Лёгкий крейсер «Керчь»

Cлужба бывшего итальянского лёгкого крейсера «Emanuele Filiberto Duca d'Aosta» в ВМФ СССР
Капитан 2 ранга С.И.Титушкин
Альманах «Тайфун» №2 / 1996 г.

 

При разделе части кораблей итальянского флота между союзниками по антигитлеровской коалиции нашей стране в числе других кораблей достался лёгкий крейсер «Emanuele Filiberto Duca d’Aosta», принадлежавший к типу «Condotieri-D». 2 марта 1949 г. в Одессе итальянский экипаж передал крейсер советской команде. 30 марта корабль зачислили в состав бригады крейсеров эскадры ЧФ – сначала под наименованием «Сталинград», а затем, в следующем году (когда это имя получил вновь заложенный тяжёлый крейсер проекта 82) – «Керчь». Крейсер входил в боевой состав бригады, а затем – дивизии крейсеров вплоть до 17 февраля 1956 г., когда его переклассифицировали в учебный, после чего два года он использовался для целей обучения.

11 марта 1958 г. учебный крейсер «Керчь», который по своему техническому состоянию вполне мог бы прослужить около 5 лет без какого-либо крупного ремонта, переформировали в опытовое судно и менее чем через год (20 февраля 1959 г.) исключили из списков флота. На его судьбе отразилось сразу два решающих в то время фактора: во-первых, линия руководства МО СССР на «ликвидацию крейсеров как класса» боевых кораблей, не соответствующих новым условиям вооруженной борьбы, а во-вторых – категорические указания из Москвы (последовавших после гибели 29 октября 1955 г. в Севастополе линкора «Новороссийск») очистить флот от бывших итальянских кораблей…

История создания довоенных итальянских лёгких крейсеров восходит к 1926 г., когда в кораблестроительную программу были включены первые 4 корабля этого класса, впоследствии получившие названия «Giovanni delle Bande Nere», «Bartolomeo Colleoni», «Alberto di Giussano» и «Alberico da Barbiano» (тип «Condotieri-A»). Эти крейсера (как, впрочем, и два последующих) проектировались под руководством Главного инспектора кораблестроения итальянского флота генерала-лейтенанта Умберто Пулье-зе в ответ на постройку во Франции лидеров эсминцев типа «Leone» и превзошли их по всем тактико-техническим элементам. В их конструкции весьма мощное вооружение (8-152/53 мм орудий в четырёх двухорудийных башнях) и высокая скорость (до 42 узл.) сочетались с небольшим водоизмещением (не более 6800 т). Платой за все эти достижения стали чрезвычайно лёгкие бронирование и конструкция корпуса. Система бронирования, предложенная Умберто Пульезе и применявшаяся впоследствии на всех итальянских лёгких крейсерах, предусматривала установку на расстоянии 1,5 – 3,5 м за главным броневым поясом продольной противоосколочной броневой переборки, примыкавшей сверху к броневой палубе, а снизу – к броневой платформе (крепившейся к главному броневому поясу и, таким образом, замыкавшей броневой контур). В остальном это была обычная «коробчатая» система бронирования, широко распространенная на крейсерах в ту пору: сверху цитадель защищалась плоской броневой палубой, а спереди и сзади – броневыми траверзами.

Толщины брони на первых четырёх (как и на двух последующих) «Condotieri» представлялись более чем скромными: главный броневой пояс – 24 мм, продольная переборка – 18 мм, броневые палуба и траверзы – 20 мм. Тем не менее, считалось, что эти корабли достаточно хорошо защищены от 120…138-мм фугасных снарядов эсминцев и лидеров на боевых дистанциях (50-80 каб.), способны уверенно поражать их огнём своей 152-мм артиллерии. Их вступление в строй в 1931 г. вызвало заметный интерес в мировых военно-морских кругах. В 1933 г. в строй вступают незначительно отличавшиеся от предшественников два следующих корабля: «Luigi Cadorna» и «Armando Diaz» (тип «Condotieri-B»).

Развернувшееся во Франции в начале 1930-х гг. строительство лёгких крейсеров со 152-мм артиллерией главного калибра заставило итальянских конструкторов принять соответствующие меры. Два очередных корабля, проектировавшиеся уже под руководством генерал-майора Франческо Ротунди (нового главного инспектора военного кораблестроения итальянского флота) – «Raimondo Montecuccoli» и «Muzio Atendolo» – при неизменном вооружении обладали усиленным бронированием (пояс – 60 мм, продольная переборка – 25 мм и броневая палуба – 30 мм), ввиду чего их полное водоизмещение достигло 8000 т и, несмотря на увеличенную до 110000 л.с. мощность двух ГТЗА, скорость полного хода ограничивалась 37 узлами (на ходовых испытаниях «Armando Diaz» развил 39,72 узл., a «Raimondo Montecuccoli» – 38,72 узл.). Как известно, именно «Raimondo Montecuccoli» стал прототипом первых советских лёгких крейсеров типа «Киров» (проект 26). Общее расположение советского крейсера было выполнено по рабочим чертежам итальянского, механическую же установку просто приняли «по прототипу», а теоретический чертёж также доставили из Италии.

В январе 1932 г. последовала закладка двух лёгких крейсеров типа «Condotieri-D»: «Eugenio di Savoia» строился фирмой «Ansaldo», a «Bmmanuele Filiberto Duca d’Aosta» – «Odero-Temi-Orlando». Корабли сошли на воду 16 марта 1935 г. и 22 апреля 1934 г., а в строй вступили 12 января 1936 г. и 11 июля 1935 г. соответственно. Их вооружение по сравнению с предыдущим типом сохранялось практически неизменным, если не считать улучшенных моделей приборов управления стрельбой и увеличенного с 4 до 6 числа 533-мм торпедных труб. Бронирование претерпело дальнейшее усиление: толщина броневого пояса достигала 70 мм, а продольной переборки и верхней броневой палубы – 35 мм.

Котлотурбинная установка оставалась неизменной и ввиду дальнейшего роста водоизмещения кораблей (полное – 9000 т) проектная скорость определялась равной 36,5 узлам (на ходовых испытаниях «Duca d’Aosta» достиг 37,35 узл.). По своим боевым возможностям эти лёгкие крейсера не уступали своим английским и французским «сверстникам» – кораблям типов «Sydney» и «La-Galissoniere», соответственно, а по ряду тактико-технических элементов – даже превосходили их.

Последними крейсерами семейства «Condotieri» стали «Giuseppe Garibaldi» и «Luigi di Savoya degli Abruzzi». Оба эти корабля вступили в строй в 1937 г. и представлялись одними из наиболее совершенных легких крейсеров кануна^второй мировой войны. Их котлотурбинная установка сохранялась такой же, как и у их предшественников, однако вооружение и бронирование существенно усиливались. Устанавливались более мощные 152-мм орудия с длиною ствола 55 калибров (а не 53, как прежде) в количестве 10 стволов (по две 3- и две 2-орудийных башни), число 100-мм спаренных универсальных артиллерийских установок увеличивалось до четырёх. Всё остальное вооружение оставалось без изменения. Толщина главного броневого пояса увеличивалась до 90 мм, продольной броневой переборки и броневой палубы – до 40 мм. Ввиду того, что водоизмещение кораблей достигло 10.000 т, пришлось ограничиться 35-узловой проектной скоростью (на испытаниях удавалось развивать скорость до 38 узл.). Считалось, что эти крейсера смогут противостоять 203-мм бронебойным снарядам на дистанциях от 75 до 100 каб. Первоначально планировалось заложить в 1935 г. два следующих лёгких крейсера («Ciano» и «Venezia»), являвшихся дальнейшим развитием типа «Garibaldi», однако их постройка в силу различных причин так и не началась.

В дальнейшем итальянский флот крейсеров больше не строил:, вступавшие в строй в годы войны корабли типа «Attilio Regolo» являлись небронированными лидерами эсминцев со 135-мм артиллерией, высокой скоростью хода (41 узл.) и умеренным водоизмещением (3400 т), а достраивавшиеся в варианте крейсеров ПВО 6000-тонные «Etna» и «Vezuvio» (заложенные в 1939 г. для Таиланда) за годы войны так и не были достроены.

 

 

Таблица 1

Тактико-технические элементы лёгких крейсеров

Тактико-технические элементы

Наименование корабля, страна, даты закладки, спуска на воду, вступления в строй

«Duca d’Aosta»
Италия
24.01.1932
22.04.1934
11.07.1935

«LaGalissoniere»
Франция
15.10.1931
17.11.1933
15.12.1935

«Sydney»
Великобритания
08.07.1933
22.09.1934
24.09.1935

Вооружение:
– артиллерийское (число установок, стволов, калибр, мм, длина, калибров)

– торпедное (число торпедных труб, калибр, мм)

– авиационное (число катапульт / гидросамолётов )

-
3 х 3 – 152/55
3 х 2 – 100/47 ун.
8 х 2 – 37/54 зен.
4 х 2 – 13,2 пул.

2 х 3 – 533

1/2

-
4 х 2 – 152/50
4 х 2 – 90/60 ун.
4 х 2 – 13,2 пул.

2 х 2 – 550

1/4

-
4 х 2 – 152/53
4 х 1 – 102/46 ун.
3 х 4 – 12,7 пул.

2 х 4 – 533

1/2

Масса снарядов залпа артиллерии ГК, кг

400,0

487,5

406,4

Досягаемость ГК, каб

141,6

144,7

127,4

Бронирование:
– пояс, мм
– продольная переборка, мм
– палуба, мм
– траверзы, мм
– башни ГК, мм
– боевая рубка, мм
– длина цитадели в % от наибольшей

-
70
35
35
50
90-40
100
75

-
105
20
38
60
100-40
140
70

-
51-76

51
76
25
25
30

ЗСМ под огнём 152-мм орудий, каб.:
– итальянских
– французских
– английских

-

от 67 до 85
от 60 до 90

-
от 50 до 120

от 45 до 95

-
от 75-105 до 122
от 78 до 102

Тип ЭУ

ТЗА

ТЗА

ТЗА

Мощность, л.с.

110000

84000

72000

Проектная скорость, уз

36,5

31,0

32,0

Дальность плавания, миль / при скорости, уз

3500 / 18

4100 / 18

7000 / 14

Водоизмещение, т:
– стандартное
– полное

-
7596
9230

-
7850
9200

-
7100
9420

Наибольшие размерения, м:
– длина
– ширина
– осадка

-
186,9
17,5
5,0

-
179,0
17,5
5,2

-
169,2
17,3
4,9

Экипаж, чел.

806

774

794

Примечание: ун. – универсальные орудия, пул. – зенитные пулемёты, ГК – главный калибр, ЗСМ – зона свободного маневрирования (диапазон дистанций, в пределах которого обеспечивается непоражение жизненно важных частей корабля бронебойными снарядами данного образца артиллерийского орудия) на траверзных курсовых углах, ЭУ – энергетическая установка, ТЗА – турбозубчатый агрегат

 

Италия вступила во вторую мировую войну 10 июня 1940 г., располагая в составе своего флота 12 лёгкими крейсерами вполне современной постройки. Все эти корабли принимали самое активное участие в боевых действиях против английского флота на Средиземном море. Шесть кораблей из двенадцати были потеряны. Первым 19 июля 1940 г. погиб «Bartolomeo Colleoni» в бою с английским лёгким крейсером «Sydney» и четырьмя эсминцами у северо-западного побережья острова Крит – сказалась совершенно неудовлетворительная (для того, чтобы противостоять английским 152-мм бронебойным снарядам) броневая защита. Следовавший с «Colleoni» однотипный «Giovanni Deglle Bande Nere» в тот раз сумел уйти, несмотря на полученные повреждения, и лишь 1 апреля 1942 г. затонул от торпеды английской ПЛ у острова Стромболи. 25 февраля 1941 г. у тунисского порта Сфакс от той же причины отправился на дно «Armando Diaz». Настоящая катастрофа постигла итальянские крейсера «Alberico da Barbiano» и «Alberto di Giussano» ночью 13 декабря 1941 г., когда они с грузом бензина и боеприпасов для своих сухопутных войск у побережья Туниса были застигнуты врасплох и погибли от торпед трёх английских и одного датского эсминца. 13 августа 1942 г. неподалеку от порта Кальяри «Muzio Attendolо» лишился носовой оконечности от взрыва торпеды английской ПЛ, а 4 декабря корабль, стоявший на ремонте в гавани Неаполя, перевернулся и затонул от попаданий авиабомб при налёте на город бомбардировщиков союзников. Судьбы шести уцелевших кораблей сложились по-разному. «Luigi Cadoma» использовался для подготовки личного состава в Таранто и в 1951 г. пошёл на слом. «Raimondo Montecuccoli» долгое время использовался как учебный корабль и был разобран только в 1972 г. До 1961 г. прослужил «Luigi di Savoya Duca del Abruzzi», а однотипный «Giuseppe Garibaldi», прошедший в 1957-1962 гг. коренную модернизацию с переоборудованием в крейсер УРО, оставался в составе флота вплоть до 1972 г.

Два итальянских лёгких крейсера в счёт репараций в 1949 г. передали греческому и советскому флотам: это были однотипные «Eugenio Di Savoya» и «Emanuele Filiberto duca d’Aosta»…

Лёгкий крейсер «Керчь» имел клёпанный корпус с полубаком простиравшимся примерно на одну треть его длины. Система набора – смешанная: средняя часть – по продольной системе, оконечности – по поперечной. 21 водопронеца-емая поперечная переборка делила корпус на 22 отсека. Предусматривалось, что корабль сможет выдерживать затопление любых двух смежных водонепроницаемых отсеков. Поперечная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 1,52 м.

Броневая цитадель простиралась oт 187 до 27 шп. (нумерация шп. – от кормового перпендикуляра). Она формировалась 70-мм нижним, 20-мм верхним броневыми поясами, 35-мм продольной броневой переборкой, отстоявшей на 3,5 м от главного броневого пояса, и 20-мм броневой платформой, соединявшей их основания, 50-мм носовым и кормовым траверзами, а также 30…35-мм главной броневой и 12…15-мм верхней палубой и палубой полубака.

В трёх котельных отделениях размещалось 6 четырёхколлекторных водотрубных котла системы «Yarrow» с вертикальными пароперегревателями (производительность – по 80 т/ч давлением до 25 кг/кв.см и температурой до 350 град.С), а в двух машинных отделениях два трёхкорпусных ГТЗА системы Parsons номинальной мощностью по 55000 л.с. при 250 об./мин. гребного вала. Имелось на корабле также и два вспомогательных котла. Электроэнергетическая установка включала четыре турбогенератора по 160 кВт, установленные попарно в носовом и кормовом машинных отделениях, и два дизель-генератора мощностью по 160 кВт, расположенные в носовом и кормовом отделениях ниже ватерлинии за пределами бронированной цитадели. В силовой электросети использовался постоянный ток напряжением 220 В.

Запасы мазута достигали 1635 т, турбинного масла – 70 т, котельной воды – 253 т, питьевой – 59 т.

Главное вооружение корабля составляли четыре 152-мм двухорудийные артиллерийские установки (АУ), размещённые линейно-возвышенно в носовой и кормовой частях корабля. Орудия отличались мощной баллистикой и имели раздельно-гильзовое заряжание с клиновыми горизонтально-скользящими затворами. Боекомплект составлял 250 выстр./ ствол. Система приборов управления огнём артиллерии главного калибра (ГК) состояла из одного центрального автомата стрельбы (ЦАС), размещённого в центральном артиллерийском посту (ЦАП), командно-дальномерного поста (КДП) с визиром центральной наводки и двумя 5-м стереодальномерами. Кроме того, во второй и третьей башнях ГК имелись стереодальномеры с базой 7,2 м и башенные автоматы стрельбы (БАС), что позволяло управлять огнём всего 152-мм калибра или носовой и кормовой группы башен автономно. Универсальная артиллерия состояла из трёх 100-мм спаренных палубных АУ системы Минизини, установленных в кормовой части, причём одна находилась в диаметральной плоскости. Эти АУ, несмотря на полуавтоматическое патронное заряжание и электрические привода наведения, по своим скоростям наводки, скорострельности и эффективности действия боезапаса по цели к началу войны уже весьма в малой степени отвечали предъявляемым к ним требованиям. Боекомплект предусматривался в количестве 250 патронов на ствол. Имелось две группы (правого и левого борта) морских приборов управления артиллерийским зенитным огнём (МПУАЗО) с двумя зенитными автоматами стрельбы (ЗАС) и двумя визирно-дальномерными постами с 3-м стереодальномерами.

Малокалиберная зенитная артиллерия корабля располагала четырьмя 37-мм спаренными и восемью 20-мм одноствольными зенитными автоматами фирмы «Breda». Эти системы являлись в то время вполне современными, однако могли вести огонь с наведением лишь от простых оптических и диоптрических прицельных устройств.

Торпедное вооружение было представлено двумя трёхтрубными 533-мм наводящимися торпедными аппаратами, к которым корабль имел в общей сложности 12 торпед (6 – в аппаратах и 6 – на стеллажах поблизости на надстройке, без боевых зарядных устройств, хранившихся в специальном погребе ниже WL). В ходе войны от запасных торпед в силу опасности хранения на борту и малой надобности отказались, использовав высвободившиеся веса для дополнительного боезапаса зенитных автоматов. Помимо этого корабль располагал двумя бомбомётами и двумя кормовыми бомбосбрасывателями для противолодочных глубинных бомб, а также (в перегруз) мог принимать на минные дорожки верхней палубы мины заграждения (до 150 мин в зависимости от образца).

Предусматривалось и авиационное вооружение: на шкафуте располагалась поворотная катапульта, на которой хранилось два поплавковых гидросамолёта-биплана типа INAM RO 43.

В 1943 г. крейсер получил один из первых образцов итальянской корабельной РЛС воздушного и надводного обнаружения типа «GUFO», демонтированную вместе с ГАС при передаче корабля ВМФ СССР.

Служба лёгкого крейсера «Emanuele Filiberto Duca d’Aosta». После своего вступления в строй «Duca d’Aosta» присоединился к 7-ой дивизии крейсеров, и в 1938 году проходил подготовку к кругосветному плаванию вместе с «Savoia», входившей в состав той же дивизии. Последний проходил службу в испанских водах в 1936/37 годах участвуя в мероприятиях Италии по поддержке войск генерала Франко в гражданской войне. Корабли вышли из Неаполя 5 ноября 1938 года в плавание, которое должно было продолжаться вплоть, до 25 июля 1939 года. Однако, трудности материально-технического обеспечения и, главным образом, политические проблемы при ухудшающемся международном климате 1939 года вынудили сократить протяжённость выбранного маршрута, и отказаться от второй части плавания к берегам США, Японии, островов Ост-Индии, Сингапуру и Индии. Таким образом, посетив порты Бразилии, Аргентины, Чили и Карибского моря, отряд возвратился в Специю 3 марта 1939 года.

В начале 1940 года «Duca d’Aosta» входил в состав 2-й эскадры и принял участие в бою у мыса Пунто Стило 6-10 июля, в прикрытии конвоев в Северную Африку в середине лета, а в конце октября, совместно с другими силами флота – в попытке перехватить английские крейсера на пути к Мальте.

Между 16 февраля и 28 ноября 1941 года «Duca d’Aosta» действовал в составе 8-й дивизии крейсеров. На протяжении 1941 года крейсер участвовал в минно-заградительной операции у мыса Бон (19-24 апреля), после чего – в дальнем покрытии конвоев в Ливию в апреле и мае. Еще три минно-заградительные операции с участием «Duca d’Aosta» проходили: 3 июня в водах у Триполи, в Сицилийском проливе 28 июня и 7 июля (минные поля под шифром S2, S31 и S32).

Последующая операция в октябре, однако, была отменена при получении информации о выходе в море британского флота. В конце ноября крейсер участвовал в дальнейших операциях по прикрытию важного конвоя, шедшего из нескольких портов в Италии в Бенгази. Между 13 и 19 декабря проводка двух последующих конвоев, М41 и М42, совпало с попыткой англичан провести конвой на Мальту, что привело в итоге к нерешительному первому бою в заливе Сирт, в котором довелось участвовать и «Duca d’Aosta».

Он также прикрывал конвой Т18 в Триполи в январе 1942, в то время как в следующем месяце он участвовал в неудавшемся поиске английского конвоя с Мальты.

В июне «Duca d’Aosta» с 8-й дивизией вёл бой против английских крейсеров и эсминцев, когда был потоплен английский эсминец «Beduin».

К концу года, корабль находился в Неаполе и счастливо избежал крупных повреждений, когда 4 декабря американские ВВС произвели массированный налёт на эту базу.

Боевая деятельность итальянских кораблей в 1943 году фактически прекратилась, главным образом вследствие нехваток топлива, но после вторжения союзников на Сицилию в начале августа крейсер осуществил неудачную попытку артиллерийского обстрела позиций союзников в районе Палермо.

12 сентября 1943 года крейсер вместе с остальными кораблями итальянского флота сдался союзникам на Мальте.

После выхода Италии из войны «Duca d’Aosta», после небольшого ремонта, вместе с «Abruzzi» и «Garibaldi» 27 октябре 1945 года вышел из Таранто во Фритаун. Он произвёл семь выходов на патрулирование в центральную и южную Атлантику в период с 1 ноября 1943 и 15 февраля 1944 года перед возвращением в Италию 3 апреля. После этого корабль использовался для решения только транспортных задач и по окончании войны был выведен в резерв.

Приём корабля нашим экипажем не вызвал каких-либо серьёзных проблем, так как он по своей конструкции и типажу технических средств несущественно отличался от отечественных крейсеров проектов 26 и 26-бис. «Керчь» являлась в тот период очень нужным учебным кораблём, вступление её в строй ЧФ позволило вскоре вывести из его состава совершенно устаревшие и изношенные «Красный Кавказ» и «Красный Крым».

Вскоре после приема в 1949-1950 гг. крейсер подвергся ремонту и частичной модернизации на Севастопольском Морзаводе им. С.Оржоникидзе. С корабля демонтировали авиавооружение и установили отечественные РЛС («Гюйс» и «Редан»), модернизировали систему ПУС артиллерии главного калибра.

Оценивая корабль по его боевым возможностям на 1949 г., следует заметить, что он, конечно, уже уступал достраивавшимся в то время отечественным лёгким крейсерам проекта 68-К, но находился вполне на уровне входивших в состав нашего флота крейсеров проектов 26 и 26-бис.

Почти десятилетняя служба лёгкого крейсера «Керчь» в составе ВМФ СССР не отмечена какими-либо героическими боями или дальними походами, однако она не была омрачена и катастрофами и авариями. В то же самое время корабль долго служил «кузницей» квалифицированных кадров, которые впоследствии успешно осваивали новые боевые корабли ракетоносного флота.

 

Таблица 2

Тактико-технические элементы лёгких крейсеров «Керчь», «Ворошилов» и «Куйбышев»

Тактико-технические элементы

Наименование корабля, годы закладки, вступления в строй

«Керчь»
1932
1935

«Ворошилов»
1934
1940

«Куйбышев»
1939
1950

Вооружение: (число установок, стволов, калибр, мм, длина, калибров, наименование)

2 x 3 – 152/53 ОТО29
3 x 2 – 100/47 50-П
4 x 2 – 37/54 Вг32
6 x 1 – 20/65 Вг40
2 x 3 – 533-мм ТА

3 x 3 – 180/57 МК-3
6 x 1 – 100/56 Б-34
14 x 1 – 37/68 70-К
2 x 4 – 12,7 Vickers
2 x 3 – 533-мм ТА

4 x 3 – 152/53 МК-5
4 x 2 – 100/70 СМ-5
14 x 4 – 37/68 В-11

Огневая производительность артиллерии ГК, кг/мин

2000

3553

3888

Досягаемость ГК, каб

141,6

206

168,8

Бронирование:
– пояс, мм
– палубы, мм
– башни ГК, мм
– боевая рубка, мм

-
70+35
35
90
100

-
50
50
70
150

-
100
50
175
130

ЗСМ под огнём американских 152/47 мм орудий (59-кг бронебойный снаряд), каб.

от 70 до 90

отсутствует

от 62 до 107

Тип ЭУ
Мощность, л.с.

ТЗА
110000

ТЗА
110000

ТЗА
110000

Скорость, уз

34

34

33

Дальность плавания, миль / при скорости, уз

3535 / 18

3750 / 18

4580 / 18

Водоизмещение, т:
– стандартное
– полное

-
7943
9695

-
7966
9517

-
11820
14838

Наибольшие размерения, м:
– длина
– ширина
– осадка

-
186,9
17,5
5,1

-
191,3
17,6
6,2

-
199,0
18,7
7,2

Экипаж, чел.

806

872

1183

     Примечание: ТТЭ крейсеров приведены по состоянию на 1950 г.

 

Таблица 3

Тактико-технические характеристики артустановок корабельной артиллерии

Тактико-технические характеристики

ОТО-29

МК-5

100-П

СМ-5

Br32

В-11

Br40

Калибр, мм

152

152

100

100

37

37

20

Длина, кал.

53

53

47

70

54

68

61

Орудий, шт.

2

3

2

2

2

2

1

Дальность, км

25,9

31,3

22

24

4

4

2,5

Высота, км

9,8

18,7

4

4

2,5

Меткость, вд/х

1 / 250

1 / 225

1 / 200

1 / 255

Масса, кг:
– снаряда
– заряда
– системы

-
50,0
20,1
107000

-
33,4
14,7
240000

-
13,8
5,0
15030

-
15,6
7,4
14950

-
0,82
0,20
5000

-
0,73
0,20
2721

-
0,14
0,04
312

Скорострельность, выстр./мин.

5…6

4…7

12

15

120

180

300

Скорость наведения ВН/ГН, град./с

6 / 5

13 / 7

7 / 13

16 / 17

15 / 14

16 / 12

40 / 50

Расчёт, чел.

21

15

16

19

7

8

2

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru