Противотанковый комплекс ACRA: передовой, но не получивший признания

© Леонид Карякин
Материал для сайта «Отвага» предоставлен автором
Опубликовано в журнале «Техника и вооружение» №4 / 2019

 

Начавшиеся в 1960-х гг. в ведущих странах мира работы над противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) второго послевоенного поколения, получившими полуавтоматические системы наведения, ознаменовали собой новый этап в развитии этого грозного оружия. Помимо переносных и самоходных ПТРК с балочными и контейнерными пусковыми установками, в СССР, США, Франции, ФРГ осваивали и достаточно новое направление – ракеты, запускаемые через ствол орудия. Это давало возможность создавать классические боевые машины (танки, самоходные артустановки), артиллерийское вооружение которых дополнялось бы высокоточным противотанковым оружием с досягаемостью, превышающей обычную дальность прямого выстрела снаряда.

Самым передовым способом передачи команд управления на противотанковую ракету (ПТУР) на mom момент являлась лазерно-лучевая система. И здесь безусловным лидером выступила Франция, где впервые в мире был создан, полностью испытан и отработан противотанковый комплекс ACRA с наведением сверхзвуковой ПТУР в лазерном луче. Однако, несмотря на очевидную перспективность, этому комплексу не суждено было поступить на вооружение по целому ряду причин.

 

Американский предшественник – ПТРК Shillelagh

 

В 1950-е гг. Франция стала лидировать в создании ПТРК первого поколения. Противотанковая ракета SS.11 компании Nord Aviation получилась настолько удачной, что ее приняли на вооружение свыше 30 (!) стран. Она пережила несколько этапов модернизации, устанавливалась на бронеавтомобили, танки и вертолеты. Однако уже в следующем десятилетии перед военными и конструкторами встал вопрос о создании нового поколения ПТРК с полуавтоматической системой наведения и более мощной боевой частью.

В 1959 г. в США компания Ford Aeronutronic начала работы над перспективной ПТУР ХМ13, запускаемой из ствола орудия. Американские специалисты совершенно справедливо считали, что для запуска противотанковой ракеты, не требующей высокой начальной скорости, допустимо использовать более легкую пушку увеличенного калибра, которая одновременно может служить штурмовым оружием и устанавливаться как на танки, так и на легкую бронетехнику. Увеличенный калибр кумулятивной боевой части позволил бы ей бороться с более защищенными танками противника. В 1960 г. в США выполнили первые пуски новых ракет, а в 1964 г. началось их серийное производство под обозначением MGM-51A Shillelagh.

Управление MGM-51 осуществлялось с помощью модулированного инфракрасного (ИК) луча, который генерировался специальным ИК прожектором. При этом система управления комплекса отслеживала ПТУР по трассеру и автоматически передавала на нее сигналы поправок на направление движения, а оператору необходимо было только удерживать прицельную марку на цели до ее поражения. Дальность стрельбы составляла 2000 м, масса ракеты – 26,8 кг, длина – 1110 мм, диаметр -150 мм. Твердотопливный двигатель обеспечивал ракете скорость полета 320 м/с; кумулятивная боевая часть массой 6,8 кг могла пробивать гомогенную броню толщиной 390 мм. В 1966 г. на вооружение приняли модификацию MGM-51B с дальностью 3000 м, а затем – усовершенствованную MGM-51C; производство продолжалось до 1971 г. Стрельба ракетами осуществлялась из нарезного 152-мм орудия М81, устанавливаемого сначала на легкий авиадесантируемый танк М551 Sheridan, а позже – на основной танк М60А2 Starship. Чтобы ПТУР не вращалась в полете, в ее корпусе выполнили специальный выступ, а в стволе орудия – продольный паз для него. После вылета из ствола раскрывались аэродинамические поверхности, стабилизирующие ракету по крену.

Однако сразу же с началом эксплуатации ПТРК Shillelagh американские военные столкнулись с высокой сложностью и низкой надежностью комплекса. Электроника системы управления оказалась чувствительной к импульсам отдачи орудия и часто отказывала, а система передачи команд по ИК лучу имела низкую помехозащищенность. В период войны во Вьетнаме, куда отправили, в том числе и танки М551, для ракет Shillelagh целей не нашлось.

Фактически дорогостоящая система оружия лишь официально эксплуатировалась в войсках, но была малопригодной для реального боевого применения. Вскоре танки М60А2 сняли с производства, а М551 оставили свои боекомплекты ПТУР на складах. Попытка оснастить ракетами Shillelagh перспективный американо-германский танк МВТ-70 в конце концов закончилась закрытием самой программы (разработки велись в 1963-1971 гг.) и растаскиванием ее по «национальным квартирам»: в США она вылилась в программу ХМ1, а в ФРГ– в Leopard 2. Единственный эпизод применения ПТРК Shillelagh относится к 1991 г., когда во время операции Desert Storm американскими войсками было выпущено 5-6 ракет MGM-51C по пустым иракским бункерам.

 

Начало работ по комплексу ACRA

 

Французские военные при создании аналогичного оружия основывались на известных данных по широко разрекламированному ПТРК Shillelagh, но подошли к своему детищу более требовательно. Учитывая низкую помехозащищенность ИК канала наведения, они решили использовать принципиально новое средство – лазерный луч. Французская программа разработки перспективного противотанкового комплекса ACRA (Anti-Char Rapide Autopropulsé – противотанковое высокоскоростное реактивное оружие) стартовала в 1961 г. и ставила целью получение сверхзвуковой противотанковой управляемой ракеты второго поколения, носителем которой могли бы стать существующие и перспективные танки, а также (желательно) вертолеты.

Головным исполнителем назначили конструкторское бюро Atelier de construction de Puteaux (АРХ); в качестве субподрядчиков выступали компании АМХ, ЕСР de Bourges, MAS, ASS, ETBSJRT, CGE,Thompson Brandt, BEZU, Auxilec, SNIAS и др. Согласно первым тактико-техническим требованиям, стрельба должна была вестись через ствол гладкоствольного танкового орудия на дальность 3000-4000 м; минимальная дальность определялась в 75 м (для сравнения: американская ПТУР MGM-51 управлялась с дальности 730 м). Начальная скорость ракеты при выстреле должна была составлять 100 м/с, после чего в течение одной секунды двигатель разгонял бы ее до сверхзвуковой скорости 600 м/с с перегрузкой 50д; время полета до цели – не более 4 с. В качестве органов управления вместо интерцепторов рассматривались более эффективные воздушные рули. Управление задавалось полуавтоматическим, что упрощало бы процесс наведения на цель и снижало требования к подготовке оператора. Кроме того, оговаривалось совмещение в прицеле оператора линии визирования и линии лазерного луча передачи команд (ПТРК Shillelagh имел разнесенные в пространстве прицел и ИК прожектор наведения). Помимо ПТУР, орудие должно было стрелять и обычными боеприпасами для поражения второстепенных целей. В первые годы разработчики занимались формированием общего облика перспективного ПТРК и проводили НИОКР, определяя аэродинамическую схему и конструкцию будущей ракеты, а также реализацию нового способа ее наведения. После первых бросковых испытаний в 1965 г. была определена возможность сверхзвукового полета и стабилизации крена ракеты. Последнюю задачу удалось решить только после создания компактного гироскопического блока, так как до этого стабилизацию крена пытались осуществить установленными на головной части фотоэлементами, различающими небо (светлую верхнюю полусферу) и поверхность земли (темную нижнюю полусферу). Тогда во время очередных летных испытаний ракеты падали из-за того, что бортовая система путалась, обнаруживая внизу более светлую, чем земля, поверхность цветущей травы. Тогда же для системы наведения окончательно выбрали твердотельный Nd:YAG лазер. В 1966 г. началась отработка управляемого полета на малых дистанциях, а еще через год были полностью преодолены все трудности, связанные с аэродинамикой и стабилизированным полетом на требуемой высоте.

В течение 1965-1968 гг. министерство обороны Франции выработало уточненное ТТЗ, которое представило 3 мая 1968 г. В нем, помимо других деталей, указывалось на необходимость достижения высокой надежности оборудования комплекса. При хранении ракеты следовало обеспечить ей минимум контрольно-проверочных операций, а оборудование системы управления сделать легко доступным для профилактических операций или замены. Оговаривались также следующие параметры точности наведения: неподвижная цель размером 1,8×0,9 м должна была поражаться с 90-процентной вероятностью на дальности до 2 км, с 80-процентной вероятностью – от 2 до 3 км; вероятность поражения подвижной цели размером 4,6×2,3 м определялась такой же.

При попадании в цель ракета должна была гарантированно выводить ее из строя (полное уничтожение, повреждение ее оружия или двигателя либо выведение из строя экипажа). От системы управления требовалось обеспечивать скорострельность не менее 3 выстр./мин на любую дальность (желательно 4 выстр./мин). Ракету, имевшую габариты для свободного перемещения внутри боевого отделения машины, предусматривалось запускать без специальной подготовки. Наведение должно было осуществляться днем и ночью при любом направлении ветра, в условиях помех, при температурном диапазоне от -40 до +52° С, а оптическое оборудование – функционировать в любых боевых условиях, в том числе при применении ОМП. Обеспечение безопасности экипажа предусматривало взведение взрывателя БЧ не менее чем через 20 м после вылета из ствола. Помимо боевого комплекса, разработчикам надлежало представить оборудование для обучения операторов с использованием минимального количества пусков ракет.

В том же 1968 году провели первые пуски ПТУР в телеметрическом исполнении на дальность более 1000 м с передачей команд управления по лучу лазера, а также отработали основные режимы вариантов управления полетом. Здесь разработчики столкнулись с очередными трудностями: дым реактивного двигателя ракеты часто перекрывал источник ИК излучения трассера, и система управления теряла контроль над ПТУР В сжатые сроки было создано усовершенствованное смесевое топливо с пониженным дымообразованием при горении. Повысили и чувствительность оптических датчиков ракеты, воспринимающих сигналы лазерного луча, путем установки интерференционных фильтров на приемной оптике.

 

Противотанковая управляемая ракета ACRA

 

Ракета ACRA была выполнена по нормальной аэродинамической схеме; она включала цилиндрический корпус и коническую головную часть. Стартовая масса – 24 кг, длина -1220 мм, диаметр – 142 мм, размах крыла -438 мм. Снаружи на корпусе располагались два обтюрирующих пояска.

Ракета состояла из следующих четырех отсеков, состыкованных друг с другом.

Головной отсек массой 6035 г включал контактный головной взрыватель, кумулятивный заряд (масса заряда – 3555 г, масса ВВ – 2500 г), детонатор и предохранительно-исполнительный механизм, который взводился через 50 м после вылета из ствола. В качестве ВВ использовалась смесь «гексолит», состоящая из 62% гексогена и 38% тринитротолуола.

В состав приборного отсека входили бортовое устройство вычисления отклонения и передачи команд, усилитель сигнала и блок питания.

Двигательный отсек содержал корпус твердотопливного двигателя, выполненный из жаропрочной стали, и кабель-канал, соединяющий приборный отсек с хвостовым. В качестве смесевого топлива использовался двухслойный состав «Эпиктет». Горение первого слоя радиально от центрального канала происходило со скоростью 15 мм/с в течение первых 1,5 с после покидания ствола; в этот период ракета разгонялась со 150 м/с до 500 м/с. Второй слой горел со скоростью 4 м/с – за это время (до 6,5 с) поддерживалась постоянная маршевая скорость.

Хвостовой отсек включал сопло двигателя из титанового сплава, четыре оптических приемника лазерного модулированного излучения, предусилитель, гироскопический блок, складываемые управляющие аэродинамические поверхности и их приводы (электромагниты и пружины). Аэродинамические поверхности удерживались в корпусе специальной втулкой, которая сбрасывалась при выстреле, освобождая их.

ПТУР заряжалась в орудие как обычный артиллерийский выстрел, вручную. На ней имелись специальная маркировка и выступ для правильного положения в стволе (в полете оно удерживалось гироскопом). Для пуска применялся метательный заряд в металлической гильзе. Выстрел с ракетой имел длину 1250 мм и массу 26 кг. Начальная скорость, сообщаемая метательным зарядом, составляла 150 м/с (максимальная перегрузка 2 д). Маршевая скорость, сообщаемая двигателем ракеты, достигала 500 м/с (перегрузка 6 д).

В комплекс ACRA входили также прицел-прибор наведения с квантовым генератором, вычислительный блок, блоки питания и контрольно-проверочная аппаратура. Неотъемлемой его частью являлось 142-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка. По некоторым данным, такой нестандартный калибр был использован исходя из имеющегося 142-мм штурмового орудия французской бронированной инженерной машины AMX-30EBG.

 

142-мм пушка-пусковая установка

 

Орудие-пусковая установка калибра 142 мм комплекса ACRA представляла собой гладкоствольную пушку с клиновым полуавтоматическим затвором, стволом-моноблоком длиной 4200 мм (29,58 клб). На ней имелся высокоэффективный дульный тормоз, снижающий отдачу и, соответственно, воздействие на приборы комплекса. Экстракция пороховых газов из ствола после выстрела осуществлялась сжатым воздухом. Ствол крепился к казенной части резьбовым соединением. В казеннике монтировались два симметрично расположенных относительно канала ствола по диагонали противооткатных устройства (справа сверху и слева снизу) и накатник (снизу в центре). Позади казенника фиксировалось ограждение.

Общая длина орудия составляла 5360 мм, масса – 1740 кг (масса откатной части – 1256 кг), максимальное давление в канале ствола-3000 бар. Заряжание орудия – унитарное, производилось вручную одним из членов экипажа боевой машины (заряжающим). От американской нарезной пушки М81 комплекса Shillelagh французское орудие отличалось не только гладким стволом, но и применением боеприпасов с обычной металлической гильзой, чем была решена проблема сгораемых гильз, тлеющие фрагменты которых могли оставаться в зарядной каморе после выстрела.

Орудие предполагалось крепить на цапфах в рамке амбразуры боевой машины вместе с жестко прикрепленным к нему прицелом-прибором наведения ПТУР (сверху на стволе имелась специальная площадка). Стабилизация орудия не предусматривалась, так как стрельба ракетами была возможна только с места. Прицеливание и стрельбу осуществлял наводчик, командир же с помощью своего прицела давал целеуказание. Перед выстрелом боевая машина останавливалась, наводчик сразу наводил прицельную марку на цель, после чего следовал выстрел; далее наводчик должен был удерживать прицельную марку на цели в течение полета ракеты (на дальность 1000 м оно составляло 2,3 с, на дальность 3300 м – 7 с). За время этого процесса прицел-прибор наведения генерировал модулированный лазерный луч, который воспринимался четырьмя оптическими датчиками ракеты, расположенными на срезе хвостовой части. При отклонении от линии прицеливания специальное устройство на борту ракеты вырабатывало сигналы на коррекцию курса (по тангажу, рысканию или крену), которые передавались на приводы вертикальных и горизонтальных рулей (через 0,6 с полета также вырабатывалась команда на компенсацию земного притяжения).

После выхода ракеты из ствола ее аэродинамические поверхности раскладывались из корпуса поворотом назад – четыре руля (два вертикальных и два горизонтальных) и четыре стабилизатора противовращения. В полете предусматривалось некоторое превышение высоты над линией визирования, так как в процессе испытаний выяснилось, что истекающие из сопла двигателя пороховые газы затрудняли прицеливание.

Помимо основного боеприпаса – выстрела с противотанковой ракетой МР ACRA (Munition Principale Anti-Char Rapide Autopropuisé), в боекомплект 142-мм орудия-пусковой установки входили выстрелы со специальными унитарными осколочно-фугасными активно-реактивными снарядами MUC (Munition Complementaire), которые предназначались для уничтожения второстепенных целей – пехоты, укрытий, легких фортификационных сооружений и легкой техники. Снаряд MUC покидал ствол со скоростью 550 м/с, а затем с помощью порохового двигателя разгонялся до 700 м/с. Стабилизация снаряда в полете осуществлялась раскрываемым оперением из шести стабилизаторов. Длина выстрела составляла 900 мм, длина снаряда – 640 мм, масса выстрела – 20 кг, снаряда – 15 кг, ВВ -2 кг. Время полета на дальность 1 км – 1,4 с, максимальная дальность стрельбы – 8 км (время полета – 25 с).

Расчетная скорострельность обычными осколочно-фугасными активно-реактивными снарядами составляла 8-9 выстр./мин, противотанковыми ракетами ACRA – 4 выстр./мин, но только в течение 3 мин из-за ограниченных возможностей лазерного прибора наведения. Длина отката при стрельбе ПТУР равнялась 240 мм, при стрельбе ОФС – 350 мм.

 

Прицел-прибор наведения

 

1 — лазер, обеспечивающий монохроматический свет с длиной волны 1064 нм; 2 — оптический сепаратор, разделяющий световой луч на четыре пучка; 3 — вращающийся модулирующий анализатор (диск высокой частоты вращения с четырьмя рядами прорезей), дающий на выходе четыре световых пучка индивидуальной модуляции (условно частоты F1, F2, F3, F4); 4 — оптическая система, совмещающая четыре световых пучка в один, разделенный на четыре сектора; 5 — вращающаяся призма; 6 — объектив с переменным фокусным расстоянием.

Основным средством прицеливания комплекса служил дневной телескопический прицел-прибор наведения, жестко установленный на специальной платформе на стволе орудия и обслуживаемый наводчиком-оператором. Оптическая труба прицела имела шарнир в месте соединения с его основной частью для беспрепятственного перемещения объектива в вертикальной плоскости вместе с орудием. Изначально прицел был одноканальным: через него осуществлялось как наведение ракет, так и стрельба неуправляемыми снарядами. Позже появился усовершенствованный вариант М390, имеющий два канала: один – чисто оптический для стрельбы ОФС, второй – совмещенный с лазерным каналом наведения для управления ПТУР. Переключение между двумя ветвями прицела производилось оператором с пульта.

Ветвь для стрельбы активно-реактивными ОФС представляла собой телескопический шарнирный монокулярный прицел с нестабилизированным полем зрения 9,5° и 6-кратным увеличением.

Ветвь для стрельбы управляемой ракетой ACRA имела встроенный квантовый генератор – твердотельный лазер Nd:YAG, в котором в качестве активной среды использовался иттрий-алюминиевый гранат, легированный ионами неодима (Nd). Генерация происходила на длине волны 1064 нм; мощность накачки от криптоновых ламп – 2 кВт, выходная мощность луча – 40 Вт, диаметр выходного луча -2-3 мм. Наращивание мощности лазера производилось за 0,5 с с момента выстрела, максимальная продолжительность излучения –  менее 15 с. Поле зрения составляло 5,7°, кратность увеличения – 10х.

Объектив с переменным фокусным расстоянием имел стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости (на основе гироскопа с двумя степенями свободы) с целью гашения любых колебаний, особенно после выстрела для точного наведения. Жидкостная система охлаждения лазера позволяла осуществлять четыре цикла стрельбы за одну минуту в течение 3 мин.

Специальное устройство кодирования (вращающийся модулирующий анализатор – диск высокой частоты вращения с четырьмя рядами прорезей) создавал модулированный лазерный луч с пространственно-кодированными направлениями информационного поля, разделенный на четыре сектора (световых пучка индивидуальной модуляции) с частотами около 110 кГц, центр которого совпадал с линией визирования цели. В полете с помощью четырех оптических датчиков ракета определяла местоположение относительно центра информационного поля, а бортовое устройство выработки команд осуществляло коррекцию курса с помощью аэродинамических поверхностей.

 

Первый носитель – истребитель танков АМХ-10М ACRA

 

Первоначально подразумевалось использовать в качестве главного носителя ПТРК ACRA модифицированный основной французский танк АМХ-30. Были даже спроектированы боевое отделение и башня с 142-мм пушкой. Однако в процессе отработки комплекса приняли решение создать специальный легкий истребитель танков (самоходную установку), так как широкое распространение бронебойных оперенных подкалиберных снарядов в танковых арсеналах посчитали достаточно серьезным аргументом против внедрения в них ПТУР. В результате в качестве базовой машины выбрали гусеничную БМП АМХ-10Р компании GIAT.

Первый опытный образец безбашенного истребителя танков АМХ-10М ACRA построили в 1969 г. и тогда же приступили к его стрельбовым испытаниям. Корпус самоходной установки выполнили в виде рубки одинаковой высоты по всей длине с вертикальными бортами и кормой, небольшими скосами сверху и наклонными верхней и нижней лобовыми деталями. Броня из алюминиевого сплава защищала экипаж и внутреннее оборудование от пуль стрелкового оружия и осколков. Масса машины составляла примерно 15 т, длина -6м (без пушки), ширина и высота – приблизительно 2,8 м.

В передней части корпуса в амбразуре установили 142 мм пушку-пусковую установку с прицелом-прибором наведения. В обитаемом отделении, занимающем почти две трети длины передней части корпуса, располагался экипаж из четырех человек: механика-водителя (место спереди справа, с люком в крыше), наводчика (позади мехвода), командира (позади наводчика, с люком в крыше) и заряжающего (спереди слева, с люком в крыше). Позади заряжающего по левому борту и у моторной перегородки находились укладки с боеприпасами.

В корме размещалось моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с V-образным 8-цилиндровым многотопливным дизелем Hispano-Suiza HS-115 жидкостного охлаждения с турбонаддувом и гидромеханической трансмиссией с двухвальной КПП (четыре передачи переднего и одна заднего хода). Двигатель мощностью 300 л.с. (при 3000 об/мин) мог разгонять машину до 65 км/ч; запас хода – 600 км.

Ходовая часть состояла из пяти односкатных обрезиненных опорных и трех поддерживающих катков (на борт), передних направляющих и задних ведущих колес. Подвеска –  индивидуальная, торсионная, с рычажно-поршневыми гидравлическими амортизаторами на первых и последних катках.

Опытный истребитель танков АМХ-10М ACRA успешно прошел испытания. Стрельбы проводились по подвижным и неподвижным мишеням на дальностях до 3 км и были весьма результативны. После испытаний первого опытного образца в 1971 г. собрали еще два прототипа. Первый оборудовали командирской башенкой ТОР.7 от танка АМХ-30 с командирским дневным/ночным прицелом, пулеметной установкой и приборами наблюдения по периметру. Второй получил башенку измененной конструкции с установленной на ней 20-мм автоматической пушкой М693 F1.

 

Закрытие программы и последующая реинкарнация

 

Совершенствование ПТРК ACRA продолжалось. Для устойчивого сопровождения ракеты ИК системой наведения на максимальную дальность разработали новый трассер со значительно улучшенными характеристиками. В 1972 г. прошло испытание комплекса со стрельбой на дальность свыше 3 км, при этом были достигнуты все заданные боевые и эксплуатационные характеристики. Ракета уверенно поражала цели с высокой точностью.

Тем не менее, через 10 лет с момента открытия программы ACRA неожиданно для всех на государственном уровне было принято решение о прекращении ее финансирования. Одной из главных причин называлась непомерно высокая стоимость комплекса: серийный приборный комплекс наведения стоил 1 млн. франков, а управляемая ракета – 30 тыс. франков. Кроме того, сказалась жесткая ограниченность по носителям – ракетой можно стрелять только из танковой пушки; оснастить ею вертолеты не удалось по конструктивным соображениям. Не лучше выглядела и сама идея создания специализированного истребителя танков под ПТРК. Отмечалось также, что дальность стрельбы свыше 3 км для борьбы с танками на европейском ТВД является излишней и в полной мере не может быть реализована из-за наличия естественных образований рельефа местности, лесов и зданий. Предложение Франции организовать совместное производство ПТРК ACRA с компаниями ФРГ и США не получило развития.

После прекращения финансирования проект ACRA полностью передали компании Groupement Industriel des Armements Terrestres (GIAT, ныне Nexter), которая продолжила совершенствование комплекса на собственные средства в надежде на государственный заказ. Прежде всего, были возобновлены работы над башенной установкой Т142, которую предполагалось установить на серийный основной танк АМХ-30.

 

Последний носитель – танк AMX-30ACRA

 

В 1973 г. изготовили и направили на испытания первый (как оказалось, единственный) прототип танка AMX-30ACRA с управляемым ракетным вооружением. Его башенная установка Т142 имела унифицированные с базовым танком погон, подбашенное отделение и основные массогабаритные характеристики, а потому без особых трудностей была размещена на корпусе серийного АМХ-30. Конструктивно бронебашня была близка к башне АМХ-30, но внешне отличалась внушительной «горбатой» бронемаской, в которой кроме пушки находились объективы прицела-прибора наведения.

В 1973-1974 гг. прототип в целом успешно прошел испытания стрельбой ПТУР по подвижным и неподвижным целям, в том числе на дальности свыше 3,5 км (максимально достигнутая дальность – 3,8 км). Проводились и довольно интенсивные стрельбы осколочно-фугасными активно-реактивными снарядами, предназначенными для поражения второстепенных целей. Как впоследствии подсчитали, с 1968 г. за весь период огневых испытаний комплекса было израсходовано около 500 ПТУР ACRA в телеметрическом, инертном и боевом исполнении. К 1974 г. противотанковый комплекс на прототипе АМХ-30 ACRA полностью отработали. Дальность управляемого наведения составляла от 250 до 3300 м.

АМХ-30 ACRA имел классическую схему общей компоновки, идентичную серийному АМХ-30. Место механика-водителя находилось в отделении управления в носовой части корпуса слева, места командира танка и наводчика – в башне справа от пушки, заряжающего – слева он нее. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса и башню, МТО размещалось в кормовой части корпуса. Масса танка составляла около 38 т, длина с пушкой – 8,65 м, ширина – 3,14 м, высота по крышу башни – 2,56 м.

Орудие располагалось в амбразуре башни в бронемаске (довольно массивной по сравнению с самоходкой АМХ-10М ACRA) вместе с прицелом-прибором наведения ПТУР. Стабилизация у орудия отсутствовала, прицельная стрельба допускалась только с места; углы вертикального наведения составляли от -8 до +20°. Стрельба управляемой ракетой велась наводчиком. Командир в этом случае с помощью своего прицела мог осуществлять только целеуказание, однако он имел возможность самостоятельно вести огонь из пушки неуправляемыми ОФ снарядами, из спаренного 12,7-мм пулемета или из зенитного 7,26-мм пулемета, расположенного в дистанционной установке на командирской башенке.

Общая компоновка башни также была близка к компоновке башни АМХ-30В: отличия обуславливались в основном установкой нового орудия и прицела-прибора наведения, из-за чего отсутствовал оптический дальномер. Боеукладку в кормовой нише башни, в отличие от АМХ-30, изменили – выстрелы укладывались головной частью вперед. Вторая укладка располагалась в отделении управления справа от механика-водителя.

В МТО по центру продольно располагался дизельный двигатель Hispano-Suiza HS-110 мощностью 700 л.с. (при 2400 об./мин) с горизонтально-оппозитным расположением цилиндров (12 шт.). Он был выполнен в едином блоке с механической трансмиссией 5SD200D, имеющей пять передач переднего и одну заднего хода. В верхней части отделения находилась система охлаждения двигателя с радиатором и вентилятором. В МТО также располагались два топливных бака на 220 л и аккумуляторные батареи. Танк имел максимальную скорость движения 65 км/ч и запас хода 550-600 км.

Ходовая часть – пятиопорная, с задним расположением ведущих и передним – направляющих колес. Гусеничный движитель включал (на борт) по пять сдвоенных опорных катков с резиновыми шинами и по пять поддерживающих катков с внутренней амортизацией. В системе подрессоривания применялись несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески. Направление балансиров торсионов на разных узлах подвески различалось для улучшения внутренней компоновки танка.

Строго говоря, АМХ-30 ACRA не являлся полноценной боевой машиной и в случае принятия на вооружение, несомненно, подвергся бы доработке путем установки дополнительных приборов наблюдения, ночного прицела наводчика, оптического дальномера и системы противоатомной защиты с ФВУ.

 

Финал

 

Итак, к 1974 г. ПТРК ACRA с запускаемой через ствол орудия ПТУР был полностью готов к серийному производству. Французской военной промышленности удалось реализовать почти все изначально заданные характеристики, отработать технологию производства и режимы боевого применения. Это был первый в мире полноценный танковый ПТРК с передачей команд по лазерному лучу. Однако, несмотря на все усилия компании GIAT, потратившей значительные средства на создание АМХ-30 ACRA, военные больше не интересовались ни новым танком с управляемым ракетным вооружением, ни самим комплексом ACRA.

Время было безвозвратно упущено – то, что являлось перспективным в начале 1960-х гг., в течение более чем 10-летнего периода реализации программы быстро устарело. К первой половине 1970-х гг. танки начали получать более совершенные системы управления огнем, оснащенные встроенными в прицелы лазерными дальномерами, баллистическими вычислителями на новой элементной базе, что в сочетании с мощными 105-мм подкалиберными снарядами нивелировало все плюсы слишком дорогого противотанкового комплекса (в некоторых источниках сообщается, что на его разработку ушло полмиллиарда франков).

Кроме того, к этому времени франко-германский консорциум Euromissile уже начал разработку нового тяжелого ПТРК НОТ (Haut subsonique Optiquement teleguide tire d’un Tube), который не имел такой запредельной стоимости, но был более простым технически и универсальным по носителям – мог устанавливаться на любую легкую бронетехнику и вертолеты. Именно он впоследствии и поступил на вооружение во Франции, а все дальнейшие работы по программе ACRA на этот раз полностью остановили.

В США и ФРГ от подобного танкового комплекса отказались совсем. Только в СССР, хоть и на десятилетие позже, данное направление получило развитие – в 1983 г. на вооружение поступили комплексы 9К116-1 «Бастион» (для Т-55) и 9К116-2 «Шексна» (для Т-62), придавшие новые возможности устаревшим танкам. В дальнейшем все советские основные танки получили «длинную руку» в виде запускаемых через ствол орудия ПТУР с дальностью до 5 км.

Хотя ПТРК ACRA имел все шансы на успех, многочисленные вышеуказанные причины так и похоронили этот интересный проект. Французские специалисты считают, что одним из главных роковых решений стало создание специализированного истребителя танков АМХ-10М ACRA. Если бы разработчикам дали возможность реализовать первоначальный план оснащения танка АМХ-30 башней Т142, то, возможно, к 1970-1971 гг. армия Франции имела бы на вооружении ракетные танки АМХ-30 ACRA, хотя, конечно, в весьма ограниченном количестве из-за высокой стоимости комплекса.

После полного прекращения программы Anti-Char Rapide Autopropulse компания GIAT передала прототипы самоходной установки АМХ-10М ACRA и танка АМХ-30 ACRA музею бронетехники в Сомюре, где они до последнего времени хранились в запаснике без какого-либо ремонта и сейчас находятся в весьма плачевном состоянии.

 

Сравнительные тактико-технические характеристики ПТРК

 

В статье использованы иллюстрации из издания J.Е. Staufl, J. Guillot R. Dubemet. Armements antichars missiles guidés et non guidés. – France. COMHART. Periode 1945-1975. Tome 10, из архивов автора, редакции, а также из общедоступной сети Интернет.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru