«Мираж», устрашающий браконьеров

Михаил Сакович
Журнал «Обозрение армии и флота» №5 – 2009 г.

В 1998 году на «Рыбинском судостроительном заводе» на воду был спущен головной корабль нового проекта 14310 «Мираж». Внешне он мало отличался от других патрульных и сторожевых катеров, ставших основной продукцией отечественного судостроения в трудные 1990-е годы. Основная особенность корабля скрывалась в воде Волги: «Мираж» стал первым в мире боевым катером на автоматически управляемых интерцепторах.

 

Интерцепторы – небольшие пластины, выдвигаемые поперек направления потока и прерывающие его плавное течение, – стали широко применяться в авиации, начиная с 1940-х гг. Перед интерцептором поток воздуха притормаживался, образуя область повышенного давления. За интерцептором интенсивно образовывались вихри и, соответственно, давление понижалось. В целом эффект повышения давления превалировал. Установленные на верхней поверхности крыла интерцепторы при своем выдвижении уменьшали эффект разряжения и подъемная сила падала. Это способствовало широкому распространению интерцепторов в авиации как органов управления самолетов по крену.

В отличие от воздушной подушки и подводных крыльев интерцепторы – пока не столь широко применяемое средство обеспечения движения судна в режиме динамического поддержания. Все эти устройства предназначены для того, чтобы полностью или частично извлечь корпус судна из водной среды и тем самым снизить сопротивление трения за счет уменьшения смачиваемой поверхности. В случае применения интерцепторов достигается перераспределение поля давления под корпусом судна, которое создает момент, приподнимающий его носовую оконечность – оно смотрится как заправский глиссер! В отличие от авиации этот момент в значительной мере определяется областью разрежения за интерцептором – в ней вода вскипает, образуя каверну. При наличии носовых и кормовых интерцепторов они работают как соответствующие подводные крылья.

При движении на волнении всех судов с динамическими способами поддержания возникает проблема обеспечения устойчивости. В случае использования интерцепторов положение усложняется из-за неустойчивости границ области распространения каверны, ее возможного взаимодействия с атмосферным воздухом. Поэтому НПО «Аврора» во взаимодействии с Московским авиационным институтом и ЦНИИ автоматики и гидравлики была разработана система автоматического управления интерцепторами «Иолит». По своим характеристикам интерцепторы как органы управления обладают большим быстродействием, относительно малой инерционностью.

Надо отметить, что первые системы автоматического управления интерцепторами начали отрабатываться во второй половине 1980-х г. на экспериментальном катере пр. 205ЭКБИ. Первоначально катер пр.205Э строился как боевой в расчете на оснащение ракетным комплексом П-25 главного конструктора В.Н. Челомея, разработка которого велась по Постановлению Правительства от 23 августа 1960 г. Этот комплекс не удалось сдать на вооружение, так что в дальнейшем совершенствование катерных ракет осталось за коллективом А. Я. Березняка. Построенный катер 205Э длительное время использовался кораблестроителями для проведения различных экспериментальных работ.

После переоборудования катера с установкой системы из четырех носовых и двух кормовых автоматически управляемых интерцепторов было достигнуто увеличение скорости с 37 до 46,5 узлов, уменьшение амплитуды килевой качки в полтора раза, а бортовой – втрое! Улучшилась устойчивость на курсе, снизились вертикальные ускорения.

Спроектированный в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора А.В. Шляхтенко патрульный катер пр.14310 при водоизмещении 127 тонн имеет длину 35,5 м, и ширину 6,6 м. Два дизеля М-520 Б1М5 по 4800 л.с. обеспечивают ход около 50 узлов. Под днищем размещены по четыре носовых и кормовых интерцептора, обеспечивающих прирост скорости 8-10 узлов.

Вооружение головного катера включало одну 30-мм автоматическую установку с боекомплектом 500 выстрелов, два пулемета калибра 14,5 мм, переносный зенитный ракетный комплекс «Игла» с 8 ракетами. По бокам надстройки размещалось по три транспортно-пусковых контейнера с ракетами противотанкового комплекса «Штурм» («Атака»), обеспечивающими поражение целей на дальности до 5800 м. Наблюдение обеспечивается двумя бинокулярными трубами, ночью – низкоуровневой телевизионной системой. Имеется специальный прожектор.

Экипаж из 12 человек размещен в одно-, двух- и четырехместных каютах. При наличии на катере отдельных помещений – столовой, команды, кают-компании, камбуза, душевой, умывальной, гальюна – и при оснащении всех этих объемов кондиционерами уровень комфорта можно оценить как очень высокий для катеров такого водоизмещения и вполне достаточный для пребывания в море в течение 8-10 суток.

Работы проводились под руководством сменивших А. В. Шляхтенко главных конструкторов Н.А. Серкова,. Ю.В. Арсеньева и Б. А. Лейкиса.

Доводочные испытания проводились в Феодосийском заливе с 15 февраля 1998 г. по 23 июля 2001 г. В ходе их была достигнута скорость 51,2 уз на гладкой воде и около 48 уз при высоте волны до 1,8 м. Дальность плавания экономическим ходом составляет 1500 миль

Первый серийный катер, построенный также на Рыбинском заводе, несколько отличался от головного. Затем была усовершенствована конструкция интерцепторов, аналоговую систему автоматического управления «Иолит» сменила цифровая «Иолит-М», На катере исключили дымовые трубы, выхлоп стал производится в воду, что повысило скрытность. С учетом исключения из состава вооружения дорогостоящего комплекса «Штурм», была доработана надстройка, в результате чего улучшился обзор при швартовке.

Головной и второй серийный катера ушли на Каспий, первый серийный служит на Черном море.

Коллектив создателей катера пр.14310 был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в 1997 году.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru