Пиратство в Аденском заливе: тщетная борьба мирового сообщества

Антон Чернов
Журнал «Арсенал» № 4 / 2010 г.
Статья предоставлена сайту «Отвага» редакцией журнала «Арсенал»

– А что вообще в мире делается?
– Стабильности нет. Пираты опять захватили судно.

 

В начале 1990-х годов многие в мире полагали, что с распадом Советского Союза, его поражением в Холодной войне и фактическим разрушением биполярного мира, конфликтов на земном шаре станет значительно меньше. Восторжествует демократия, где все люди будут любить и уважать друг друга, а понятие конфликт исчезнет навсегда. Однако такого не случилось. Для того чтобы выявить предпосылки к появлению пиратства в Сомали, возьмем исторический отрезок времени, включающий в себя вторую половину XX века и первое десятилетие XXI века.

 

 

В начале 1950-х годов прошлого века США стали главным союзником и основным источником финансовой помощи Эфиопии. В обмен на военную помощь, позволившую сформировать армию численностью в 60 тысяч человек, Соединенные Штаты Америки получили право на создание вблизи главного города Эритреи Асмэры крупной военной базы Кагнью (Kagnew). Там же находилась станция радиотехнической разведки, сотрудники которой занимались перехватом и прослушиванием радиопереговоров. Эфиопская армия оснащалась американским оружием, а многие ее офицеры, в их числе подполковник Менгисту Хайле Мариам, прошли курс военной подготовки в США. В 1967 году будущий лидер Эфиопии отправился на курсы переподготовки офицеров артиллерийско-технической службы в США, где проходил службу в Форт-Ливенворте.

  Государства, которые сотрудничают с ПФП в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем на море у побережья Сомали и в отношении которых ПФП заблаговременно направило уведомление Генеральному секретарю, могут:

  а) входить в территориальные воды Сомали в целях пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении пиратства согласно соответствующим нормам международного права, и

  б) использовать, в пределах территориальных вод Сомали, сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении актов пиратства согласно соответствующим нормам международного права, все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя;

  Согласно мандату главными задачами военно-морской операции «Аталанта» являются:

  – оказывать поддержку судам, осуществляющим доставку гуманитарных грузов в Сомали в рамках Всемирной продовольственной программы;

  – оказывать поддержку миссии Африканского Союза в Сомали (African Union Mission in Somalia – AMISOM) и осуществлять защиту судов миссии AMISOM, доставляющих грузы для ПФП в Могадишо;

  – осуществлять защиту судов, перевозящих грузы через зону ответственности, а также вести работу с грузоперевозчиками с целью уменьшения рисков нападения на суда;

  – сдерживать, срывать и предотвращать образование пиратских групп.

 

Присутствие российских кораблей

 

  Обычно Россия отправляет один корабль первого или второго ранга, а также один-два корабля сопровождения (танкер, буксир). Ввиду ограниченности корабельного состава основная нагрузка легла на большие противолодочные корабли Северного и Тихоокеанского флота. Боевые задачи по патрулированию в территориальных водах Сомали и Аденского залива выполняют также сторожевые корабли Балтийского флота, например, СК «Неустрашимый». Примечательно, что именно этот корабль был первым отправлен к берегам Сомали в рамках антипиратской миссии ВМФ России. На сегодняшний день российские моряки побывали в Аденском заливе уже восемь раз, совершив длительные боевые переходы. В успешной борьбе с пиратами приняли участие следующие корабли ВМФ: СК «Неустрашимый», БПК «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Чабаненко», «Маршал Шапошников», «Адмирал Левченко». Флагман российского флота тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий» также находился в районе Сомали. Примечательно, что, следуя домой через Суэцкий канал, моряки «Петра Великого» захватили три пиратские лодки, на борту которых было найдено большое количество оружия и наркотиков. Хотя конкретной задачи по борьбе с пиратами ему не ставилось.

  В качестве последнего примера слаженных действий российских моряков можно привести события с освобождением танкера «Московский университет», который был захвачен пиратами 4 мая, а уже 6 мая судно было освобождено морскими пехотинцами, действовавшими с БПК «Маршал Шапошников».

 

 

 

 

Транспортная артерия Персидский залив – Ормузский пролив – Аденский залив – Баб-эль-Мандебский пролив – Красное море – Суэцкий канал является третьей в мире по объемам морских перевозок. Каждый год этим маршрутам проходит примерно 25000 судов, и большая их часть идет через Аденский залив.

 

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА В СОМАЛИ

 

Все началось в 1960 году с образования государства Сомали, которое объединило в себя две колонии – британское Сомали и итальянское Сомали. Этнически население представлено группой сомалийцев, говорящих на сомалийском языке с большим количество арабских слов. Язык входит в группу кушитских, куда входят языки народа оромо, насчитывающего более 20 миллионов человек. Часть компактно проживает в соседней Эфиопии. Также в эту языковую группу входит язык народа афар, который проживает в Эритреи и Джибути, примерно полтора миллиона. Также сомалийцы компактно проживают в регионе Огаден, Эфиопия.

Учитывая разброс населения, а также подъем национального движения, тогдашний лидер Мохаммед Саид Барре в качестве основной цели молодого государства провозгласил установление контроля над всеми территориями. Внешние условия благоприятствовали Барре – СССР и США соперничали между собой на африканском континенте. В то время в Эфиопии, где компактно проживали сомалийцы, у власти находился император Хайле Селассие, что и послужило подписанию в 1974 году «Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Сомали», согласно которому в это государство осуществлялись поставки военной техники и вооружения. Считая эфиопского императора своим классовым врагом, официальная Москва оказывала военную помощь повстанцам из Эритреи, которые боролись с режимом Аддис-Абебы. В свою очередь Соединенные Штаты Америки и их союзники поддерживали власть императора в Эфиопии.

Как можно заметить, не до конца продуманными действиями в те далекие семидесятые годы великие державы Советский Союз и Соединенные Штаты инициировали нестабильность в странах Африканского рога.

 

БЕСКОНЕЧНЫЕ ВОЙНЫ

 

Воспользовавшись сложной внутренней обстановкой в Эфиопии, в июле 1974 года Барре отдал приказ о начале наступления на ее территорию. Сомалийцам довольно быстро удалось установить контроль в населенных пунктах провинции Огаден, за исключением таких крупных городов как Харар и Дире-Дауа (впоследствии и эти города были захвачены сомалийскими войсками. – прим. автора).

После свержения Хайле Селассие и прихода к власти Менгисту, Эфиопия повернулась в сторону СССР. Москва незамедлительно отправило около 50 истребителей и 300 танков. Это послужило поводом для разрыва Договора о дружбе между Сомали и Советским Союзом. Оставшись один, Барре не растерялся и обратился за помощью к арабским странам. В первую очередь к Египту, а также Судану, Пакистану и другим государствам Персидского залива.

Через три года боев, в 1977 году наступление сомалийцев захлебнулось и им пришлось остановиться на полдороге к эфиопской столице. А уже в марте 1978 года эфиопам удалось выбить со своей территории все части ВС Сомали. Однако партизанские действия в Огадене продолжались. Причина была в недовольстве мусульманского населения провинции действиями центральных властей: высокие налоги, несправедливое распределение плодородных земель и большая арендная плата за землю.

В восьмидесятые годы XX века Республику Сомали захлестнул экономический кризис. Это незамедлительно сказалось на внутриполитической обстановке. Наиболее ожесточенное сопротивление центральному правительству было оказано на севере страны (Британское Сомали), где кланы объединились и в результате совместных действий в январе 1991 года Барре был свергнут. К власти в стране пришла оппозиция, объединенная в «Объединенный конгресс Сомали» (United Somali Congress). Но уже на начальном этапе внутри оппозиции начались противоречия, что привело к расколу оппозиции и выделении четырех основных политических сил. В конце уходящего века страна фактически находилась в состоянии гражданской войны – войны всех против всех.

Одна из группировок под названием «Национальное движение Сомали» (Somali National Movement), действовавшая на севере Сомали, в июне 1991 года провозгласила создание независимого государства Сомалиленд. Это еще больше обострило борьбу между кланами, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения. Кроме того, в стране начался голод, и международное сообщество приступило к оказанию гуманитарной помощи, однако эта помощь не доходила до населения, и попросту разворовывалась различными бандформированиями. По сути, уже в то время началось складываться преступное сообщество, члены которого впоследствии станут грабить не только на суше, но и на море, а в политический обиход вошло слово warlord (полевой командир).

 

ПОПЫТКИ СТАБИЛИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ

 

В начале 1990-х годов прошлого века наблюдался подъем миротворчества. ООН активно разворачивала миссии в различных уголках земного шара, не исключением был и африканский контингент. С развалом Советского Союза, внешняя политика Соединенных Штатов претерпевает ряд существенных изменений – официальный Вашингтон настолько уверовал в свое превосходство, что перестал считаться с мнениями других государств и международных институтов. Это отразилось и на политике в отношении Сомали. Развернув группировку в 25000 человек под мандатом ООН, американцы стали проводить жесткую политику в отношении главарей кланов. Под давлением тех же США Совет Безопасности ООН передал часть функций по осуществлению операций американским военнослужащим. Неудивительно, что такая обстановка породила недоверие среди миротворческих контингентов. Несмотря на то, что войска ООН и США контролировали примерно половину территории Сомали, обстрелы миротворцев, а также кораблей, шедших с гуманитарным грузом не прекращались ни на день. Американцам также удалось заставить полевых командиров подписать соглашение о прекращении огня (15 марта 1993 года в Аддис-Абебе состоялась конференция о мире. прим. автора). Но это соглашение никто из полевых командиров и не думал выполнять. Так генерал Мухаммед Айдад отдал приказ подчиненным ему боевикам из числа так называемой сомалийской милиции напасть на пакистанских миротворцев. В результате 24 военнослужащих были убиты, а их тела бандиты протащили по улицам Могадишо.

Ситуация обострялась с каждым днем и в результате было принято решение захватить генерала Айдада, но сделать этого ни американцам ни миротворцам ООН не удалось. В результате одной из спецопераций, известной по фильму «Black Hawk Dawn», американцы понесли тяжелые потери: 18 убитых, 73 ранены и один пилот был взят в плен (позднее его обменяли). После провальной операции тогдашний президент Б. Клинтон отдал распоряжение о прекращении операции.

Миротворческий контингент ООН остался один. Скомпрометированный в глазах местного населения, он не мог больше эффективно выполнять обязанности, возложенные на него мандатом СБ ООН. В марте 1995 года последние «голубые каски» покинули страну, которая сразу же погрузилась в еще большую по масштабам гражданскую войну.

 

ПЕРВЫЕ ПИРАТСКИЕ АТАКИ НА ГРАЖДАНСКИЕ СУДА

 

Само пиратство в Сомали стало производным от той нестабильной обстановки и непрекращающейся войны кланов. Первые сведения о нападениях пиратов на гражданские суда и последующие требования и выкупе стали появляться в 2000 году. Сегодня пиратством занимаются все и вооруженные отряды Переходного федерального правительства (ПФП) и Организации исламских судов. Помимо этого выделяются более мелкие группы пиратов, такие как «Стражи сомалийских вод», «Национальная добровольческая береговая охрана», «Группа Марка», «Группа Пунтленда» и многие другие. По имеющимся данным в пиратский бизнес вовлечено более пяти тысяч боевиков, которые вооружены самым современным оружием. Пираты также обладают широкой сетью осведомителей, в которую входят, по некоторым сведениям, и представители государственных институтов арабских стран.

Некоторые наблюдатели отмечают, что нападение на коммерческие суда осуществлялись в основном бедными рыбками в ответ на якобы незаконный лов рыбы в прибрежных водах Сомали. Другие, в качестве основной причины, выдвигают тезис о том, что местные жители стали нападать на суда для того, чтобы хоть как-то предотвратить загрязнение территориальных вод. Дело в том, что было зафиксировано ряд случаев, когда судовладельцы разрешали сброс токсичных веществ у берегов Сомали.

Однако ни борьба с загрязнением окружающей среды, ни противостояние местных рыбаков с иностранными траулерами, ведущими незаконный лов рыбы, не являлись причинами возникновения пиратства. В действительности, пиратство возникло на фоне гуманитарной катастрофы, которая была вызвана непрекращающейся войной кланов за власть. Кроме этого, в 2004 году страну накрыл страшный цунами, который, с одной стороны, нанес большой ущерб пиратской инфраструктуре, но с другой еще больше осложнил гуманитарную обстановку внутри страны. И если в 2005 году количество пиратских нападений на коммерческие суда было минимальным, то уже в 2006 и 2007 годах число нападений резко выросло, что заставило ООН, НАТО, ЕС, также США и ряд других стран принять решительные действия для борьбы с пиратством в водах Сомали.

 

ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА В БОРЬБЕ С ПИРАТАМИ У БЕРЕГОВ СОМАЛИ

 

С 2007 года ООН уделяет особое внимание и пристально следит за изменением обстановки в Сомали и вокруг него. 20 августа 2007 года Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 1772, где выражает обеспокоенность действиям пиратов и призывает страны Африканского Союза принять необходимые меры для безопасной доставки гуманитарных грузов в Сомали. Кроме этого выражался призыв к странам-членам ООН, чьи боевые корабли находятся в районе Сомали обеспечить безопасность коммерческих судов.

Франция одной из первых откликнулась на призыв СБ ООН и уже с осени 2007 года корабли этой страны приступили к выполнению задач по эскортированию судов, следовавших под французским флагом. Примеру Франции последовала Дания, которая отправила военный корабль в воды Сомали в апреле 2008 года. Как и французские моряки, датчане также сопровождали суда, следовавшие под национальным флагом Дании.

По сути, призыв ООН и действия Франции и Дании послужили толчком к созданию Объединенной оперативной группы 150 (Combined Task Force 150).

 

ОБЪЕДИНЕННАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА 150

 

15 января 2008 года было принято решение о создании Объединенной оперативной группы 150 (ООГ). Силы и средства оперативной группы должны были действовать в районе Красного моря, Аденского залива, Оманского залива, а также прибрежных водах Сомали.

Главной задачей группы было повысить безопасность судоходства в указанных районах. Помимо этого в задачу входила и борьба с пиратством, а также тесное сотрудничество с государствами региона для усиления их национальных сил безопасности, действовавших в своих территориальных водах. Штаб находился в Бахрейне (Combined Force Maritime Component Command in Bahrein). Действовала группа в рамках операции США «Несокрушимая свобода» (Enduring Freedom) и резолюций СБ ООН 1814 и 1816 (2008 год).

В Объединенную оперативную группу 150 входили боевые корабли США, Канады, Великобритании, Франции, Дании, Германии, Италии, Нидерландов, Португалии, Испании, Турции, Австралии и Новой Зеландии.

Каждый контингент, входящий в ООГ, придерживался своих правил ведения боевых действий, а также сам, в соответствии с национальными интересами, выбирал круг решаемых задач. Так, например, ряд стран сфокусировали свои усилия на борьбу с терроризмом, некоторые на борьбе с торговлей людьми, и только Дания специализировалась преимущественно на борьбе с пиратством. В то же время, все корабли были подчинены командующему 5-м флотом США.

Вследствие того, что приказы командующего американским флотом могли идти в разрез с национальными правилами и положениями о применении силы (оружия), а задачи, поставленные национальным командованием, не совпадали, а в некоторых случаях шли в разрез с задачами американского командования, нередкими бывали случаи срыва поставленных целей, что ставило под угрозу безопасность судоходства. На это указывают в своем докладе и эксперты из Датского института военных исследований, которые опубликовали обширный доклад по проблемам пиратства в Сомали.

Фактически по причине невыполнения намеченных целей, было принято решение о создании Объединенной оперативной группы 151.

 

ВОЕННО-МОРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА «АТАЛАНТА» (ATALANTA)

 

10 ноября 2008 года лидеры стран Евросоюза приняли решение о проведении военно-морской операции в водах Сомали для борьбы с пиратством. Такое решение было вызвано участившимися случаями нападения пиратов на суда, которые доставляли продовольствие и гуманитарную помощь в Сомали в рамках Всемирной продовольственной программы. В декабре того же года началась военно-морская операция, под официальным названием: Военно-морские силы Европейского Союза в Сомали – Операция Аталанта (EUNAVFOR Somalia – Operation Atalanta). В начале операцию предполагалось проводить в течение одного года и израсходовать на нее порядка 8,3 миллиарда евро. Однако уже 8 декабря 2009 года было принято решение о продлении миссии еще на один год. По имеющимся сведениям, в этом году европейцы продлят мандат до 2011 года.

Район проведения операции включает в себя южную часть Красного моря, Аденский залив, территориальные воды Сомали и часть Индийского океана. Территория, на которой проводится операция по площади сопоставима со Средиземным морем, что, разумеется, требует больших сил и затрат на проведение операции «Аталанта».

В настоящий момент в операции принимают участие такие государства как Нидерланды, Испания, Германия, Франция, Греция, Италия, Швеция, Бельгия, Люксембург и Пор ту галия. Помимо стран, входящих в ЕС, в операции принимают участие и страны, которые не являются членами этой организации. Это Норвегия, Хорватия, Черногория и Украина. Штаб находится в Нортвуде (Northwood), Великобритания. В настоящий момент руководит операцией британский генерал-майор Бастер Ховес (Buster Howes), его заместителем является контр-адмирал Томас Эрнст (Thomas J. Ernst). Непосредственно кораблями, участвующими в военно-морской операции «Аталанта», командует контр-адмирал Ян Торнквист (Jan Thörnqvist).

Операция «Аталанта» проводится на основании резолюций Совета Безопасности ООН №№ 1814, 1816, 1838 и 1897 (2009 год). Согласно резолюции 1816 СБ ООН разрешил кораблям стран, сотрудничающих с Переходным федеральным правительством (ПФП) Сомали, заходить в территориальные воды страны и использовать все имеющиеся средства для предотвращения пиратских действий, а также вооруженного разбоя на море.

Необходимо отметить, что объединенному флоту европейских стран, участвующих в операции «Аталанта», удалось добиться того, что на суда с гуманитарным грузом, поставляемым в рамках Всемирной продовольственной программы и миссии Африканского Союза, нет никаких нападений. Это было отмечено и на слушаниях в Палате Лордов, прошедших в апреле этого года в Лондоне. В частности говорилось о том, что за 2009 года корабли, участвующие в операции «Аталанта», эскортировали 49 судов, перевозивших около 300.000 тонн гуманитарных грузов, включая продовольствие. Кроме того, кораблями было эскортировано 14 судов AMISOM. В тоже время, как отмечалось в ходе слушаний, пираты атаковали 43 судно за истекший год, что на три нападения меньше, чем в 2008 году.

Тем не менее, несмотря на достигнутые результаты, руководству операции «Аталанта» приходится испытывать ряд трудностей, связанных, в первую очередь с недостаточным оснащением группировки кораблей. Речь идет о недостаточном количестве самолетов и вертолетов, участвующих в патрулировании морского пространства. Кроме того, у европейских военных специалистов есть мнение, что необходимо в большей мере использовать беспилотные летательные аппараты, которые широко применяются в операциях в Ираке и Афганистане.

Помимо недоукомплектованности в средствах ведения воздушного наблюдения, командование выражает озабоченность отсутствием танкеров для заправки кораблей в море. Ранее были достигнуты договоренности с гражданскими нефтеналивными судами, которые осуществляли дозаправку кораблей в море. Однако это были единичные случаи. Сегодня кораблям приходится покидать зону дежурства и идти в порт для пополнения запасов топливом, что незамедлительно сказывается на эффективности проведения операции.

Еще одним требованием военных является повышение медицинского обслуживания в море. На сегодняшний момент эвакуация раненых и больных отнимает много времени. Пострадавшие доставляются в ближайшие порты, где им оказывается необходимая медицинская помощь. По мнению военных, развертывание в зоне ответственности «Аталанты» плавучих госпиталей значительно повысило бы эффективность проводимой операции.

 

ОБЪЕДИНЕННАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА 151

 

В январе 2009 года по инициативе Вашингтона было принято решение о создании Объединенной оперативной группы 151, в которую вошли корабли, действующие под флагом 23 стран. Первым командиром стал контр-адмирал ВМС США Теренс Мак Найт (Terence McKnight). В настоящий момент руководит оперативной группой корейский контр-адмирал Беомрим Ли (Beom-rim Lee).

Район ответственности практически совпадает с районом, где проводится операция «Аталата» и районом действия Объединенная оперативная группа 150. Общая площадь зоны ответственности составляет 1,1 миллион морских миль. В задачи группы входит борьба с пиратством, а также, второстепенная задача, тесное взаимодействие не только с кораблями, принимающими участие в европейской военно-морской операции, но и с кораблями России, Индии, Китая, Ирана по вопросам борьбы с пиратством.

В настоящий момент в состав Объединенной оперативной группы 151 входят семь флагманских корабля: один Республики Кореи и шесть Соединенных Штатов Америки.

Примечательно, что единственной задачей ООГ 151 является борьба с пиратством. Более того, американским властям удалось достичь договоренности с Кенией о судебных разбирательствах в отношении захваченных пиратов. Помимо Кении есть договоренность и с руководством Сейшельских островов.

 

МИССИЯ НАТО У БЕРЕГОВ СОМАЛИ

 

Нельзя не отметить и участия кораблей Североатлантического альянса в борьбе с пиратством. Весной 2008 года было объявлено об отправки к берегам Сомали Постоянную группу кораблей НАТО в рамках инициативы «Поставщики союзники» (Allied Provider). Однако четкого мандата у миссии не было. Более того, в заявлениях высшего военно-политического руководства Альянса, в том числе и генерального секретаря этой организации, говорилось, что силы НАТО не будут бороться с пиратством. Как показывает анализ событий, при выработке этой инициативы существенную роль сыграл Вашингтон, который, опасаясь усиления Европейского Союза в водах Сомали, акваториях Красного моря и Индийского океана, предложил подчинить европейские корабли, участвующие в операции «Аталанта», командованию НАТО.

Разумеется, план США был сорван, так как именно Европа считает маршрут Персидский залив – Ормузский пролив – Аденский залив – Баб-эль-Мандебский пролив – Красное море – Суэцкий канал своей главной транспортной артерией, по которой идет поставки нефти из стран Ближневосточного региона к европейским потребителям. Поэтому уже через полгода миссия НАТО фактически завершила свое короткое существование.

Почему же наличие большого количества военных кораблей, а на сегодня их 60 единиц, никак не способствует нормализации обстановки в водах Сомали. Более того, сегодняшние пираты уже не те голодные рыбаки, которые нападали на суда с гуманитарной помощью, чтобы хоть как-то прокормить себя и свою семью. Теперь пиратов можно встретить далеко от сомалийского берега, за несколько тысяч миль. Они оснащены самым современным спутниковым навигационным оборудованием, системами стрелкового вооружения и связи.

Некоторые европейские политики, особенно те, кто лоббирует присутствие в зоне Аденского залива военных кораблей, не перестают говорить о том, что благодаря успешным действиям моряков пираты вынуждены идти на риск и уходить дальше от берега, где шансы не вернуться с добычей домой возрастают многократно. Однако, здесь политики немного лукавят.

Во-первых, ни одна миссия, за исключением Объединенной оперативной группы 151 не имеет четких указаний по борьбе с пиратами. То чем они занимаются – это в основном предотвращение нападений на суда. Судно подает сигнал бедствия и на помощь вылетает вертолет или под- ходит корабль. Пираты в ужасе разбегаются кто куда, а военные рапортуют об очередной победе над пиратами. Но для того, чтобы победить пиратство мало охотится за ними в море, надо идти на сушу и там, только там вести кропотливую работу по искоренению этого зла, связанную с большим риском. Нельзя сказать, что попытки начать подобную практику в прибрежных районах Сомали не осуществлялись. Только Евросоюз ежегодно выделяет крупные суммы денег на обучение полиции и сил безопасности Сомали. Но, как показывает действительность – результат нулевой. И это не удивительно, ведь примерно тоже самое сейчас происходит в Ираке и Афганистане, где американцы и их европейские коллеги тратят большие суммы денег на обучение местной полиции, сил безопасности и армии, но от этого меньше террористических актов в этих странах не случается.

Во-вторых, пираты уже не стали принадлежать самим себе, это осталось в прошлом. Сейчас они входят в международное преступное сообщество и являются, по сути, террористами, которые захватывают людей и требуют в качестве выкупа миллионы долларов. Но это пока, до тех пор пока они не выдвинут каких-либо политический требований. А вернее не они, а те, кто за ними стоит. Но этого, похоже, не замечают ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне, ни даже в Нью-Йорке. ООН вообще стала в последнее время ограничиваться резолюциями, которые осуждают, призывают и т.д. Но вот только эти резолюции сами пираты не читают, и призывов не слышат. На сегодняшний день ООН открыла офис в Кении, где работают несколько десятков сотрудников этой уважаемой международной организации.

Возвращаясь к самым современным вооружениям, средствам связи и навигации, которых у пиратов, похоже, в избытке. Только наивный может думать, будто это все доставляется пиратам по морю, и опытные контрабандисты умело обходят военные корабли, которые как раз там и находятся, чтобы эту самую контрабанду и предотвратить. Вообще, и некоторые аналитики согласны с этим, все это пиратам доставляется по суши, через территорию Египта, Судана и Эритреи. И если уж и говорить о блокаде, к чему так настойчиво призывает Организация Объединенных Наций, так она должна быть комплексной, как на суше, так и на море. Однако, на сушу идти никто не хочет, пока еще свежи в памяти события, ярко описанные в фильме «Black Hawk Down».

И в заключение несколько слов о каре правосудия, которая должна настигнуть пиратов, и к чему призывают ведущие мировые державы. Главное, на чтобы хотелось обратить внимание – это отсутствие международного механизма привлечения к ответственности лиц, подозреваемых в пиратской деятельности. Президент России Дмитрий Медведев выступил с революционным заявлением, где он призвал к созданию Международного уголовного трибунала по противодействию пиратству. Идея была поддержана рядом стран, но вот Соединенные Штаты Америки и Великобритания довольно холодно отнеслись к предложению российского президента. Вашингтон и Лондон заявили, что гораздо эффективнее преследовать и искоренять пиратство каждой стране поодиночке, применяя собственное антипиратское законодательство. Думаю, что для здравомыслящих людей очевидна некомпетентность заокеанских политиков и их союзников с Туманного Альбиона, а также их желание оставить проблему, как она есть.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день у военных есть право задерживать пиратов в случае совершения ими незаконных действий (захват судна, попытка захвата судна, вооруженное нападение, разбой и т.д.) под арестом доставлять в страну, под чьим флагом ходит корабль, для проведения судебного разбирательства. Так в настоящий момент несколько пиратов ожидают решения суда в Нидерландах. Однако расходы по транспортировки преступников очень велики. Поэтому было принято решение проводить судебные разбирательства в Кении и на Сейшельских островах, политическое руководство которых уже дало согласие. Но и тут получается не все так гладко.

Возьмем, например, Кению. Согласно законодательству этого государства, моряки, захватившие лицо по подозрению в причастности к пиратской деятельности, должны еще и оплатить ему адвоката и еще судебные издержки. Разумеется, не все государства пойдут на это. Вот и получается, что захваченных пиратов легче отпустить, отобрав у них оружие, средства связи и навигации.

К сожалению, приходится констатировать, что мировому сообществу не выгодно бороться с пиратством, и причин тут много.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru