«Зубр» – бесспорное превосходство

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322
Владимир Щербаков
Журнал «Обозрение армии и флота» №5, 2009

 

Первые опыты, имевшие целью создание кораблей на воздушной подушке (КВП), проводились в нашей стране еще до Второй Мировой войны. К данной работе был привлечен целый ряд научно-исследовательских и конструкторских учреждений аэрокосмической, кораблестроительной, электронной, текстильной, металлургической, резиновой и каучуковой промышленности. В период с 1927 по 1940 г. профессор В.И.Левков спроектировал, построил и испытал несколько катеров на воздушной подушке серии «Л». Построенные по камерной схеме, данные катера имели водоизмещение от 5 до 8 тонн, а на одном из них – Л-5 – в 1937 году была достигнута рекордная для того времени скорость – 70 узлов (около 130 км/ч)! Интересно, что впоследствии, уже много позже войны, первые опыты советского профессора с кораблями с камерной схемой трансформировались в работы по созданию скеговых кораблей на воздушной подушке, оснащенных автономными подъемным и движительным комплексами. Наиболее известным продуктом работ по данной теме стал ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 (тип «Бора»), которые в настоящее время в количестве двух единиц находятся в боевом составе Черноморского флота РФ.

 

На долгий период работы по КВП прервала Вторая Мировая война, к целенаправленному и серьезному проектированию таких кораблей в Советском Союзе вернулись только в 1954 году – ведущей проектной организацией по данному направлению с 1955 г. было определено находившееся в Ленинграде Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз».

Командование советского ВМФ сумело вовремя разглядеть в «неуклюжих» с виду КВП огромный потенциал, правильно оценило их преимущества при проведении морских десантных операций. Именно ВМФ СССР проводил финансирование тех широкомасштабных научно-технических программ национального масштаба, в результате которых была создана мощная база для проектирования и серийного строительства КВП – как десантных, так и ударных скеговых. Поставка амфибийных десантных кораблей на воздушной подушке советскому ВМФ началась в 1969 г., а сейчас их получают и морские части пограничной службы ФСБ России. И до сих пор ведущим разработчиком амфибийных и камерных КВП в нашей стране является ЦМКБ «Алмаз» (г. Санкт-Петербург), возглавляемое последние годы Александром Шляхтенко, занимающим пост начальника-генерального конструктора бюро. Так, по 10 проектам «Алмаза» в общей сложности было построено более 90 военных КВП и гражданских СВП водоизмещением от 27 до 550 тонн.

Создание же коллективом ЦМКБ «Алмаз» в 1988 г. самого большого в отечественном ВМФ малого десантного корабля на воздушной подушке (МДКВП) проекта 12322 «Зубр» (главный конструктор проекта – В. А. Абрамовский), явилось результатом, или даже можно сказать апофеозом, богатого многолетнего опыта, полученного советскими конструкторами в ходе работ над десантными кораблями с динамическими принципами поддержания. Фактически аналогов данному десантному КВП, способному также оказывать мощную огневую поддержку высаживаемому с него десанту, в мире сегодня нет.

 

РОЖДЕНИЕ ГИГАНТА

 

По словам начальника-генерального конструктора ЦМКБ «Алмаз» Александра Шляхтенко, создание МДКВП типа «Зубр» продвигалось очень непросто, приходилось по ходу дела решать множество проблем из различных областей.

«Можно сказать, корабль рождался в муках. Был проделан огромный объем работы. Конструкция отрабатывалась на большом числе буксируемых и самоходных моделей. Специальные стенды делались для испытаний гибкого ограждения. Но зато в итоге, на выходе так сказать, получился уникальный корабль. Честно говоря, мы и сегодня до конца не знаем всех потенциальных возможностей «Зубров», – заявил Александр Шляхтенко в интервью автору данного материала в 2004 г.!

На сегодня высокоскоростной МДКВП проекта 12322 «Зубр» (по классификации НАТО/США – «Pomornik») является самым большим в мире десантным кораблем на воздушной подушке. Он предназначен для приема с оборудованного или необорудованного берега личного состава и боевой техники морского десанта, перевозки их морем и высадки на оборудованное или необорудованное побережье. Кроме того, корабли данного типа могут быть использованы для приема и перевозки морских мин и способны выполнять постановку активных минных заграждений, для чего на корабле дополнительно устанавливаются два минных рельса, суммарно на 80 мин. В конечном итоге, по результатам создания этого КВП, разработчики пришли к выводу, что предсказанные ранее ограничения водоизмещения в 1000 т для подобных кораблей с динамическими принципами поддержания – не являются непреодолимым пределом, также вполне возможно и достижение на практике у таких кораблей скорости хода до 80 узлов. Однако создание таких больших кораблей – весьма затратное дело и возможно только при надлежащем финансировании.

Всего к настоящему времени построено полтора десятка МДКВП проекта 12322. Из них в боевом составе Военно-морских сил Украины (ВМСУ) состоят три КВП, а еще четыре «Зубра» находятся в боевом составе ВМС Греции – первой страны, входящей в блок НАТО, которая приобрела российскую, а не американскую или западноевропейскую, военно-морскую технику. Впрочем, у стран Запада таких кораблей попросту нет!

 

КОНСТРУКТИВНЫЕ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

В качестве основной несущей части корпуса «Зубра» применен поддон прямоугольной формы, который и обеспечивает прочность всего корпуса корабля и его непотопляемость. Непосредственно на самом понтоне устроена надстройка, которая двумя продольными переборками поделена на три объема.

В средней части десантного корабля, самой большой, расположен отсек для десантируемой техники, в котором устроены танковые дорожки и аппарели. В бортовых отсеках (размещены слева и справа от центрального отсека) находятся главные и вспомогательные энергетические установки корабля, помещения (кубрики и каюты) личного состава десанта, жилые помещения экипажа, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП. Последнее обеспечивается, в значительной степени, за счет наличия герметичного контура помещений боевых постов, кубриков и кают команды и десанта, а также наличия необходимого количества противогазов и комплектов защитной одежды. Высадка техники и десанта может производиться как с использованием носовой, так и меньшей по размерам кормовой аппарелей.

Гибкое ограждение воздушной подушки КВП типа «Зубр» предназначено для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и обеспечивает ему требуемую высоту подъема над опорной поверхностью – водой или береговой полосой. Ограждение конструктивно выполнено двухъярусным в составе гибкого ресивера и навесных элементов с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями.

Конструктивная защита у «Зубра» присутствует в виде бронирования главного командного пункта и отсеков реактивных систем залпового огня с применением алюминиево-магниевого сплава марки АМГ-62Т (на одном из вариантов экспортной модификации МДКВП проекта 12322 бронирован только ГКП). Толщина используемых в строительстве корабля алюминиево-магниевых панелей колеблется от 3 до 4 мм в зависимости от места установки. Корабли проекта 12322 имеют и защиту от поражения минами с неконтактными взрывателями. Для этого они снабжены горизонтальной обмоткой компенсации магнитного поля корабля и транспортируемой им техники.

Противопожарная защита корабля обеспечивается за счет применения самовспенивающегося огнезащитного покрытия марки ВПМ-2 на переборках огнеопасных помещений, а также благодаря установке систем воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения. Кроме того, во время стоянки МДКВП на воде для борьбы с пожаром может быть использована и система водяного пожаротушения.

Для обеспечения дистанционного автоматизированного управления движением корабля и всеми его техническими средствами на КВП типа «Зубр» установлена разработанная в НПО «Аврора» СДАУ «Флора-32», которая на экспортной модификации может заменяться на корабельную систему управления техническими средствами КСУ ТС-1. Управление осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления ГЭУ и выносных пультов.

Максимальная численность экипажа МДКВП проекта 12322 составляет 33 человека, из них офицеров – 5, мичманов – 6, старшин и матросов срочной службы или по контракту – 22. Обычно экипаж на корабле меньше (даже, например, запас пресной воды в объеме 2,8 т на 5 суток рассчитывается в формулярах на 27 человек, что считается типовым экипажем для данного КВП). Весь личный состав размещается в достаточно комфортабельных оборудованных системами отопления и вентиляции, а также теплоизолированных каютах и кубриках, коих на экспортной модификации «Зубра», согласно рекламным проспектам, имеется семь штук: каюта командира корабля; три 2-местных каюты офицеров; одна 4-х или 5-местная каюта мичманов и два 10-местных кубрика для старшин и матросов.

 

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Еще в середине 1960-х гг. советская промышленность оказалась перед необходимостью создания для разрабатываемых кораблей и судов с динамическими принципами поддержания легких двигателей с достаточно большой удельной мощностью. Для решения возникшей проблемы в СПБ «Машпроект» (г. Николаев) была сформулирована концепция создания мощностного ряда унифицированных высокоэкономичных двигателей, отвечающих требованиям кораблей всех типов (как водоизмещающих, так и с динамическими принципами поддержания), способных обеспечить программу советского кораблестроения на два или даже три десятилетия вперед.

Основной путь совершенствования газотурбинных двигателей (ГТД) определялся повышением начальной температуры газа до 1100°С и степени повышения давления воздуха до 20, а также увеличением окружных скоростей рабочих лопаток компрессоров и турбин. Удельная масса двигателей морской серии была доведена до уровня авиационных за счет применения высоконагруженных одноступенчатых турбин, двухопорных роторов ТКВД, противоточной камеры сгорания, использования новых материалов, покрытий и технологий. При этом для сокращения срока разработки двигателей в кратчайший срок была создана специальная научно-исследовательская база для поузловой доводки и стендовой проверки характеристик двигателей в условиях, имитирующих эксплуатационные.

В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) корабля проекта 12322 применена газотурбинная установка (ГТУ) типа М35. Она включает в себя три тяговых газотурбинных агрегата (ГТА) М35-1 и два нагнетательных ГТА М35-2. Суммарная мощность ГЭУ при температуре окружающего воздуха +15°С составляет 50000 л.с. Масса всей установки достигает 28550 кг, расход топлива в среднем не превышает 159 кг на милю, а показатель удельного расхода топлива ГТУ М35 составляет 190 г/л. с. ч.

Тяговые ГТА М35-1 имеют номинальную мощность 10000 л.с. каждый (при температуре +15°С) и состоят из ГТД ДП71 (соответствует современной модификации UGT 6002) и тягового редуктора воздушного винта Р035-10 (разработчик и производитель – НПП «Машпроект» им. С.Д.Колосова, г. Николаев, в настоящее время – это уже объединенная компания НПКГ «Зоря-Машпроект» в составе бывшего Южного турбинного завода «Зоря» и НПП «Машпроект»). Тяговый редуктор Р035-10 представляет собой двухступенчатый цилиндрический редуктор, первая ступень которого унифицирована с понижающим редуктором, а вторая – это соосная пятипоточная передача. Сателлитные шестерни имеют высоконагруженные опоры качения. В редуктор также встроены упорный подшипник тяги винта изменяемого шага и непосредственно сам механизм регулирования шага винта.

Каждый из тяговых ГТА приводит во вращение один из трех реверсивных тянущих воздушных винтов изменяемого шага (ВИШ) АВ-98, разработанных и производимых ОАО «НПП «Аэросила» в подмосковном г. Ступино. Винты – четырехлопастные, внешний диаметр составляет 5500 мм, а масса одного винта – 660 кг. При этом конструкторам удалось достичь следующих параметров его работы: Рвзл.=7450 кгс и Мвзл.=800 оборотов в минуту. Винты установлены в расположенных на корме кольцевых насадках диаметром около 6 м и изготовленных из особых полимерных материалов.

Каждый из двух нагнетательных ГТА М35-2, также разработанных и производимых сегодня НПКГ «Зоря-Машпроект» (Украина), имеет номинальную мощность 10 тыс. л.с. (при температуре +15°С). В состав каждого агрегата входят один ГТД марки ДП71, один понижающий промежуточный редуктор Р035-20 номинальной мощностью 10 тыс. л.с., два осевых нагнетателя НО10 и два редуктора нагнетателя Р035-21 и Р035-22 номинальной мощностью по 5000 л.с. Понижающий редуктор марки Р035-20 выполнен однопоточным косозубым цилиндрическим с упорными гребнями. Его опоры – это высоконагруженные и быстроходные роликовые подшипники ведущей шестерни. Редуктор нагнетателя марки Р035-21 (также как и марки Р035-22) – одноступенчатый конический с опорами качения.

Использующийся в обоих ГТА газотурбинный двигатель ДП71 разработан специалистами николаевского «Машпроекта» и предназначен для привода нагнетателей, электрогенераторов и судовых движителей. Конструктивно он состоит из газогенератора унифицированного двухкаскадного, турбин компрессоров осевых одноступенчатых, камеры сгорания трубчато-кольцевой противоточной с 10 жаровыми трубами и силовых турбин. Причем на МДКВП проекта 12322 силовая турбина – нереверсивная, вал у нее – с «холодной» стороны. Смазка в двигателе – циркуляционная под давлением. Стартер – электрический (380В, 70 кВт). Двигатели данного семейства, которые в настоящее время обозначаются как «6000-я серия», производятся серийно с 1978 г/на нынешнем НПКГ «Зоря-Машпроект».

Электроэнергетическая система (ЭЭС) МДКВП проекта 12322 обеспечивает корабельных потребителей электрическим током (220В, 400 Гц), а ее номинальная мощность составляет 400 кВт (при температуре +15°С). В состав ЭЭС, разделенной на две корабельные электростанции, входят 4 газотурбогенератора марки ГТГ-100К (трехфазный, синхронный, бесконтактный), каждый из которых является автономным энергоузлом корабельной электростанции, а также главные распределительные щиты. Реализованная в генераторе блокированная конструкция позволяет вырабатывать электроэнергию высокого качества. ГТГ-100К разработан в 1986 г., а серийное производство ведется с 1987 г.

Конструктивные особенности данного газотурбогенератора: компрессор центробежный (1 ступень, степень сжатия 5,5), камера сгорания трубчатая, выносная (1 жаровая труба, 1 форсунка, 1 воспламенитель), турбина осевая (3 ступени, охлаждение воздушно-конвективное, частота вращения – 43000 об./мин.), подшипники – 2 радиально-упорных шариковых и 2 упорных скольжения. Система смазки циркуляционная под давлением с навесным маслоагрегатом. Стартер электрический (24В, 4,6 кВт), а управление генератором – дистанционное, автоматическое. Редуктор – соосный, звездного типа, одноступенчатый, с растроением потока мощности (передаточное отношение 3,58). Упруго-демпферные опоры обеспечивают долговечность подшипников и низкий уровень вибрации ротора. Установленный ресурс работы ГТГ до капитального ремонта составляет не менее 4000 часов.

Украинское ПО «Зоря», входящее в состав НПКГ «Зоря-Машпроект», являлось субподрядчиком по российско-греческому и украинско-греческому контрактам на поставку ВМС Греции четырех (еще два – по опциону) МДКВП проекта 12322. Однако ГТА греческих «Зубров» имеет повышенную мощность по сравнению с другими кораблями данного типа, находящимися в боевом составе ВМФ РФ и ВМС Украины, поскольку заказчик – МО Греции – при подписании соглашения специально оговорил данное требование. Причина – особые климатические условия страны – высокая температура и пр.

Впоследствии ГЭУ и ЭЭС греческих десантных кораблей коснулись и другие изменения. Так, в связи с определенным осложнением отношений с Украиной, где расположен разработчик и производитель составляющих ГЭУ и ЭЭС кораблей типа «Зубр», и наличием принятых к исполнению, а также перспективных контрактов на поставку иностранным заказчикам кораблей данного типа, российские кораблестроители уже предлагают на экспортных «Зубрах» устанавливать ЭЭС в составе 4 дизель-генераторов компании «Volvo Penta» такой же мощности (по 100 кВт каждый) и обеспечивающих корабельные потребители электрическим током с аналогичными характеристиками. Данное предложение родилось после того, как греческая сторона потребовала заменить украинские ГТГ-100К на указанные выше. Решение было принято после первого периода интенсивной эксплуатации четырех «Зубров».

Кроме того, в 2000 году консорциумом МКЕ были разработаны и изготовлены первые серийные образцы преобразователей частоты марки РЭН2С, рассчитанные на работу в морских условиях. Эти преобразователи были поставлены на российскую СФ «Алмаз» и украинское ФПО «Море» (г. Феодосия, Крым) – специально для кораблей типа «Зубр», предназначенных для ВМС Греции. Они предназначены для электропитания от корабельной сети Зх220В (3×115В), 400 Гц систем управления, радиолокации и собственных нужд напряжением Зх220В, 50 Гц.

Режим работы преобразователей – длительный, непрерывный. Предусмотрена защита от нештатных ситуаций и аварий оборудования. Управление их работой – ручное с автоматическим поддержанием выходного напряжения заданной частоты, что подразумевает местное включение/выключение с пульта ПЧ и возможность отключения ПЧ при исчезновении входного напряжения питания. Для обеспечения синусоидальности выходного напряжения и работоспособности в условиях корабельных сетей преобразователи частоты РЭН2С поставляются в комплекте со специальными фильтрами (выходной фильтр массой 15 кг и фильтр согласования массой 28 кг). К настоящему времени за весь период их эксплуатации на греческих КВП от заказчика не было получено ни одной рекламации по аварии или сбою РЭН2С.

По информации разработчиков КВП типа «Зубр», емкость топливных цистерн позволяет кораблю совершать переходы на расстояние до 1000 миль (правда – при условии отсутствия груза, т.е. порожняком), причем дополнительно предусмотрена возможность дозаправки топливом в море – для этого имеется соответствующее оборудование.

 

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

 

Артиллерийское вооружение корабля проекта 12322 представлено двумя 30-мм скорострельными шестиствольными артустановками АК-630М с боезапасом по 3000 выстрелов на каждую. Управление огнем осуществляется либо от РЛС МР-123-01 «Вымпел АМЭ», либо от устанавливаемых взамен нее РЛСУ «Ласка» с оптико-электронной СУ «Ракурс-ИК» или РЛС МР-123-02Ц.

Для поражения выявленных целей противника на берегу в ходе огневой подготовки перед высадкой десанта на «Зубре» установлен 140,3-мм комплекс неуправляемого реактивного оружия «Огонь», в состав которого входит 140,3-мм корабельная пусковая установка (ПУ) МС-227, изготовителем которой является расположенное в г. Екатеринбург ОАО «НПП «Старт». МС-227 является многоствольной ПУ пакетного типа. Она имеет 22 направляющих и может производить стрельбу либо залпом с темпом стрельбы не более 0,2 с, либо одиночными НУР. Конструкция ПУ позволяет осуществлять ее наведение по вертикали от -10 до +65 град., а по горизонту – в секторе от -160 до +160 град. Для наведения установки используется электрический следящий привод, а для подъема ПУ из подпалубного помещения и ее стопорения – электрический привод управления. Масса пустой установки достигает 1430 кг, ее длина – 2125 мм, ширина – 1735 мм, а высота – 2220 мм. В походном положении установка находится под палубой в специально оборудованном защищенном помещении. Под палубой хранится и ее боезапас, там же производится снаряжение и при необходимости перезарядка ПУ. Боезапас на каждую ПУ составляет 66 НУР. Управление огнем комплекса «Огонь» производится при помощи дальномерно-визирного устройства ДВУ-3 (установлено на крыше надстройки).

Самооборона корабля от средств воздушного нападения обеспечивается как за счет использования артустановок АК-630М, так и с помощью ПЗРК типа «Стрела» или «Игла» (греки приняли решение использовать на своих МДКВП американские ПЗРК «Стингер»): в кранцах имеется место для четырех комплектов ПЗРК.

 

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

 

Для определения надводной обстановки на корабле имеется РЛС обнаружения надводных целей МР-244-3. На последнем корабле в серии (для ВМС Греции) была установлена уже новейшая навигационная система «Горизонт-25» в составе двух навигационных РЛС и необходимого сопутствующего оборудования. Кроме того, в случае поставки на экспорт, «Зубр» вместо указанных радаров может оснащаться интегрированным навигационным комплексом иностранного производства.

В качестве РЛС управления стрельбой корабельным комплексом артиллерийского вооружения на МДКВП проекта 12322 установлена РЛС системы управления огнем МР-123-01 «Вымпел АМЭ» (штатная РЛС на российских кораблях и экспортных модификациях). По желанию заказчика на экспортных «Зубрах» взамен «Вымпела» могут быть установлены РЛСУ «Ласка» с комплексом ОЭСУ «Ракурс-ИК» или же одна РЛС СУО МР-123-02Ц.

Для устранения помех работе собственных РЛС на кораблях проекта 12322 в штатном варианте устанавливается один комплект аппаратуры «Звездочка-12322», а в экспортном варианте предусмотрена возможность замены ее на изделие «Подзаголовок-24Э» (также один комплект).

Штурманское вооружение «Зубра» в экспортной комплектации включает гирокурсоуказатель ГКУ-2, магнитный компас КМ-60-М2, доплеровский дрейфолаг РДЛ-3-АП100(Э), радиопеленгатор «Румб», радионавигационная система РС-1 и система центральной гиростабилизации «База-12322». По желанию заказчика взамен ГКУ может устанавливаться гирокомпас «Гюйс», а также электронно-картографическая система и приемоиндикатор NT-300D или же система ЭКНИС «Сегмент» с приемоиндикатором СН3101, либо что-то иное по желанию заказчика.

Средства РЭБ представлены комплексом активных дезинформирующих помех МП-411Э (1 комплект), а при наличии «Подзаголовка» – одним ТК-25Э.

В состав радиотехнического вооружения корабля также входят различные средства связи и наблюдения, такие как:

• автоматизированный комплекс связи «Буран-6» (может быть заменен на «Буран-6Э» или «Рубин-Э») – обеспечивает трехдиапазонную телефонную и телеграфную связь и ведет документирование, прием и вывод на печать навигационных, метеорологических и других предупреждений и т. п.;

• радиостанция СВЧ диапазона Р-622;

• радиоприемное устройство Р-697;

• портативные радиостанции Р-855УМ и Р-159;

• два монокулярных прибора дневного и ночного видения ВНЦ-452;

• светосигнальный прибор МСНП-250М;

• традиционная для всех кораблей аппаратура громкоговорящей связи.

 

СУПЕРВОЗМОЖНОСТИ УНИКАЛЬНОГО КОРАБЛЯ

 

«Зубр» обладает поистине великолепной, даже для кораблей такого класса, проходимостью. Судите сами. Он способен при полном водоизмещении выходить на необорудованный берег с уклоном до 5 град, и преодолевать препятствие типа «вертикальная стенка» высотой до 1,6 м. Корабль обладает также прекрасной мореходностью – одной из лучших в мире в своем классе. Так, в режиме движения на воздушной подушке со скоростью 30-40 узлов «Зубр» способен полноценно выполнять возложенные на него задачи при волнении моря до 4 баллов при условии высоты волны до 2 м и при скорости ветра в любом направлении до 12 м/с.

Потрясает любого, кто сталкивается с этим гигантом, и десантовместимость МДКВП проекта 12322:

• три основных боевых танка общим весом до 131 т, либо

• 10 БТР и 140 человек экипажей бронетехники и десантников с личным оружием в четырех кубриках десанта – около 115 тонн, либо

• 500 человек десанта с личным оружием, причем из них 360 человек – в грузовом помещении взамен перевозимой боевой техники.

В заключение же добавим вот что. Не каждый корабль может похвастаться такой наградой, как у «Зубра» – на 44-м Международном салоне изобретений и инноваций Brussels Eureka-95, проводившемся в Брюсселе в 1995 году, он был удостоен бронзовой медали. Это – результат заслуженного признания высокого мастерства специалистов ЦМКБ «Алмаз» и строивших корабли СФ «Алмаз».

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru