«Сирийские военные нас уважали»

Материал подготовил А.Колотило, газета «Красная звезда», 2015 г.
Совместный проект с сайтом «Отвага»
Материал предоставлен автором

«Сирийские военные нас уважали», – вспоминает Евгений Щеглов, оказывавший в 1969 году помощь танкистам Сирийской Арабской республики.

Редакция продолжает публикацию материалов в рамках проекта «Мы – интернационалисты». Наш корреспондент встретился с кандидатом технических наук, доцентом полковником в отставке Евгением Витальевичем Щегловым, научным сотрудником Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва. Евгений Витальевич был направлен в Сирийскую Арабскую Республику в июне 1969 года и выполнял там интернациональный долг в качестве специалиста по эксплуатации и ремонту танковых приборов ночного видения.

– При отборе специалистов, направляемых в Сирию, командование, видимо, учло то, что в 1967 году, – начал рассказ Евгений Витальевич, – я окончил Военную академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского и получил диплом инженера-электромеханика со специализацией «Электроника и автоматика танков».

Мне было 26 лет, воинское звание – старший лейтенант. В Сирию меня отправили на теплоходе из Одессы, и через семь дней я прибыл в порт города Латакия. В Дамаске был представлен главному военному советнику генерал-полковнику Михаилу Николаевичу Фроленкову, а затем – моему непосредственному начальнику от генштаба Сирийской армии генерал-майору Джуме. В качестве переводчика и ученика в моё распоряжение назначили старшего лейтенанта Исмаила Али, который прекрасно владел русским языком, поскольку окончил военное училище в Советском Союзе. Во время ознакомительной беседы генерал Джума попросил, чтобы я проверил и по возможности отремонтировал не только приборы ночного видения, но и стабилизаторы танкового вооружения, другое неисправное электрооборудование и автоматику. А ещё мне была поставлена задача провести занятия и подготовить в каждой воинской части нескольких специалистов, которые могли бы устранять хотя бы простейшие отказы вооружения, возникавшие в результате поломок из-за неумелого обращения с ним сирийских танкистов.

Как правило, работу с приборами ночного видения приходилось проводить в тёмное время суток, а с другими системами – днём. В основном все воинские части располагались вдоль Голанских высот. Обычно за мной в гостиницу заезжала машина и отвозила в ту воинскую часть, которая была заранее определена и где нас уже ждали. Пользоваться общественным транспортом нам запрещалось, наверное, из соображений безопасности. В случае необходимости можно было воспользоваться услугами «такси-сервис» типа наших маршруток. Если мы не успевали проверить и отремонтировать приборы за ночь, приходилось оставаться в воинской части на несколько суток. Непросто было привыкнуть к жаркому сухому климату, когда температура в тени 45–50 градусов, а в танке – и того выше. Трудность заключалась также в том, что вся техническая документация в машине была на французском языке. Наверное, потому, что до провозглашения своей независимости Сирия находилась под протекторатом Франции.

Если же были более дальние поездки, то нас устраивали в гостиницах городов, расположенных недалеко от воинских частей. Так, довелось побывать в городах Хомс, Сувейда, Хама, Дераа, Басра, Кунейтра и других. В выходной день Исмаил Али уезжал домой, а я возвращался в Дамаск.

В воинских частях, где пришлось работать, к нам относились очень тепло — всегда старались угостить и разместить получше, много расспрашивали о нашей стране, о семье, о моей службе в Советской Армии.

С Исмаилом Али я активно занимался изучением арабского языка, который освоил на простейшем разговорном уровне уже через 3-4 месяца. Удивило неплохое знание русского языка многими продавцами в магазинах и особенно на центральном рынке в Дамаске.

Во время моего пребывания в Сирии чувствовалась напряжённая обстановка не только на линии разграничения с Израилем на Голанских высотах, но и на всей западной части территории страны. Как-то наблюдал воздушный бой между сирийскими и израильскими пилотами.

В июле 1969 года неподалёку от Дамаска израильтяне сбили несколько сирийских самолётов. На похороны погибших пилотов вышел весь город. Иногда израильские самолёты пролетали над Дамаском на предельно малой высоте, из-за чего на форсаже из окон вылетали стёкла.

В ходе работы возникали трудности с запасными частями, поэтому часто приходилось разбирать тот или иной прибор до винтиков и восстанавливать его работоспособность подручными средствами.

Первое время удивляла низкая грамотность рядового и сержантского состава сирийской армии. Поэтому мы старались учить их на совесть.

Первоначально моя командировка была оформлена на три месяца без исключения из списков части и без приезда в Сирию семьи. Затем её продлили ещё на месяц, потом — на три. В начале февраля 1970 года я вернулся в Советский Союз. Вспоминаю до сих пор то время, когда работал с сирийскими военнослужащими. Когда-то им помогали мы, а теперь помогают наши сыновья, которые столь же достойно выполняют свой интернациональный долг.

 

Александр Колотило

«Красная звезда»

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 

 



Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru