Фрегаты для теплых морей

Михаил Сакович
Журнал «Обозрение армии и флота» №2, 2009

 

Со времен Второй Мировой войны в состав всех крупных флотов мира входят относительно небольшие корабли, которые, в зависимости от принятой в данной стране классификации, именуются фрегатами, корветами, авизо, сторожевыми кораблями. Американцы приняли для этого класса кораблей несколько пренебрежительное, но отвечающее первоначальному назначению наименование – эскортные эсминцы. Вроде бы как эсминец, но труба пониже и дым пожиже… Основная задача – защита относительно тихоходных конвоев от подводных лодок. Поэтому по сравнению с эсминцем меньше водоизмещение, скорость, зенитное вооружение и артиллерия. Но с середины XX века атомная энергия обеспечила резкий рост скорости субмарин, что потребовало перехода к быстроходным сторожевым кораблям. С появлением противокорабельных ракет пришлось усилить зенитные средства. Так что основными отличиями сторожевика от эсминца стали меньшее водоизмещение и стоимость.

К середине 1960-х гг. советские адмиралы решили в дополнение к крупным и дорогим большим противолодочным кораблям (БПК) пополнить флот новыми сторожевыми кораблями, меньшими по размерам, но несшими те же образцы противолодочного оружия, что и БПК, и обладавшими такой же неограниченной мореходностью. С 1964 г. организация ЦКБ-53 (позднее – «Северное проектно-конструкторское бюро») получило задание на разработку проекта 1135 (шифр «Буревестник») сторожевого корабля водоизмещением 2100 тонн, вооруженного противолодочным ракетным комплексом «Пурга», зенитным ракетным комплексом самообороны (ЗРК) «Оса-М», четырехтрубным аппаратом для противолодочных торпед, двумя спаренными 76-мм артиллерийскими установками АК-726 и двумя реактивными бомбовыми установками РБУ-6000. Корабль должен был оснащаться предназначенной для новейших БПК перспективной гидроакустической станцией (ГАС) «Титан-2».

Однако трудности, возникшие при испытаниях комплекса «Пурга», и, главное, отсутствие интереса заказчика к этому оружию с максимальной дальностью всего 6 км, определили прекращение его разработки. Взамен на корабль пр.1135 внедрили счетверенную пусковую установку противолодочного комплекса «Метель». Спроектированная в дубненском ОКБ-155-2 коллективом во главе с А.Я. Березняком ракета по размерам не намного уступала пилотируемому истребителю и летела на дальность 50 км. Позже выяснилось, что реальная дальность обнаружения подводных лодок станцией «Титан-2» почти на порядок меньше и большая досягаемость «Метели» явно избыточна.

Заодно с переходом на крупногабаритную «Метель» на сторожевике удвоили число торпедных аппаратов, зенитных комплексов, установили буксируемую ГАС «Вега». Водоизмещение корабля пр. 1135, разработанного под руководством главного конструктора Н.П. Соболева, возросло в полтора раза, достигнув 3200 тонн. Рост размерности способствовал улучшению мореходности, и в дальнейшем построенные корабли успешно несли боевую службу во всех районах Мирового океана. За счет применения газотурбинной энергоустановки корабль развивал неплохую скорость 32 узла, а дальность экономическим ходом 14 узлов достигала 4000 миль.

Вообще этот корабль, как и его модернизированный вариант – пр.1135М (отличался заменой спаренных 76-мм артустановок АК-726 на одноствольные 100-мм АК-100 и некоторыми новыми радиотехническими средствами) полюбился морякам. За десятилетие с небольшим на трех судостроительных заводах построили 32 сторожевика пр.1135 и 1135М – почти вдвое больше, чем построенных за то же время БПК пр.1134А и пр.1134Б.

Однако при всех достоинствах корабли пр.1135 и пр.1135М имели существенный недостаток – они не оснащались ангаром для вертолета. К концу 1960-х гг. во всех ведущих флотах мира задачи поиска и поражения подводных лодок решались уже не собственно корабельными средствами и оружием, а размещенной на кораблях авиацией.

Попытки внедрить вертолетный ангар на очередную модификацию пр.1135 завершились созданием БПК пр.1155, корабля почти втрое большего водоизмещения. Два судостроительных завода на Балтике переключились на строительство этих БПК. А вот керченский завод «Залив» перешел на новую модификацию сторожевика – проект 11351, предназначенную уже не для военных моряков, а для пограничников.

Вертолет был крайне необходим для поиска, преследования и, при необходимости, поражения судов-нарушителей границы или экономической зоны. Расчистив корму под размещение ангара, корабелы переместили в нос одну АК-100, отказались от «Метели». В результате число зенитных комплексов и 100-мм артиллерийских установок сократилось вдвое. Чтобы защитить корабль от воздушных атак в кормы поставили два шестиствольных 30-мм автомата АК-630. Обновили гидроакустику, сменив «Титан-2» и «Вегу» на «Платину-2» и «Бронзу». Начиная с третьего из семи построенных кораблей пр.11351 основную РЛС «Ангара» сменила более современная – «Фрегат-М2».

В целом сторожевик проекта 11351 (шифр «Нерей»), разработанный под руководством главного конструктора А.К. Шнырова, удовлетворял современным требованиям не только пограничников, но и военных моряков в большей степени, чем предыдущие варианты пр.1135.

Однако, к середине 1990-х г. строительство кораблей для отечественного Военно-морского флота и для морских пограничников практически прекратилось. Выживание как заводов, так и конструкторских организаций зависело от получения экспортного заказа. Индийский военно-морской флот, длительное время взаимодействовавший с советскими корабелами, в том числе со специалистами «Северного ПКБ» как в части закупки наших кораблей, так и проведения консультаций для индийских конструкторов при проведении их собственных разработок, проявил интерес к пр.11356 – экспортной модификации «пограничника» пр.11351.

Первоначально фрегат пр.11356 отличался от прототипа, в основном, заменой РБУ-6000 на две счетверенных пусковых установки противокорабельных ракет «Уран». В дальнейшем, с учетом требований нового времени и нового заказчика, облик фрегата для Индии изменился неузнаваемо по отношению к исходному сторожевику.

В советской морской пограничной охране корабль пр.11351 решал задачи сторожевой службы, в первую очередь по пресечению браконьерского лова рыбы и других морепродуктов в 200-мильной экономической зоне СССР. В военное время на него, как и на большинство других пограничных кораблей возлагались задачи контроля над прибрежными районами, в основном, борьба с проникновением в них подводных лодок противника. В соответствии с этим противокорабельное оружие, помимо единственной артиллерийской установки, отсутствовало, а задачи ПВО должен был решать единственный зенитный комплекс самообороны «Оса-М». Зарубежному заказчику требовался фрегат – корабль универсального назначения, способный бороться с надводным, подводным и воздушным противником на большом удалении от берега, в том числе и в режиме одиночного плавания. Это и определило замену почти всего оружия корабля по сравнению с советским прототипом. Зенитный ракетный комплекс «Оса-М» был заменен на более современный «Штиль-1» с 24 ракетами втрое большей дальности. На корабле впервые в отечественном кораблестроении, разместили 8 вертикальных пусковых установок для противокорабельных ракет семейства «Club», предназначенных для поражения надводных целей на дальностях от 10 до 220 км. Ракета 3М-54ТЭ включает в себя дозвуковую маршевую ступень и боевую ступень, отделяющуюся от нее на удалении в 20 км от цели и атакующую на скорости 700 м/с. Взамен 30-мм шестиствольных автоматов установили два огневых и один командный модуль ракетно-артиллерийского зенитного комплекса ближнего рубежа «Каштан». Боекомплект, включающий 64 управляемых ракеты с дальностью до 10 км и 500 30-мм артиллерийских выстрелов. Модернизирована была и артиллерия среднего калибра – на фрегате установили новейшую 100-мм артустановку А-190Э со скорострельностью 80 выстрелов в минуту.

В состав радиоэлектронного вооружения наряду с 4 станциями зенитного ракетного комплекса и станцией управления артиллерийским огнем «Пума, включили современные отечественные РЛС семейства «Фрегат-МА». Что касается ГАС, то иностранный заказчик отдал предпочтение гидроакустическому комплексу Humsa APSON SSN-127. Основным противолодочным оружием являются два двухтрубных торпедных аппарата ДТА-11356 и РБУ-6000, которые можно заменить на комплекс противоторпедной защиты «Удав».

Применение различных видов оружия и технических средств корабля координируется с использование боевой информационной управляющей системы «Требование-МЭ». По сравнению с советским прототипом индийский фрегат более полно оснащен средствами автоматизации.

Существенные отличия имеются и в общем архитектурном облике фрегата пр.11356, который отвечает требованиям снижения радиолокационной заметности – так называемой технологи «стелс». Надстройки образуют большие объемы простых геометрических форм. С учетом опыта локальных войн надстройки выполнены из стали, а не из более легких, но не стойких при пожарах алюминиевых сплавов.

С другой стороны, корпус корабля и энергическая установка – два газотурбинных агрегата М-7НЭ (типа COGAG) – обладают высокой преемственностью по отношению к удачному прототипу. За счет наращивания оружия и увеличения запасов топлива, обеспечивающих дальность плавания 4500 миль (экономическим ходом 18 узлов), полное водоизмещение увеличилось на 20 %, достигнув 4035 т, а максимальная скорость снизилась с 32 до 30 узлов.

Все проектные работы по фрегату велись в организации, ранее разработавшей корабли пр.1135, 1135М и 11351 – «Северном проектно-конструкторском бюро» под руководством В.А. Перевалова.

К моменту заключения контракта с Индией основной строитель кораблей такого типоразмера – «Северная верфь» (бывший «Завод им. Жданова») уже имел подпитку экспортным заказом, достраивая для Китая по проекту 956Э эсминцы, заложенные в конце 1980-х годов для советского флота. Поэтому за реализацию индийского заказа взялось другое предприятие – санкт-петербургский «Балтийский завод».

Головной фрегат «Талвар» («Меч) был сдан заказчику весной 2003 г., второй – «Тришул» («Трезубец») – летом того же года, а затем третий – «Табар» («Секира») – весной 2004-го.

Несмотря на некоторые проблемы в части радиоэлектронной совместимости систем оружия фрегата, выявившиеся при испытаниях, индийская сторона в целом высоко оценила достоинства фрегатов пр.11356.

Во второй половине десятилетия был заключен контракт на постройку еще трех фрегатов, который на этот раз достался Калининградскому судостроительному заводу «Янтарь». Корабли строятся по несколько измененному проекту – 11356М, с оснащением сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «БраМос», совместной российско-индийской разработки взамен комплекса семейства «Club». В ноябре 2009 г. головной корабль был спущен на воду. Сдача фрегатов заказчику происходила в 2012-2013 гг.

Определенный интерес к фрегату пр. 11356 проявил также Алжир. Строительство двух кораблей для этой страны предусматривалось осуществить на «Северной верфи».

С 2010 года на ССЗ «Янтарь» ведется серийная постройка кораблей проекта 11356Р для ВМФ России. К 2016 году планируется ввести в строй шесть фрегатов, причем все они должны будут базироваться на Черном море. Головной фрегат «Адмирал Григорович» спущен на воду в марте 2014 г. и будет введен в строй в следующем 2015 году.

 

Состав серии фрегатов пр.11356, 11356М для ВМС Индии

Бортовой

номер

Название

Место

постройки

Дата

закладки

Дата спуска

на воду

Дата ввода

в строй

F40

«Talwar» (Меч)

Балтийский ССЗ

10.03.1999

12.05.2000

18.06.2003

F43

«Trishul» (Трезубец)

Балтийский ССЗ

24.09.1999

24.11.2000

25.06.2003

F44

«Tabar» (Секира)

Балтийский ССЗ

26.05.2000

25.05.2001

19.04.2004

F45

«Teg» (Сабля)

ССЗ «Янтарь»

27.07.2007

27.11.2009

27.04.2012

F50

«Tarkash» (Колчан)

ССЗ «Янтарь»

27.11.2007

23.06.2010

09.11.2012

F51

«Trikand» (Лук)

ССЗ «Янтарь»

11.06.2008

25.05.2011

29.06.2013

 

Состав серии фрегатов пр.11356Р для ВМФ России
(постройка на ССЗ «Янтарь», Калининград)

Название

Зав.

номер

Дата

закладки

Дата спуска

на воду

Дата ввода

в строй (план)

«Адмирал Григорович»

01357

18.12.2010

14.03.2014

2015 г.

«Адмирал Эссен»

01358

08.06.2011

Осень 2014 (план)

2015 г.

«Адмирал Макаров»

01359

29.02.2012

2015 (план)

2015 г.

«Адмирал Бутаков»

01360

12.06.2013

 

2016 г.

«Адмирал Истомин»

01361

15.11.2013

 

2016 г.

«Адмирал Корнилов»

01362

2014

 

2016 г.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru