Американская атомная подводная лодка специального назначения SSN-587 «Halibut»

По материалам книги: А.Н. Гусев. Подводные лодки специального назначения. Построенные корабли и нереализованные проекты - М: Моркнига, 2013

 

В разное время в США производилось переоборудование боевых атомных подводных лодок в корабли, предназначенные для скрытного проведения специальных операций на морском дне или вблизи его в интересах, главным образом, разведывательных служб.

Одной из таких субмарин стала ударная подводная лодка «Halibut» (SSGN-587). В 1960 году она вошла в состав ВМС США имея на вооружении самолеты-снаряды «Regulus» (сейчас такое оружие классифицируется как крылатые ракеты). Постройка подводной лодки на верфях «Маге Island Naval Shipyard» велась с использованием конструктивно-компоновочных решений, энергетического и другого оборудования американских торпедных атомоходов типа «Skate». В соответствии с этим со стороны носа к прочному корпусу, по конструкции аналогичному АПЛ «Skate», был пристыкован прочный модуль-отсек значительного объема (около 900 куб.м) в котором размещался отсек ракетного и торпедного оружия. Самолеты-снаряды «Regulus» располагались внутри носового отсека наклонно, а их запуск осуществлялся из надводного положения с раскладной пусковой установки, размещенной внутри надстройки.

 

Боковая проекция и продольный разрез

атомной подводной лодки Halibut — носителя самолетов-снарядов

1 – носовая проницаемая оконечность; 2 – носовые 533-мм торпедные аппараты; 3 – носовой входной и торпедопогрузочный люк; 4 – отсек ракетного и торпедного оружия; 5 – прочная крышка отсека ракетного и торпедного оружия; 6 – прочная рубка; 7 – ходовая рубка; 8 – ходовой мостик; 9 – перископы; 10 – подъемно-мачтовое устройство антенного поста РЛС BPS-4; 11 – подъемно-мачтовое устройство антенного поста станций РЭБ и РТР; 12 – подъемно-мачтовое устройство антенных постов средств связи; 13 – подъемно-мачтовое устройство «шнорхеля» (воздухоприемная шахта); 14 – газовыхлопная шахта устройства «шнорхель»; 15 – спасательный люк; 16 – кормовой входной и торпедопогрузочный люк; 17 – кормовой 533-мм торпедный аппарат; 18 – вертикальные рули; 19 – шестой (кормовой торпедный) отсек; 20 – пятый (турбинный) отсек; 21 – четвертый (реакторный) отсек; 22 – оперативная рубка; 23 – третий (оперативной рубки) отсек; 24 – второй (жилой и аккумуляторный) отсек; 25 – группы аккумуляторных батарей; 26 – антенна гидроакустической станции BQR-2; 27 – антенна гидроакустической станции SQS-4

 

 

В 1963 году после снятия с вооружения самолетов-снарядов «Regulus» и прекращения работ по более дальнобойному самолету-снаряду «Regulus-II» лодку «Halibut» было решено во время ремонта в 1965-1966 гг. переоборудовать в субмарину специального назначения. Для этого с лодки сняли все ракетное и торпедное вооружение и обслуживающие их системы, а на их месте разместили спецоборудование. В частности, носовой прочный отсек превратили в ангар, где размещались привязные глубоководные аппараты с поисковой акустической и фотоаппаратурой и различными устройствами. Центральный пост оснастили вычислительной машиной для обработки и хранения полученной информации. Для обеспечения повышенной маневренности на подводной лодке в носу и корме были установлены подруливающие устройства. Для переоборудованного атомохода было изготовлено шесть комплектов глубоководных аппаратов, называемых «рыбками». Кабель-тросы для них имели длину около 7 миль. Помимо носового прочного модуля-отсека для размещения спецоборудования были использованы развитая надстройка и междубортное пространство перед ограждением рубки. Основные тактико-технические элементы атомной подводной лодки SSN-587«Halibut» приведены в таблице.

 

 

Основные ТТЭ атомной подводной лодки специального назначения «Halibut»*

Водоизмещение, т:

 

надводное

ок. 3900

– подводное

ок. 4900

Длина наибольшая, м

106,7

Ширина корпуса наибольшая, м

9,0

Осадка средняя, м

6,3

Архитектурно-конструктивный тип

смешанный (одно-двухкорпусный)

Глубина погружения, м

210

Экипаж, чел.

111

Энергетическая установка:

 

– тип

атомная паротурбинная

– Паропроизводящая установка:

 

– число и тип ядерных реакторов

1 водо-водяной реактор S3W

– Паротурбинная установка:

 

– тип

ГТЗА

– число х мощность ГТЗА, л.с.

2 x 6000

– число и тип движителей

2 гребных винта

Скорость хода наибольшая, уз:

 

– надводная

15,0

– подводная

14,0

Вооружение:

 

Торпедные аппараты (ТА):

 

число х калибр носовых ТА, мм

4 х 533

– число х калибр кормовых ТА, мм

2 x 533

Радиоэлектронное:

 

тип гидроакустического комплекса (гидроакустической станции)

SQS-49, BQR-20, BQR-21

* Данные до переоборудования

 

 

После переоборудования атомоход «Halibut» принимал участие в выполнении специальных операциях по поиску затонувших образцов вооружения и военной техники, в частности фрагментов испытывавшихся в море советских баллистических и крылатых ракет (операции «Зимний ветер» и «Песчаный доллар»).

По некоторым данным, в середине 1968 года подводная лодка «Halibut» обнаружила и многократно сфотографировала затонувшую в марте 1968 г. в районе Гавайских островов советскую ракетную субмарину К-129 проекта 629А (операция «Бархатный кулак»). Однако эти фотографии нигде не публиковались.

В начале 1970-х годов во время ремонтных работ подлодка «Halibut» была дооборудована для выполнения операций по поиску подводных кабелей связи, установки на них подслушивающих устройств и обратного приема этих устройств на борт. Операции должны были проводиться с помощью водолазов на глубинах до 100-130 метров. Для этого «Halibut», в дополнение к имеющейся спецтехнике, была оснащена декомпрессионными камерами, которые располагались снаружи лодки. По конструкции они были имитированы под глубоководный спасательный аппарат DSRV, установленный в кормовой части корабля. Подводная лодка была также оборудована подводными якорями, а в дальнейшем – специальными скегами («лыжами») для посадки корабля на грунт при проведении операций у дна.

Известно, что в период с 1971 г. по 1975 г. атомоход «Halibut» несколько раз совершал походы в Охотское море для установки и обратного приема контейнеров с записывающими устройствами на подводные кабели советского ВМФ, связывающие Петропавловск-Камчатский с материком (операция «Вьюнок»).

В качестве корабля спецназначения субмарина «Halibut» активно использовалась американскими спецслужбами в течение 10 лет. Из состава ВМС США она была выведена 30 июня 1976 года, а 15 мая 1991 г. была утилизирована.

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 

 



Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru