Бронепоезда на русском севере

Александр Дерябин
Журнал «Танкомастер» 3-2003

Эти уникальные фотографии часть хроники бронепоездов белой армии на севере России, в частности – поезда «Адмирал Колчак»

Гражданская война в России выделяется на фоне других конфликтов XX века не только беспрецедентно массовым применением кавалерии, но и размахом использования бронепоездов – практически на всех фронтах той войны.

Развитая сеть железных дорог, охватывавшая огромные пространства страны, способствовала тому, что блиндированными и бронированными поездами, импровизированными и специальной постройки, обзаводились все противоборствующие стороны: красные, белые, интервенты, националисты.

Вторжение войск Антанты на север России началось летом 1918 года. 2 августа 9-тысячный контингент союзников высадился в Архангельске. К концу года количество английских и французских войск в регионе достигало уже 15 тысяч. Их декларируемая цель – не допустить, чтобы имущество с русских военных складов, в том числе – помощь стран Антанты, попало в руки немцев.

На севере России функционировало две железных дороги: Мурманская (Мурманск-Петроград) и Вологодская (Архангельск-Вологда). Английские войска, стремившиеся взять под контроль как можно большую территорию северных губерний, с самого начала кампании ощущали острую потребность в бронепоездах.

Уже к 17 августа 1918 г. на станции Бакарица англичане построили блиндированный поезд. Его вагоны имели защиту из ящиков, заполненных песком. Вооружение поезда состояло из двух 12-фунтовых морских орудий, гаубицы, установленной в переднем вагоне, и нескольких пулеметов. Командование блиндированным поездом принял лорд Кеннет, непосредственно подчинявшийся командующему британским железнодорожным отрядом полковнику Гэду из Королевского Шотландского полка. Вскоре поезд принял участие в глубокой разведке по Вологодской железной дороге.

31 августа 1918 г. блиндированный поезд успешно действовал в бою за Чамский мост. К тому времени поезд уже получил собственное наименование «Майлз» («Miles», оно было написано мелом на переднем и заднем вагонах). Такое название было предложено командиром, в честь своего товарища по училищу в Харидже – летчика и поэта Майлза Дея, погибшего во время ожесточенных боев на территории Бельгии, во Фландрии.

В конце сентября на Вологодской железной дороге появился еще один английский блиндированный поезд, вооруженный дальнобойными орудиями и несколькими пулеметами. Его экипажем командовал ветеран Мировой войны Хилтон Янг, потерявший в боях руку. Этот импровизированный бронепоезд провоевал до самой эвакуации из Архангельска. Согласно разведывательным данным штаба 6-й армии красных, а также показаниям пленных и сведениям агентуры, действовавшей на севере России, к 16 февраля 1919 г. в Архангельске находилось четыре бронированных и блиндированных поезда.

К 23 марта 1919 г. в районе станции Обозерская в боях участвовали два вооруженных поезда (каких именно – неизвестно). Один из них имел два морских 6-дюймовых орудия, второй – четыре 3-дюймовых зенитных орудия. К 5 мая в составе отряда «Сирена», действовавшего вдоль Вологодской железной дороги, имелся бронепоезд с командой из русских офицеров, вооруженный двумя 4,5-дюймовыми и одним 18-фунтовым орудиями.

Русские войска Северной области к концу мая 1919 г. располагали уже двумя блиндированными поездами – 1-м («Адмирал Колчак») и 2-м («Адмирал Непенин»). Каждый из них был вооружен 6-дюймовыми морскими орудиями и пулеметами, их личный состав был укомплектован офицерами флота. В конце августа в Архангельске находились в постройке еще два бронепоезда, которые впоследствии получили названия «Генерал Деникин» и «Губа».

Блиндированные поезда белых и союзников на севере России сыграли значительную роль в боевых действиях, поддерживая огнем своих орудий и пулеметов сухопутные войска на двух наиболее важных направлениях – Архангельском и Мурманском.

29 августа 1919 г. белые и союзные войска при поддержке бронепоезда и танков перешли в наступление вдоль Вологодской железной дороги и захватили станции Емца и Шелекса, но были остановлены красными на подступах к станции Плесецкая.

С началом эвакуации войск союзников с русского севера, команды всех блиндированных поездов стали комплектоваться белогвардейцами. В феврале 1920 г., после краха белого фронта на севере России, все поезда попали в руки красных.

Судьба членов команд блиндированных поездов была различной, но чаще – трагической. 18 февраля 1920 г. у станции Холмогорская нижние чины из команды поезда «Адмирал Колчак» перешли на сторону красных. Офицеры поездов «Адмирал Колчак» и «Адмирал Непенин», вынужденные отступать в пешем порядке к Мурманской железной дороге, в пути были окружены красными и сдались им.

Личный состав морских бронепоездов, действовавших на Двинском фронте под командованием капитана 1-го ранга Ю.Ю. Рыбалтовского, после переворота в Архангельске был вынужден оставить свою технику и отступать к Мурманской железной дороге.

Однако морякам не суждено было добраться до станции Сорока. Окруженные в деревне Сухое они были вынуждены сдаться.

Всех морских офицеров из командного состава блиндированного поезда «Адмирал Колчак» и других расстреляли в Холмогорах. Так погибли капитан 1-го ранга Ю.Ю. Рыбалтовский, старший лейтенант А.А. Лобода, командир поезда «Адмирал Колчак» капитан 1 -го ранга Н.А. Олюнин. Их судьбу разделили командир бронепоезда лейтенант Ю.Н. Витте (бывший офицер линкора «Чесма»), мичманы граф Г.А. Гейден (бывший офицер эсминца «Бесстрашный») и барон П.А. Рокоссовский, старший гардемарин Зайцев и многие другие.

Только одна большая группа, в составе которой находились и члены команды блиндированного поезда «Адмирал Непенин» (командир – капитан 2-го ранга И.М. Леман), сражалась на мурманском направлении вместе с другими примкнувшими к ней офицерами и гардемаринами и смогла пробиться в Финляндию, где была интернирована. Впоследствии гардемарины прибыли из Финляндии на юг России.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru