ГИБЕЛЬ КОРАБЛЯ «МУССОН»

Пасько Г. «We/Mы», ноябрь 1992 года

От редакции «Отваги»: этот материал был опубликован через год и несколько месяцев после развала СССР и появления на постсоветском пространстве независимых государств, которые существуют и по сей день. В то время средства массовой информации активно «выкапывали» из многочисленных открытых архивов то, что ранее считалось секретным, но о чем тем не менее знали многие, кто служил в армии. Особенно это касалось различных инцидентов в вооруженных силах, в том числе и на флоте, так как прежнее руководство всячески скрывало достоверную информацию о фактах гибели людей. Практически каждая такая публикация становилась сенсацией для гражданских обывателей. Ниже рассказано об одном из трагических случаев, связанной с гибелью корабля Тихоокеанского флота «Муссон».

 


 

За первую половину 1992 г. в Вооруженных Силах России погибло 1615 человек. Только в Военно-Морском Флоте за 6 месяцев произошло пять серьёзных аварий и катастроф, повлекших за собой гибель людей.

Летом этого года (1992 г. – прим. ред.) главный штаб ВМФ опубликовал денные об авариях на флоте за последние 10 лет. Как ни странно, гибель малого ракетного корабля «Муссон» (проекта 1234) в апреле 1987 г. на Тихоокеанском флоте в этом списке не упоминалась. Как сообщили мне в штабе Тихоокеанского флота, гибель МРК «Муссон» – это не авария, а катастрофа. Оказывается, согласно военно-терминологической казуистике, авария и катастрофа – не одно и то же. Таким образом, можно надеяться, что вскоре главный штаб ВМФ опубликует и список катастроф за последние 10 лет. Думается, что уж в нем-то найдется место для упоминания об одной из крупнейших трагедий ВМФ.

 

ПОМЕШАЛИ ФРЕГАТЫ США

 

16 апреля 1987 г. в Японском море в 33 милях от острова Аскольд на глубине 2900 метров затонул малый ракетный корабль (МРК) «Муссон» (широта 42 градуса 11 минут, долгота – 132 градуса 27 минут). Погибли 39 из 76 человек, находившихся на борту. Из 16 офицеров – 6. Из 7 мичманов – 5. Из 46 матросов и старшин – 23. Из 5 курсантов мореходной школы и школы техников ВМФ – 5.

…Казалось, само провидение заботилось о сохранении «Муссона» и его экипажа. Так, ракетная стрельба, запланированная на 26-28 марта 1987 г., не состоялась из-за неготовности зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) на МРК «Вихрь» и «Бриз», которые должны были участвовать в учениях.

В первые дни апреля стрельба не состоялась, потому что в районе боевой подготовки находились фрегаты ВМС США «Хэммонд» и «Нокс».

7 апреля – не прибыл самолет обеспечения.

8 апреля – малая видимость и нахождение в районе рыболовецких судов.

11 апреля – перед выходом в море обнаружились неисправности на МРК «Бриз» и малом противолодочном корабле (МПК) № 117.

Стрельба была перенесена на 16 апреля.

…С оставшимися в живых моряками я разговаривал через день после случившегося. С некоторыми документами удалось познакомиться позже. Сейчас, когда уже прошло столько времени, многое видится в ином свете и преподносится очевидцами тоже по-иному. Невиновные не могут забыть. Виноватые не хотят вспоминать.

 

РАКЕТА НАХОДИТ ЦЕЛЬ

 

Но всё же из рассказов очевидцев и по документальным источникам можно воссоздать картину трагедии.

…После прибытия в заданный район корабли, участвующие в учениях, начали построение в ордер. Условия стрельбы первоначально были таковы: малому противолодочному кораблю предстояло отразить ракетную атаку надводного «противника». МРК «Муссон» и «Вихрь» были, как говорят военные, на достреле. Однако в ходе выполнения задачи в построении ордера произошли изменения. В докладе адмирала флота Николая Смирнова, бывшего в ту пору первым заместителем Главкома ВМФ СССР, по итогам расследования причин гибели «Муссона» отмечалось, что руководивший учениями командующий объединением разнородных сил контр-адмирал Леонид Головко знал об этих изменениях. (Факт подтверждается его боевым распоряжением командиру тактической группы ракетных катеров). Возможно, сам Леонид Головко и решил произвести изменения в построении ордера, не подумав, к чему это может привести. К сожалению, и спустя 5 лет после печального события он наотрез отказывается говорить что-либо конкретное по поводу своего участия в принятии решений. Как бы там ни было, сомнительный факт в его послужном списке не помешал ему через несколько лет занять должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом по боевой подготовке, недавно получить звание вице-адмирала и предложение перевестись в Москву на вышестоящую должность.

Итак, условия стрельбы были изменены. По мнению адмирала флота Смирнова, изложенному им в итоговом докладе после работы комиссии, расследовавшей причины катастрофы, в этом «усматривается стремление выполнить стрельбу в менее динамичной обстановке и получить более высокую оценку».

Кроме того, «Муссон» (вследствие изменений условий стрельба велась уже по нему) уменьшил скорость хода до 9 узлов (по некоторым данным, он вообще застопорил ход, чтобы стрельба по нему велась прицельно и наверняка). Ракета-мишень была запущена с дистанции 21 километр, что тоже было значительно ближе ранее установленной дистанции.

Всё это привело к тому, что ракета-мишень (РМ) из обычной учебной превратилась в опасно летящую цель, уйти от которой было непросто. Несмотря на то, что она была взята «Муссоном» на автоматическое сопровождение и обстреляна двумя зенитными ракетами и артиллерией, она продолжила свой смертоносный полёт и попала в корабль. (Существует также мнение, что стабильность траектории полета дважды подбитой мишени стала возможной в результате грубой халатности, допущенной во время подготовки её на ракетно-технической базе: там забыли отключить головку самонаведения крылатой ракеты, что, собственно, превращало её почти в боевую).

Позже было установлено, что РМ, попав в надстройку корабля, разрушила ходовую, штурманскую и радиорубки, главный командный пункт и другие помещения. В момент попадания в ракете оставалось 150 литров горючего и около 500 литров окислителя, которые, разлившись по кораблю, воспламенились. Огонь бушевал 6 часов, сожрал весь корабль и добрался до погребов с боезапасом, который составлял 20 зенитных ракет и 1000 57-мм артиллерийских снарядов.

По мнению главного инженера-механика Тихоокеанского флота капитана 1 ранга Алексея Крата, бывшего в ту пору заместителем командира соединения по, электромеханической части, причиной столь яростного пожара и сильной загазованности стал материал, из которого сделаны конструкции не только «Муссона», но и практически всех кораблей бывшего СССР. Это АМГ – алюминиево-магниевый сплав различных модификаций.

 

ГОРЯЩИЙ МЕТАЛЛ

 

По итогам расследования причин гибели «Муссона» комиссия предложила главному командованию ВМФ СССР изучить вопрос об исключении алюминиево-магниевых сплавов при строительстве кораблей ВМФ. Главный специалист ТОФ по ракетно-артиллерийскому вооружению капитан 1 ранга Владимир Виткевич (с недавнего времени в запасе) утверждает, что впервые вопрос об АМГ был поднят на уровне главного командования ВМФ еще в 1974 году, когда на Черноморском флоте из-за сильного пожара на большом противолодочном корабле (ВПК) «Отважный» погибли 24 человека.

Нецелесообразность применения сплавов подобного типа показал и англо-аргентинский конфликт у Фолклендских островов. Как известно, после попадания противокорабельной ракеты «Экзосет» в эсминец английских ВМС «Шеффилд» западные военспецы сделали вывод, что быстрому распространению огня способствовало большое количество алюминиевых сплавов.

По словам начальника бюро сварочных работ Владивостокского судостроительного завода (где строился и «Муссон») Лидии Кобец, случаи возгорания АМГ происходили довольно часто.

 

ГАРАНТИЙ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕТ

 

После гибели «Муссона» комиссия сделала также вывод, что необходимо разработать «меры резкого улучшения качества зенитно-ракетных и артиллерийских комплексов, радиолокационных станций кораблей для гарантированного уничтожения крылатых ракет в зоне самообороны».

Возможно, меры «резкого улучшения качества» и разработаны. Однако, как это часто у нас бывает, в жизнь не внедрены. Иначе чем объяснить случай, произошедший в апреле (почему-то снова в апреле, как и «Муссон», как Чернобыль и гибель «Комсомольца») в 1990 году. На Балтийском флоте выполнялась стрельба, аналогичная стрельбе по «Муссону». Наличие практически всех тех же недостатков чуть было не привели к новой трагедии. Ракета-мишень попала в МРК «Метеор», сбив несколько антенн на надстройке корабля. После этого принято решение прекратить выполнение совместных ракетных стрельб кораблями с зенитно-ракетными комплексами самообороны. Таким образом, стрельбы той же ракетной мишенью, теми же кораблями из АМГ будут проводиться по-прежнему, но в одиночку. Гарантий, что трагедия «Муссона» не повторится, нет.

 


 

Отзыв на публикацию читателя, Бабушкина С.А.

 

Я лично был знаком с участниками этой трагедии: флагманским ракетчиком 165 бригады ракетных катеров Николаем Петровичем Ивановым (он был на стрелявшем катере), и инженером лаборатории технического обслуживания ЗРК «Оса-М» Валерием Михайловым (он готовил ЗРК «Муссона» к стрельбе и пошел в море, спасло его то, что в момент попадания ракеты он находился в посту «Осы»). В Вашей статье все описано совершенно верно: в погоне за отличной оценкой и призом главкома ВМФ были грубейше нарушены требования ПРС Б-1 (правила ракетной службы).

Насчет того, что на базе не отключили головку самонаведения – чушь полнейшая. Существовала многоступенчатая система контроля за такими вещами.

 

Добавить хочется три момента:

1. По рассказу Валерия Михайлова, жертв было бы больше, если бы не вечный российский бардак: после загрузки зенитных ракет на МРК не успели сдать на базу пустые контейнеры, в которых их привезли на корабль. Их столкнули с палубы в воду вместо спасательных плотов, что спасло немало жизней (вода в апреле в Японском море в районе Владивостока градусов 6-7).

2. Ракета-мишень «Термит» оснащена ракетным двигателем и, соответственно, работает на паре горючее–окислитель. Попала она под ходовую рубку и прошла почти всю надстройку насквозь вдоль корабля. При этом, естественно, распорола стенки баков, содержимое которых вылилось на палубу. Самое главное: компоненты при контакте друг с другом самовоспламеняются. Что и вызвало пожар.

3. Стрельбы подобные этой продолжают проводиться ежегодно, только готовятся тщательнее.

 

До сих пор память о погибших на «Муссоне» чтят на 165-й бригаде Тихоокеанского флота. Накануне 1990-х годов 165-я бригада была перебазирована из б. Большой Улисс в б. Малый Улисс, где раньше базировались подводные лодки, а я там начинал свою службу.

В сентябре 2008 г. я там был снова и сделал несколько снимков. Молодцы ребята – перенесли с собой и памятник! Он сейчас стоит у корня 3-го пирса (это был плавпирс и сейчас его нет). На фотографиях Большой Улисс виден на заднем плане.

Справа видны два ракетных катера пр.12411 2-го гвардейского дивизиона, пришвартованные ко 2-му пирсу. Если присмотреться, видны отличия: у РКА с б/н 995 (он стит ближе к корню пирса) ракетные контейнеры отличаются формой. Так вот – это Р-79 проекта 12411-Т – последний и единственный на ТОФ катер с ракетным комплексом «Термит». Кстати, самый стреляющий корабль на флоте. Его держат специально для запуска ракет-мишеней для обеспечения ракетных стрельб ЗРК флота.

 

С уважением, капитан 1 ранга запаса Бабушкин С.А.

 


 

Отзыв на публикацию читателя Валерия Михайлова

 

Я, конечно, очень уважаю Сергея Бабушкина, знаком с ним тысячу лет, но с его посылами в статье, о том что меры безопасности были нарушены «в погоне за отличной оценкой и призом главкома ВМФ» считаю не корректными. Все значительно сложнее. С августа 2008 года в Интернете можно найти анализ тех событий, построенный на основе моей переписки с Владимиром Ульяничем (офицером походного штаба, чья статья в Интернете правдиво описывает эту трагедию, с присущими любому описанию, незначительными, несущественными ошибками) и Владимиром Васильчевым (командиром боевой части 2 МРК Муссон). К гибели Муссона привел комплекс просчетов и нарушений, сложившихся на всех этапах подготовки этой стрельбы. По отдельности, каждый из них вряд ли бы привел к такому стечению обстоятельств. А вот их комплекс…!

И еще маленькое замечание: Что В.Ульянич, что С.Бабушкин в своих описаниях искажают мою должность. К тому времени я уже 2 года был начальником цеха технического обслуживания, куда входило 9 лабораторий ТО.

 


 

Отзыв на публикацию капитана 1 ранга запаса Владимира Ульянича

 

Давно уже не согласен с тем, что пишет Г.Пасько по этой теме, как и с официальными выводами. Свою позицию строю на многолетнем анализе объективных данных, основными из которых являются:

– две фотографии ИКО и дисплея РЛК “Монолит”(имеются в наличии);

– фотография с положением ПУ ЗИФ-122 в момент попадания РМ в борт;

– показания рулевого “Вихря” матроса Сергея Баркова;

– показания, оператора поиска стрелявшей “Осы-МА”, которого никто никогда ни о чём не спрашивал;

– записи в вахтенных журналах р-42 и р-87 (имеются в наличии).

1. Я утверждаю, что в борт мрк «Муссон» попала РМ-15 с высотой маршевого полёта 200 м, выпущенная с ракетного катера р-87 (а не РМ-15м с р-42).

2. Я утверждаю, что РМ-15 не была поражена ЗУР «Оса-МА», подрывов ЗУР 9м-33 не было.

Следовательно, РМ-15 не изменяла траекторию движения от подрывов ЗУР. Ракета-мишень РМ-15М с ракетного катера Р-42 прошла над мрк «Вихрь», что подтверждается объективными материалами и воспоминаниями очевидцев.

Подробно о результатах поиска за последние 9 лет — и зачем я этим занимался -  можно прочитать здесь: http://ulf51.livejournal.com/

Или здесь: http://forums.airbase.ru/2015/04/t61211—mrk-musson.8276.html (в конце страницы).

Готов к личному общению с каждым, кто к этому не безразличен.

Владимир Ульянич. Ulf51@mail.ru

На сайте «Отвага» также размещена версия В.Ульянича о гибели МРК «Муссон»

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru