Первый атомоход Тихоокеанского флота

История создания и введения в строй ПЛАРК пр.659 ТОФ
Капитан 2 ранга Е.Н.Рукавишников
Альманах «Тайфун» №4 / 2000 г.

В середине 1950-х гг. Советский Союз стремительно наращивал темпы создания атомного подводного флота. В 1956 г. было принято решение о строительстве атомных подводных лодок, вооруженных ракетными комплексами. Проектировало эти корабли ЦКБ-18.

Проект 659 – АПЛ с шестью КР комплекса П-5, предназначенными для нанесения ударов по береговым объектам противника на дальностях более 300 км, – разрабатывался под руководством П.П. Пустынцева, которого затем сменил Н.А.Климов. Водоизмещение корабля в надводном положении составляло 3731 т, а в подводном достигало 4920 т. Наибольшие длина и ширина равнялась соответственно 111,2 и 9,20 м. Кроме ракетного вооружения на АПЛ имелось и торпедное – четыре носовых 533-мм и два кормовых 400-мм торпедных аппарата.

Особенностью являлось использование атомной энергетической установки ранее спроектированной АПЛ пр.627-А, что значительно сократило продолжительность проектирования, но не позволило устранить выявленные к тому времени недостатки принятого за основу образца.

6 октября 1956 г. у ГК ВМФ состоялось совещание по рассмотрению проектов ТТЗ на АПЛ с баллистическими ракетами (пр.658) и крылатыми ракетами (пр.659). В работе совещания принимали участие адмиралы Н.Е. Басистый, Г.И. Левченко, Н.И. Виноградов, инженер-адмирал Н.В. Исаченков, инженер-вице-адмирал Г.Ф. Козьмин и инженер-контр-адмирал М.А. Рудницкий. Выступавший первым Н.В. Исаченков в своем докладе отметил, что пр.658 и 659 будут создаваться на базе пр.627-А, что связано с необходимостью строительства большого количества АПЛ, добавив затем, что АЭУ пр.627-А согласно ОТЗ должна использоваться только на головных кораблях пр.658 и 659. Их автономность необходимо довести до 90 суток. М.А.Рудницкий обратил внимание участников совещания на то, что АЭУ, которую планировалось использовать для обоих проектов, имеет серьезный недостаток: применение навесных электрогенераторов существенно снижало маневренные возможности корабля и затрудняло обслуживание матчасти.

Завершая совещание, ГК ВМФ дал указание, в соответствии с которым флот не должен требовать установку на АПЛ пр.658 и 659 автономных электрогенераторов, т.к. они будут внедряться на последующих проектах АПЛ. При этом ГК ВМФ учитывал лишь фактор времени; о величине затрат, необходимых для последующей доработки ЭУ, высшее руководство, к сожалению, не думало – продолжалась «холодная война», и СССР шел на все, чтобы не уступать в военной силе своим вероятным противникам.

Серия из пяти АПЛ пр.659 строилась на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре. Географическое положение предприятия предопределило целый ряд особенностей. Расположение завода на реке, вдали от морского побережья, требовало перевода спущенного на воду корабля по Амуру до залива Чихачева на буксире или в транспортном доке, на что затрачивалось около недели. Затем лодка должна была своим ходом следовать на достроечную базу завода в б. Павловского, где завершались достроечные работы и проводились испытания.

К 1960 г. в б. Павловского планировалось построить казармы для экипажей АПЛ, сдаточных команд и комиссии, бидистрилляторную установку, энергетическую подстанцию, здание службы дозиметрического контроля, могильник для захоронения снятого радиоактивного оборудования.

Головной атомоход, получивший впоследствии тактический номер К-45, заложили в декабре 1958 г. В соответствии с первоначальным вариантом 7-летнего плана военного судостроения корабль должен был передаваться ВМФ в 1961 г. Однако решением ВПК Президиума СМ СССР, принятым в феврале 1959 г., сдачу перенесли на 1960 г., сократив продолжительность постройки почти на год.

В ходе строительства выявилось множество трудностей. Помимо отсутствия опыта создания новейших кораблей с атомной энергетикой, на заводе №199 ощущалась нехватка металлорежущих станков, недостаточными были мощности предприятия по литью металла, ограничены возможности по машиностроению. Острой была проблема текучести кадров и неукомплектованности штатов. Удаленность завода от промышленных центров страны увеличивала сроки поставки комплектующих изделий и повышала себестоимость готовой продукции. В ходе начавшихся работ и подготовки к официальной закладке головного корабля на завод в 1958 г. поступило 2800 извещений на изменения около 16 тысяч наименований документов и чертежей, что приводило к переделке уже готовых узлов и конструкций. Машиностроительные цеха не обеспечивали своевременного изготовления изделий, что вызывало нарушение технологии и графиков постройки стапельными цехами.

В середине мая 1960 г. благодаря самоотверженным усилиям инженеров и рабочих завода К-45 спустили на воду. На строительство корабля (от официальной закладки до спуска на воду) было затрачено 510 суток, что на 150 суток больше аналогичного показателя для головной АПЛ пр.658, строившейся на ССЗ №402 в Северодвинске.

 

 

Швартовные испытания головного корабля пр.659 начались 1 июня 1960 г. Проверка общекорабельных устройств, систем, механизмов и вооружения продолжалась до сентября, а с 10 сентября проводились комплексные испытания, в ходе которых АЭУ вывели на мощность 60%; Затем было выполнено расхолаживание реакторов, устранение выявленных дефектов и постановка корабля в транспортный док, на котором К-45 с 25 по 29 сентября перевели по Амуру от завода До залива Чихачева. После вывода из дока атомоход стал на якорь для подготовки к пуску реакторов.

В 0.05 30 сентября 1960 г. первая АПЛ советского Тихоокеанского флота после ввода АЭУ обоих бортов начала движение своим ходом. Переход в б. Павловского занял 48 ч при средней скорости хода 14,6 уз. Мощность реакторов при этом не превышала 35%.

Плавание осуществлялось при незаконченной регулировке корабельной вентиляции, незавершенных работах с ТА и торпедопогрузочным устройством, ракетными контейнерами. Не были приняты в ходе швартовных испытаний АБ с системой вентиляции, некоторые режимы работы АЭУ. Несмотря на это, за время перехода удалось проверить и принять режим полного хода в надводном положении, работу рулей и якорного устройства, эхолота, лага, определить диаметр циркуляции.

В 0.13 2 октября первый построенный на Дальнем Востоке атомоход прибыл на достроечную базу завода №199. Во время перехода было выявлено 270 дефектов и замечаний. Наиболее серьезными из них являлись следующие: стук линии вала правого борта при работе ГТЗА на винт, большое содержание соли в бидистилляте, негерметичность ЦГБ, неисправность части приборов, протечки в системах, в т.ч. и 2-го контура. Кроме этого, к 8 октября остались незакрытыми один построечный акт и 13 швартовных удостоверений.

С прибытием К-45 в б. Павловского выяснилось, что сдаточная база завода и флот к приему корабля подготовились плохо. Бидистиллята не оказалось, грязные воды сливать было некуда, питание и жилье не организованы, отсутствовал транспорт, химлаборатория не способна взять полноценные анализы по реакторам. Академик А.П.Александров не разрешил промывать 1-й контур.

Первые 3-4 дня работы на АПЛ организованы не были. Потребовалось срочное вмешательство командования ТОФ, чтобы создать минимальные условия для проведения испытаний АПЛ.

Первый выход в море продолжительностью 13 суток планировался на 17 ноября. Государственные испытания атомоход начал 19 ноября, не завершив проверку систем и механизмов при плавании в подводном положении. Не были определены и уничтожены магнитная, электромагнитная и радиодевиация, не закончилась проверка АБ по программе швартовных испытаний и работы с ракетными контейнерами, продолжалась замена трубок в воздухоохладителях.

К-45 вернулась в базу через 9 суток, преждевременно завершив выход. В море удалось испытать АЭУ на всех режимах, получив надводную скорость 15 уз. и подводную 24 уз. Были проверены и приняты системы «Нихром» и «Альбатрос». Корабль хорошо управлялся (получен меньший, чем планировалось, диаметр циркуляции). Время аварийного продувания из перископного положения составило 70 с (вместо 200 с по спецификации). Однако имелись и недостатки: по работе матчасти выявлено более 400 замечаний, основными из которых являлись течь 1-го контура с интенсивностью 15 л/ч и выход из строя обоих компрессоров вакуумирования. На выходе в море пришлось четырежды менять фильтры.

С 25 по 30 ноября на Дальнем Востоке работал ГК ВМФ, который приказал пересмотреть программу испытаний АПЛ пр.659 с целью ускорения ее проведения и сокращения расхода моторесурса АЭУ. Представители завода №199 предложили полностью отказаться от испытаний рулевого устройства, систем «Лира» и «Искра», от торпедных стрельб, добивались проверки комплекса П-5 стрельбой только из носовых контейнеров. Первоначальный план испытаний, утвержденный командующим ТОФ, предусматривал три выхода в море общей продолжительностью 26 ходовых дней. Выполняя приказания ГК ВМФ, комиссия с участием инженер-вице-адмирала П.Г.Котова составила программу на два выхода продолжительностью 19 ходовых дней.

Ракетные контейнеры и их оборудование на швартовных испытаниях не проверялись. Окончательный их монтаж проводился на Госиспытаниях. 2 января 1961 г. К-45 выполнила ракетную стрельбу, которая выявила конструктивные недостатки в системе гидравлики, газоотводах, в системе обогрева контейнеров и в СУ стрельбой «Север-А659У».

1 марта, во время глубоководного погружения в районе б. Валентина в ЦП и VI отсек начала поступать забортная вода. Ее обнаружили и в системе ВВД, что привело к гидравлическому удару и повреждению системы. После всплытия АПЛ вода оказалась также и в ракетном контейнере №1. 16 и 26 апреля ракетные стрельбы повторились, но вновь безуспешно. Неудовлетворительная конструкция газоотводов среднего и кормового контейнеров приводила к тому, что маршевые двигатели в момент старта глохли, и ракеты падали в районе запуска. Кроме того, уплотнения задних крышек контейнеров вырывались из своих гнезд. Ненадежно осуществлялась расстыковка бортразъемов, отмечались систематические случаи отклонения точек падения ракет влево. 24 мая комплекс П-5 испытывался стрельбой 4-х ракет. Испытания прошли успешно.

Всего в ходе испытания К-45 выполнила четыре ракетные стрельбы 13-ю КР. Старт семи ракет пришлось отменить, что соответствовало неуспешности пуска более 50%. ТА калибра 400-мм проверялись отстрелом водой, т.к. торпед такого калибра в наличии не оказалось. Испытания ГАС МГ-10 проводились по ЭМ пр.56. Дистанция обнаружения НК, идущего скоростью 18 уз при скороcти АПЛ 4,5 уз составила в режиме шумопеленгования 75 каб. Средства связи были приняты комиссией (за исключением радиопередатчика «Искра»).

При испытании корабля АЭУ правого и левого бортов проработали 1700 и 1630 ч соответственно. При этом в течение 18 ч реакторы работали на мощности 80% номинальной.

Итоговые данные по организации испытаний первой АПЛ ТОФ показывают, что продолжительность заводских ходовых испытаний составила всего два ходовых дня, а общая продолжительность Государственных испытаний – 222 дня. Из них только 34 были ходовыми, в течение которых К-45 прошла в надводном положении 3840 миль за 445 ч, а в подводном положении – 2560 миль за 223 ч. На устранение дефектов ракетного комплекса было затрачено 140 дней.

Контрольный выход состоялся 29 мая. Устранение выявленных замечаний заняло почти весь следующий месяц. 28 июня 1961 г. приемный акт К-45 был подписан, и ТОФ получил первый боевой корабль с атомной энергетикой.

Серийные лодки пр.659 построили и передали флоту до июля 1963 г.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru