Подводные лодки проекта 667А – родоначальники большого семейства

Павел Качур
Журнал «Обозрение армии и флота» №3, 2009

 

1 апреля 1967 г. ВМС США пополнились атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) SSBN-659 «Уилл Роджерс» – последней, 31-й по счету, подводной лодкой типа «Лафайетт», оснащенной 16 ракетами «Поларис А-3». Таким образом, вместе с кораблями типа «Джордж Вашингтон» и «Этан Аллен», численность американского подводного ракетоносного флота достигла 41 ПЛАРБ с 656 баллистическими ракетами «Поларис А-2» и «Поларис А-3» на борту. В ходе реализации одной из крупнейших программ в истории мирового военного кораблестроения в течение 10 лет была создана морская составляющая стратегической триады Соединенных Штатов, ставшая в дальнейшем основой ядерного могущества этой страны. Советский Союз, подчиняясь жесткой логике гонки вооружений, не мог допустить одностороннего усиления своего основного геополитического соперника. Потребовалось резкое качественное и количественное наращивание боевого потенциала стратегического ракетоносного подводного флота. Было очевидно, что приемлемое по критерию «эффективность-стоимость» увеличение числа боезарядов на подводных носителях было возможно лишь за счет радикального увеличения боекомплекта каждой ПЛАРБ.

В 1958 г. в конструкторском бюро ЦКБ-18 (в будущем ЦКБ МТ «Рубин») под руководством главного конструктора А.С. Кассациера начались работы по созданию атомного ракетоносца 2-го поколения проекта 667. Лодку предполагалось оснастить комплексом Д-4 с баллистическими ракетами (БР) подводного старта Р-21. Альтернативным вариантом являлось оснащение корабля комплексом Д-6 с твердотопливными ракетами, разрабатывавшимися ленинградским КБ «Арсенал» с 1958 года. Дальность стрельбы «пороховой» ракетой должна была составлять не менее 800 км с перспективой доведения ее до 2500 км. В 1960 году, в соответствии с правительственным постановлением, дальность в первоначальном варианте комплекса Д-6 была увеличена до 1100 км при незначительном снижении точности. В качестве типоразмеров пусковых шахт как для Д-4, так и для Д-6 была задана шахта ракеты Р-13 комплекса Д-2.

По первоначальному проекту 667 лодка должна была нести восемь ракет комплекса Д-4, размещенных в поворотных пусковых установках СМ-95, создаваемых ЦКБ-34. Сдвоенные ПУ располагались вне прочного корпуса, по его бокам, и перед пуском поворачивались на 90 градусов, устанавливаясь вертикально.

Разработка эскизного и технического проектов подводного ракетоносца была завершена в 1960 году. Однако практическая реализация разработки затруднялась из-за высокой сложности поворотных устройств ПУ, которые должны были работать в подводном положении при движении лодки. Очевидцы рассказывают почти анекдотический случай, произошедший во время доклада о новом комплексе Н.С. Хрущеву. Создатели лодки решили продемонстрировать руководителю страны модель корабля с механизмом, автоматически переводящим ракетные контейнеры из походного в боевое положение. Однако сработал пресловутый «генеральский эффект»: устройство отказало в самый неподходящий момент и контейнеры с ракетами позорно застыли в промежуточном положении. Хрущев не замедлил прокомментировать случившееся: «Если у вас сломалась даже эта игрушка, то чего можно ожидать на настоящей подводной лодке?».

В 1961 г. была начата разработка новой компоновки, при которой ракеты Д-4 должны были размещаться в вертикальных шахтах. Однако вскоре у этих комплексов появилась хорошая альтернатива – малогабаритная «универсальная» одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета Р-27, работы по которой в инициативном порядке были начаты в СКБ-385 под руководством В.П. Макеева. Предварительные результаты исследований в конце 1961 г. были доложены командованию ВМФ и руководству страны. Тема получила поддержку, и 24 апреля 1962 г. последовало правительственное постановление о создании комплекса Д-5 с ракетой Р-27, использующей в качестве окислителя азотный тетраксид (амил) и в качестве горючего – несимметричный диметилгидрозин (гептил).

«Универсализм» комплекса заключался в том, что кроме варианта БР, предназначенного для поражения стационарных наземных целей, разрабатывался (впервые в мире) и противокорабельный вариант баллистической ракеты – Р-27К, оснащенный пассивной радиолокационной головкой самонаведения и предназначенный для поражения крупных надводных радиоконтрастных целей (например, авианосных групп) на дальности до 900 км.

За счет ряда оригинальных технических решений новую БР удалось «втиснуть» в шахту, по объему в 2,5 раза меньшую шахты ракеты Р-21. При этом Р-27 имела на 1180 км большую, чем ее предшественница, дальность пуска. В результате переориентации проекта 667 на новый ракетный комплекс появилась возможность разместить 16 ракетных шахт в прочном корпусе лодки вертикально в два ряда позади ограждения рубки (как это сделали американцы на ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон»). Впрочем, 16-ракетный боекомплект был обусловлен не стремлением к «плагиату», а тем фактом, что длина стапелей, на которых должны были строиться подводные лодки, оптимальным образом подходила как раз под корпуса с 16 шахтами комплекса Д-5. Революционным новшеством в ракетостроении стала и разработка технологии заправки баков ракеты компонентами топлива с их последующей ампулизацией на заводе-изготовителе (на первых отечественных морских ракетах баки заправлялись непосредственно перед запуском).

Главным конструктором усовершенствованной ПЛАРБ проекта 667А (шифр «Навага») был назначен С.Н. Ковалев – создатель практически всех последующих советских стратегических ракетных атомоходов. При создании лодки проекта 667А значительное внимание уделялось ее гидродинамическому совершенству. К разработке формы корабля привлекались специалисты отраслевых научных центров, а также гидродинамики ЦАГИ.

Одноступенчатые жидкостные баллистические ракеты Р-27 были установлены в вертикальных шахтах в два ряда позади ограждения рубки. Ракетные шахты, выполненные равнопрочными с корпусом лодки, располагались в 4-м и 5-м отсеках. Пуск ракеты выполнялся из затопленной шахты, только в подводном положении лодки, при волнении моря до 5 баллов. Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Однако реальные стрельбы выявили возможность осуществления первого восьмиракетного залпа.

Торпедное вооружение лодки состояло из четырех торпедных аппаратов калибром 533 мм, а также двух 400-мм ТА, расположенных в носовой оконечности. Торпедные аппараты оснащались системами быстрого заряжания и электродистанционного управления.

Лодки проекта 667А стали первыми ракетоносцами, получившими на вооружение переносные зенитные ракетные комплекса типа «Стрела-2», предназначенные для обороны корабля, находящегося в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов.

Увеличение ракетного боекомплекта потребовало решения ряда новых задач. В первую очередь было необходимо резко повысить темп стрельбы, чтобы успеть вовремя произвести ракетный залп и покинуть район пуска до того, как в него прибудут противолодочные силы противника. Это обусловливало проведение одновременной предстартовой подготовки ракет, набранных в залп. Задача могла быть решена лишь за счет автоматизации всех предпусковых операций. В соответствии с этими требованиями для кораблей проекта 667А под руководством главного конструктора P.P. Вельского развернулись работы по созданию первой отечественной боевой автоматизированной информационно-управляющей системы «Туча». Впервые данные для стрельбы должны были вырабатываться специализированной ЭВМ. Кроме того, БИУС «Туча» осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач. Для предотвращения провалов на большую глубину, на ПЛАРБ проекта 667А была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивающая, в частности, программное управление кораблем по курсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине.

Основным средством освещения обстановки в подводном положении являлась гидроакустическая система «Керчь», служащая также для выдачи данных целеуказания при торпедной стрельбе, а также миноискания, звукоподводной связи и обнаружения гидроакустических сигналов противника. Станция, разработанная под руководством главного конструктора М.М. Магида и работающая в режимах эхо- и шумопеленгования, имела дальность обнаружения 1–20 км в зависимости от гидрологических условий.

Навигационное оснащение новой субмарины должно было обеспечивать уверенное плавание и пуск ракет в полярных районах. Первые четыре ПЛАРБ проекта 667А были оснащены всеширотным навигационным комплексом «Сигма», разработанным в 1960 году под руководством главного конструктора В.И. Маслевского. С 1972 года на корабли начал устанавливаться более совершенный навигационный комплекс «Тобол» (главный конструктор О.В. Кищенков), в состав которого входили инерциальная навигационная система, абсолютный гидроакустический лаг, измеряющий скорость относительно морского дна, а также система обработки информации на основе цифровой ЭВМ. Комплекс обеспечивал плавание в арктических водах, а также определение скорости лодки относительно воды, производил счисление географических координат и выдавал необходимые данные в корабельные системы. На лодках наиболее поздней постройки навигационный комплекс был дополнен космической навигационной системой «Циклон».

Средства связи включали радиостанции среднего, коротковолнового и ультракоротковолнового частотных диапазонов. На кораблях более поздней постройки имелись комплексы автоматизированной радиосвязи «Молния» (1970 год) или «Молния-Л» (1974 год), разработанные под руководством главного конструктора А.А. Леонова. В состав комплексов вошли, в частности, первое автоматизированное радиоприемное устройство «Базальт», обеспечивающее прием по нескольким каналам KB и одному СДВ, а также радиопередающее устройство «Скумбрия», позволяющее осуществлять скрытую автоматическую настройку на любую частоту рабочего диапазона. Лодки оснащались выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа «Параван», позволяющей принимать целеуказания и сигналы спутниковой навигационной системы, находясь на глубине до 50 м. Важным новшеством являлось и применение аппаратуры засекречивания связи (ЗАС), обеспечивающей автоматическое шифрование сообщений, передаваемых по линии «Интеграл». В состав радиоэлектронного вооружения входили ответчик РЛС «свой-чужой» «Хром-КМ», РЛС «Альбатрос» и поисковая РЛС «Залив-П».

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 52000 л.с. включала два автономных блока левого и правого бортов. Каждый блок состоял из водо-водяного реактора, паротурбинной установки с турбозубчатым агрегатом и турбогенератора с автономным приводом. Имелась вспомогательная энергетическая установка, служащая для пуска и расхолаживания ГЭУ, снабжающая лодку электроэнергией при авариях, а также обеспечивающая, в случае необходимости, движение корабля в надводном положении. В состав вспомогательной энергетической установки входили два дизель-генератора постоянного тока, две группы аккумуляторных свинцово-кислотных батарей и два гребных реверсивных электродвигателя «подкрадывания».

На лодке было установлено мощное размагничивающее устройство, обеспечивающее стабильность магнитного поля. Кроме того, принимались меры по снижению магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, ограждения выдвижных устройств, рулей и других выступающих частей. Для снижения электрического поля корабля была применена система активной компенсации поля, создаваемого гальванической парой «винт-корпус». Для снижения гидроакустической заметности фундаменты под главные и вспомогательные механизмы покрывались вибродемпфирующей резиной. Прочный корпус подводной лодки был облицован звукоизолирующей резиной, а на легкий корпус наносилось нерезонансное противогидролокационное и звукоизолирующее резиновое покрытие.

Значительное внимание в проекте 667А было уделено вопросам обитаемости. В каждом отсеке лодки была установлена автономная система кондиционирования воздуха (при этом был реализован ряд мер по снижению акустического шума на боевых постах и в жилых помещениях). Весь личный состав размещался в каютах или маломестных кубриках. Имелась офицерская кают-компания. На подводной лодке была предусмотрена столовая для старшинского состава, которая могла трансформироваться в спортивный зал или кинозал. Все коммуникации в жилых помещениях были убраны под специальные съемные панели в светло-серых тонах. Внутренний дизайн лодок, вполне соответствовал требованиям времени. Для освещения использовались люминесцентные светильники.

Строительство лодок проекта 667А началось в Северодвинске в конце 1964 г. и велось необычайно быстрыми темпами. Первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-137 был заложен на Северном машиностроительном предприятии 4 ноября 1964 г. Спуск корабля на воду (точнее, заполнение дока водой) состоялся 11 сентября 1966 г. В присутствии на борту корабля его главного конструктора на максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, на 3,3 узла превысившая заданную. Таким образом, по своим динамическим характеристикам новый ракетоносец фактически сравнялся со своими основными потенциальными противниками в «подводных дуэлях» – американскими противолодочными атомоходами типа «Трешер» и «Стёрджен» (29-30 узлов).

5 ноября 1967 г. был подписан приемный акт К-137, а 13 марта следующего года на вооружение ВМФ был принят и ракетный комплекс Д-5 с баллистической ракетой Р-27.

Тихоокеанский флот пополнялся подводными лодками проекта 667А, построенными на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Там строительство подводных лодок проекта 667А началось несколько позже. Первый «дальневосточный» стратегический атомоход – К-399 – вступил в состав ТОФ 24 декабря 1969 года.

Атомная подводная лодка проекта 667А, как и атомоходы первого поколения, относилась к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен в форме цилиндра (диаметром 9,4 м). Носовая оконечность корабля имела овальную форму. Кормовая оконечность была выполнена веретенообразной. Прочный корпус делился водонепроницпемыми переборками на 10 отсеков.

Передние горизонтальные рули располагались на ограждении рубки. Такое решение, заимствованное у американских АПЛ, создавало возможность бездифферентного перехода на большую глубину при малых скоростях лодки, а также упрощало удержание корабля на заданной глубине при ракетном залпе. Кормовое оперение было выполнено крестообразным.

На флоте новые ракетоносцы за их внешнее сходство с американским аналогом – ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» – флотские острословы быстро окрестили «Ваня Вашингтон». Ну а на западе новым советским лодкам присвоили кличку Yankee class.

 

 

Тем временем в КБМ велась разработка модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У, обладающими дальностью, увеличенной до 3000 км. Правительственное постановление, предусматривающее проведение модернизации ракетного комплекса Д-5, вышло 10 июня 1971 г., а первые опытные пуски с борта подводной лодки начались в 1972 г. 4 января 1974 г. комплекс Д-5У был принят на вооружение ВМФ и устанавливался на модернизированных лодках проекта 667АУ (шифр «Налим»).

Развертывание в 1966 г. в США программы создания новой баллистической ракеты «Посейдон» С-3 с еще более увеличенной дальностью потребовали принятия ответных мер по совершенствованию боевого потенциала советских ПЛАРБ. Работы, проводившиеся в КБ «Арсенал» (проект «5МТ») в дальнейшем вылились в создание ракетного комплекса Д-11 с твердотопливными БРПЛ Р-31, которыми была оснащена единственная ПЛАРБ пр.667-АМ К-140, переоборудованная в 1971-76 гг.

За весь период эксплуатации лодки проектов 667А и 667АУ выполнили 590 боевых патрулирований.

В 1970-е г. в СССР параллельно с работами по созданию дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, предназначенных для пуска из стандартных торпедных аппаратов, в нашей стране, в соответствии с правительственным постановлением от 9 декабря 1976 г. началась разработка принципиально нового класса морских стратегических вооружений – сверхзвуковых (М=2,5-3,0) крылатых ракет (КР) с дальностью более 5000 км. Технический проект переоборудования АПЛ проекта 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» (проект 667М, шифр «Андромеда») ЦКБ МТ «Рубин» разработало в 1 квартале 1979 года.

Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М-25, расположенных побортно вне прочного корпуса – в междубортном пространстве под углом 45°. Значительные габариты КР и соответственно ракетных контейнеров, а также их количество (12 ракет) оказали существенное влияние на архитектурно-конструктивный облик подводной лодки проекта 667А. В районе размещения ракетных контейнеров (по бортам в средней, части ПЛ) была увеличена с 11,7 м до 15,0 м ширина наружного корпуса. Диаметр прочного корпуса в этом районе, наоборот, был уменьшен против диаметра прочного корпуса демонтируемых отсеков БР. Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса (из трех отсеков) взамен вырезанных ракетных отсеков базовой подводной лодки, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после переоборудования. В новых 4-м и 5-м отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания «Коршун-44», пневмогидросистемы, а в третьем (5-бис) – жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа. Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия, нового навигационного комплекса «Тобол-АТ», комплекса средств радиосвязи «Молния-ЛМ1» и гидроакустического комплекса «Рубикон».

Разработка сверхзвукового ракетного комплекса «Метеорит-М» с КР 3М-25 была поручена КБ В.Н. Челомея. При создании ракеты было найдено много технических решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч. Ракета 3М-25 «Гром» выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным стреловидным крылом и двухкилевым складным вертикальным оперением, оснащенная маршевым ТРД и двумя стартовыми жидкостными ускорителями, имела стартовую массу 12650 кг. Полет КР протекал на высотах 22-24 км, что в сочетании с большой сверхзвуковой скоростью, малой радиолокационной заметностью и полностью автономной помехоустойчивой системой наведения делало КР практически неуязвимой для современных средств ПВО и ПРО США. В полете траектория движения ракеты к цели могла корректироваться путем радиолокационной системы считывания рельефа местности.

КР 3М-25 хранилась в контейнере со сложенными консолями крыльев, на стартовом агрегате и с загерметизированным маршевым двигателем. Пуск мог производиться с глубины 40 м и при скорости хода носителя до 10 уз.

Подводный старт ракет производился из заполненного водой кольцевого зазора ракетных контейнеров с «глухим» задним днищем. Перед стартом контейнер заполнялся водой кольцевого зазора и для открывания крышки давление воды в нем сравнивалось с забортным. Одновременно шел наддув самой ракеты (во избежание ее деформации). Первые два двигателя стартового агрегата выносили ракету на поверхность. После схода с направляющих ПУ раскрывались консоли крыльев и запускался маршевый двигатель. На поверхности запускались два оставшихся двигателя стартового агрегата, которые отделялись от ракеты после достижения заданной скорости полета.

С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления «Бор».

Как водится, многочисленный флот ПЛ семейства «Навага» послужил для создания и различных других опытных и опытно-боевых проектов. Особенно активно работы по переоборудованию ПЛАРБ развернулись после подписания между СССР и США договора о сокращении стратегических вооружений ОСВ-1 – часть стратегических носителей с той и другой стороны подлежала сокращению.

Первой подводной лодкой 667-го проекта, выведенной из состава стратегических ядерных сил в результате советско-американских договоренностей стала К-411. В январе-апреле 1978 г. у этого, еще сравнительно «молодого», корабля «ампутировали» ракетные отсеки, а сам РПКСН переоборудовали в атомную подводную лодку специального назначения пр. 09774 – она стала носителем малогабаритных подводных аппаратов и боевых пловцов. Четыре корабля переоборудовали в носители крылатых ракет пр.667АТ (шифр «Груша»), разместив вместо отсека с шахтами БР новый отсек с побортно расположенными торпедными аппаратами, способными запускать стратегические крылатые ракеты «Гранат» с дальностью до 3000 км. В лодку спецназначения по пр.667-АК (шифр «Аксон-1»), а затем по пр.09780 (шифр «Аксон-2») был трансформирован и ракетоносец К-403. На нем в опытном порядке разместили специальную аппаратуру и мощный гидроакустический комплекс с протяженной буксируемой антенной в обтекателе на хвостовом оперении.

В 1979 г. на консервацию (с вырезанием ракетного отсека) были выведены две первые лодки проекта 667А, в дальнейшем этот процесс ускорился, и во второй половине 1990-х гг. в составе российского флота не осталось ни одного ракетоносца проектов 667А и 667АУ. Однако на этом история не закончилась – эти лодки послужили базой для создания ПЛАРБ новых проектов 667Б, 667БД и 667БДРМ.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru