службу 14 ноября при оставлении Керчи. Командиры: полковники А.А. Зеленецкий (20 апреля – октябрь 1919 г.), В.З. Кунцевич (октябрь 1919 – март 1920 гг.), капитан Норенберг (март – ноябрь 1920 г.).

3-й бронепоездной дивизион (сформирован 27 февраля 1919 г.)

Тяжелый бронепоезд «Князь Пожарский». Сформирован как тяжелый бронепоезд №3 «Князь Пожарский» в районе Кавказской Добрармии 27 февраля 1919 г. Участвовал в военных действиях с марта при обороне Донецкого бассейна. Оставлен 12 февраля 1920 г. около ст. Тирасполь, близ границы с Румынией. 4-й бронепоездной дивизион (сформирован 25 августа 1919 г.)

Тяжелый бронепоезд «Грозный». Сформирован в апреле 1919 г. в Грозном (боевые площадки строились на Новороссийском заводе «Судосталь») как «Тяжелый бронепоезд №4» (именовался так до 17 мая). Включен в состав ВСЮР 23 мая. С июня участвовал в военных действиях при наступлении на запад от Донецкого бассейна. С 20 июня – в отряде генерала Виноградова (насчитывал 38 офицеров и 60 солдат). По воспоминаниям служившего на нем вольноопределяющегося М. Горбова, «это был прекрасно оборудованный поезд, с бронированным сормовским паровозом, с великолепными боевыми площадками, непробиваемыми даже небольшими снарядами, и вооруженный 6-дюймовыми пушками Кане». Он закончил боевую службу в декабре 1919 г. при отходе через Донецкий бассейн. В Крыму не был расформирован, но участия в боях не принимал, находясь в ремонте. С 29 апреля 1920 г. входил в состав 2-го бронепоездного дивизиона. Оставлен 12 ноября при эвакуации Севастополя. Командиры: полковники В. Баркалов (19 августа – 2 октября 1919 г.), В.К. Федоров (2 октября – 16 декабря), капитан Коссовский (16 декабря 1919 г. – 5 апреля 1920 г.), полковник В.В. Карпинский (5 апреля – 12 ноября).

5-й бронепоездной дивизион (сформирован 14 августа 1919 г.; официально расформирован в Крыму 3 августа 1920 г.)

Тяжелый бронепоезд «Непобедимый». Первоначальное название: «Батарея дальнего боя при бронепоезде номер 3». Участвовал в военных действиях с апреля 1919 г. у Ак-Манайской позиции к западу от Керчи. Оставлен 12 февраля 1920 г. около ст. Тирасполь, близ границы с Румынией.

6-й бронепоездной дивизион (сформирован 22 августа 1919 г.)

Тяжелый бронепоезд «На Москву». Создавался на средства промышленников Юга России. Сформирован 13 сентября 1919 г. Участвовал в военных действиях с января 1920 г. при обороне узловой ст. Батайск к югу от Ростова. Оставлен 26 марта под Новороссийском.

7-й бронепоездной дивизион (сформирован 30 октября 1919 г. для войск Закаспийской области, но туда отправлен не был).

Тяжелый бронепоезд «Могучий». Нет точных сведений о времени начала его участия в военных действиях. Окончил боевую службу в феврале 1920 г. на Северном Кавказе.

8-й бронепоездной дивизион (официально сформирован 13 октября 1919 г., расформирован 16 августа 1920 г.)

Тяжелый бронепоезд «Богатырь». Первоначальное название: «Полковник Гусев». Участвовал в военных действиях с августа 1919 г. при наступлении на узловую станцию Фастов к юго-западу от Киева. Окончил боевую службу в январе 1920 г. около ст. Тирасполь, близ границы с Румынией.

9-й бронепоездной дивизион (сформирован 14 августа 1919 г.)

Тяжелый бронепоезд «Солдат». Нет точных сведений о времени начала его участия в военных действиях. В августе 1919 г. находился в районе узловой станции Готня к северу от Харькова. Окончил боевую службу в октябре 1920 г. при отходе из Северной Таврии.

10-й бронепоездной дивизион (официально сформирован 23 ноября 1919 г. из двух легких и одного тяжелого бронепоезда «Слава Кубани». Он по штату должен был формироваться как тяжелый бронепоезд, но получил боевые площадки легкого бронепоезда).

В составе ВСЮР имелись также отдельные тяжелые бронепоезда.

«Москва». Участвовал в военных действиях с апреля 1919 г. у позиций, оборонявших Крым с севера. Окончил боевую службу в октябре 1920 г. при оставлении Крыма.

«1-й Отдельный тяжелый бронепоезд» (с 19 декабря 1919 г.). Первоначальное название: «7-я и 8-я батареи Морской тяжелой артиллерии», Донской армии. Участвовал в военных действиях с мая 1919 г. при наступлении на Луганск, в Донецком бассейне. Оставлен 26 марта 1920 г. под Новороссийском.

«2-й Отдельный тяжелый бронепоезд» (с 19 декабря 1919 г.). Первоначальное название: «12-я и 13-я батареи Морской тяжелой артиллерии», Донской армии. Участвовал в военных действиях с августа 1919 г. при обороне Царицына. Окончил боевую службу в феврале 1920 г., к востоку от узловой станции Тихорецкая.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru