Американская атомная подводная лодка специального назначения NR-1

По материалам книги: А.Н. Гусев. Подводные лодки специального назначения. Построенные корабли и нереализованные проекты - М: Моркнига, 2013
Фото: из общедоступных интернет-источников

 

 

В октябре 1969 г. в состав ВМС США была введена небоевая атомная подводная лодка NR-1, которая создавалась с начала 1960-х годов в условиях строгой секретности. Ее водоизмещение было на порядок меньше (366 тонн), а глубина погружения вдвое больше (более 900 м), чем у боевых атомных субмарин того времени. Подводная лодка NR-1 предназначалась для выполнения подводно-технических работ и исследований в интересах ВМС и разведывательных служб.

По архитектурно-конструктивному типу NR-1 относилась к полуторакорпусным подводным аппаратам с булями. Цилиндрический прочный корпус со сферическими законцовками выполнен из стали марки HY-80 (56 кг/мм2). Для максимальной прочности количество отверстий в прочном корпусе было минимальным, поэтому почти все оборудование, в том числе гребной электродвигатель и телевизионный перископ, располагались вне него и управлялось дистанционно.

Штатный экипаж включал 11 операторов и двух наблюдателей. Для выполнения работ на грунте и вблизи него лодка NR-1 подобно подводному аппарату была оснащена иллюминаторами, носовыми и кормовыми подруливающими устройствами (4 штуки в наклонных шахтах), манипулятором с захватными устройствами, поднимающими груз массой до 113 кг. В доковом киле размещались убирающиеся колеса для перемещения субмарины по грунту, сбрасываемый твердый балласт массой около 10 т и другое вспомогательное оборудование.

Атомная энергетическая установка подводной лодки включала один ядерный реактор водо-водяного типа, турбогенератор и забортный гребной электродвигатель мощностью 100 л.с. Максимальная скорость надводного хода составляла 4,5 узла, подводного — 3,5 узла.

Наиболее важные работы, выполненные американцами с помощью атомной подводной лодки NR-1 в годы «холодной войны», по-прежнему остаются закрытыми. Несомненно, она использовалась при монтаже и осмотре стационарных гидроакустических систем типа SOSUS и других придонных систем ВМС США. Она также использовалась при обследовании и подъеме затонувших объектов как американских, так и советских.

Известно, что в 1970 году NR-1 привлекалась к созданию Азорского акустического барьера.

В 1976 году лодка участвовала в работах по подъему истребителя F-14 «Tomcat» с новейшими тогда ракетами «Phoenix», который скатился с палубы американского авианосца «John F. Kennedy» и затонул на глубине около 600 м. В 1986 г. субмарина участвовала в поисках обломков взорвавшегося при взлете космического корабля «Challenger» у мыса Кеннеди, штат Флорида.

В 1997 г. по просьбе ВМС Израиля американские специалисты на NR-1 выполняли поиск погибшей дизель-электрической подлодки «Dakar», осуществляли обследование судна «Britannic» (однотипное с «Титаником»), затонувшего в годы Первой Мировой войны в Средиземном море.

В последние годы службы атомная подводная лодка использовалась только для съемок фильмов и экскурсий.

В ноябре 2008 г. субмарина NR-1 была отбуксирована с акватории компании «Electric Boat» на верфь «Portsmouth», где она была выведена из состава флота после 40-летнего пребывания в строю.

 

Основные характеристики

Водоизмещение, т:

 

– надводное

366

– подводное

393

Длина наибольшая, м

44,4

Ширина корпуса, м

3,8

Осадка, м

4,6

Архитектурно-конструктивный тип

полуторакорпусный с булями

Глубина погружения, м

914

Материал прочного корпуса

сталь HY-80 (56 кг/мм2)

Экипаж, чел.

11 операторов + 2 наблюдателя

Энергетическая установка:

 

– тип

атомная, турбоэлектрическая

– тип ядерного реактора

ВВР

– тип и мощность ГЭД, л. с.

100 (забортный)

– число х мощность подруливающих устройств, л. с .

4 x 7

Скорость хода наибольшая, уз:

 

– надводная

4,5

– подводная

3,5

 

Схема атомной подводной лодки NR-1:

1 – телевизионный перископ; 2 – центральный пост; 3 – носовой бункер с твердым балластом (дробью); 4 – носовые подруливающие устройства; 5 – рабочий модуль; 6 – храпцы для захвата объекта на грунте; 7 – обзорный иллюминатор; 8 – щиток, закрывающий манипулятор; 9 – убирающийся манипулятор; 10 – носовое убирающееся колесо; 11 – аварийный балласт; 12 – кормовое убирающееся колесо; 13 – кормовые подруливающие устройства; 14 – кормовой бункер с твердым балластом

 

Фото атомной подводной лодки NR-1 во время службы

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 

 



Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru