ПОД ИНДЕКСОМ «Д». К открытию Музея 9-го Артиллерийского Завода

Эксклюзивный текстовый и фотоматериал
© текст О.Желтоножко, © фото В.Белогруда.
Специальный вариант публикации для сайта «Отвага»
2012 г.

Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий


 

Артиллерийский Завод № 9, расположенный в Екатеринбурге, или же в просторечии «Девятка», даже сейчас, когда «все знают обо всем», остается не самым известным. Отчасти это связанно и с тем, что предприятие не имеет собственной обособленной территории и располагается отдельными зданиями в глубине хорошо охраняемой «уралмашевской» заводской площадки. Довольно проблематично не только попасть на этот завод, но и просто узнать, в каких именно зданиях размещено артиллерийское производство. А дальше – строгая охрана в каждом здании, которая не пропустит никого постороннего. На общей промышленной территории лишь небольшая стела с узнаваемым логотипом в виде девятки, наложенной на силуэт противотанковой пушки и названием завода, а также орудие Д-30 с устремленным в зенит стволом, выдают принадлежность одного из корпусов легендарному Заводу № 9.

Изготовление артиллерийских орудий в механическом цехе № 2 новой промышленной зоны Свердловска было запущено еще в 1932 году, не дожидаясь официального ввода в строй «завода заводов» УЗТМ, – Уральского завода тяжелого машиностроения, более привычно звучащего в сокращенном наименовании – «Уралмаш». Сталеплавильный цех «Уралмаша» сразу же строился под варку самых качественных марок стали с учетом потребностей артиллерии. Перед войной на заводе было налажено сначала сборочное, а затем и самостоятельное производство 76-мм дивизионной пушкиФ-19 и 122-мм гаубицы ВГ, а в октябре 1935 года для их испытаний был введен в эксплуатацию собственный артиллерийский полигон в районе поселка Красное.

С началом войны важность работ, связанных с артиллерией, возросла многократно, поэтому на самом высоком уровне было принято решение об образовании на «Уралмаше» специализированного предприятия.

Решением Государственного Комитета Обороны от 30 октября 1942 года на базе артиллерийского производства «Уралмаша» был создан самостоятельный артиллерийский завод № 9 с особым конструкторским бюро № 9 (ОКБ-9). Именно от этой даты принято отсчитывать официальную историю «Девятки», хотя она сменила до настоящего времени и несколько названий, и несколько организационно-производственных форм.

Наступивший 2012 год – это год 70-летнего юбилея нынешнего ОАО «Завод № 9», а значит, наступило время подвести и некоторые промежуточные итоги. В этой связи решение о создании собственного музея выглядит совершенно логичным шагом. Оформление музея лишь недавно приобрело законченный вид, и работ по его совершенствованию предстоит еще немало.

Для осмотра музея корреспондентов пригласила директор музея Нина Юрьевна Столярова, а сопровождали в этом посещении от имени ОКБ и давали пояснения экспонатам Балов Юрий Владимирович, Козлов Эдуард Павлович и Четкарев Олег Алексеевич. Эти люди были и являются непосредственными участниками и исполнителями конструкторских разработок, они посвятили этому делу практически всю свою жизнь. Для них не так важны конкретные должности, на которых они работали, хотя и они значительны, гораздо важнее успех общего Дела, за которое они болеют всей душой и сейчас, несмотря на весьма зрелый возраст.

Музей состоит из двух частей – натурной экспозиции, состоящей из образцов, привезенных с полигона предприятия и размещенных на огороженном участке действующего цеха, а также небольшого зала с документами и фотографиями на стендах и малоразмерными экспонатами в инженерном корпусе. История ОКБ и завода, биографии людей, работавших в разное время, представлены довольно подробно в фотографиях и документах, официальных и личных.

Разумеется, особая роль в экспозиции музея отведена Федору Федоровичу Петрову, выдающемуся конструктору артиллерийских систем, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и четырех государственных премий СССР, доктору технических наук, генерал-лейтенанту-инженеру. Впервые он приехал на «Уралмаш» в 1938 году из пермской «Мотовилихи» в командировку в составе комиссии для помощи в освоении серийного производства новой 122-мм гаубицы М-30 своей разработки. В 1940 году Ф.Ф. Петров вместе с А.Н. Булашевым и Н.Г. Кострулиным был переведен на «Уралмаш» по распоряжению ЦК ВКП(б) и назначен главным конструктором ОКБ, а с 1943 года стал Главным конструктором Завода №9. С тех пор имя Ф.Ф. Петрова и успехи завода связаны неразрывно.

Гаубица М-30 разработки группы Ф.Ф. Петрова, изготавливавшаяся сразу на трех заводах, входит в число лучших образцов отечественной артиллерии. Она превзошла аналогичную по своему назначению германскую 105-мм гаубицу leFH18, и внесла неоценимый вклад в Победу, став одним из ее символов. Суммарный объем выпуска гаубиц М-30 до момента прекращения производства в 1955 году достиг 16887 единиц.

Свидетельством надежности гаубицы является 18000 выстрелов, сделанных одной из фронтовых М-30. Данный образец, о котором стало известно Ф.Ф.Петрову, по его просьбе был прислан на завод. Изучение орудия показало, что по категории живучести ствола оно осталось пригодным к боевому применению.

На лафете М-30 была спроектирована артсистема, получившая обозначение первой разработки девятого завода: «Д-1». После Сталинградской битвы было признано необходимым усилить войска тяжелой артиллерией для взламывания полевой обороны противника. В 1942 г. под руководством Ф. Ф. Петрова была произведена конструктивная проработка нового орудия путем наложения оснащенного двухкамерным дульным тормозом ствола предвоенной 152-мм гаубицы М-10 на лафет гаубицы М-30. Работа получила одобрение Наркома вооружения СССР Д. Ф. Устинова, который позвонил Ф. Ф. Петрову 12 апреля 1943 г. и сообщил, что Государственный Комитет Обороны принял решение об изготовлении на заводе к 1 мая 1943 г. пяти опытных образцов гаубицы Д-1. Орудие было принято на вооружение 8 августа 1943 года, но до конца войны успели изготовить лишь 1047 этих легких, но мощных орудий.


Оба эти образца, и М-30, и Д-1, имеются на площадке натурных образцов.

Две части музея: здание цеха, в котором выделена площадка для экспонатов «в металле», и инженерный корпус, где располагается стендовая экспозиция, разделяет довольно приличное расстояние. На входе в инженерный корпус ненавязчивым напоминанием о назначении ОКБ-9 служат столбики, поддерживающие козырек крыльца. Не слишком бросается в глаза, что в их нижней части роль декоративного элемента исполняют корпуса 122-мм осколочно-фугасных снарядов. Рядом на стене – мемориальная доска в честь Ф.Ф. Петрова. Войдя в корпус и добираясь до комнаты, отведенной музею, невольно ощущаешь историческую атмосферу 1920-60-х годов, хотя этот эффект явно не запланирован. Просто с момента постройки в 1958 году здание не подверглось какой либо перестройке или капитальному ремонту. При этом выглядит оно вполне живым, не запущенным, так что вполне можно вообразить себя конструктором, спешащим по делу к самому Петрову. Так и есть – открывается комната, которая когда-то была отведена одному из конструкторских отделов, у окна стоит сохранившийся рабочий стол Федора Федоровича, с лежащим на нем полутораметровым рабочим циркулем, и пепельницей, которую радушный хозяин держал для гостей, хотя сам не курил.

Фотоальбом, посвященный Ф.Ф. Петрову, расположился в центре стола. Кресло пустует, но хозяин строго взирает на подходящих к столу с фотографии 1938 года, а также – с парадной картины-портрета уже при всех регалиях, висящей рядом.

Справа от стола на небольшом подиуме – настоящая сенсация для любителей «военного железа» 1960-70-х годов: три демонстрационные модели орудий – пусковых установок семейства Д-80 для активно-реактивных снарядов (АРС). Снаряд калибром 535 мм и весом 905 кг должен был обеспечить дальность стрельбы 60 км.

В музее представлены два первых действующих макета Д-80 в масштабе 1:10 на гусеничном и колесном шасси. Эти макеты использовались на этапе защиты проекта в ГРАУ и у министра оборонной промышленности СССР С.А.Зверева.

Наиболее тщательно проработана модель самого раннего варианта – на четырехосном колесном шасси ЗиЛ-135Л с установленной над кабиной вращающейся кассетой на 4 АРС для дульной зарядки ствола. Ведение огня предполагалось с опорной плиты типа минометной. Вторая база, гусеничная, для Д-80С, дана в модели весьма условно, но угадывается ее ленинградское происхождение. Артсистема на ней показана традиционная, казнозарядная.

Эти варианты шасси происходят от гусеничной и колесной пусковых установок Д-110 и Д-110К, которые к 1960 году были созданы в ОКБ-9 и проходили испытания в составе тактического ракетного комплекса«Онега».

Модель третьего, наиболее позднего образца, обозначена в музее как Д-80-2. Его шасси явно выполнено на базе харьковского МТ-ЛБ, однако, методика стрельбы предполагала полное опускание машины днищем на грунт, для чего данная база не приспособлена. Скорее всего, при выполнении «в железе», корпус для машины пришлось бы делать заново. К сожалению, казенная часть орудия на этой модели отсутствует, и можно лишь предполагать, какие инженерные решения там были применены. Сама модель имеет электропитание и когда-то была действующей.

В традициях ОКБ-9 создавать на основе единой несущей конструкции «дуплексы» и «триплексы», и Д-80 здесь – не исключение. Аналогичной по манере исполнения задумывалась четырехствольная 280-мм артсистема Д-6 с дальностью стрельбы 45 км, но она наличествовала лишь в эскизе.

Система Д-80 (внутренняя кличка в ОКБ – «БПД», расшифровка многозначна, но затруднительна) существовала лишь в виде расчетов, демонстрационных макетов и реального шарового затвора для орудия – пусковой установки, испытанного на полигоне в Красном. Она конкурировала в момент разработки с ОТР «Луна». В ОКБ-9 была разработана система наведения и коррекции снаряда, позволяющая достичь аналогичной точности. С появлением ОТР «Точка» дальнейшая разработка Д-80 потеряла смысл. Кроме того, изначально «торпедный» калибр был выбран, в том числе и для возможного применения на флоте, из универсальных пусковых шахт или даже обычных торпедных аппаратов, но аналогичные ракетные системы для ВМФ СССР уже разрабатывались на соседнем Заводе №8 им. Калинина с участием бывших сотрудников ОКБ-9.

Здесь нужен небольшой исторический экскурс. Работы по ракетному профилю в ОКБ-9 были начаты еще в 1955 году в соответствии с веяниями времени. Тактический ракетный комплекс «Онега», с твердотопливной пороховой ракетой 3М1 (Д-200) и дальностью стрельбы 70 км, вышел на испытания к началу 1960-х. Большие надежды также связывались с ракетой Д-90, класса «подводная лодка – воздух – подводная лодка». Эту разработку Федор Федорович даже называл за перспективность «научно-фантастической». В 1959 году по заказу Центральной Аэрологической лаборатории (ЦАО) создается невооруженный вариант Д-200 – ракета Д-75, известная как МР-12 (метеорологическая ракета с высотой подъема 120 км), которая впоследствии применялась для зондирования верхних слоев атмосферы. МР-12 продолжала использоваться вплоть до недавнего времени.

В 1960 из-за большого объема работ и по Д-90, и по традиционной артиллерии, Ф.Ф.Петров разделил свое ОКБ на два: ОКБ-9-I артиллерийского направления, которым непосредственно руководил сам, и ОКБ-9-II с ракетным профилем, за которое отвечал его заместитель Н.Г.Кострулин.

Существование аналогичного по профилю ракетного ОКБ-8, причем недалеко, в считанных сотнях метров – на заводе им. М.И. Калинина, послужило побудительным мотивом для «верхов» к оптимизации усилий разработчиков новой техники.

С 1 июля 1964 года все подразделения ракетного профиля ОКБ-9 были переведены в ОКБ-8 завода им. М.И. Калинина, впоследствии – знаменитое КБ «Новатор». Вместе с конструкторами, исследователями, теоретиками, а также оборудованием лабораторий и специальными станками из цехов «Уралмаша» в ОКБ-8 ушла и тематика морских ракет. Н.Г.Кострулин стал заместителем у Л.В.Люльева, а ракетная система «Вьюга» для флота, которая начиналась разработкой как Д-93 (с 650-мм ракето-торпедой) и Д-95 (с 533-мм) была принята на вооружение в 1969 году как РПК-2 «Вьюга». Ракето-торпеда калибра 533-мм получила обозначение 81Р.

Так что в 1964 году ОКБ-9 стало вновь чисто артиллерийским, а его «ракетная» история теперь принадлежит другому предприятию, впрочем, не менее достойному.

Вероятно, в это же время была начата новая система нумерации образцов орудий с литерой «Д» – Д-3, Д-6 и других.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru