Как обломался «Орлиный коготь» или Почему провалилась операция «Дельты» в Иране

Константин Никитин
Журнал «Солдат удачи» №4, 2002

 

25 апреля 1980 года в Тегеране беснующаяся толпа религиозных фанатиков выбросила на площадь перед посольством США под прицелы телекамер журналистов восемь трупов американских военнослужащих: пять летчиков ВВС и три летчика авиации морской пехоты США. Позже по всем телеканалам мира были показаны обломки самолета и вертолета, а также три целых вертолета RH-53D «Си Стэллион», которые навечно остались в иранской пустыне. Так закончилась попытка антитеррористической группы «Дельта» освободить 54 заложников, захваченных 4 ноября 1979 года в американском посольстве иранскими революционными гвардейцами с решительного благословения аятоллы Хомейни.

 

Предыстория «Дельты»

 

История «Дельты» начинается с 1960-х годов, когда командование американских «зеленых беретов» заключило договор с английской САС (три отдельных полка специальной авиационной службы САС составляли основу сил специальных операций Великобритании) о взаимном обмене людьми. Первым из американцев поехал в Англию командир 7-й группы «зеленых беретов» полковник Эдвардс, на следующий год туда отправился капитан Чарльз Бэквит. В июле 1962 года он прибыл в 22-й полк САС, где на себе испытал всю сложную систему отбора и подготовки личного состава, разработанную англичанами 21 год назад и усовершенствованную в последующем.

Первое открытие, которое сделал Бэквит, было таким: право носить берет с эмблемой САС необходимо заработать, пролив немало пота и крови. Достаточно сказать, что только проверочные испытания в полку САС разделены на пять этапов и занимают полгода.

Вернувшись в 1963 году из Англии, Бэквит начал убеждать свое руководство в необходимости создания спецподразделения, аналогичного САС. Командование откликнулось на предложение Бэквита. Был создан небольшой отряд, получивший кодовое название «Голубой свет». Сам же «идейный организатор и вдохновитель» оказался во Вьетнаме, где ему разрешили сформировать отряд по образцу САС. Группа Бэквита имела название «D». Она успешно участвовала во многих операциях против вьетконговцев.

Во Вьетнаме Бэквит был ранен в живот, трижды падал в подбитых вертолетах, однако уцелел. 21 ноября 1970 года Бэквит участвовал в операции с целью освобождения пленных американцев из лагеря Сан Пай под Ханоем. Операция была разыграна как по нотам, но пленных в лагере не оказалось…

Закончился Вьетнам, и началась эра международного терроризма. Все это время Бэквита не покидала мысль о создании американского аналога САС. Новый толчок идея Бэквита получила после успешной операции, проведенной немецкой группой ГСГ-9 по освобождению самолета компании «Люфтганза» в Могадишо. Не желая отставать от Германии, Белый дом дал антитеррористической борьбе зеленый свет. Бэквит начал создавать спецподразделение, которое, в память о своем подразделении времен вьетнамской войны, назвал «Дельтой».

Два года ушло на формирование и подготовку «Дельты». Она оказалась копией английской САС с поправкой на Соединенные Штаты. В основном американцев готовили эксперты САС, передавая им опыт в борьбе с терроризмом. И вот когда «Дельта» встала на ноги, пришло известие: посольство США в Иране захвачено, и пятьдесят четыре сотрудника госдепартамента США попали в заложники.

 

«Горшок риса»

 

С этого момента началась подготовка к операции по освобождению заложников. По приказу председателя комитета начальников штабов генерала Девида Джоунса была создана временная общевойсковая тактическая группа из представителей армии, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США. Этап планирования и подготовки операции по спасению заложников получил условное наименование «Горшок риса», а сама операция на территории Ирана – «Орлиный коготь». Командующим группой был назначен генерал-майор Джеймс Вот, его заместителем по авиационным вопросам – генерал-майор ВВС Филипп Гаст. Непосредственно разработкой операции занимались полковник Бэквит и полковник ВВС Кайл. Оба они имели богатый опыт планирования спецопераций, но в силу сложившихся обстоятельств не могли противостоять указаниям генералов Вота и Гаста, которые зачастую высказывали неверное суждение или соглашались с сомнительными рекомендациями.

 

План освобождения

 

План освобождения заложников состоял в следующем: два эскадрона «Дельты» и рота рейнджеров на трех самолетах С-130 «Геркулес» с приданными самолетами-заправщиками должны были приземлиться в пункте «Пустыня-1», который находился примерно в 370 км юго-восточнее Тегерана. Туда же должны были прилететь восемь вертолетов RH-53D «Си Стэллион» («Морской конек»), которые базировались на авианосце «Нимитц», находящемся в Персидском заливе. Разница между посадками самолетов и вертолетов должна была составлять 30 минут. После высадки «Дельты» и дозаправки вертолетов самолеты «Геркулес» должны были возвратиться на аэродром вылета, а вертолеты – доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие вблизи Тегерана, до которого было два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия «Дельты», и в течение всего следующего дня оставаться там под маскировочными сетями.

Вечером 25 апреля оперработникам ЦРУ, заблаговременно заброшенным в Иран, предстояло на шести грузовиках доставить «Дельту» к посольству США. Ближе к полуночи группа должна была штурмовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, ликвидировать охрану и освободить заложников. Затем планировалось вызвать вертолеты и либо с территории посольства, либо с расположенного по соседству футбольного поля эвакуироваться. С воздуха эвакуацию должны были поддерживать два самолета огневой поддержки АС-130Н.

Ранним утром 26 апреля вертолеты, пролетев 65 км на юг, приземлились бы на аэродроме Манзарийе, который к тому времени контролировала рота рейнджеров. Оттуда заложников предполагалось доставить в США на двух реактивных самолетах С-141, а рейнджеры должны были возвратиться на самолетах С-130.

Все оперативное обеспечение операции было поручено Центральному разведывательному управлению. Подбор площадок приземления, обеспечение транспортом, маршруты движения по городу – все эти вопросы отрабатывали сотрудники ЦРУ и доводили до участников операции.

 

Один из элементов

 

Во Флориде был построен полномасштабный макет посольского комплекса в Тегеране, и «Дельта» приступила к тренировкам. Тут-то и обнаружилось, что в предлагаемом плане многое не учтено. К примеру, мог дать сбой один из важных элементов тактической группы – вертолетчики. Дело в том, что командование ВМС настояло, чтобы в операции участвовали летчики ВМС (мотивация – армейские вертолеты, не имеющие складывающихся лопастей, не смогут разместиться на авианосце), и выделило для операции экипажи вертолетов – морских тральщиков. В ходе тренировок выяснилось, что летные экипажи не хотят учиться ночным и «слепым» полетам и не горят желанием участвовать в спасении заложников. С большим трудом Бэквиту удалось заменить летчиков ВМС на летчиков морской пехоты США. Дело сдвинулось. Всего «Дельта» провела 79 ночных тренировок освобождения заложников. Бэквит был более-менее спокоен, но до конца не доверял экипажам вертолетов, считая, что они могут подвести.

 

«Закон Мэрфи»

 

И вот после многочисленных согласований и доработок тактическая общевойсковая группа была готова приступить к спасению заложников. 20 апреля «Дельта» и рейнджеры на «Геркулесах» переместились на Вади-Кена, удаленный аэродром в Египте. Вертолеты перебазировались на авианосец «Нимитц». 24 апреля группа сосредоточилась в районе острова Масира. Через три часа после прибытия на Масиру была получена окончательная команда «Вперед». И тут вступил в силу «закон Мэрфи», или, говоря по-русски, «закон подлости». Вертолеты, взлетевшие с «Нимитца», столкнулись с феноменом погоды, известным в Иране под названием «хабуб», – поднявшимися в воздух мелкими частицами пыли. Видимость уменьшилась до нуля. Два из восьми вертолетов сбились с курса и вернулись на авианосец.

Второй «приятный» сюрприз ожидал Бэквита, «Дельту» и рейнджеров на площадке «Пустыня-1». Площадка, подготовленная оперативниками ЦРУ, находилась рядом с оживленным шоссе, и американцы были поражены огромным количеством транспорта, движущегося прямо перед приземлившимся самолетом. Вдобавок почти всех рейнджеров, которые должны были охранять периметр, рвало от тряски в воздухе. Только двое были в состоянии управлять мотоциклами и, подъехав к шоссе, сумели остановить автобус, взяв его пассажиров и водителя в плен.

В двигавшийся за автобусом грузовик рейнджеры сначала выстрелили из автомата, а после запустили гранату из подствольного гранатомета. В ночное небо взметнулся столб пламени. Оказывается, они подстрелили бензовоз. Следующий за грузовиком микроавтобус развернулся, подобрал водителя бензовоза и понесся прочь. Один из рейнджеров на мотоцикле пытался догнать его, но вскоре прекратил преследование и вернулся назад. Догнать микроавтобус было невозможно.

 

Его Величество Случай

 

С опозданием на пятьдесят минут прибыли оставшиеся шесть вертолетов. И сразу же командир вертолетчиков посоветовал Бэквиту «отменить спасение заложников». Бэквит встал перед проблемой: продолжать операцию или нет. Все вертолеты забиты под завязку так, что места для заложников не было. Но если оставить часть штурмовой команды, хватит ли сил освободить заложников? И потом еще вывести и эвакуировать на вертолетах пятьдесят четыре человека? А если еще один или два вертолета откажут?

Но пока Бэквит ломал голову, за него все решил Его Величество Случай. После дозаправки от С-130 один из «Морских коньков», маневрируя в поднятом ротором пылевом облаке, задел лопастями самолет-заправщик. Брызнули искры, и в следующее мгновение раздался колоссальной силы взрыв. После этого стало ясно, что операция провалилась, и Бэквит отдал приказ об аварийной эвакуации. В состоянии, близком к панике, «Дельта», рейнджеры и остальные погрузились на «Геркулесы» и два «Морских конька».

Когда на следующий день на место ночных взрывов прибыл иранский патруль, он нашел брошенные и сожженные остатки самолета и вертолета. Их снимки впоследствии облетели весь мир. Иранцам таким образом достались сгоревшие С-130 и RH-53D с трупами экипажей и три целых вертолета, якобы поврежденных при взрыве самолета-заправщика. На борту целых RH-53D «Си Стэллион» остались секретные документы, относящиеся к операции «Орлиный коготь».

Провалив операцию, Бэквит не смог выполнить личную просьбу президента США Джимми Картера: «Привезите назад все тела погибших американцев…». В результате президент стал жертвой возмущенного общественного мнения, а затем и избирателей. Для полковника Бэквита, который, по-сути, был виновен меньше всех, это также стало концом карьеры — его отправили на досрочную пенсию. Иранцы рассеяли заложников по всей стране, чтобы предотвратить какие-либо новые попытки освобождения, да к тому же получили вполне материальные доказательства в антиамериканской пропаганде.

Всего в этой операции погибли пятеро военнослужащих Военно-воздушных сил (экипаж C-130), и трое военнослужащих Командования морских перевозок США (экипаж RH-53), с иранской стороны погиб один гражданский — водитель бензовоза.

 

Почему «обломался» «Орлиный коготь»

 

В западной прессе много писалось о причинах провала операции по спасению заложников в Тегеране. Одни говорили, что виновата погода, другие, в том числе и Бэквит, обвиняли вертолетчиков, третьи во всем винили Бэквита и т.д.

Ошибочность таких суждений – в полярности мнений.

Анализируя причины неудачной операции, следует учесть:

Первое. Халатные действия ЦРУ при оперативном обеспечении операции: площадка «Пустыня-1» выбрана рядом с оживленной трассой. В западной прессе писалось, что эта операция ЦРУ была «по барабану», под этот шум оно планировало свержение режима Хомейни. Было бы правильнее поручить подготовку операции военной разведке. Как-никак одно ведомство, проще координировать действия.

Второе. Не смотря на то, что Бэквит был автором плана операции, он не мог подбирать себе тот личный состав, который был ему необходим, в частности вертолетчиков. В силу своего звания и должности Бэквит не мог оспаривать решения, принимаемые генералами. На мой взгляд, в этом случае над Бэквитом должен был быть не командир (начальник временной общевойсковой тактической группы), а координатор (в спецназе ГРУ он называется оперативным офицером) для решения тех вопросов, которые сам руководитель операции решить, в силу служебного положения, не в состоянии. В этом случае руководителю операции дается карт-бланш, но он несет полную ответственность за успех или неудачу проводимой операции.

Третье. Неспособность или нежелание некоторых участников операции выполнить свои функции. После этого случая в Минобороны США были сделаны соответствующие выводы и в ВВС созданы специальные подразделения, оснащенные самой современной техникой. Они предназначены для доставки и обеспечения действий сухопутного и морского спецназа в любой точке земного шара.

Четвертое. Недооценка американцами своего противника – иранского народа. Очень проблематично находиться около полутора суток во враждебной стране и провести операцию в центре многомиллионного города, пышущего ненавистью к американцам. Наверное Бэквиту не давал покоя успех израильтян четырехгодичной давности.

 

Вывод – проведение специальных операций всегда связано с большим риском, а по освобождению заложников особенно. Поэтому при планировании спецопераций необходимо учитывать любые, даже самые малейшие мелочи. Ведь, как известно, на войне мелочей не бывает.

 

 



СМОТРИТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ «ОТВАГА»:

Второго выстрела не дано

Финским «волкам» от русских «медведей»

Пуля ударила в бронежилет…


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru