Дорога в глубину

Михаил Сакович
Журнал «Обозрение армии и флота» №2, 2009

Всеми признано, что боевой корабль должен обладать гармоничным сочетанием высоких тактико-технических характеристик. Однако, в ряде случаев, качественный прорыв в возможностях промышленности обеспечивает опережающее улучшение одного-двух из множества показателей корабля. В середине прошлого века внедрение ядерной энергетики обеспечило стремительный, скачкообразный прирост показателей скорости и дальности подводного хода субмарин. Первенец отечественного атомного кораблестроения – К-3 («Ленинский комсомол») проекта 627 шел под водой почти вдвое быстрей дизельных предшественниц и мог неограниченно долго поддерживать такую скорость. Другие подводные лодки первого поколения создавались на базе проекта 627 как носители крылатых (пр.659 и пр.675) или баллистических ракет (пр.658). Их тактико-технические характеристики однозначно определялись возможностями прототипа.

Подводные атомоходы второго поколения уже не формировались наложением различных корпусов и вооружения на одну и ту же энергетическую установку. Тактико-технические характеристики лодки оптимизировались в соответствии с решаемыми задачами: стратегический ракетоносец (проект 667А), скоростная торпедная лодка (проект 671) и ограниченный по водоизмещению носитель тактических противокорабельных крылатых ракет (проект 670). Соответствие этих кораблей запросам флота подтверждается продолжением строительства усовершенствованных модификаций лодок пр.667 и 671 до конца 1980-х гг., параллельно с постройкой кораблей третьего поколения.

После создания лодок второго поколения при выборе облика более перспективных кораблей моряки и судостроители оказались в положении витязя на распутье трех дорог. Преимущества повышения скрытности и наращивания скорости были очевидны. Но был и еще один путь совершенствования – увеличение глубины погружения.

Гидрология морей и океанов, в особенности скачки температуры воды, затрудняла просмотр глубинных горизонтов средствами гидроакустики. При нахождении лодки в слое скачка в 2-4 раза снижается дальность ее обнаружения противником. По мере роста глубины увеличивается максимальная малошумная скорость, при которой еще не возникает кавитация. У вероятного противника отсутствует оружие с неядерными боевыми частями, работоспособное на больших глубинах. Большинство иностранных противолодочных торпед приводится в движение тепловыми энергоустановками, в которых отработавшее рабочее тело нужно удалять за борт. При этом приходилось преодолевать давление окружающей воды, которое растет по мере погружения в глубину. Соответственно увеличиваются потери энергетики торпеды. Если бы американцы решились создать глубоководную торпеду, ее скорость и дальность хода на большой глубине были бы значительно ниже, чем на горизонтах, уже освоенных подводными лодками. Кроме того, создание нового глубоководного оружия длилось бы многие годы.

Разумеется, ничто не дается даром. При рассчитанном на огромное давление тяжелом прочном корпусе не удастся установить особо мощную энергетическую установку или полностью реализовать все мероприятия по обесшумливанию подводной лодки. При высоком давлении теряют эффективность некоторые мероприятии по обеспечению скрытности. Для глубоководной лодки необходимо оружие и технические средства, работоспособные при больших давлениях.

Было признано целесообразным до развертывания строительства серии глубоководных субмарин построить и всесторонне испытать единичную лодку. В отличие от уже строившейся в 1960-е годы сверхскоростной подводной лодки пр.661 (шифр «Анчар»), глубоководная лодка пр.685 («Плавник») задумывалась не в качестве головного корабля большой серии, а как опытно-боевая субмарина, предназначенная и для отработки новых конструкторских решений, материалов, оружия, гидроакустики, других средств, и для боевого применения.

Опытное назначение корабля пр.685 определило неспешный ход проектирования и строительства. Подводная лодка вступила в строй спустя почти два десятилетия после выдачи технического задания в 1966 г.

Разработку проекта вело ЛПМБ «Рубин», многие десятилетия специализирующееся на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения и подводных лодках с крылатыми ракетами оперативного назначения. Подводная лодка проекта 685 с торпедным вооружением была для этого коллектива непрофильной тематикой. Главным конструктором глубоководной субмарины стал А.С. Климов, позднее его сменил Ю.Н. Кормилицын. По применяемым системам и агрегатам она, как и ПЛ пр.671РТМ – последняя модификация лодки пр.671, стала промежуточным звеном между II и III поколениями отечественных атомных подводных лодок. Большинство оборудования представляло собой хорошо зарекомендовавшие себя на лодках II поколения серийные образцы, в ряде случаев специально доработанные для применения на больших глубинах. Такой подход обеспечил высокую надежность корабля и его систем, подтвержденную всей его эксплуатацией до трагического 9 апреля 1999 года.

Важной особенностью корабля проекта 685 стал корпус из титанового сплава. Впервые этот металл применили на рекордсменке скорости – лодке пр.661, затем – на построенных малой серией высокоавтоматизированных подводных лодках пр.705. Но именно на подверженной огромному давлению глубоководной лодке удалось в полной мере реализовать высокие показатели титана по удельной прочности и жесткости. Относительный вес корпуса не превысил 40% – величины, характерной для других лодок с обычной глубиной погружения Высокие нагрузки на больших глубинах также определили стремление конструкторов сократить число отверстий в прочном корпусе, в частности, отказаться от торпедопогрузочных люков.

 

 

Основные характеристики лодки пр.685 определились в техническом проекте, выполненном в 1972 г. По размерам – длина 110 м при ширине 12,3 м, и водоизмещению – 5880 т в надводном и 8500 т в подводном положении, лодка пр.685 была близка вступившей в строй почти одновременно многоцелевой субмарине III поколения пр.945. Наиболее современная атомная энергетическая установка позволяла глубоководной лодке развивать скорость более 30 узлов. Вооружение из 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм с боезапасом в 22 торпеды несколько уступало серийным кораблям III поколения, но было вполне достаточным для решения важнейшей для флота противолодочной задачи.

Закладка глубоководной лодки состоялась 22 апреля 1976 г. на «Северном машиностроительном предприятии» в г Северодвинске – наиболее мощном судостроительном заводе, специализирующимся на подводном кораблестроении.

Многократно возросшая глубина могла преподнести малоприятные сюрпризы. Помимо традиционных расчетно-конструкторских и экспериментальных работ для подтверждения работоспособности конструкции были организованы натурные испытания изготавливаемых секций прочного корпуса на давление до 160 кГ/см2 в специально изготовленной док-камере длиной 55 м с внутренним диаметром 15 м.

Спуск субмарины, получившей тактический номер К-278, состоялся более чем через семь лет после закладки – 3 июня 1983 г. В эти же годы на том же заводе стапельный период работ при постройке стратегического ракетоносца не превышал 2 лет.

Глубоководная подводная лодка вступила в строй 28 декабря 1983 г., а 31 января следующего года ее включили в состав Северного флота. Историческое событие состоялось 5 августа 1984 г., когда К-278 погрузилась на ранее недоступную для боевых кораблей глубину – 1027 метров. Это достижение, как и скорость 44,7 узла, которую ранее развила К-162 проекта 661, до настоящего времени остаются мировыми рекордами для боевых подводных лодок.

Спустя два года были проведены торпедные стрельбы с рабочей глубины погружения лодки.

Вполне успешные испытания и опытная эксплуатация К-278 открыли дорогу для создания серийных боевых глубоководных подводных лодок. Еще с конца 1960-х г. в ЛПМБ «Рубин» в параллель с работами по пр.685 началось проектирование глубоководной лодки из стеклопластика пр.952. Позже эту тему передали в ЦКБ «Волна». В другой конструкторской организации, СПМБМ «Малахит», в начале 1970-х годов велось эскизное проектирование подводной лодки пр.693 с глубиной погружения не менее 1000 м. Работы по глубоководным лодкам продолжались и в последующий период. Однако к концу 1980-х г. руководство флота и промышленности убедились в том, что основным направлением совершенствования подводных лодок является обеспечение скрытности. Это не исключало повышения скорости и глубины погружения, но улучшение этих показателей предусматривалось осуществлять не резкими скачками, а постепенно.

Подводную лодку К-278 стали привлекать к несению боевой службы для решения задач, стоящих и перед другими атомными торпедными лодками. Приемочный акт был подписан Главнокомандующим ВМФ 20 мая 1987 г. В 1988 г. ее официально приняли на вооружение, переклассифицировали из опытной в боевую и ввели в первую линию флота. В том же году лодка была признана отличной, а 31 января 1989 г. ей было присвоено наименование «Комсомолец» в память одноименной лодки III серии (она же – Щ-304), воевавшей на Балтике и погибшей в 1942 году.

К сожалению, вскоре после переименования погиб и атомный «Комсомолец». Лодка со вторым экипажем под командованием капитана 1-го ранга Е.А. Ванина 28 февраля 1989 г. вышла на свою третью боевую службу в Северную Атлантику. При возвращении из похода 9 апреля в 11 ч 3 м при движении лодки на глубине 386 м в седьмом отсеке возник пожар. В первые же минуты в борьбе с огнем погиб старший матрос И.О. Бухникашвили. Неудовлетворительная организация службы стала причиной позднего обнаружения пожара. Через четверть часа лодка всплыла в надводное положение. Пожар в кормовом отсеке продолжался довольно долго. Высокая температура горения поддерживалась поступлением сжатого воздуха из поврежденного трубопровода высокого давления. Происходили возгорания в других помещениях лодки, но они быстро ликвидировались экипажем. От задымления погибли еще трое подводников.

Борьба за живучесть продолжалась недолго – через незакрытый кингстон системы охлаждения подшипника гребного винта и далее по выгоревшим при пожаре резинометаллических рукавам системы забортной воды шло затопление седьмого отсека. Распространяясь в смежные отсеки, вода создала значительный дифферент на корму. В 17 ч 13 м, приняв почти вертикальное положение, лодка затонула. Стремительному уходу «Комсомольца» под воду способствовала применяемая на большинстве современных отечественных лодок бескингстонная конструкция цистерн главного балласта, в свое время скопированная с трофейных немецких субмарин.

Основная часть членов экипажа в момент затопления лодки находилась на верхней палубе и из-за плохой организации эвакуации не воспользовавшись спасательными средствами, сразу оказалась в ледяной воде. Большинство людей погибло от переохлаждения, так как ближайшая рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлобыстов» подошел в район катастрофы только через 1 ч 20 м.

Несколько человек, в т.ч. командир ПЛ воспользовались всплывающей спасательной камерой. Но большой дифферент препятствовал ее отделению от корпуса, так как она предназначалась прежде всего для спасения экипажа из лодки, лежащей на грунте в более-менее горизонтальном положении. По-видимому, камера оторвалась от корпуса на большой глубине или при ударе лодки о грунт, которого корабль достиг спустя четверть часа после ухода под воду. Спасательная камера, спроектированная с некоторым запасом исходя из расчетной глубины 1500 м, выдержала все нагрузки и успешно поднялась на поверхность моря. К сожалению, в условиях внезапного затопления моряки использовали камеру неграмотно и не задраили должным образом нижний люк камеры. После всплытия верхний люк сорвало с защелки внутренним давлением и через нижний камеру залило водой. Вместе с ней ушли на дно четверо из пяти находившихся там моряков, в том числе командир «Комсомольца».

Гибель подводной лодки «Комсомолец» и 42-х человек из 68 находившихся на его борту моряков получила большой общественный резонанс и, казалось, должна была способствовать реализации мер по совершенствованию подготовки моряков, наращиванию возможностей спасательных сил и средств флота. К сожалению, надежды не оправдались, что подтвердилось спустя 13 лет в ходе катастрофы «Курска» и последовавших неудачных попыток проведения спасательных операций.

Следует отметить, что даже в ходе трагических событий 9 апреля 1989 г. ни одна из особенностей конструкции подводной лодки, связанная с обеспечением глубоководности, не повлияла пагубным образом на развитие аварийной ситуации. Опыт создания и эксплуатации «Комсомольца» свидетельствует об успешном решении задачи создания глубоководной боевой подводной лодки и открывает перспективы дальнейшего расширения боевых возможностей перспективных кораблей.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru