Десант на северный полюс

Александр Широкорад. Рис. Михаила Дмитриева
Журнал «Техника молодежи» №12, 1996

В 1940-х – начале 1950-х годов в СССР разрабатывались проекты арктических транспортных подводных лодок для доставки и высадки десанта с целью захвата авиабаз вероятного противника, а также организации промежуточных аэродромов для советских бомбардировщиков, нацеленных на США. Тогда эта идея не была реализована по техническим причинам.

 

 

Зима 1953 года. Жизнь на американской авиабазе в Гренландии идет своим чередом: работают радары, взлетают и садятся тяжелые самолеты – толстые сигары транспортников, мощные «летающие крепости». Вдруг аэродромная обслуга увидела сотни наступающих автоматчиков в маскировочных халатах, а на взлетную полосу, обгоняя их, с ревом выскакивали танки Т-34 и с ходу открывали пулеметно-пушечный огонь. Через считанные минуты все было кончено – летчики и технические специалисты стояли с поднятыми руками Спустя некоторое время, база вновь ожила – на бетонку один за другим приземлялись самолеты, только теперь они несли не белые, а красные звезды. Советские бомбардировщики заправлялись и брали курс на цель – промышленные и военные центры США.

 

Это не киносценарий очередного голливудского боевика о былой «красной угрозе». Подобные действия прорабатывали боевые генералы и адмиралы, прятавшие затем планы этих операций в папки с грифом «Совершенно секретно – Особой Важности».

С началом «холодной войны» вокруг Советского Союза была образована сеть американских авиабаз, располагавшихся в Норвегии, Англии, Италии, Турции, Японии. Американские бомбардировщики, действуя с них, могли поразить многие объекты на территории вероятного противника. В свою очередь, СССР не имел военных баз вблизи США и нанести ответный удар мог только со своей территории. Кратчайший путь для советских бомбардировщиков лежал через Арктику, но и тогда они в силу недостаточного радиуса действия не могли вернуться обратно. Поэтому возник проект организовать промежуточные пункты дозаправки самолетов в ходе полетов как «туда», так и «обратно».

Аэродромы подскока предполагалось создавать на льду вблизи полюса и на арктических островах. Идеальным вариантом был бы захват американских авиабаз. Но как подобное осуществить? Послать ледоколы с десантом – вряд ли удастся вследствие абсолютного (в те годы) господства на море флотов США и других стран НАТО. Оставалось использовать скрытные подводные корабли.

В 1948 г в конструкторском бюро ЦКБ-18 началась разработка «лодки специального назначения» проекта 621 для скрытной переброски десантных подразделений с боевой техникой и снаряжением и последующего снабжения высаженных войск боеприпасами, горючим и продовольствием. Вместе с морской пехотой должны были действовать танкисты, артиллеристы, летчики. При необходимости десантники, как предусматривалось проектом, в момент высадки с ходу могли бы вступать в бой. Для самолетов-истребителей, например, конструкторы создали на верхней палубе взлетное устройство типа катапульты.

Субмарина имела нормальное водоизмещение 5845 тонн, длину 147,5 м, ширину 13,3 м и среднюю осадку 6,3 м. Максимальная надводная скорость около 15 узлов, максимальная подводная – 8,4 узла. Дальность плавания надводная – 6000 миль. Энергетическая установка – парогазовая турбинная, поскольку по сравнению с другими обеспечивала наибольшую дальность плавания в подводном положении.

Вооружение: два 57-мм спаренных зенитных автомата и один спаренный 25-мм автомат для самообороны. Для огневой поддержки десанта на палубе находились станки для пуска 360 реактивных снарядов – подобный огневой налет уже был отработан в последние годы войны при организации десантов союзников.

Грузоподъемность десантной подводной лодки составляла 1550 тонн. На ее борту размещались 10 средних танков Т-34, 12 грузовиков и 3 прицепа, 4 легковых автомобиля, 12 пушек калибра 76 или 85 мм, 2 противотанковые пушки калибра 45 мм, 3 самолета Ла-11 со складывающимися крыльями, а также пулеметы, минометы, автоматы, боеприпасы, топливо, провизия. В специальных многоместных кубриках предусматривались места для 745 человек десанта.

Поскольку погрузку и выгрузку танки и грузовики производили своим ходом, была предусмотрена мощная вентиляция для удаления выхлопных газов работающих двигателей. Отсеки, где обитали воины, оборудовались системой регенерации и кондиционирования воздуха. Имелись общие койки-нары, каждая на 4 человека, гальюны, умывальники, две большие электроплиты для приготовления пищи, электрокипятильники и т п.

Наиболее сложной операцией разработчики проекта по праву считали высадку десантных сил. Лодке предстояло вплотную подойти носовой оконечностью к берегу, заполнив цистерны главного балласта, фактически лечь на грунт, открыть грузовой люк и выдвинуть мощный трап для схода техники и людей. По мере облегчения субмарины заполнялись цистерны замещения. Для разведки места высадки, разминирования и уничтожения береговых заграждений через шлюзовые камеры в кормовой части лодки могли выходить водолазы.

При рассмотрении проекта 621 руководство советского ВМФ высказало ряд серьезных замечаний. Главные касались вопросов выгрузки техники и обеспечения жизнедеятельности столь многочисленного десанта при длительном переходе. В связи с этим, а также по некоторым техническим причинам все работы по проекту 621 были прекращены.

 

1 – горизонтальный руль; 2 – гребной электродвигатель; 3 – дизели; 4 – центральный пост; 5 – грузовая палуба; 6 – аккумуляторные батареи; 7 – жилые отсеки; 8 – торпедный аппарат.

 

Однако идею не похоронили. В 1952 году началась разработка «подледно-транспортной» подводной лодки проекта 626 для перевозки грузов и военнослужащих в арктических областях, а также для воздушного наблюдения и связи при нахождении в полярном бассейне. На ней предполагалось размещать до 5 средних танков и топливо для них, или 165 человек десанта с вооружением, или боеприпасы и продовольствие.

Субмарина должна была всплывать практически в любом заданном районе. На ней устанавливалась гидроакустическая аппаратура, позволявшая с достаточной точностью ориентироваться под водой, а также монтировалась система нагревателей с целью образования в льдине сквозного отверстия для выхода десантников на поверхность через выдвижную шахту, расположенную в прочном корпусе.

Конструкторы предложили несколько вариантов. Наиболее близким к заданию признали тот, где нормальное водоизмещение лодки составляло 3480 тонн, длина – 100 м, ширина – 9,5 м, осадка – 6,6 м. Скорость надводная – 12 узлов, подводная – 8 узлов. Силовой установкой при надводном ходе служили два серийных двигателя 37Д мощностью по 2000 л.с., а после погружения предполагалось использовать комбинированную дизель-электрическую установку.

В отличие от проекта 621 эта лодка имела два 533-мм торпедных аппарата и 4 торпеды для самообороны. Артиллерийское вооружение состояло из двух спаренных зенитных установок П-25.

Субмарина проектировалась двухкорпусной, трехвальной с одиннадцатью отсеками Носовая и средняя части прочного корпуса в сечении имели форму «восьмерки», переходившую затем к корме в окружность. В верхней части «восьмерки» находились грузовые отсеки, которые заканчивались прочным тамбуром с герметическим люком для выхода танков в проницаемую камеру, имевшую платформу с гидравлическим подъемником для подачи грузов наверх. В нижней части «восьмерки» стояли аккумуляторные батареи. В цилиндрической части прочного корпуса располагались центральный пост, отсек вспомогательных механизмов и энергетическая установка.

Электрические нагреватели, размещавшиеся в районе рубки, обладали мощностью, достаточной для протаивания льдины четырехметровой толщины. Образовавшееся отверстие служило для монтажа выдвижной шахты, а также для подачи воздуха при работе двигателей на зарядку аккумуляторной батареи. В оконечностях лодки находились опорные стойки, которыми она упиралась в подводную поверхность льда. В надстройке за рубкой крепился грузовой самоходный понтон.

Представленный вариант вызвал также немало критических замечаний. Поэтому в ноябре 1955 года принимается решение о прекращении дальнейшей разработки проекта 626.

 

1 – горизонтальный руль; 2 – гребной электродвигатель; 3 – дизели; 4 – центральный пост; 5 – грузовая палуба; 6 – аккумуляторные батареи; 7 – жилые отсеки; 8 – торпедный аппарат.

 

Было ли логичным свертывание работ над транспортно-подледными судами? Для середины 1950-х годов, безусловно, да. Без ядерной силовой установки подобные проекты были просто технически неосуществимы. А вот с ее появлением наметились реальные предпосылки создания десантных и транспортных субмарин. Но реализованы эти проекты не были, хотя и прорабатывались со всей тщательностью. Похоже, в 1960–70-е годы в СССР и США основные усилия направлялись на пополнение флотов атомными ракетными и многоцелевыми ПЛ. Ситуация изменилась в конце 1980-х – начале 90-х гг., когда вступил в силу договор об ограничении стратегических вооружений. Стороны приступили к демонтажу ракетных отсеков некоторых лодок первого и второго поколения. Так как корабли могут служить еще немало лет, представился случай для возвращения к несбывшимся проектам. Понятно, что этот вопрос весьма щепетильный и держался в секрете. Тем не менее, в западной прессе проскользнула информация, что американские подводные ракетоносцы №609 «Сэм Хьюстон» и №611 «Джон Маршалл», типа «Итен Аллен», переоборудованы в военно-транспортные. Сегодня можно предположить, что атомные субмарины, как зарубежные, так и отечественные, уже способны участвовать в «специальных операциях» или, попросту говоря, в скрытной высадке десанта в любом районе Мирового океана. Правда теперь это не войска с техникой, а малые группы специального назначения.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru